Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ДАЛЬНЕРЕЧЕНСКОГО РАЙОННОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 17.06.2010

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДАЛЬНЕРЕЧЕНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2010 года



Дальнереченский городской суд Приморского края, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению и. о. Дальнереченского межрайонного прокурора о признании муниципального нормативного акта противоречащим закону в части,
установил:

И.о. Дальнереченского межрайонного прокурора обратилась в суд с заявлением о признании п. 1.2, абз. 8 п. 1.3, главы 7 Положения "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, находящихся на территории Дальнереченского городского округа", утвержденного решением Думы Дальнереченского городского округа от 5 марта 2010 года N 19 (далее - Положение), противоречащими Земельному кодексу Российской Федерации и недействующими с момента принятия. В обоснование требований указано, что ч. 1 ст. 34 ЗК РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность установить процедуру и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, находящихся в их собственности. Данный порядок является единым для всех земельных участков. При этом правом определения понятий в сфере земельных правоотношений органы местного самоуправления не наделены. В нарушение указанного требования действующего земельного законодательства Положением введены новые понятия земельных правоотношений в п. 1.2, абз. 8 п. 1.3, главы 7 - существующий (основной) земельный участок, присоединенный земельный участок (дополнительный земельный участок), а также установлен в зависимости от данных видов земельных участков различный порядок их предоставления. В нарушение требований ч. 3 ст. 34 ЗК РФ в п. 7.2 Положения расширены требования к заявлению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. Наличие на территории Дальнереченского городского округа (далее - ДГО) действующего нормативно правового акта, который противоречит требованиям законодательства, нарушает требования Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивала, ссылаясь на доводы заявления.
Представитель Думы ДГО просил в удовлетворении заявления отказать. Пояснил, что перед принятием Положения прокурором проводилась экспертиза его проекта. Земельные отношения регулируются не только ЗК РФ, но и другими законами и нормативными актами. Введенные в Положении понятия не являются новыми, они взяты из Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Приложения N 2 к приказу Минэкономразвития от 24 ноября 2008 года. Несмотря на то, что понятия в этих документах не соответствуют указанным в Положении, но имеют один и тот же смысл. Введены в Положения эти понятия - существующий (основной) земельный участок и присоединенный земельный участок (дополнительный земельный участок) были для удобства в работе. В главе 7 Положения расширены требования к заявлению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, для того, чтобы в последующем были удобно внести необходимые сведения в кадастр.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя заслуживают внимания.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы местного самоуправления в целях обеспечения и распоряжения земельными участками обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и определенных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. В заявлении о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 ЗК РФ определены объекты земельных отношений, которыми являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
В нарушение перечисленных требований Положение содержит новые понятия земельных отношений - существующий (основной) земельный участок, присоединенный земельный участок (дополнительный земельный участок), а также установлен в зависимости от данных видов земельных участков различный порядок их предоставления для целей, не связанных со строительством (п. 1.2, абз. 8 п. 1.3, глава 7). Пункт 7.2 содержит расширеннее требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка - в нем должны быть указаны площадь существующего (дополнительного) земельного участка, вид разрешенного использования существующего (основного) земельного участка, вид права на существующий (основной) земельный участок и размер долей (в случае предоставления земельного участка на праве собственности в подачи совместного заявления).
Действие на территории Дальнереченского городского округа нормативного акта, который в части противоречит требованиям земельного законодательства недопустимо в силу прямого указания в законе.
Суд не принимает доводы представителя Думы ДГО о том, что используемые в Положении тождественные понятия земельных правоотношений имеются в других законах и нормативных документах, регулирующих земельные отношения, так как они не соответствуют требованиям закона.
Земельный участок - ключевое понятие земельного законодательства. Именно земельный участок является универсальным объектом прав с точки зрения государственной регистрации. Определение земельного участка содержится в законодательстве о кадастре объектов недвижимости. При этом указанные в Положении понятия - существующий (основной) земельный участок, присоединенный земельный участок (дополнительный земельный участок) отсутствуют как в Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", так и в Приказе Минэкономразвития Российской Федерации от 24 ноября 2007 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", на которые ссылался представитель Думы ДГО.
При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению. Оспариваемое Положение в части противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, подлежит в этой части признанию недействующим со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 14, 194 - 199, 253 ГПК РФ,
решил:

Требования и. о. Дальнереченского межрайонного прокурора удовлетворить полностью.
Признать пункт 1.2, абзац 8 пункта 1.3, главу 7 Положения "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, находящихся на территории Дальнереченского городского округа", утвержденного решением Думы Дальнереченского городского округа от 5 марта 2010 года N 19, противоречащими Земельному кодексу Российской Федерации и недействующими с момента принятия.
После вступления в законную силу решение или сообщение о решении подлежит обнародованию в порядке, котором было обнародовано решение Думы Дальнереченского городского округа от 5 марта 2010 года N 19 - в газете "Дальнеречье".
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме через Дальнереченский районный суд.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)