Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 03.04.2015 N М-9/2015, 3-48/2015

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что установленная кадастровая стоимость земельного участка влияет на размер платы, вносимой им как пользователем земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2015 года


Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Багрий Л.Б.
при секретаре судебного заседания Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Краснодарского краевого отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости, с установлением кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Краснодарское краевое отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" (ВДПО Краснодарского края), являясь пользователем на возмездной основе земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2382 кв. м, расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные здания органов государственной власти, местного самоуправления, обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости названного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование требований указало, что кадастровая стоимость земельного участка в размере <...> коп, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в <...> руб., что подтверждается отчетом об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2011 г., составленном обществом с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью" за <...> от 26 августа 2014 г. Данное обстоятельство нарушает права ВДПО Краснодарского края, т.к. кадастровая стоимость влияет на размер платы, вносимой обществом как пользователем земельного участка.
ВДПО Краснодарского края просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2382 кв. м, расположенного по адресу: <...> <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административные здания органов государственной власти, местного самоуправления, равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2011 г. в размере <...> руб.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата "Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка в размере <...> руб. в качестве новой кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2011 г.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю просил в удовлетворении требований отказать, пояснив, что функции филиала учреждения, которому переданы полномочия по ведению государственного кадастрового учета, ограничиваются внесением кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости, определенной исходя из результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Департаментом имущественных отношений Краснодарского края. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403024:155 были внесены филиалом учреждения 10 января 2012 г. в государственный кадастр недвижимости в строгом соответствии с Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края <...> от 22 ноября 2011 г. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют данные о зарегистрированных правах ВДПО Краснодарского края на указанный земельный участок.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар просил в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что муниципальное образование является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, который на основании соглашения о внесении денежных средств за фактическое использование земельного участка от 04 мая 2010 г. <...> был предоставлен в пользование ВДПО Краснодарского края. Заявитель может защищать свои права только теми способами, которые не затрагивают исключительных полномочий собственника по распоряжению (продаже), а в предъявленных требованиях заявителем оспаривается право собственника земельного участка на определение кадастровой стоимости земельного участка, распоряжение земельным участком, установление платы за пользование участком.
Требования заявителя направлены фактически на изменение существенных условий соглашения о внесении платы за земельный участок, так как уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к кратному уменьшению размера платы за его использование. При определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель допущено не было.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка повлечет за собой изменение налоговой базы и, соответственно, изменение налоговых начислений в соответствующий бюджет.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края просил отказать в удовлетворении требований, пояснив, что постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. <...> "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" департамент принимает в установленном законодательством порядке решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, выступает государственным заказчиком работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, утверждает результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, в состав которых входит земельный участок с кадастровым номером <...>, допущено не было.
ВДПО Краснодарского края полномочий от собственника земельного участка - муниципального образования на проведение оценки не получал, поэтому представленный обществом размер рыночной стоимости участка не может указывать на нарушение его прав.
Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению платежей за использование земельного участка, которые отнесены к источникам дохода бюджета муниципального образования <...>, что повлияет на наполняемость бюджета.
Заслушав объяснения заявителя и заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований к удовлетворению требований Краснодарского краевого отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2382 кв. м, расположенного по адресу: <...>, в размере, равном его рыночной стоимости.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Понятие государственной кадастровой оценки дано в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (ст. 3 и ст. 24.11).
Перечисленные нормы определили специальное назначение кадастровой стоимости - для целей налогообложения и специальный статус кадастровой оценки - государственный, закрепив, что определение базовой величины для исчисления земельных платежей находится в исключительной компетенции государства.
Экономические характеристики земельного участка, который находится в возмездном пользовании ВДПО Краснодарского края, определены в 2011 г. при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края подрядной организацией Южный филиал ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ по состоянию на 01 января 2011 г.
Работы выполнены в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 г. N 316, Методическим указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39, Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152, а также Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 г. N 1756 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов в составе видов разрешенного использования земель населенных пунктов Краснодарского края; средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края.
