Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Информатика" - Блинова А.Г. (доверенность от 10.08 2015),
представителя Администрации городского округа Самара - Бычковой В.В. (доверенность от 13.01.2015 N 3-01-02/99),
представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Дмитриенко Е.В. (доверенность от 12.01.2015 N 3),
представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Департамента строительства и архитектуры Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управления Росприроднадзора по Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Администрации Красноярского района Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации Красноярского района Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Информатика"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-25126/2014 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Информатика" (ОГРН 1026301510102, ИНН 6318100086) г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области г. Самара,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" Самарской области, г. Самара,
Департамента строительства и архитектуры Самарской области, г. Самара,
Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
Управления Росприроднадзора по Самарской области, г. Самара,
Администрации Красноярского района Самарской области, г. Самара,
Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации Красноярского района Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
установил:
открытое акционерное общество "Информатика" (далее - заявитель, общество, ОАО "Информатика") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области и к Администрации городского округа Самара о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области, подготовленное в форме уведомления об отказе в предоставлении земельного участка N 12-1/0214/12 от 10.07.2014, об отказе ОАО "Информатика" в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805022:34, площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка"; разрешенное использование: для размещения базы отдыха "Калинка"; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; об обязании Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок после вступлении решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ОАО "Информатика" в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805022:34, площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка"; разрешенное использование: для размещения базы отдыха "Калинка"; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; об обязании Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении ОАО "Информатика" в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805022:34, площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка"; разрешенное использование: для размещения базы отдыха "Калинка"; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по цене в размере 5% (пять процентов) от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 307 440 руб. и направить проект договора купли-продажи ОАО "Информатика" (т. 1 л.д. 3-10).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" Самарской области, Департамент строительства и архитектуры Самарской области, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Управление Росприроднадзора по Самарской области, Администрацию Красноярского района Самарской области, Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Красноярского района Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2015 по делу N А55-25126/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 8 л.д. 33-36).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 8 л.д. 50-61).
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Администрация Красноярского района Самарской области апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в письменных пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам, в присутствии представителей ОАО "Информатика", Администрации городского округа Самара и Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, в отсутствие представителей иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ОАО "Информатика" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель Администрации городского округа Самара отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Информатика" принадлежат на праве собственности 22 объекта недвижимости - нежилые здания; назначение: нежилые здания; 1-этажные: имеющие общую площадь: 13,7; 14,1; 14; 12,3; 18,6; 18,9; 19; 18,9; 18,1; 18,6; 18,6; 29,8; 29,4; 29,6; 10,3; 12,4; 14,2; 9,4; 9,3; 110; 12,8 кв. м; 2-этажное, имеющее общую площадь 270,5 кв. м; расположенные по адресу: Самарская область, г.о.
Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка", строения 1-22, кадастровые номера 63:26:1805022:161; 63:26:1805022:165; 63:26:1805022:159; 63:26:1805022:162; 63:26:1805022:160; 63:26:1805022:164 63:26:1805022:148, 63:26:1805022:145; 63:26:1805022:149; 63:26:1805022:150 63:26:1805022:154; 63:26:1805022:146; 63:26:1805022:157; 63:26:1805022:156 63:26:1805022:147; 63:26:1805022:155; 63:26:1805022:166; 63:26:1805022:153; 63:26:1805022:158; 63:26:1805022:152; 63:26:1805022:151; 63:26:1805022:163.
Указанные нежилые здания принадлежат обществу на основании договора передачи имущества в собственность акционерного общества от 19.02.1996 N 33; дополнительного соглашения от 29.03.2000 N 54 к договору передачи имущества от 19.02.1996 N 33, что подтверждается; свидетельствами о государственной регистрации права 63-АЛ N N 161467, 161414, 161468, 161413, 161469, 161415 от 25.07.2013, 63-АЛ N N 161461, 161464, 161462, 161008, 1614006, 1614007, 161463, 161459, 161460, 161457 от 23.07.2013, 63-АЛ N N 258745, 258748, 258749, 258747, 258746 от 02.09.2013, 63-АЛ N 118809 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.04.2000, сделаны записи регистрации 63-26-1/2000-1362, 63-26-1/2000-63-26-1/2000-1369, 63-26-1/2000-1368, 63-26-1/2000-1361, 63-26-1/2000-1360, 63-26-1/2000-1359, 63-26-1/2000-1358, 63-26-1/2000-1357, 63-26-1/2000-1356, 63-26-1/2000-1355, 63-26-1/2000-1354, 63-26-1/2000-1353, 63-26-1/2000-1352, 63-26-1/2000-1367, 63-26-1/2000-1365, 63-26-1/2000-1364, 63-26-1/2000-63-26-1/2000-1363, 63-26-1/2000-1373, 63-26-1/2000-1374, 63-26-1/2000-1372.
