Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2015 N 17АП-10724/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-6951/2015

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2015 г. N 17АП-10724/2015-ГК

Дело N А50-6951/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Дюкина В.Ю., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседании Ходыревой Н.В.,
при участии:
от заявителя - Галкин С.А., доверенность от 01.03.2015,
от ответчика - Смоляков, доверенность от 04.02.2015,
от заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края - Балтикова Г.Н., доверенность от 12.01.2015,
от иных лиц, участвующих в деле, - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Правительства Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 июня 2015 года
по делу N А50-6951/2015,
вынесенное судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Кошелева Александра Дмитриевича (ОГРНИП 314595809900137, ИНН 590299678400)
к Правительству Пермского края,
заинтересованные лица Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, Администрация муниципального образования "Двуреченское сельское поселение", Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края,
о признании недействительным постановления, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Индивидуальный предприниматель Кошелев Александр Дмитриевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным Постановления Правительства Пермского края (далее - ответчик) от 17.02.2015 N 78-п "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую"; обязании ответчика устранить допущенное нарушение прав путем издания акта о переводе земельного участка с кадастровым номером 59:32:3970001:4 площадью 25179 кв. м, находящегося по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, д. Нестюково, в 0,77 км юго-восточнее дома 32 по ул. Бабинская, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Определениями суда от 09.04.2015 и от 15.05.2015 в соответствии со ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, Администрация муниципального образования "Двуреченское сельское поселение", Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.07.2015 требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда от 23.07.2015 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. Ответчик указывает, что схемой территориального планирования Пермского муниципального района, утвержденной решением Земского Собрания от 17.12.2010 N 13 с изменениями от 25.12.2014 N 34 предусмотрены мероприятия по переводу земельного участка для строительства и эксплуатации кемпинга без отображения на утвержденном картографическом материале - схеме зон планируемого размещения объектов капитального строительства. При этом Генеральным планом Двуреченского сельского поселения строительство кемпинга не предусмотрено и на картографическом материале не отражено. Целевое назначение земельного участка не соответствует Генеральному плану Двуреченского сельского поселения. С учетом этого Правительство считает, что перевод земельного участка из одной категории в другую невозможен до приведения в соответствие документов территориального планирования Пермского муниципального района.
Ответчик в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заявитель просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.
Заинтересованное лицо Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края поддержало доводы заявителя апелляционной жалобы, о чем указало в отзыве на апелляционную жалобу.
Заинтересованные лица Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, Администрация муниципального образования "Двуреченское сельское поселение", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в суд апелляционной инстанции не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель Кошелев А.Д. является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:32:3970001:4 площадью 25179 кв. м, находящегося по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, д. Нестюково, в 0,77 км юго-восточнее дома 32 по ул. Бабинская, право собственности предпринимателя на земельный участок зарегистрировано 23.12.2011.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 20.06.2011 с разрешенным использованием - для строительства и эксплуатации кемпинга и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
31.07.2014 заявитель обратился в Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером 59:32:3970001:4, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Постановлением Правительства Пермского края от 17.02.2015 N 78-п заявителю отказано в переводе земельного участка из одной категории земель в другую. В обоснование своего отказа Правительство Пермского края указывает на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка Генеральному плану Двуреченского сельского поселения, утвержденному решением, Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30.04.2013 N 329.
Ссылаясь на то, что данный отказ противоречит закону, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с п.п. 2 и 4 п. 1, п. 3 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель), в соответствии с частями 1 и 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель из одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Часть 3 ст. 2 Закона о переводе земель предусматривает, что в ходатайстве указываются кадастровый номер земельного участка, категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить, обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую, права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы: выписка из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт такого земельного участка; выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (ч. 4 ст. 2 Закона о переводе земель).
При этом сведения из регистрирующих органов запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о переводе земель ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на его рассмотрение.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ч. 4 ст. 3 Закона о переводе земель).
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую изложены в ст. 4 Закона. Перевод земель не допускается в случае установления ограничения перевода земель либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Поданное заявителем ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую соответствует требованиям, указанным в Законе о переводе земель, необходимые документы к ходатайству приложены.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ч. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, а также земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Между тем, земельный участок имеет разрешенное использование - для строительства и эксплуатации кемпинга. Указанное разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции установил, что из Генерального плана Двуреченского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30.04.2013 N 329, усматривается, что спорный земельный участок расположен за пределами населенных пунктов и относится к землям промышленности, в составе территориальной зоны П-2 (зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности).
Перевод земельного участка в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения согласован с Администрацией муниципального образования "Двуреченское сельское поселение", которой указано, что испрашиваемый земельный участок примыкает к автомобильной дороге Федерального значения "Пермь-Екатеринбург", в связи с чем является непригодным для осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также иными уполномоченными органами - Министерством транспорта Пермского края, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.
Учитывая, что спорный земельный участок расположен на землях промышленности, в составе территориальной зоны П-2 (зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности), а так же принимая во внимание его разрешенное использование - для строительства и эксплуатации кемпинга, суд делает вывод, что данный земельный участок не может быть использован для сельхозпроизводства.
Таким образом, ходатайство заявителя об изменении категории земельного участка является обоснованным.
С учетом изложенного несоответствие целевого назначения земельного участка Генеральному плану Двуреченского сельского поселения, утвержденному решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30.04.2013 N 329, на которое указано в Постановлении Правительства Пермского края от 17.02.2015 N 78-п, не усматривается.
В соответствии с п. 1 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации к землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
В подп. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с подп. 13 ст. 3 того же Федерального закона к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Местоположение спорного земельного участка и нахождение его на землях промышленности, в составе территориальной зоны П-2 (зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности) в соответствии с Генеральным планом Двуреченского сельского поселения лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Генеральный план Двуреченского сельского поселения не содержит сведений о планируемом строительстве иного конкретного объекта на спорном земельном участке, в связи с чем довод заявителя жалобы о том, что строительство кемпинга не соответствует Генеральному плану Двуреченского сельского поселения, отклонен.
Довод ответчика о том, что строительство кемпинга картографическом материале не отражено, не может быть принят во внимание, поскольку территориальное планирование, как инструмент градостроительной деятельности, не есть землеустроение, и конкретная привязка внутри зоны к конкретному земельному участку на этапе территориального планирования не требуется.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление является незаконным, нарушает права заявителя.
Руководствуясь положениями ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции верно указал, что восстановление нарушенного права заявителя подлежит путем возложения на Правительство Пермского края обязанности по изданию акта о переводе земельного участка с кадастровым номером 59:32:3970001:4 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований отмены обжалуемого решения. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 июня 2015 года по делу N А50-6951/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)