В обоснование требований ВДПО Краснодарского края не ссылается на нарушение положений законодательства, предъявляемых к порядку проведения государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером <...>, и судом не установлены указанные нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Понятие рыночной стоимости объекта оценки дано в ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Следовательно, под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена продажи объекта оценки на открытом рынке в условиях конкуренции.
04 мая 2010 г. между администрацией муниципального образования г. Краснодар и ВДПО Краснодарского края заключено Соглашение, по условиям которого муниципальное образование принимает от ВДПО Краснодарского края плату за фактическое использование земельного участка общей площадью 2382 кв. м, с кадастровым номером <...>, расположенного в Карасунском внутригородском округе <...>. Участок используется ВДПО Краснодарского края без надлежащего оформления прав на него для эксплуатации нежилых зданий, находящихся в оперативном управлении ВДПО Краснодарского края. Размер оплаты за фактическое использование участка соглашением сторон установлен равным размеру арендной платы за землю, действующей на территории муниципального образования г. Краснодар. Соглашение не является основанием для возникновения прав у ВДПО Краснодарского края на земельный участок и заключено с целью поступления в бюджет муниципального образования г. Краснодар денежной компенсации от ВДПО Краснодарского края в добровольном, внесудебном порядке за период фактического пользования земельным участком до оформления прав на него в соответствии с действующим законодательством в области земельных отношений. Любое строительство на земельном участке запрещено.
Приведенные условия Соглашения свидетельствуют о том, что ВДПО Краснодарского края приняло на себя права и обязанности по договору о пользовании земельным участком, выразив согласие со всеми условиями договора, в том числе и с размером платы.
В силу ст. 209 и ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) муниципальному образованию принадлежит право владения, пользования и распоряжения, предоставленным в пользование ВДПО Краснодарского края земельным участком, в то время как закон не наделяет ВДПО Краснодарского края правом распоряжения земельным участком, в том числе правом его продажи.
Таким образом, защищать права пользователя земельного участка ВДПО Краснодарского края может только теми способами, которые не затрагивают исключительных полномочий собственника участка, к которым относится право распоряжения (продажи).
Правом требовать установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости обладает только собственник, то есть лицо, которому принадлежит право распоряжения объектом недвижимости, либо лицо, которому такое право делегировано собственником.
Это положение закреплено в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", изложенной в следующей редакции, - результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены ... также органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся ... в муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В статье 10 приведенного Закона определено, что в отношении объекта, принадлежащего ... муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
ВДПО Краснодарского края не наделялось муниципальным образованием г. Краснодар правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, в том числе и правом быть заказчиком на проведение оценки.
Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 27 января 2011 г. <...> "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" и Приложениям к нему, размер арендной платы за земли рассчитывается от кадастровой стоимости.
Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар 23 июля 2014 г. в адрес ВДПО Краснодарского края направил уведомление с приведением расчета об изменении размера платы за землю с 01 января 2014 г.
В обоснование нарушенного права ВДПО Краснодарского края ссылается на несогласие с размером платы за пользование земельным участком, поскольку она рассчитана от кадастровой стоимости, размер которой заявитель считает завышенной.
Изложенное свидетельствует о том, что существо требований ВДПО Краснодарского края и повод обращения в суд сводятся к несогласию с существенными условиями договора о внесении денежных средств за фактическое использование земельного участка.
В главе 27 Гражданского кодекса Российской Федерации содержатся положения о свободе граждан и юридических лиц в заключении договора (свобода договора); что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами; что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
С учетом приведенных норм, основания для признания договора о внесении денежных средств за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером <...> не соответствующим требованиям закона отсутствуют. В связи с этим, права ВДПО Краснодарского края условиями договора не нарушаются, и, следовательно, требование заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости с целью изменения платы по договору за фактическое использование земельного участка не основано на законе.
В случае удовлетворения требований ВДПО Краснодарского края будут нарушаться права муниципального образования г. Краснодар как собственника земельного участка.
При разрешении заявления ВДПО Краснодарского края необходимо учитывать положения п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Поскольку согласно п. 3 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, то изменение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> влечет за собой изменение налоговых исчислений в бюджет муниципального образования г. Краснодар, и препятствует его планированию.
Изменение кадастровой стоимости указанного земельного участка по мотиву несогласия со стоимостью пользователя участка, может отразиться на доходах собственника участка, т.е. на бюджете муниципального образования. В этом случае будет нарушен принцип разумного баланса частных и публичных интересов.
Таким образом, судом не установлено нарушение прав ВДПО Краснодарского края размером кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403024:155, поэтому требование заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Краснодарского краевого отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 2382 кв. м, расположенного по адресу: <...> <...>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 г. в размере <...> руб., и о возложении обязанности на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата "Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю о внесении в государственный кадастр недвижимости рыночной стоимости земельного участка в размере <...> руб. в качестве новой кадастровой стоимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья
Краснодарского краевого суда
Л.Б.БАГРИЙ

Мотивированное решение суда составлено 07 апреля 2015 г.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)