Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.08.2009 N 18АП-5674/2009 ПО ДЕЛУ N А76-3984/2009

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2009 г. N 18АП-5674/2009

Дело N А76-3984/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2009 г.
- Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Румянцева А.А., судей Соколовой Т.В., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮжУралРегион" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2009 по делу N А76-3984/2009 (судья Е.А. Михайлова), при участии от подателя жалобы - Гусевой Н.С. (паспорт, доверенность N Д-6270 от 03.12.2008); от ответчика: Администрации г. Челябинска - Кузнецовой Л.О. (служебное удостоверение, доверенность N 05-415 от 18.03.2009);

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЮжУралРегион", г. Челябинск (далее - заявитель, Общество, ООО "Южуралрегион") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска, Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска о признании отказа Администрации города Челябинска, выразившегося в письме Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска исх. N 10198/юр от 05.12.2008, в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу ул. Героев Танкограда в Калининском районе г. Челябинска площадью 3080 кв. м, кадастровый номер 74:36:0609001:69, не соответствующим закону, обязании Администрации города Челябинска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка на праве аренды для строительства автомобильной газозаправочной станции, расположенного по адресу: ул. Героев Танкограда в Калининском районе г. Челябинска, площадью 3080 кв. м, кадастровый номер 74:36:0609001:69 в двухнедельный срок, со дня вынесения решения (с учетом уточнений) (том 1, л.д. 3-4, л.д. 39-41).
Принимая во внимание, что право на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований предоставлено заявителю ч. 1 ст. 49 АПК РФ, уточнение требований судом принято (протокол судебного заседания от 07.04.2009 - том 1, л.д. 80).
В судебном заседании 09.04.2009 представитель заявителя ООО "Южуралрегион" отказался от заявленных требований в части требований, предъявленных к ответчику - Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (далее - ГУАиГ Администрации г. Челябинска) (том 1, л.д. 42).
Отказ от требований в части требований, заявленных к ответчику - Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска судом принят, о чем вынесено определение суда от 09.03.2009 (том 1, л.д. 84-85; том 2, л.д. 46). Производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2009 в удовлетворении требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель ООО "Южуралрегион" просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд не принял во внимание положения ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), Федерального закона "О государственном земельном кадастре", Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не учел, что у истца отсутствовало право самостоятельно поставить земельный участок на кадастровый учет и получить кадастровую карту, поскольку он не являлся правообладателем земельного участка. Суд не обоснованно не применил положения п. 7 ст. 36 ЗК РФ.
В судебном заседании представитель истца ООО "Южуралрегион" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Челябинска полагал решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Третьи лица Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
С учетом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, а также заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заявления ООО "Южуралрегион" Постановлением Главы города от 31.05.2004 N 908-п (том 1, л.д. 24) утвержден акта выбора земельного участка N 001042-06-2004 и предварительно согласовано место размещения автомобильной газозаправочной станции по ул. Героев Танкограда в Калининском районе г. Челябинска (том 1, л.д. 19-23).
На основании заявления ООО "Южуралрегион" 20.02.2007 о подготовке распоряжения об утверждении границ земельного участка Распоряжением заместителя главы города, председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям от 11.04.2007 N 277-М для подготовки правоустанавливающих документов ООО "Южуралрегион" утвержден проект границ земельного участка (землеустроительное дело N 21/02-ю) из земель населенных пунктов (производственная зона), площадью 3080 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Героев Танкограда, для строительства автомобильной газозаправочной станции. В соответствии с указанным распоряжением на ООО "Южуралрегион" возложена обязанность осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет (том 1, л.д. 25).
18.04.2007 ООО "Южуралрегион" обратилось в Администрацию города Челябинска с заявлением, в котором просило обеспечить изготовление кадастрового плана (карты) земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Героев Танкограда, площадью 3080 кв. м, и предоставить указанный участок в аренду для проектирования и строительства автомобильной газозаправочной станции (том 1, л.д. 43).
Заявление поступило ответчику 18.04.2007 (вх. N 2-403/07-00). К указанному заявлению были приложены копии устава, акта выбора земельного участка N 001042-06-2004, ситуационного плана, постановление об утверждении акта выбора N 908 от 31.05.2004, распоряжение N 277-М от 11.04.2007 об утверждении проекта границ, проект границ (том 1, л.д. 43).
29.02.2008 Общество обратилось в Территориальный отдел N 4 Управления Роснедвижимости по Челябинской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, площадью 3080 кв. м, на основании распоряжения заместителя главы города, председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям от 11.04.2007 N 277-М "Об утверждении проекта границ земельного участка по ул. Героев Танкограда в Калининском районе г. Челябинска для подготовки правоустанавливающих документов Обществу с ограниченной ответственностью "Южуралрегион" (том 1, л.д. 133, 135) и в этот же день Общество получило кадастровый план земельного участка N 36.08/08-01-1062 от 27.02.2008 (том 1, л.д. 72-73, 123).
06.03.2008 ООО "Южуралрегион" обратилось в адрес Главы г. Челябинска с заявлением от 05.03.2008 о предоставлении земельного участка по ул. Героев Танкограда в Калининском районе г. Челябинска для строительства автомобильной газозаправочной станции, предоставив кадастровый план земельного участка (том 1, л.д. 106).
05.11.2008 ООО "Южуралрегион" письмом от 05.11.2008 (исх. N 128) обратилось в адрес начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска за получением информации по вопросу предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка для строительства автомобильной газозаправочной станции (том 1, л.д. 120).
