Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-11888/2014

Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец не согласился с проектом договора купли-продажи земельного участка ответчика и направил в адрес последнего протокол разногласий с предложением определить цену участка в размере 12-кратной ставки земельного налога. Ответчик отклонил протокол, так как цена установлена на момент обращения истца исходя из кадастровой стоимости участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 декабря 2014 г. по делу N 33-11888/2014


Судья Панкратова Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Шилова А.Е., Евдокименко А.А.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам мэрии городского округа Тольятти и Н. кызы на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

установила:

Н.К. обратилась в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала, что 19.07.2013 г. обратилась в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 13.02.2014 г. N 452-п/1, Н.К. предоставлен на праве собственности за плату земельный участок площадью 1 323 кв. м, входящий в состав земель населенных пунктов, с кадастровым номером N.
19.05.2014 г. истцу направлен проект договора купли-продажи земельного участка, в соответствии с которым цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости и составляет 2 135 507,22 руб. Однако с указанной в проекте договора ценой Н.К. не согласна.
Письмом от 26.05.2014 г. она направила в адрес мэрии городского округа Тольятти протокол разногласий к проекту договора купли-продажи земельного участка, предложив установить цену земельного участка в сумме 127 283,45 руб., то есть в размере двенадцатикратной ставки земельного налога от кадастровой стоимости земельного участка.
Мэрия городского округа Тольятти отклонила протокол разногласий к проекту договора купли-продажи земельного участка, в связи с чем истец обратился в суд с указанным заявлением в порядке ст. ст. 445 - 446 ГК РФ.
Ссылаясь на данные обстоятельства, изменив исковые требования, Н.К. просила суд принять пункт 2.1 проекта договора купли-продажи земельного участка с указанием цены участка в размере 30% его кадастровой стоимости, то есть в размере 411 188,40 руб.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 сентября 2014 г., в удовлетворении исковых требований Н. об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, отказано.
В апелляционной жалобе Н. просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Мэрией городского округа Тольятти на решение суда также подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение суда отменить, поскольку разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка, при разрешении спора не урегулированы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии городского округа Тольятти - О. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила удовлетворить.
Истец Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Согласно п. 1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со ст. 446 Гражданского кодекса РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ).
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Исходя из п. 6 данной статьи, заявление рассматривается и принимается решение соответствующим органом в месячный срок.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона Самарской области "О земле" от 11.03.2005 N 94-ГД, продажа земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной Правительством Российской Федерации.
Продажа земельных участков, находящихся в собственности Самарской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, устанавливаемой в порядке, определяемом Правительством Самарской области.
Продажа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной органом местного самоуправления.
До установления Правительством Российской Федерации, Правительством Самарской области, органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Из материалов дела видно, что Н.К. на основании договора купли-продажи здания от 29.11.2008 г. является собственником <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>.
19.07.2013 г. она обратилась к руководителю департамента по управлению муниципальным имуществом мэрии городского округа Тольятти с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 323 кв. м, расположенного по указанному адресу (л.д. 39).
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 13.02.2014 г. N 452-п/1, Н.К. решено предоставить на праве собственности за плату земельный участок площадью 1 323 кв. м, входящий в состав земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, для эксплуатации <данные изъяты>.
19.05.2014 г. истцу направлен проект договора купли-продажи земельного участка, в соответствии с которым цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости и составляет 2 135 507,22 руб. (л.д. 15-17).
Письмом от 26.05.2014 г. истец направил в адрес мэрии городского округа Тольятти протокол разногласий, в котором предлагалось в п. 2.1 проекта договора определить цену земельного участка в размере двенадцатикратной ставки земельного налога от кадастровой стоимости земельного участка, то есть в размере 127 283,45 руб. (л.д. 19).
Письмом от 11.06.2014 г. мэрия городского округа Тольятти отклонила протокол разногласий, поскольку цена на земельный участок установлена на момент повторного обращения истца в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка на момент обращения истца с заявлением в мэрию городского округа Тольятти составляла 2 135 507,22 руб., что истцом не оспаривалось.
Установлено, что договор купли-продажи земельного участка до настоящего времени не заключен, поскольку стороны не достигли соглашения по существенному условию договора - цене.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что на момент обращения истца с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка (19.07.2013 г.) и в течение срока, предусмотренного ст. 36 ЗК РФ для принятия решения о предоставлении земельного участка, цена устанавливалась в размере его кадастровой стоимости, поэтому основания для принятия п. 2.1 проекта договора купли-продажи земельного участка в редакции, предложенной истцом при рассмотрении судом спора, то есть в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 11 декабря 2013 г. N 746 "Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями", вступившим в законную силу 12.12.2013 г., отсутствуют.
При этом в протоколе разногласий Н.К. предлагала установить выкупную цену земельного участка в соответствии с п. 2 ст. 2, пп. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ч. 1 ст. 18 Закона Самарской области "О земле" от 11.03.2005 N 94-ГД, Положением о земельном налоге на территории городского округа Тольятти, утвержденным Постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 19.10.2005 N 257.
Принимая во внимание, что правоотношения сторон по предоставлению земельного участка в собственность в силу п. 5 и 6 ст. 36 ЗК РФ возникли при подаче истцом соответствующего заявления, мэрия городского округа Тольятти при определении выкупной цены земельного участка правомерно установила на основании статьи 18 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" стоимость земельного участка в размере его кадастровой стоимости.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Н.К.
Доводы апелляционной жалобы Н.К. о несогласии с размером цены земельного участка, равной его кадастровой стоимости, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, и в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дал соответствующую правовую оценку, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти о том, что суд не урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка, несостоятельны, поскольку спор разрешен в пределах заявленных требований.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы мэрии городского округа Тольятти и Н.К. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)