Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2014 г. по делу N А40-139649/14 (153-1149) судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ООО "Лидер" (ОГРН 1107746191410)
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Токарев С.А. по дов. от 29.09.2014 г.; Чулков В.А. по дов. от 29.09.2014 г.; Казаку Ю.Ф., ген. директор, приказ от 10.05.2012 г. N 3;
- от ответчика: Золотов Л.А. по дов. от 30.12.2014 г.;
- установил:
ООО "Лидер" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы выраженный в письме от 27.05.2014 г. N 33-5-10254/14-(0)-1 в предоставлении ООО "Лидер" земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Нижегородская ул., вл. 79, с кадастровым номером 77:04:0001015:3089, общей площадью 3 302 кв. м на условиях долгосрочной аренды и обязать Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя и в десятидневный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу подготовить и направить подписанный проект договора долгосрочной аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Нижегородская ул., вл. 79, с кадастровым номером 77:04:0001015:3089, общей площадью 3 302 кв. м на условиях долгосрочной аренды, сроком на 49 лет в адрес ООО "Лидер".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2014 г. вышеуказанные требования были удовлетворены, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, с учетом установленного нарушения ответчиком принципа обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению ответчика, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены неверно.
Заявителем письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу не представлен
В судебном заседании представитель ответчика в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта и изложив свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиций сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Лидер" является собственником нежилого здания, общей площадью 861,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 79, стр. 1. о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.12.2011 года сделана запись регистрации N 77-77-04/092/2011-389 (свидетельство о государственной регистрации права N 77-АН 609718 от 26.12.2011 г.).
Указанное здание ранее располагалось на земельном участке общей площадью 3330 кв. м с адресными ориентирами: г. Москва, Нижегородская ул., вл. 79 и кадастровым номером 77:04:0001015:5, предоставленном ООО "Лидер" в аренду в соответствии с договором аренды земельного участка от 21.12.2001 г. N М-04-020181
Распоряжением от 15.11.2012 г. N 8079 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001015:5" Департамент земельных ресурсов города Москвы утвердил схему расположения земельных участков на кадастровой карте территории, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001015:5.
В соответствии с изданными распоряжениями от 15.11.2012 г. N 8079 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001015:5", N 8078 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001015:5" и от 24.05.2013 г. N 3863 "О внесении изменений в распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 15.11.2012 г. N 8078" были сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 77:04:0001015:3088 и 77:04:0001015:3089.
В настоящее время, находящееся в собственности заявителя нежилое здание, расположено на земельном участке общей площадью 3 302 кв. м с кадастровым номером 77:04:0001015:3089.
В целях оформления земельно-правовых отношений ООО "Лидер" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением от 01.04.2014 г. (входящий N 33-5-10254/14-(0)-0) о предоставлении в аренду земельного участка собственнику расположенного на нем здания.
Письмом от 27.05.2014 г. N 33-5-10254/14-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы отказал ООО "Лидер" в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках" на том основании, что в соответствии кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001015:3089 разрешенное использование - объекты размещения помещений и технических устройств крытых физкультурно-оздоровительных комплексов (1.2.7), а по сведениям, размещенным в открытом доступе (интернет) размещена информация, что указанном на земельном участке расположена гостиница, что по мнению Департамента не соответствует установленным видам разрешенного использования, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 228-ПП.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно системному толкованию ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права, вопреки доводам подателя жалобы, применены правильно.
На основании пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение прав на эти земельные участки в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Указанным уполномоченным органом в сфере земельных правоотношений в городе Москве на основании Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП является Департамент городского имущества города Москвы (п. 4.2.1 Положения).
Согласно п. 5, п. 6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, оспариваемым отказом Департамент, в отсутствие предусмотренных законом оснований, лишил ООО "Лидер" его исключительного права на получение в аренду земельного участка, расположенного под зданием общества.
