Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2015 N 16АП-2363/2015 ПО ДЕЛУ N А20-6121/2014-24

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2015 г. по делу N А20-6121/2014-24


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 г.,
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2015 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Меркурий Агропромышленный комплекс "Прохладненский" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.04.2015 по делу N А20-6121/2014,
по заявлению по заявлению закрытого акционерного общества "Меркурий Агропромышленный комплекс "Прохладненский", ст. Солдатская,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик
третьи лица: Местная администрация Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, г. Прохладный, открытое акционерное общество "Племенной завод "Степной", Прохладненский район, с. Заречное,
о признании решения антимонопольного органа незаконным, (судья Ю.Ж. Шокумов),
при участии в судебном заседании:
- от ЗАО "Меркурий Агропромышленный комплекс "Прохладненский" - Михнев В.С. по доверенности N 09АА0047998 от 26.02.2014;
- от ОАО "Племенной завод "Степной" - Кондрашов В.И. по доверенности N 3 от 01.01.2015, Каркавина Е.И. по доверенности N 4 от 01.01.2015.
установил:

закрытое акционерное общество "Меркурий Агропромышленный комплекс "Прохладненский" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 18.09.2014 N АЗ05-32/14 о признании в действиях местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в несоблюдении процедуры предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду, предусмотренной статьями 9, 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Местная администрация Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация), а также открытое акционерное общество "Племенной завод "Степной".
Решением суда от 25 апреля 2015 года в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивированно тем, что администрация без проведения торгов предоставила обществу в аренду земельные участки.
Не согласившись с принятым решением, закрытое акционерное общество "Меркурий Агропромышленный комплекс "Прохладненский" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что в действиях Администрации отсутствуют нарушения действующего законодательства о защите конкуренции. При возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением допущены нарушения законодательства в части сроков возбуждения. При оценке действий Администрации по передаче в аренду земельных участков Управление вышло за пределы своей компетенции, оценивая гражданско-правовые отношения сторон инвестиционного соглашения.
В судебном заседании представитель закрытого акционерного общества "Меркурий Агропромышленный комплекс "Прохладненский" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Открытое акционерное общество "Племенной завод "Степной" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "Племенной завод "Степной" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.04.2015 по делу N А20-6121/2014 следует отменить.
Из материалов дела усматривается, что 24.11.2007 в газете "Прохладненские известия" N 124-125 было опубликовано извещение Местной Администрации Прохладненского муниципального района о наличии свободных земельных участков сельхозназначения, находящихся в распоряжении в границах сельских поселений Прохладненского муниципального района КБР, предлагаемых для передачи в аренду. Данная публикация содержала ссылки на сельское поселение, в границах которого расположен свободный земельный участок, а также площадь земельных участков.
В соответствии с протоколом N 2 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на право заключения договоров аренды земельных участков от 26.12.2007, по извещению, опубликованному 24.11.2007, подано 77 заявлений от физических и юридических лиц. Кроме этого комиссия рассмотрела инвестиционный контракт N С41-04 от 17.12.2007 заключенный между Правительством КБР, администрацией Прохладненского района и АПК "Прохладненский". По итогам конкурса комиссия приняла решение заключить с 01.01.2008 договоры аренды земельных участков сельхозназначения с физическими и юридическими лицами. В данном перечне АПК "Прохладненский" филиал ЗАО "Киево-Жураки АПК" не значится.
Постановлением от 18.12.2007 N 582 администрация решила предоставить с 30.12.2007 на правах аренды АПК Прохладненский" филиал ЗАО "Киево-Жураки АПК" земельные участки сельхозназначения общей площадью более 7774,55 га в пределах границ сельских поселений Прохладненского муниципального района КБР.
На основании указанного постановления между Администрацией и АПК Прохладненский" филиал ЗАО "Киево-Жураки АПК" заключены договоры аренды.
