Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2009 ПО ДЕЛУ N А05-14571/2009

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2009 г. по делу N А05-14571/2009


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Потеевой А.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 ноября 2009 года по делу N А05-14571/2009 (судья Бабичев О.П.),

установил:

гаражно-строительный кооператив "Престиж" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Территориальное управление) о признании незаконным отказа в представлении в аренду для строительства неотапливаемой двухэтажной автостоянки земельного участка площадью 0,0448 га, расположенного примерно в 10 м по направлению на юго-запад от ориентира - здания пожарной части, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Архангельская область, г. Архангельск, ул. Бадигина, д. 20, имеющего кадастровый номер 29:22:040605:0035, выраженного в письме от 20.08.2009 N 576.
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя Кооператив просил возложить на ответчика обязанность подготовить и направить Кооперативу проект договора аренды указанного выше земельного участка.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Территориальное управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие у ответчика в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" на момент принятия оспариваемого решения прав по предоставлению заявителю испрашиваемого земельного участка.
Кооператив в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области (правопредшественник ответчика) от 24.08.2007 N 958-р заявителю предварительно согласовано место размещения полуподземного здания гаража (до 50 машиномест) с помещениями общественного назначения в Октябрьском территориальном округе города Архангельска по ул. Б.Л. Розинга (в 10 м на юго-запад от дома N 20 по проезду Бадигина) в границах земельного участка площадью 0,0448 га, согласно утвержденному проекту границ земельного участка и акту выбора земельного участка от 25.01.2005.
На основании распоряжения от 24.08.2007 N 958-р, проекта границ земельного участка Кооперативом проведены работы по межеванию земельного участка и осуществлен его кадастровый учет. В результате проведения данных работ уточнено местоположение земельного участка (примерно в 10 м по направлению на юго-запад от ориентира - здания пожарной части, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Архангельская область, г. Архангельск, ул. Бадигина, д. 20), земельному участку присвоен кадастровый номер 29:22:040605:0035.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 21.02.2008 право собственности на названный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 29-АК N 246326.
Кооператив 12.08.2009 обратился к ответчику с заявлением от 03.08.2009 N 10 о предоставлении спорного земельного участка в аренду для использования под строительство здания автостоянки.
Письмом от 20.08.2009 N 576 Территориальное управление отказало гаражно-строительному кооперативу "Престиж" в предоставлении в аренду земельного участка, сославшись на положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности".
Кооператив, считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном данным Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 30 названного Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пункта 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Орган, обладающий полномочиями по предоставлению земельного участка, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 этой же статьи).
Согласно пункту 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу части 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Материалами дела подтверждается, что заявителем соблюдены все условия, предусмотренные процедурой предоставления земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. Выполнены первые два этапа предоставления земельного участка для строительства, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности, выдано решение о предварительном согласовании места размещения объекта и испрашиваемый земельный участок сформирован. Кооперативом в уполномоченный орган подано заявление о предоставлении земельного участка в аренду для использования под строительство здания автостоянки.
Таким образом, в соответствии с указанными выше нормами Земельного кодекса Российской Федерации Территориальное управление, получив от Кооператива названное заявление, должно было выполнить действия, предусмотренные пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ.
Однако ответчик не выполнил указанных действий и не представил суду доказательств, свидетельствующих о наличии причин, препятствующих принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства и, соответственно, заключению с заявителем договора аренды спорного земельного участка, чем нарушил права и законные интересы гаражно-строительного кооператива "Престиж" на заключение договора аренды земельного участка.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал отказ Территориального управления в предоставлении в аренду для строительства испрашиваемого земельного участка не соответствующим требованиям действующего земельного законодательства, нарушающим права Кооператива в сфере предпринимательской деятельности и удовлетворил требования гаражно-строительного кооператива "Престиж".
Довод подателя жалобы о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку правоотношения между сторонами возникли до вступления его в действие.
В апелляционной жалобе Территориальное управление указало на то, что в резолютивной части решения судом ошибочно незаконным признаны действия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Архангельской области, выразившиеся в письме от 20.08.2009 N 575, в то время как отказ Кооперативу изложен в письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области от 20.08.2009 N 576. Допущенные в резолютивной части обжалуемого решения опечатки исправлены судом первой инстанции в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 179 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 ноября 2009 года по делу N А05-14571/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА

Судьи
А.В.ПОТЕЕВА
О.Б.РАЛЬКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)