Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2014 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Анесяна Размика Баласановича на решение Арбитражного суда Курганской области от 27.11.2013 по делу N А34-5319/2013 (судья Губанова Е.И.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Анесяна Размика Баласановича - Киселева Н.В. (доверенность от 25.12.2013),
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - Рогова А.П. (доверенность от 17.12.2013, доверенность в порядке передоверия от 21.12.2012),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области - Рогова А.П. (доверенность от 20.09.2013).
Индивидуальный предприниматель Анесян Размик Баласанович (далее - ИП Анесян, заявитель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр, заинтересованное лицо) о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2002 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 45:25:010302:13, по адресу: Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1870 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка микр-н Зайково, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, площадью 18 140 кв. м; с кадастровым номером 45:25:01301:226, по адресу: Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1620 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, площадью 21 601 кв. м, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области; о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2002 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 45:25:010302:13, по адресу: Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1870 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка микр-н Зайково, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, площадью 18 140 кв. м; с кадастровым номером 45:25:01301:226, по адресу: Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1620 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, площадью 21 601 кв. м, выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", третье лицо), Правительство Курганской области (далее - Правительство, третье лицо), федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - ФГУП "БТИ", третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.11.2013 (резолютивная часть объявлена 25.11.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано).
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ИП Анесян (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несогласие с выводом суда о том, что заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями. Отметил, что осуществление ненадлежащей предварительной проверки и проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков с нарушением установленной процедуры и без надлежащего анализа и учета информации о рыночной стоимости принадлежащих заявителю земельных участков нарушает права и законные интересы заявителя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости каждого земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Также податель жалобы не согласен с выводом суда о пропуске заявителем процессуального срока для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями. Отмечает, что при обращении в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости ему не было известно заранее об удовлетворении его требований. Податель жалобы полагает, что моментом, когда он узнал о нарушении своих прав, может являться, как минимум, дата вынесения решения об удовлетворении его требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что только с момента получения отчета N 22-22К/10-45 об определении кадастровой стоимости земельных участков ему стало известно о нарушении законных прав и интересов со стороны Управления Росреестра и Росреестра, которые выразились в ненадлежащей предварительной проверке и проверке отчета N 22-22К/10-45 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области по состоянию на 01.01.2010, исполненного федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП ФКЦ "Земля").
До начала судебного заседания Правительство представило в арбитражный суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо указало на законность и обоснованность решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц не явились. До начала судебного заседания Правительство представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей. С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованных лиц и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель подателя жалобы на доводах апелляционной жалобы настаивал. Представитель заинтересованных лиц против доводов апелляционной жалобы возражал, указал на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявителю принадлежат на праве собственности следующие земельные участки: с кадастровым номером 45:25:010302:13, по адресу: Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1870 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка микр-н Зайково, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, площадью 18 140 кв. м; с кадастровым номером 45:25:01301:226, по адресу: Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1620 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, площадью 21 601 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.12.2009 серии 45 АА N 043811, от 14.01.2011 серии 45 АА N 196064 (т. 1, л.д. 101, 102).
В материалы дела представлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области по состоянию на 01.01.2010 N 22-22К/10-45, непосредственно выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "Эксперт", составленный ФГУП ФКЦ "Земля" на основании заключенного с последним государственного контракта (т. 3, л.д. 1-156, т. 4, л.д. 1-140, т. 5, л.д. 1-66).
В настоящее время ФГУП ФКЦ "Земля" реорганизовано путем присоединения к ФГУП "БТИ".
Постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 N 454 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки
земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курганской области по состоянию на 01.01.2010.
Как следует из представленных в материалы дела кадастровых выписок спорных земельных участков от 13.03.2013 N N 45/201/2013-35477 и 45/201/2013-35475, земельный участок с кадастровым номером 45:25:01301:226 внесен в государственный кадастр недвижимости 14.12.2010, кадастровая стоимость земельного участка составляет 18 506 224 руб. 73 коп. (т. 1, л.д. 20, 21), земельный участок с кадастровым номером 45:25:010302:13 внесен в государственный кадастр недвижимости 29.02.2008, кадастровая стоимость земельного участка составляет 15 369 296 руб. 40 коп. (т. 1, л.д. 22, 23).
