Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2010 N 05АП-4697/2010 ПО ДЕЛУ N А51-4759/2010

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2010 г. N 05АП-4697/2010

Дело N А51-4759/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 25 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Г.А. Симоновой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
- от департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель Подольский А.С., доверенность N 29/03-18-13093 от 15.12.2009 сроком до 31.12.2010, удостоверение N 4758;
- от ООО "Неолит": представитель Соколова Н.Г., доверенность от 04.05.2010 сроком до 31.12.2010, паспорт;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-4697/2010
на решение от 29.06.2010
судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-4759/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Неолит"
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным отказа в представлении в аренду земельного участка и обязании предоставить участок в аренду

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Неолит" (далее -заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент, ответчик) в предоставлении в аренду сроком на 7 лет земельного участка площадью 376 кв. м, расположенного на пересечении ул. Снеговой, д. 125, под размещение магазина с предварительным согласованием площадью застройки - 114,4 кв. м, площадь благоустройства 261,6 кв. м, содержащегося в ответе департамента от 27.01.2010 N 29/02-20-484, и обязании департамент предоставить в аренду сроком на 7 лет земельный участок площадью 376 кв. м, расположенный на пересечении ул. Снеговой, д. 125, под размещение магазина с предварительным согласованием площадью застройки - 114,4 кв. м, площадь благоустройства 261,6 кв. м Решением от 29.06.2010 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что у департамента отсутствовали правовые основания для отказа обществу в предварительном согласовании места размещения объекта. К заявлению о предоставлении земельного участка обществом приложены все необходимые документы, включая акт о выборе земельного участка и утвержденную схему границ земельного участка. Наличие объектов недвижимости на спорном земельном участке, принадлежащих третьим лицам, судом не установлено. Нахождение земельного участка в запретном районе достоверно не подтверждено, кроме того суд пришел к выводу, что данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 29.06.2010, департамент просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Вывод суда о том, что получение дополнительного согласования в случае строительства объектов недвижимости на территориях запретных районов в Приморском крае необходимо только при получении разрешения на строительство, департамент считает сделанным на неправильном толковании норм права. Со ссылкой на пункт 3 Положения о межведомственной комиссии по вопросам строительства объектов недвижимости на территории запретных районов в Приморском крае и пункта 2.1 Порядка рассмотрения заявлений о строительстве объектов недвижимости на территориях запретных районов в Приморском крае, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 02.04.2007 N 75-па, заявитель апелляционной жалобы полагает, что отсутствие разрешения на строительство объекта в запретном районе является достаточным основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции департамент поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Неолит" в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу департамента с доводами жалобы не согласилось, считает, что представило все необходимые документы для предоставления земельного участка в аренду. Само по себе нахождение земельного участка на территории запретной зоны, по мнению заявителя, не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
По договору аренды N 04-040014-Ю-В-06601 от 31.01.2007, заключенному между обществом и Управлением муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УМИГА) обществу предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 25:28:04 00 14:0116 площадью 88 кв. м по ул. Снеговая, 125 для размещения временного магазина.
В связи с принятием решения о строительстве нового магазина, обществом подготовлен эскиз объекта. 04.04.2008 УМИГА дано заключение о возможности строительства продовольственного магазина с предварительным согласованием места размещения объекта на земельном участке площадью 376 кв. м в районе ул. Снеговая, 125 в г. Владивостоке. На основании заключения 04.04.2008 обществу утвержден акт выбора площадки под строительство (регистрационный номер 13/08). Распоряжением УМИГА от 30.10.2008 N 2922 обществу утвержден проект границ земельного участка.
11.12.2009 ООО "Неолит" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 7 лет земельного участка площадью 376 кв. м, расположенного на пересечении ул. Снеговой, д. 125, под размещение магазина с предварительным согласованием, площадью застройки - 114,4 кв. м, площадь благоустройства 261,6 кв. м. К данному заявлению общество приложило заключение УМИГА от 04.04.2008 о возможности строительства продовольственного магазина с предварительным согласованием места размещения объекта на земельном участке площадью 376 кв. м в районе ул. Снеговая, 125 в г. Владивостоке; акт выбора площадки под строительство (регистрационный номер 13/08); проект границ земельного участка.
Письмом от 27.01.2010 N 29/02-20-484 департамент отказал заявителю в представлении земельного участка в аренду, сославшись на нахождение земельного участка в составе производственной, коммунально-складской зоны; несоответствие назначения земельного участка его разрешенному использованию, а также наличие на земельном участке объектов недвижимости, правоустанавливающие документы на которые не представлены. В отношении благоустройства обществу разъяснено, что оно носит срочный характер и не является целевым назначением земельного участка.
Не согласившись с указанным отказом департамента в предоставлении земельного участка в аренду, содержащимся в письме департамента от 27.01.2010 N 29/02-20-484, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (часть 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
На основании части 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (городе Владивостоке) переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, которым с 01.02.2007 является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
В спорном случае общество обратилось в департамент с заявлением от 11.12.2009 о предоставлении в аренду сроком на 7 лет земельного участка площадью 376 кв. м, расположенного на пересечении ул. Снеговой, д. 125, под размещение магазина с предварительным согласованием места размещения магазина, что соответствует требованиям Земельного кодекса РФ. К данному заявлению общество приложило, в том числе: эскиз объекта, заключение УМИГА от 04.04.2008 о возможности строительства продовольственного магазина с предварительным согласованием места размещения объекта на земельном участке площадью 376 кв. м в районе ул. Снеговая, 125 в г. Владивостоке; подготовленный на основании данного заключения акт выбора площадки под строительство (регистрационный номер 13/08), согласованный со всеми заинтересованными лицами и утвержденный заместителем начальника УМИГА 30.10.2008; проект границ земельного участка, утвержденный распоряжением УМИГА от 30.10.2008 N 2922; согласование присоединения планируемого строительством объекта к инженерным и иным сетям. Таким образом, заявителем соблюдены все необходимые требования Земельного кодекса РФ.