При этом, ссылка Департамента в обосновании отказа в предоставлении земельного участка ввиду несоответствия его фактического использования установленным видам разрешенного использования противоречит положениям п. 5 ст. 4 Закона Москвы "О землепользовании в городе Москве" согласно которому в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливается вид разрешенного использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка.
Из указанной нормы следует, что условие о виде разрешенного использования предоставляемого земельного участка определяется уполномоченным органом самостоятельно в рамках осуществления функции по оформлению земельно-правовых отношений.
Таким образом, уполномоченный орган сам при принятии решения о предоставлении земельного участка определяет, к какому классифицированному виду разрешенного использования земельного участка подлежит приведению действующий вид разрешенного использования, и указывает соответствующий вид разрешенного использования в решении о предоставлении земельного участка и в проекте договора о предоставлении земельного участка.
Следовательно, отказывая в заключении договора аренды, Ответчик нарушил исключительное право Заявителя на приобретение права аренды земельного участка на 49 лет, гарантированное ст. 36 ЗК РФ, п. 6 ст. 9 Закона Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" и не исполнил предусмотренную ст. 36 ЗК РФ обязанность направить Заявителю проект договора аренды.
Указанные Департаментом в письме от 27.05.2014 г. N 33-5-10254/14-(0)-1 основания не соответствуют действующему законодательству, поскольку испрашиваемый земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения в отношении него отсутствуют и заявителем был предоставлен весь необходимый пакет документов.
На основании вышеизложенного, с учетом установленного судом первой инстанции нарушения ответчиком принципа обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов, вынесенный отказ Департамента городского имущества города Москвы не может быть признан законным.
Кроме того, суд первой инстанции в своем решения правомерно указал на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Фактически установленные обстоятельства дела позволяют апелляционной коллегии сделать вывод о наличии совокупности оснований, предусмотренных статьей 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного правового акта органа государственной власти недействительным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2014 г. по делу N А40-139649/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
В.А.СВИРИДОВ
Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2015 N 09АП-1197/2015 ПО ДЕЛУ N А40-139649/14
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. N 09АП-1197/2015
Дело N А40-139649/14
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2014 г. по делу N А40-139649/14 (153-1149) судьи Кастальской М.Н.
по заявлению ООО "Лидер" (ОГРН 1107746191410)
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Токарев С.А. по дов. от 29.09.2014 г.; Чулков В.А. по дов. от 29.09.2014 г.; Казаку Ю.Ф., ген. директор, приказ от 10.05.2012 г. N 3;
- от ответчика: Золотов Л.А. по дов. от 30.12.2014 г.;
- установил:
ООО "Лидер" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы выраженный в письме от 27.05.2014 г. N 33-5-10254/14-(0)-1 в предоставлении ООО "Лидер" земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Нижегородская ул., вл. 79, с кадастровым номером 77:04:0001015:3089, общей площадью 3 302 кв. м на условиях долгосрочной аренды и обязать Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя и в десятидневный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу подготовить и направить подписанный проект договора долгосрочной аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Нижегородская ул., вл. 79, с кадастровым номером 77:04:0001015:3089, общей площадью 3 302 кв. м на условиях долгосрочной аренды, сроком на 49 лет в адрес ООО "Лидер".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2014 г. вышеуказанные требования были удовлетворены, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, с учетом установленного нарушения ответчиком принципа обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению ответчика, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены неверно.
Заявителем письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу не представлен
В судебном заседании представитель ответчика в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта и изложив свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиций сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Лидер" является собственником нежилого здания, общей площадью 861,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 79, стр. 1. о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.12.2011 года сделана запись регистрации N 77-77-04/092/2011-389 (свидетельство о государственной регистрации права N 77-АН 609718 от 26.12.2011 г.).
Указанное здание ранее располагалось на земельном участке общей площадью 3330 кв. м с адресными ориентирами: г. Москва, Нижегородская ул., вл. 79 и кадастровым номером 77:04:0001015:5, предоставленном ООО "Лидер" в аренду в соответствии с договором аренды земельного участка от 21.12.2001 г. N М-04-020181
Распоряжением от 15.11.2012 г. N 8079 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001015:5" Департамент земельных ресурсов города Москвы утвердил схему расположения земельных участков на кадастровой карте территории, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001015:5.