Письмом от 05.12.2008 исх. N 10198/юр Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска уведомило Общество с ограниченной ответственностью "Южуралрегион" об отсутствии оснований для принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка по ул. Героев Танкограда в Калининском районе г. Челябинска в соответствии с актом выбора N 001042-06-2004, в связи с постановкой на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка 29.02.2008, то есть после истечения срока действия акта выбора земельного участка (том 1, л.д. 27).
Полагая, что отказ Администрации г. Челябинска, выраженный в письме от 05.12.2008, является незаконным, ООО "Южуралрегион" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии препятствий к получению Обществом кадастровой карты (плана) испрашиваемого земельного участка в период действия Постановления Главы города от 31.05.2004 N 908-п об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта. Также установив, что кадастровый план составлен после истечения срока действия указанного Постановления, суд пришел к выводу о правомерности отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Данные выводы являются правильными основанными на нормах действующего земельного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из установленных судом первой инстанции обстоятельств следует, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ (действовавшем в период спорных правоотношений) такое предоставление производится в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Так, в силу положений п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пунктами 1, 2 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, обязательным условием для принятия решения о предоставлении земельного участка является поступление заявления о предоставлении земельного участка с приложением кадастровой карты земельного участка в течение трех лет со дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что на момент первоначального обращения Общества с заявлением от 18.04.2007 о предоставлении земельного участка, кадастровая карта отсутствовала, что следует из самого заявления, в котором заявитель просит обеспечить изготовление кадастрового плана (карты) земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Героев Танкограда, площадью 3080 кв. м. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.
Заявление от 05.03.2008 с приложением кадастрового плана подано ответчику 06.03.2008 по истечении срока действия Постановления Главы города от 31.05.2004 N 908-п.
Таким образом, как на момент подачи заявления от 18.04.2007, так и на момент подачи заявления от 05.03.2008 у администрации отсутствовала обязанности принять решение о предоставлении заявителю земельного участка в аренду. Отказ в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу ул. Героев Танкограда в Калининском районе г. Челябинска площадью 3080 кв. м, кадастровый номер 74:36:0609001:69 является законным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не принято во внимание отсутствие у Общества возможности самостоятельно поставить земельный участок на кадастровый учет и наличии просьбы обеспечить изготовление кадастрового плана (карты) земельного участка, необоснованны.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
В силу, действовавшего на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (ред. от 04.12.2006) для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков (ч. 2 ст. 19).
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Из Распоряжения от 11.04.2007 N 277м следует, что на ООО "Южуралрегион" возложена обязанность осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
Таким образом, на основании Постановления Главы г. Челябинска от 31.05.2004 N 908-п и Распоряжения от 11.04.2007 N 277м заявитель имел возможность поставить земельный участок на кадастровый учет и получить кадастровую карту. Это подтверждается фактом получения кадастровой карты в последующем. При этом ссылки апелляционной жалобы на изменение законодательства регулирующего кадастровый учет земельных участков не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку заявителем не указано, какие нормы повлияли на его право в отношении постановки земельного участка на кадастровый учет и таких обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Поэтому ссылки апелляционной жалобы на неправильное применение судом положений ст. 70 ЗК РФ, Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не могут быть приняты во внимание и не являются основанием для отмены решения суда.
Также необоснованным является довод апелляционной жалобы о необходимости применения положений п. 7 ст. 36 ЗК РФ.
Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Вместе с тем, статьей 36 ЗК РФ регулируются отношения по приобретению прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Однако, доказательств того, что Общество обратилось с заявлением о приобретении прав на земельный участок в силу указанной нормы суду не представлено.
Как указывалось выше, порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов строительства установлен ст. ст. 30, 31, 32 ЗК РФ. Отсутствие в указанном порядке обязанности органов местного самоуправления осуществить кадастровый учет и составить кадастровый план, не является основанием для применения положения ст. 36 ЗК РФ, поскольку по смыслу положения п. 1 ст. 32 ЗК РФ такая обязанность возложена на лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка.
Поэтому оснований для применения положений ст. 36 ЗК РФ по аналогии у суда не было.
Доказательств того, что заявитель обращался до 29.02.2008 с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет в соответствующие органы суду не представлено.
Также не представлено доказательств того, что именно по вине ответчика Общество было лишено возможности поставить земельный участок на кадастровый учет. Так распоряжение о согласовании проекта границ земельного участка было издано 11.04.2007, то есть более чем за 1 месяц до окончания срока действия Постановления Главы г. Челябинска от 31.05.2004 N 908-п. С заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет Общество обратилось в Территориальный отдел N 4 Управления Роснедвижимостью по Челябинской области лишь 29.02.2008, то есть спустя 10 месяцев после окончания действия Постановления от 31.05.2004. При этом, следует отметить, что межевание земельного участка проведено в феврале 2007 года.
Таким образом, заявитель имел возможность поставить земельный участок на кадастровый учет и получить кадастровую карту земельного участка в период действия Постановления Главы г. Челябинска от 31.05.2004 N 908-п.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 руб., уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы, относится на него.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 мая 2009 года по делу N 76-3984/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮжУралРегион" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
А.А.РУМЯНЦЕВ

Судьи
Т.В.СОКОЛОВА
В.В.БАКАНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)