Основанием для отказа департамента в письме от 27.01.2010 N 29/02-20-484 в предоставлении в аренду спорного земельного участка явились: нахождение земельного участка в составе производственной, коммунально-складской зоны; несоответствие назначения земельного участка его разрешенному использованию, а также наличие на земельном участке объектов недвижимости, правоустанавливающие документы на которые не представлены.
Между тем нахождение спорного земельного участка в составе производственной, коммунально-складской зоны, а также наличие на участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, департаментом документально не подтверждено и материалами дела не установлено. Проектом границ земельного участка, утвержденным распоряжением УМИГА от 30.10.2008 N 2922, подтверждено расположение на земельном участке только принадлежащего заявителю временного сооружения (магазин).
Указание департамента на то, что разрешенное использование земельного участка не соответствует назначению планируемого объекта, не соответствует действительности и опровергается утвержденным заявителю УМИГА проектом границ земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения магазина. Кадастровым планом территории от 21.04.2008 N 28-4/08-727 также подтверждается, что часть испрашиваемого земельного участка, которая ранее предоставлялась заявителю на праве аренды по договору от 31.01.2007 N 04-040014-Ю-В-06601, имеет разрешенное использование - розничная торговля в магазинах (временный магазин).
Ссылка департамента о невозможности предоставления земельного участка в связи с его нахождением в границах запретного района войсковой части 40646 ТОФ коллегией не принимается в силу следующего:
Границы запретных районов на территории Приморского края определены постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг. Постановление Губернатора Приморского края от 23.11.2007 N 182-пг, которым в постановление N 217-пг внесены изменения в части установления для войсковой части 40646 ТОФ запретного района 3 км, не опубликовано в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка рассмотрения заявлений о строительстве объектов недвижимости на территориях запретных районов в Приморском крае, утвержденных постановлением Администрации Приморского края от 02.04.2007 N 75-па, (далее - Порядок) в случаях особой необходимости строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, в том числе индивидуальное и комплексное жилищное строительство в запретных районах, а также реконструкция, капитальный ремонт таких объектов (если при его проведении затрагиваются конструктивные или иные характеристики надежности и безопасности таких объектов) разрешается Администрацией Приморского края в каждом конкретном случае по согласованию с органами военного управления, в ведении которых находятся арсеналы, базы склады (далее - военные склады).
Для выработки согласованной позиции заинтересованных органов государственной власти и органов местного самоуправления вопрос о возможности строительства объектов производственного, социально-бытового и иного назначения на территории запретных районов в Приморском крае выносится на рассмотрение межведомственной комиссии по вопросам строительства объектов недвижимости на территории запретных районов в Приморском крае, созданной Администрацией Приморского края. (пункт 2.7 Порядка).
Право обращения с заявлением о разрешении строительства в запретном районе в соответствии с пунктом 2.1 Порядка представлено, в том числе департаменту.
Таким образом, департамент на стадии обращения к нему с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения на нем объекта строительства правомочен и обязан в силу положений статьи 31 Земельного кодекса РФ, в том числе в случае, если испрашиваемый земельный участок по предварительной информации находится на территориях запретных районов в Приморском крае, в целях обеспечения выбора земельного участка, с учетом мнения межведомственной комиссии, на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования, направить соответствующий запрос в орган местного самоуправления.
Департамент не вправе отказывать в представлении земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ на том основании, что заявитель не прошел самостоятельно согласование вопроса о возможности строительства на испрашиваемом земельном участке в межведомственной комиссии, поскольку, как указано выше, право и, соответственно, обязанность обращения в межведомственную комиссию предоставлено, в том числе и департаменту.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ), в том числе с учетом заключения межведомственной комиссии о возможности строительства объекта в случае наложения испрашиваемого земельного участка на запретную зону.
Таким образом, возможное нахождение земельного участка в границах запретного района само по себе безусловно не препятствует осуществлению предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса РФ процедуре выбора земельных участков для строительства и корреспондирует положениям Порядка рассмотрения заявлений о строительстве объектов недвижимости на территориях запретных районов в Приморском крае, утвержденного Постановлением администрации Приморского края от 02.04.2007 N 75-па.
Вывод суда о том, что перечень документов в пункте 2.2 Порядка свидетельствует о том, что согласование в порядке, предусмотренном постановлением Администрации Приморского края от 02.04.2007 N 75-па, не должно производиться на стадии предварительного согласования места размещения объекта, так как в числе необходимых документов значатся правоустанавливающие документы на землю и градостроительный план земельного участка, коллегия находит ошибочным, поскольку подпункт г) пункта 2.2 Порядка предусматривает альтернативу предоставлению правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, утвержденной органом местного самоуправления.
Однако данный вывод суд не повлек принятие незаконного решения по существу спора.
Пакет документов, необходимый для обращения с заявлением в межведомственную комиссию с заявлением о строительстве в запретном районе, установлен пунктом 2.2 раздела 2 Порядка. Земельный кодекс РФ для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта предусматривает акт о выборе земельного участка и утвержденную схему границ земельного участка. Указанные документы были представлены обществом при обращении в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка.
В силу вышеизложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО "Неолит" требования Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение от 29.06.2010 по делу N А51-4759/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Г.А.СИМОНОВА
Т.А.СОЛОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)