Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2014 ПО ДЕЛУ N А11-1482/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу N А11-1482/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрация города Владимира, г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.10.2013 по делу N А11-1482/2013, принятое судьей Киселевой М.Ф. по иску администрации города Владимира, г. Владимир, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, г. Владимир, при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, г. Владимир, общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород", г. Нижний Новгород - в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов, г. Владимир, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
В судебном заседании участвуют представители:
- от истца - Костина С.Н. по доверенности от 01.08.2013 N 01-01/1148 (сроком на 1 год);
- от ответчика - Лукашова Н.В. по доверенности от 09.01.2014 N 2 (сроком до 31.12.2014);
- от ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Здеховская Л.Ю. по доверенности от 13.06.2012 (сроком на 3 года);
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - не явился, извещен.
Суд
установил:

что администрация города Владимира обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области об истребовании земельного участка площадью 43 327 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032204:7, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Добросельская, д. 214, из чужого незаконного владения Российской Федерации, путем обязания ответчика вернуть земельный участок в неразграниченную государственную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов.
Решением от 03.10.2013 Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Владимира обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Владимирской области отменить, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, вследствие чего применение пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации необоснованно.
Одновременно указал, что в отношении спорного земельного участка государственная собственность не разграничена, в связи с чем право на распоряжение принадлежит администрации города Владимира.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов в отзывах на апелляционную жалобу просили решение Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлениями главы администрации города Владимира от 13.07.2009 N 2087, от 21.09.2009 N 2885 между администрацией города Владимира (арендодатель) и ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов (арендатор) 05.11.2009 подписан договор N 12727 аренды земельного участка площадью 43 327 кв. м, с кадастровым номером 33:22:32204:7, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 214, для содержания производственной базы.
Срок аренды установлен в пункте 2.1 указанного договора - с 13.07.2009 по 01.06.2029.
Данный договор 25.01.2010 зарегистрирован в установленном порядке.
На основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области 25.11.2011 произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 43 327 кв. м, с кадастровым номером 33:22:032204:7, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - содержание производственной базы, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 214, и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 25.11.2011 серии 33 АЛ N 261816.
Администрация города Владимира, полагая, что не имелось правовых оснований для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 33:22:032204:7, расположенный по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 214, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со статьями 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации с требованием о виндикации имущества может обратиться лишь его законный владелец, следовательно, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец должен был представить соответствующие доказательства.
Согласно пунктам 32, 36 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при применении статьи 301 ГК РФ судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении, и лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Оценив все представленные по делу доказательства, суд первой инстанции в пределах процессуальных полномочий пришел к выводу о недоказанности подтверждения наличия у истца права собственности на спорное имущество.
Истец мотивирует свое право на земельный участок тем, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, вследствие чего применение пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации необоснованно.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункт 2).
Рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 33:22:032204:7 находится в пределах городской черты г. Владимир и отнесен согласно кадастровому паспорту к категории земель населенных пунктов.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам инженерных и транспортных инфраструктур (пункт 1). Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (пункт 8).
Согласно частям 1, 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1). Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 5).
Из материалов дела следует, что разрешенным использованием спорного земельного участка является содержание производственной базы. Указанный земельный участок используется для обеспечения деятельности магистральных газопроводов и поддержания их нормального, безопасного функционирования. Таким образом, земельный участок сформирован для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации (магистрального газопровода) и относится к единой системе газоснабжения, что согласуется с положениями статьи 6 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ, которая определяет единую систему газоснабжения как имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.
В пункте 2.1 положения о филиале общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов, утвержденного 01.02.2008, предусмотрено, что основными целями деятельности филиала является: организация надежной и бесперебойной транспортировки по магистральным трубопроводам природного газа на территории Российской Федерации и обеспечение потребителей газом.
Подпункты 1, 2 пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе и для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, а также объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Судом установлено, что на спорном земельном участке находятся склад ГСМ Владимирского ЛПУМГ, система газопотребления предприятия Владимирского ЛПУМГ, участок транспортный Владимирского ЛПУМГ.
В материалы дела представлены свидетельства на объекты и сооружения расположенные по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Добросельская, д. 214, от 08.04.2009 серии 33 АК NN 684003, 684011, 684022, 684025, 684018, 684015, 648012, 684010, 605712, 684013, 684017, 684024, 684009, 684026, 684021, 684028, 684004, 684002, 684023, 684019, 684014, 684005, от 15.06.2009 серии 33 АК NN 605715, 605566, 605713, от 20.11.2009 серии 33 АК N 800923.
Кроме того, представлены свидетельства о государственной регистрации права от 06.03.2006 серии АА N 004287 на линейное сооружение - магистральный газопровод "Горький - Череповец", от 22.11.2007 серии АА 004810 на линейное сооружение - магистральный газопровод "Починки - Ярославль", от 21.09.2007 серии АА N 004749 линейное сооружение - магистральный газопровод "Горький - Центр", от 30.08.2005 серии АА N 004030 линейное сооружение - газовая перемычка от г. Владимира до газового кольца Московской области.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о газоснабжении в Российской Федерации) федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона о газоснабжении в Российской Федерации единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Расположение земельного участка в пределах населенного пункта не исключает применение указанной нормы, ввиду того, что нормой статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность вхождения в состав земель населенных пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур, в соответствии с требованиями градостроительного регламента.
Доказательств несоответствия разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту истцом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, довод администрации г. Владимира о том, что расположение земельного участка в пределах населенного пункта исключает отнесение его к объектам федеральной собственности, основан на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 33:22:032204:7 зарегистрировано в соответствии с требованиями действующего законодательства и не противоречит им.
Следовательно, суд первой инстанции верно указал, что данный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами, и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Обстоятельства дела судом исследованы полно и всесторонне, доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаются необоснованными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом не установлено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.10.2013 по делу N А11-1482/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Владимира, г. Владимир, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.Л.МАЛЫШКИНА
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)