Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 31 января 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Поляков О.Н., паспорт,
от ответчика - Белоусова Е.М., доверенность от 26 декабря 2013 г. N 367,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2013 г. по делу N А55-20502/2013 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича (ОГРНИП 304631235800060), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич (далее заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик, Министерство) с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области от 15.05.2013 N 12_1/1033/11-а об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного в районе дома N 122 по улице Победы Кировского района г. Самара Самарской области, площадью 10, 00 кв. м в аренду под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2013 г. по делу N А55-20502/2013 признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженное в письме N 12-1/1033/11-а от 15.05.2013 г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы, в районе дома N 122, площадью 10, 00 кв. м, испрашиваемого под установку временного торгового киоска "яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией. На Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность по вступлении в законную силу решения суда по делу N А55-20502/2013 в десятидневный срок принять решение о предоставлении предпринимателю Полякову О.Н. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы, в районе дома N 122, площадью 10, 00 кв. м, кадастровый номер 63:01:0242001:547, испрашиваемого под установку временного торгового киоска "яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, считает, что земельный участок может быть представлен заявителю только на торгах.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.04.2011 г. предприниматель Поляков О.Н. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/1033/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Победы, в районе дома N 122, площадью 10,00 кв. м под установку временного киоска "Яйцо" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией (л.д. 49).
К заявлению о предоставлении земельного участка были приложены следующие документы: выписка из ЕГРИП N 949 от 12.04.2011 г.; план-схема земельного участка, копия паспорта заявителя; уведомление N 63:00-102/11-40360 от 04.04.2011 г.; выписка из ЕГРП на недвижимое имущество от 22.03.2011 г.; распоряжение N РД-833 от 27.09.2010 г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под установку временного торгового киоска "Яйцо" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией".
Указанное заявление Министерством в установленные сроки, рассмотрено не было.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2012 г. было признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области. Арбитражный суд обязал Министерство рассмотреть заявление ИП Полякова О.Н. по существу (л.д. 26-31).
15.05.2013 г. Министерство имущественных отношений Самарской области, рассмотрев указанное заявление, отказало индивидуальному предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, мотивировав тем, что на испрашиваемом земельном участке схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не предусмотрено нахождение временных объектов (л.д. 11).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Указанный порядок на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (в редакции, на момент возникших правоотношений).
Согласно пункту 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Из материалов дела следует, что на испрашиваемый земельный участок заявителю на основании решения Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-35623/2009 от 26.03.2009 г. Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 27.09.2010 г. вынесено распоряжение N РД-833 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в красных линиях улицы Победы, в районе дома N 122 Кировский район, улица Победы, в районе дома N 122 для использования под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента (л.д. 23-25; 50-52).
Согласно указанному распоряжению земельный участок вакантен, права и интересы третьих лиц им не затрагиваются.
На момент возникновения спорных правоотношений Министерство обязано было в двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка принять решение по заявлению о предоставлении земельного участка под установку временного объекта.
Как следует из кадастрового паспорта от 21.01.2013 г. спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, улица Победы, в районе дома N 122 площадью 10,00 кв. м поставлен на кадастровый учет 24.06.2011 (л.д. 42).
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара 27.09.2010 г. (л.д. 50).
Суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что Министерством имущественных отношений Самарской области не соблюден порядок предоставления земельного участка в аренду под установку временного объекта.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" (в редакции сложившихся правоотношений) юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Как выше указано, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0242001:547.
Довод ответчика о том, что поскольку размещение нестационарного объекта предпринимателя на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 года N 377, предоставление земельного участка невозможно является необоснованным.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что заявитель задолго, до утверждения схемы решал вопрос о предоставлении ему спорного земельного участка под размещение нестационарного объекта. Заявителю утверждена схема расположения временного объекта. Следовательно, по смыслу вышеназванной нормы, факт наличия, либо отсутствия его в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта предпринимателя.