В последующем в связи с выделением из ЗАО "Киево-Жураки АПК" самостоятельного юридического лица ЗАО "Меркурий Агропромышленный комплекс "Прохладненский" (далее Общество), дополнительными соглашениями изменен арендатор:
- - договор N 74 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в распоряжении администрации Прохладненского муниципального района, от 24 декабря 2007 года, площадь передаваемого в аренду земельного участка - 1634,51 га;
- срок аренды с 30 декабря 2007 года по 29 декабря 2032 года;
- - договор N 108 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в распоряжении администрации Прохладненского муниципального района, от 24 декабря 2007 года, площадь передаваемого в аренду земельного участка - 3748,8 га, срок аренды с 30 декабря 2007 года по 29 декабря 2032 года;
- - договор N 186 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в распоряжении администрации Прохладненского муниципального района, от 24 декабря 2007 года, площадь передаваемого в аренду земельного участка - 321,90 га, срок аренды с 30 декабря 2007 года по 29 декабря 2032 года;
- - договор N 263 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в распоряжении администрации Прохладненского муниципального района, от 24
- - декабря 2007 года, площадь передаваемого в аренду земельного участка - 1435,62 га, срок аренды с 30 декабря 2007 года по 29 декабря 2032 года;
- - договор N 332 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в распоряжении администрации Прохладненского муниципального района, от 24 декабря 2007 года, площадь передаваемого в аренду земельного участка - 380,21 га, срок аренды с 30 декабря 2007 года по 29 декабря 2032 года;
- - договор N 375 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в распоряжении администрации Прохладненского муниципального района, от 24 декабря 2007 года, площадь передаваемого в аренду земельного участка - 498,37 га, срок аренды с 30 декабря 2007 года по 29 декабря 2032 года.
Из содержания указанных договоров следует, что договоры аренды земельных участков заключены на основании постановления главы администрации Прохладненского района КБР N 582 от 18.12.2007 в соответствии с протоколом N 2 от 26.12.2007 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявлений на право заключения договоров аренды.
В связи с реорганизацией ЗАО "Киево-Жураки АПК" в форме выделения из его состава филиала и создания ЗАО "Меркурий АПК Прохладненский", дополнительными соглашениями внесены изменения в указанные выше договоры аренды земельных участков от 24 декабря 2007 года в части замены стороны по договору АПК "Прохладненский" филиал ЗАО "Киево-Жураки АПК" на ЗАО "Меркурий АПК "Прохладненский" как самостоятельное юридическое лицо.
19.06.2014 ОАО "Племенной завод "Степной" обратился в Управление ФАС по КБР с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства при распределении Администрацией земельных участков сельхозназначения, а именно при предоставлении их Обществу.
По результатам проверки Управлением выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) Администрации, выразившиеся в несоблюдении процедуры предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения в аренду, предусмотренной статьями 9, 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно: извещение о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения, опубликованное в газете "Прохладненские известия" от 24 ноября 2007 года, не соответствует требованиям, предъявляемым к подобным публикациям, а именно не содержит кадастровых номеров земельных участков; отсутствует письменное обращение АПК "Прохладненский" филиал ЗАО "Киево-Жураки АПК" в Местную администрацию о предоставлении земельных участков в аренду.
Вышеуказанные действия (бездействие) Администрации, по мнению Управления, содержат признаки нарушения земельного законодательства, а также признаки нарушения статей 15, 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции".
18.09.2014 Управлением вынесено решение по делу N АЗ05-32/14 о признании в действиях местной администрации Прохладненского муниципального района нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.
В связи с наличием действующих договоров аренды земельных участков, Управление решило предписание по указанному решению не выдавать.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с редакцией N 2 от 01.12.2007 г. ФЗ "О защите конкуренции", действующей на момент заключения договоров.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении администрацией процедуры предоставления земельных участков, поскольку было подано 77 заявлений, а обществу земельные участки предоставлены без проведения торгов.
При этом судом не учтено следующее.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей в период предоставления участков в аренду) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного Кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Кодекса.
В соответствии со статей 34 Земельного кодекса лица, заинтересованные в передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, а исполнительный орган в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
Поступившие после опубликования в печати сведений о наличии свободных земельных заявления заинтересованных лиц были рассмотрены конкурсной комиссией.
Из протокола N 2 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявлений на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в распоряжении Администрации Прохладненского муниципального района от 26.12.2007 г. следует, что комиссий была рассмотрена возможность заключения договоров аренды земельных участков, в отношении которых поступило только одно заявление (стр. 3 Протокола N 2 от 26.12.2007 г.).
Из текста протокола следует, что поступило 77 заявлений заинтересованных лиц. Комиссией принято решение заключить с 01.01.2008 договоры аренды земельных участков, на передачу в аренду которых поступило только одно заявление. В протоколе указан перечень заинтересованных лиц, с которыми заключаются такие договоры, и земельных участков (вид, номер согласно карте размещения, площадь).
Сведений о наличии 2 и более заявлений на один и тот же участок в протоколе не содержится. Комиссией не принималось решения о проведении торгов, торги на эти земельные участки не проводились.