Данные объекты недвижимости переданы обществу в порядке приватизации по договору передачи имущества в собственность, акционерного общества от 19.02.1996 N 33, заключенному между обществом и Фондом имущества Самарской области, который выдал обществу свидетельство о собственности от 19.02.1996 N 1100.
Пунктом 2 договора передачи имущества в собственность акционерного общества от 19.02.1996 N 33 установлен порядок передачи имущества и осуществления прав собственности, а именно в подпункте 2.5 определено: порядок пользования или владения земельным участком регламентируется действующем законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 1 Устава общества, открытое акционерное общество "Информатика" создано решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 28.02.1995 N 129 путем преобразования АОЗТ "Информатика" (правопреемник арендной организации ПКБ АСУ) в соответствии с федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий в связи с выкупом арендованного имущества государственного предприятия ПКБ АСУ по договору аренды с правом выкупа.
Здания расположены на земельном участке площадью 20 000 кв. м, предоставленном обществу в аренду по договору аренды земельного участка от 20.07.1998 N 92. Земельный участок расположен по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка" кадастровый номер 63:26:1805022:34; внесен в Государственный кадастр недвижимости 17.06.2005; разрешенное использование: для размещения базы отдыха "Калинка"; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
Указанный адрес присвоен распоряжением заместителя главы городского округа - главы администрации Красноглинского района городского округа Самара от 14.11.2012 N 277, ранее адрес земельного участка был - Самарская область, Красноярский район, территория Волжской волости, база отдыха "Калинка".
Все обозначенные выше 22 здания внесены в качестве частей земельного участка в Государственный кадастр недвижимости.
Общество обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 04.02.2014 о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, занимаемого базой отдых; "Калинка", площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка" кадастровый номер 63:26:1805022:34 (л.д. 19).
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 10.07.2014 N 12-1/0214/14 отказало заявителю в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность (т. 1 л.д. 14-16).
Общество не согласилось с вышеуказанным отказом и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 47, 69 и 92 ЛК РФ.
Согласно статье 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статей 67, 69 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи ЛК РФ. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
В соответствии со статьей 59 ЛК РФ от 29.01.1997 и статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации отграничение земель лесного фонда от земель иных категорий осуществлялось на основании материалов лесоустройства.
Пунктом 10 Правил проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377, определено, что материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов. Согласно указанным Правилам подготовка материалов лесоустройства осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.
Из материалов дела видно, что по сведениям государственного лесного реестра и подтвержденными путем ввода координат X и Y в программу ГИС ИНГЕО земельный участок с местоположением: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка", с кадастровым номером 63:26:1805022:34, площадью 20 000 кв. м, частично относится к землям лесного фонда и находятся в границах квартала N 78 Большецаревщинского участкового лесничества. Красноярского лесничества.
Принадлежность часть спорного земельного участка к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства, а именно:
- копией планшета лесоустройства N 20 Большецаревщинского участкового лесничества, Красноярского лесничества 2013 года;
- копией таксационного описания Красноярского лесничества, изготовленное Федеральной службой лесного хозяйства России 1995 года;
- свидетельством о государственной регистрации права на указанный участок за Российской Федерацией как на земли лесного фонда серия 63-АБ 411880 от 01.02.2005, общей площадью 7087,00 га.
Земельный участок площадью 20 000 кв. м, расположенный в границах квартала N 78 Большецаревщинского участкового лесничества, Красноярского лесничества входит в состав лесного участка общей площадью 7087,00 га., в отношении которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации (т. 3 л.д. 9-18).
Пунктом 32 статьи 81 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношении относится установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества.
ЛК РФ предусматривает разработку и утверждение лесного плана субъекта Российской Федерации. В лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения. Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (статьи 85, 86 ЛК РФ).
Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" утвержден лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8, статьи 83 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и распоряжение такими участками осуществляется Российский Федерацией, либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 "Об утверждении положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области" осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на министерство.