Оценивая обстоятельства дела, Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Довод ответчика о том, что земельный участок заявителю может быть предоставлен только на торгах является необоснованным, поскольку на момент обращения Предпринимателя в Министерство действовала редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06.10.2010 N 484, которая позволяла предоставлять земельные участки без проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка заявителям.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2013 г. по делу N А55-20502/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.01.2014 ПО ДЕЛУ N А55-20502/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2014 г. по делу N А55-20502/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 31 января 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Поляков О.Н., паспорт,
от ответчика - Белоусова Е.М., доверенность от 26 декабря 2013 г. N 367,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2013 г. по делу N А55-20502/2013 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Полякова Олега Николаевича (ОГРНИП 304631235800060), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Поляков Олег Николаевич (далее заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик, Министерство) с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области от 15.05.2013 N 12_1/1033/11-а об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного в районе дома N 122 по улице Победы Кировского района г. Самара Самарской области, площадью 10, 00 кв. м в аренду под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2013 г. по делу N А55-20502/2013 признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженное в письме N 12-1/1033/11-а от 15.05.2013 г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы, в районе дома N 122, площадью 10, 00 кв. м, испрашиваемого под установку временного торгового киоска "яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией. На Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность по вступлении в законную силу решения суда по делу N А55-20502/2013 в десятидневный срок принять решение о предоставлении предпринимателю Полякову О.Н. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Победы, в районе дома N 122, площадью 10, 00 кв. м, кадастровый номер 63:01:0242001:547, испрашиваемого под установку временного торгового киоска "яйцо" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, считает, что земельный участок может быть представлен заявителю только на торгах.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.04.2011 г. предприниматель Поляков О.Н. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/1033/11-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Победы, в районе дома N 122, площадью 10,00 кв. м под установку временного киоска "Яйцо" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией (л.д. 49).
К заявлению о предоставлении земельного участка были приложены следующие документы: выписка из ЕГРИП N 949 от 12.04.2011 г.; план-схема земельного участка, копия паспорта заявителя; уведомление N 63:00-102/11-40360 от 04.04.2011 г.; выписка из ЕГРП на недвижимое имущество от 22.03.2011 г.; распоряжение N РД-833 от 27.09.2010 г. "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под установку временного торгового киоска "Яйцо" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией".
Указанное заявление Министерством в установленные сроки, рассмотрено не было.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.02.2012 г. было признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области. Арбитражный суд обязал Министерство рассмотреть заявление ИП Полякова О.Н. по существу (л.д. 26-31).
15.05.2013 г. Министерство имущественных отношений Самарской области, рассмотрев указанное заявление, отказало индивидуальному предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, мотивировав тем, что на испрашиваемом земельном участке схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не предусмотрено нахождение временных объектов (л.д. 11).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Указанный порядок на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (в редакции, на момент возникших правоотношений).
Согласно пункту 2.4. Порядка в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Из материалов дела следует, что на испрашиваемый земельный участок заявителю на основании решения Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-35623/2009 от 26.03.2009 г. Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 27.09.2010 г. вынесено распоряжение N РД-833 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в красных линиях улицы Победы, в районе дома N 122 Кировский район, улица Победы, в районе дома N 122 для использования под установку временного торгового киоска "Яйцо" без укладки фундамента (л.д. 23-25; 50-52).
Согласно указанному распоряжению земельный участок вакантен, права и интересы третьих лиц им не затрагиваются.
На момент возникновения спорных правоотношений Министерство обязано было в двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка принять решение по заявлению о предоставлении земельного участка под установку временного объекта.
Как следует из кадастрового паспорта от 21.01.2013 г. спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, улица Победы, в районе дома N 122 площадью 10,00 кв. м поставлен на кадастровый учет 24.06.2011 (л.д. 42).
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара 27.09.2010 г. (л.д. 50).
Суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что Министерством имущественных отношений Самарской области не соблюден порядок предоставления земельного участка в аренду под установку временного объекта.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" (в редакции сложившихся правоотношений) юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Как выше указано, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 63:01:0242001:547.
Довод ответчика о том, что поскольку размещение нестационарного объекта предпринимателя на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 года N 377, предоставление земельного участка невозможно является необоснованным.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что заявитель задолго, до утверждения схемы решал вопрос о предоставлении ему спорного земельного участка под размещение нестационарного объекта. Заявителю утверждена схема расположения временного объекта. Следовательно, по смыслу вышеназванной нормы, факт наличия, либо отсутствия его в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта предпринимателя.
Оценивая обстоятельства дела, Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый отказ противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Довод ответчика о том, что земельный участок заявителю может быть предоставлен только на торгах является необоснованным, поскольку на момент обращения Предпринимателя в Министерство действовала редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06.10.2010 N 484, которая позволяла предоставлять земельные участки без проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка заявителям.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 ноября 2013 г. по делу N А55-20502/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)