Комиссией также рассмотрен инвестиционный контракт N С41-04 от 17.12.2007 г., заключенный между АПК "Прохладненский" филиал ЗАО "Киево-Жураки АПК" и Администрацией Прохладненского района, на основании которого администрацией принято постановление N 582 от 18.12.2007 г. о передаче в аренду земельных участков.
Комиссией не установлено поступление других заявлений на земельные участки, перечисленные в постановлении; в протоколе не содержится сведений о поступивших заявлениях других заинтересованных лиц. В протоколе нет сведений о том, что поступившие 77 заявлений касаются земельных участков, предоставленных в аренду обществу.
Антимонопольным органом эти обстоятельства не опровергнуты. При проверке не установлено наличие заявлений других лиц на предоставление земельных участков, предоставленных в аренду обществу (его правопредшественнику). Суду такие доказательства не представлены.
Довод о том, что инвестиционный контракт не является заявлением, отклоняется. Законодательством не установлена форма подобного заявления, однако п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ устанавливает, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Вся данная информация была указана в инвестиционном контракте N С41-04 от 17.12.2007 г., также из содержания инвестиционного контракта вытекает волеизъявление Общества на получение в аренду земельных участков.
Довод о том, что извещение о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения, опубликованное в газете "Прохладненские известия" от 24 ноября 2007 года, не соответствует требованиям, предъявляемым к подобным публикациям, а именно не содержит кадастровых номеров земельных участков, а потому процедура предоставления земельных участков нарушена, что является нарушением Закона о защите конкуренции, отклоняется. Администрацией обозначены достаточные признаки, позволяющие индивидуализировать земельные участки в соответствии с земельным законодательством, и согласно имеющимся у нее сведениям и определить предмет договора аренды. Как следует из материалов дела, у лиц, подавших заявления, затруднений на подачу заявлений о предоставлении земельных участков в аренду не возникало. Названное антимонопольным органом обстоятельство не повлекло нарушение Закона о защите конкуренции.
Поскольку на каждый земельный участок было подано одно заявление, оснований для проведения торгов на право заключения договора аренды не имелось.
Судом сделан ошибочный вывод о том, подано несколько заявлений, что требовало проведения торгов.
Торги в рассматриваемом случае не проводились и оснований для их проведения не имелось.
У антимонопольного органа не было оснований для проверки действий администрации на соответствие требованиям Закона о защите конкуренции и выводов о нарушении требований статей 17, 15 Закона о защите конкуренции, поскольку статья 17 Закона о защите конкуренции не устанавливает антимонопольные требования к соблюдению процедуры предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, предусмотренной ст. 9, 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Администрацией Прохладненского района при заключении договоров аренды земельных участков не были осуществлены действия (бездействие) или приняты акты, способные привести к устранению недопущению, ограничению конкуренции.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 18.09.2014 N А305-32/14 не соответствует закону о защите конкуренции и нарушает права общества, поэтому является недействительным.
Довод апелляционной жалобы о том, что в действиях администрации отсутствуют признаки нарушения законодательства о защите конкуренции, является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы рассматриваемого спора и сделал выводы о праве постоянного бессрочного пользования ОАО ПЗ "Степной" на земельные участки, предоставленные в аренду обществу, является правильным. Оспариваемое решение антимонопольного органа проверяется судом на соответствие Закону о защите конкуренции. При этом Законом о защите конкуренции не предполагается вмешательство антимонопольного органа в разрешение вопросов, касающихся гражданско-правовых отношений, и такие вопросы в оспариваемом решении УФАС по КБР не рассматривались.
Довод апелляционной жалобы о том, что антимонопольным органом нарушены сроки давности возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслуживает внимания.
В соответствии со ст. 41.1 ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Действия администрации, по мнению антимонопольного органа, выразившиеся в несоблюдении процедуры предоставления земельных участков и нарушающие требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции совершены в 2007 году, а антимонопольное дело возбуждено в 2014 году.
Вместе с тем, суд первой инстанции рассмотрел дело по существу, а апелляционный суд, проверяя доводы апелляционной жалобы установил отсутствие события нарушения законодательства о защите конкуренции, что повлекло недействительность решения антимонопольного органа.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства по делу, выводы не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, не правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда имеются основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.04.2015 по делу N А20-6121/2014.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.04.2015 по делу N А20-6121/2014 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Признать недействительным решение Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 18.09.2014 N А305-32/14 Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
С.А.ПАРАСКЕВОВА
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)