Согласно представленному в материалы дела отчету N 30/05-2013, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Аванта Вест", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:01301:226 по состоянию на 01.01.2011 составляет 3 870 870 руб., а земельного участка с кадастровым номером 45:25:010302:13 по состоянию на 01.01.2010 составляет 2 584 874 руб. (т. 1, л.д. 24-58).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 07.08.2013 по делу N А34-2311/2013 удовлетворены исковые требования ИП Анесяна: суд
установил:
кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:01301:226 в размере рыночной стоимости в сумме 3 870 870 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:010302:13 в размере рыночной стоимости в сумме 2 584 874 руб.
На основании указанного решения суда новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 08.08.2013, что подтверждается информацией ФГБУ "ФКП Росреестра" (т. 2, л.д. 80, 81).
Заявитель, полагая, что заинтересованными лицами ненадлежащим образом осуществлена предварительная проверка и проверка отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области применительно к земельным участкам, принадлежащим ИП Анесяну, в результате чего определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков превысила их рыночную стоимость более чем в пять раз, обратился в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями заинтересованных лиц. Кроме того, заявителем пропущен процессуальный срок для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями, так как заявителю о нарушении его прав стало известно в апреле 2013 года при обращении в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность оспариваемых действий заинтересованных лиц и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта отсутствия незаконности оспариваемых действий лежит на заинтересованных лицах. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемыми действиями прав и интересов заявителя лежит на последнем.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 66 названного Кодекса установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 1 указанных Правил настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Названным пунктом установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 10 названных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (пункт 2.2.2 названных Методических указаний).
Пунктом 2.2.5 названных Методических указаний предусмотрено, что при отсутствии достаточной рыночной информации о земельных участках в одних источниках соответствующие сведения могут быть получены из источников другого вида.
Названные Методические указания содержат примерный перечень используемых сведений, среди которых в качестве источников информации названы: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
В силу абзаца 13 пункта 2.2.5 названных Методических указаний информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В силу пункта 4 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
В соответствии с пунктом 9.5 названного Регламента Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания.
В случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость в срок не более двух рабочих дней с даты окончания его предварительной проверки (пункт 9.6 названного Регламента).
В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.8 названного Регламента).
В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение (пункт 9.9 названного Регламента).
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями заинтересованных лиц, совершенными в порядке, регламентированном изложенными выше положениями.
Так, в заявлении (с учетом уточнений) (т. 2, л.д. 115-118) ИП Анесян указывает на то, что отчет N 22-22К/10-45 составлен с нарушениями требований Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254-256. При этом заявитель указывает на нарушения технического характера.
Между тем, заявитель не указал каким образом названные им нарушения, которые, по его мнению, имеются в отчете, повлияли на величину кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что земельный участок с кадастровым номером 45:25:01301:226 внесен в государственный кадастр недвижимости 14.12.2010, то есть после даты 01.01.2010, по состоянию на которую был составлен отчет N 22-22К/10-45. Следовательно, кадастровая стоимость данного земельного участка была определена после его образования расчетным методом на основании показателей средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 N 454.
Кроме того, в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Следовательно, при установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости не устанавливается факт неверного определения кадастровой стоимости земельного участка при проведении массовой оценки, а производится уточнение результатов массовой оценки с учетом уникальных характеристик конкретного земельного участка.
Заявитель воспользовался процедурой установления кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости в рамках дела N А34-2311/2013, на что указано ранее.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о пропуске заявителем указанного процессуального срока.
Так, причиной обращения заявителя в суд в рамках настоящего спора было установление того обстоятельства, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащих заявителю земельных участков превысила их рыночную стоимость более чем в пять раз, на что указано в заявлении ИП Анесяна.
Указанное же обстоятельство было основанием для обращения ИП Анесяна в суд в рамках дела N А34-2311/2013 с исковыми требованиями об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной. С данными требованиями ИП Анесян обратился в суд в апреле 2013 года.
Ссылка подателя жалобы на то, что при обращении в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости ему не было известно заранее об удовлетворении его требований, не может быть принята, так как формулирую исковые требования в рамках указанного дела, ИП Анесян уже исходил из наличия доказательств несоответствия кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков их рыночной стоимости.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Ввиду предоставления ИП Анесяну отсрочки по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 100 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 27.11.2013 по делу N А34-5319/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Анесяна Размика Баласановича - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Анесяна Размика Баласановича в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 100 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2014 N 18АП-125/2014 ПО ДЕЛУ N А34-5319/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. N 18АП-125/2014
Дело N А34-5319/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2014 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Анесяна Размика Баласановича на решение Арбитражного суда Курганской области от 27.11.2013 по делу N А34-5319/2013 (судья Губанова Е.И.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Анесяна Размика Баласановича - Киселева Н.В. (доверенность от 25.12.2013),
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - Рогова А.П. (доверенность от 17.12.2013, доверенность в порядке передоверия от 21.12.2012),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области - Рогова А.П. (доверенность от 20.09.2013).