В соответствии с изданными распоряжениями от 15.11.2012 г. N 8079 "Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001015:5", N 8078 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001015:5" и от 24.05.2013 г. N 3863 "О внесении изменений в распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 15.11.2012 г. N 8078" были сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 77:04:0001015:3088 и 77:04:0001015:3089.
В настоящее время, находящееся в собственности заявителя нежилое здание, расположено на земельном участке общей площадью 3 302 кв. м с кадастровым номером 77:04:0001015:3089.
В целях оформления земельно-правовых отношений ООО "Лидер" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением от 01.04.2014 г. (входящий N 33-5-10254/14-(0)-0) о предоставлении в аренду земельного участка собственнику расположенного на нем здания.
Письмом от 27.05.2014 г. N 33-5-10254/14-(0)-1 Департамент городского имущества города Москвы отказал ООО "Лидер" в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках" на том основании, что в соответствии кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001015:3089 разрешенное использование - объекты размещения помещений и технических устройств крытых физкультурно-оздоровительных комплексов (1.2.7), а по сведениям, размещенным в открытом доступе (интернет) размещена информация, что указанном на земельном участке расположена гостиница, что по мнению Департамента не соответствует установленным видам разрешенного использования, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 228-ПП.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно системному толкованию ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права, вопреки доводам подателя жалобы, применены правильно.
На основании пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение прав на эти земельные участки в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Указанным уполномоченным органом в сфере земельных правоотношений в городе Москве на основании Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП является Департамент городского имущества города Москвы (п. 4.2.1 Положения).
Согласно п. 5, п. 6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, оспариваемым отказом Департамент, в отсутствие предусмотренных законом оснований, лишил ООО "Лидер" его исключительного права на получение в аренду земельного участка, расположенного под зданием общества.
При этом, ссылка Департамента в обосновании отказа в предоставлении земельного участка ввиду несоответствия его фактического использования установленным видам разрешенного использования противоречит положениям п. 5 ст. 4 Закона Москвы "О землепользовании в городе Москве" согласно которому в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливается вид разрешенного использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка.
Из указанной нормы следует, что условие о виде разрешенного использования предоставляемого земельного участка определяется уполномоченным органом самостоятельно в рамках осуществления функции по оформлению земельно-правовых отношений.
Таким образом, уполномоченный орган сам при принятии решения о предоставлении земельного участка определяет, к какому классифицированному виду разрешенного использования земельного участка подлежит приведению действующий вид разрешенного использования, и указывает соответствующий вид разрешенного использования в решении о предоставлении земельного участка и в проекте договора о предоставлении земельного участка.
Следовательно, отказывая в заключении договора аренды, Ответчик нарушил исключительное право Заявителя на приобретение права аренды земельного участка на 49 лет, гарантированное ст. 36 ЗК РФ, п. 6 ст. 9 Закона Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" и не исполнил предусмотренную ст. 36 ЗК РФ обязанность направить Заявителю проект договора аренды.
Указанные Департаментом в письме от 27.05.2014 г. N 33-5-10254/14-(0)-1 основания не соответствуют действующему законодательству, поскольку испрашиваемый земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения в отношении него отсутствуют и заявителем был предоставлен весь необходимый пакет документов.
На основании вышеизложенного, с учетом установленного судом первой инстанции нарушения ответчиком принципа обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов, вынесенный отказ Департамента городского имущества города Москвы не может быть признан законным.
Кроме того, суд первой инстанции в своем решения правомерно указал на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Фактически установленные обстоятельства дела позволяют апелляционной коллегии сделать вывод о наличии совокупности оснований, предусмотренных статьей 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного правового акта органа государственной власти недействительным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2014 г. по делу N А40-139649/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
В.А.СВИРИДОВ
Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)