Индивидуальный предприниматель Анесян Размик Баласанович (далее - ИП Анесян, заявитель) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр, заинтересованное лицо) о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2002 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 45:25:010302:13, по адресу: Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1870 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка микр-н Зайково, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, площадью 18 140 кв. м; с кадастровым номером 45:25:01301:226, по адресу: Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1620 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, площадью 21 601 кв. м, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области; о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2002 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 45:25:010302:13, по адресу: Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1870 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка микр-н Зайково, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, площадью 18 140 кв. м; с кадастровым номером 45:25:01301:226, по адресу: Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1620 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, площадью 21 601 кв. м, выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", третье лицо), Правительство Курганской области (далее - Правительство, третье лицо), федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - ФГУП "БТИ", третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.11.2013 (резолютивная часть объявлена 25.11.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано).
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ИП Анесян (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несогласие с выводом суда о том, что заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями. Отметил, что осуществление ненадлежащей предварительной проверки и проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков с нарушением установленной процедуры и без надлежащего анализа и учета информации о рыночной стоимости принадлежащих заявителю земельных участков нарушает права и законные интересы заявителя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости каждого земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Также податель жалобы не согласен с выводом суда о пропуске заявителем процессуального срока для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями. Отмечает, что при обращении в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости ему не было известно заранее об удовлетворении его требований. Податель жалобы полагает, что моментом, когда он узнал о нарушении своих прав, может являться, как минимум, дата вынесения решения об удовлетворении его требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что только с момента получения отчета N 22-22К/10-45 об определении кадастровой стоимости земельных участков ему стало известно о нарушении законных прав и интересов со стороны Управления Росреестра и Росреестра, которые выразились в ненадлежащей предварительной проверке и проверке отчета N 22-22К/10-45 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области по состоянию на 01.01.2010, исполненного федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП ФКЦ "Земля").
До начала судебного заседания Правительство представило в арбитражный суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо указало на законность и обоснованность решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц не явились. До начала судебного заседания Правительство представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей. С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованных лиц и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель подателя жалобы на доводах апелляционной жалобы настаивал. Представитель заинтересованных лиц против доводов апелляционной жалобы возражал, указал на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявителю принадлежат на праве собственности следующие земельные участки: с кадастровым номером 45:25:010302:13, по адресу: Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1870 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка микр-н Зайково, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, площадью 18 140 кв. м; с кадастровым номером 45:25:01301:226, по адресу: Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, участок находится примерно в 1620 м по направлению на северо-запад от ориентира жилая застройка, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира - Курганская обл., г. Курган, микр-н Зайково, площадью 21 601 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.12.2009 серии 45 АА N 043811, от 14.01.2011 серии 45 АА N 196064 (т. 1, л.д. 101, 102).
В материалы дела представлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области по состоянию на 01.01.2010 N 22-22К/10-45, непосредственно выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Консалтинговая группа "Эксперт", составленный ФГУП ФКЦ "Земля" на основании заключенного с последним государственного контракта (т. 3, л.д. 1-156, т. 4, л.д. 1-140, т. 5, л.д. 1-66).
В настоящее время ФГУП ФКЦ "Земля" реорганизовано путем присоединения к ФГУП "БТИ".
Постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 N 454 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки
земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курганской области по состоянию на 01.01.2010.
Как следует из представленных в материалы дела кадастровых выписок спорных земельных участков от 13.03.2013 N N 45/201/2013-35477 и 45/201/2013-35475, земельный участок с кадастровым номером 45:25:01301:226 внесен в государственный кадастр недвижимости 14.12.2010, кадастровая стоимость земельного участка составляет 18 506 224 руб. 73 коп. (т. 1, л.д. 20, 21), земельный участок с кадастровым номером 45:25:010302:13 внесен в государственный кадастр недвижимости 29.02.2008, кадастровая стоимость земельного участка составляет 15 369 296 руб. 40 коп. (т. 1, л.д. 22, 23).
Согласно представленному в материалы дела отчету N 30/05-2013, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Аванта Вест", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:01301:226 по состоянию на 01.01.2011 составляет 3 870 870 руб., а земельного участка с кадастровым номером 45:25:010302:13 по состоянию на 01.01.2010 составляет 2 584 874 руб. (т. 1, л.д. 24-58).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 07.08.2013 по делу N А34-2311/2013 удовлетворены исковые требования ИП Анесяна: суд
установил:
кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:01301:226 в размере рыночной стоимости в сумме 3 870 870 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 45:25:010302:13 в размере рыночной стоимости в сумме 2 584 874 руб.
На основании указанного решения суда новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости 08.08.2013, что подтверждается информацией ФГБУ "ФКП Росреестра" (т. 2, л.д. 80, 81).
Заявитель, полагая, что заинтересованными лицами ненадлежащим образом осуществлена предварительная проверка и проверка отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Курганской области применительно к земельным участкам, принадлежащим ИП Анесяну, в результате чего определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков превысила их рыночную стоимость более чем в пять раз, обратился в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями заинтересованных лиц. Кроме того, заявителем пропущен процессуальный срок для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями, так как заявителю о нарушении его прав стало известно в апреле 2013 года при обращении в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность оспариваемых действий заинтересованных лиц и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта отсутствия незаконности оспариваемых действий лежит на заинтересованных лицах. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемыми действиями прав и интересов заявителя лежит на последнем.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 66 названного Кодекса установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 1 указанных Правил настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Названным пунктом установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 10 названных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (пункт 2.2.2 названных Методических указаний).
Пунктом 2.2.5 названных Методических указаний предусмотрено, что при отсутствии достаточной рыночной информации о земельных участках в одних источниках соответствующие сведения могут быть получены из источников другого вида.
Названные Методические указания содержат примерный перечень используемых сведений, среди которых в качестве источников информации названы: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
В силу абзаца 13 пункта 2.2.5 названных Методических указаний информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В силу пункта 4 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
В соответствии с пунктом 9.5 названного Регламента Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания.
В случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость в срок не более двух рабочих дней с даты окончания его предварительной проверки (пункт 9.6 названного Регламента).
В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.8 названного Регламента).
В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение (пункт 9.9 названного Регламента).
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о том, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми действиями заинтересованных лиц, совершенными в порядке, регламентированном изложенными выше положениями.
Так, в заявлении (с учетом уточнений) (т. 2, л.д. 115-118) ИП Анесян указывает на то, что отчет N 22-22К/10-45 составлен с нарушениями требований Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 254-256. При этом заявитель указывает на нарушения технического характера.
Между тем, заявитель не указал каким образом названные им нарушения, которые, по его мнению, имеются в отчете, повлияли на величину кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Также арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что земельный участок с кадастровым номером 45:25:01301:226 внесен в государственный кадастр недвижимости 14.12.2010, то есть после даты 01.01.2010, по состоянию на которую был составлен отчет N 22-22К/10-45. Следовательно, кадастровая стоимость данного земельного участка была определена после его образования расчетным методом на основании показателей средних уровней кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 N 454.
Кроме того, в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом Президиум исходил из того, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Следовательно, при установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости не устанавливается факт неверного определения кадастровой стоимости земельного участка при проведении массовой оценки, а производится уточнение результатов массовой оценки с учетом уникальных характеристик конкретного земельного участка.
Заявитель воспользовался процедурой установления кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости в рамках дела N А34-2311/2013, на что указано ранее.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции о пропуске заявителем указанного процессуального срока.
Так, причиной обращения заявителя в суд в рамках настоящего спора было установление того обстоятельства, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость принадлежащих заявителю земельных участков превысила их рыночную стоимость более чем в пять раз, на что указано в заявлении ИП Анесяна.
Указанное же обстоятельство было основанием для обращения ИП Анесяна в суд в рамках дела N А34-2311/2013 с исковыми требованиями об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной. С данными требованиями ИП Анесян обратился в суд в апреле 2013 года.
Ссылка подателя жалобы на то, что при обращении в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости ему не было известно заранее об удовлетворении его требований, не может быть принята, так как формулирую исковые требования в рамках указанного дела, ИП Анесян уже исходил из наличия доказательств несоответствия кадастровой стоимости принадлежащих заявителю земельных участков их рыночной стоимости.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Ввиду предоставления ИП Анесяну отсрочки по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 100 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 27.11.2013 по делу N А34-5319/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Анесяна Размика Баласановича - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Анесяна Размика Баласановича в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 100 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)