Таким образом, органом, осуществляющим полномочия в сфере лесного хозяйства, а именно распоряжение, предоставление участков лесного фонда в пользование на территории Самарской области является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
ЛК РФ устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3 ЛК РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
Статьей 3 ЛК РФ предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.
Из статьи 9 ЛК РФ следует, что лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки, в том числе, в составе земель лесного фонда.
Факт частичного нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства Красноярского лесничества и свидетельством о праве собственности РФ с указанием категории земли лесного фонда (лесные земли).
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку земельный участок местоположением: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка", площадью 20 000 кв. м, частично относится к землям лесного фонда, возможность предоставления данного участка в указанных размерах в частную собственность ЛК РФ не предусмотрена.
Суд первой инстанции установил, что площадь испрашиваемого земельного участка в 18 раз превышает площадь объектов недвижимости, расположенных на нем.
Представленное заявителем градостроительное обоснование не подтверждает необходимость предоставления заявителю земельного участка с указанной площадью.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих необходимость предоставления испрашиваемого земельного участка, заявителем суду не представлено.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-25126/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Информатика" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2015 N 11АП-9822/2015 ПО ДЕЛУ N А55-25126/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2015 г. по делу N А55-25126/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Информатика" - Блинова А.Г. (доверенность от 10.08 2015),
представителя Администрации городского округа Самара - Бычковой В.В. (доверенность от 13.01.2015 N 3-01-02/99),
представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Дмитриенко Е.В. (доверенность от 12.01.2015 N 3),
представитель Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Департамента строительства и архитектуры Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Управления Росприроднадзора по Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Администрации Красноярского района Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации Красноярского района Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Информатика"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-25126/2014 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Информатика" (ОГРН 1026301510102, ИНН 6318100086) г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области г. Самара,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" Самарской области, г. Самара,
Департамента строительства и архитектуры Самарской области, г. Самара,
Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
Управления Росприроднадзора по Самарской области, г. Самара,
Администрации Красноярского района Самарской области, г. Самара,
Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации Красноярского района Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
установил:
открытое акционерное общество "Информатика" (далее - заявитель, общество, ОАО "Информатика") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области и к Администрации городского округа Самара о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области, подготовленное в форме уведомления об отказе в предоставлении земельного участка N 12-1/0214/12 от 10.07.2014, об отказе ОАО "Информатика" в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805022:34, площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка"; разрешенное использование: для размещения базы отдыха "Калинка"; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; об обязании Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок после вступлении решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ОАО "Информатика" в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805022:34, площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка"; разрешенное использование: для размещения базы отдыха "Калинка"; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; об обязании Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении ОАО "Информатика" в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805022:34, площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка"; разрешенное использование: для размещения базы отдыха "Калинка"; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по цене в размере 5% (пять процентов) от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 307 440 руб. и направить проект договора купли-продажи ОАО "Информатика" (т. 1 л.д. 3-10).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" Самарской области, Департамент строительства и архитектуры Самарской области, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Управление Росприроднадзора по Самарской области, Администрацию Красноярского района Самарской области, Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации Красноярского района Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.06.2015 по делу N А55-25126/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 8 л.д. 33-36).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 8 л.д. 50-61).
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Администрация Красноярского района Самарской области апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в письменных пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам, в присутствии представителей ОАО "Информатика", Администрации городского округа Самара и Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, в отсутствие представителей иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ОАО "Информатика" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель Администрации городского округа Самара отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Информатика" принадлежат на праве собственности 22 объекта недвижимости - нежилые здания; назначение: нежилые здания; 1-этажные: имеющие общую площадь: 13,7; 14,1; 14; 12,3; 18,6; 18,9; 19; 18,9; 18,1; 18,6; 18,6; 29,8; 29,4; 29,6; 10,3; 12,4; 14,2; 9,4; 9,3; 110; 12,8 кв. м; 2-этажное, имеющее общую площадь 270,5 кв. м; расположенные по адресу: Самарская область, г.о.
Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка", строения 1-22, кадастровые номера 63:26:1805022:161; 63:26:1805022:165; 63:26:1805022:159; 63:26:1805022:162; 63:26:1805022:160; 63:26:1805022:164 63:26:1805022:148, 63:26:1805022:145; 63:26:1805022:149; 63:26:1805022:150 63:26:1805022:154; 63:26:1805022:146; 63:26:1805022:157; 63:26:1805022:156 63:26:1805022:147; 63:26:1805022:155; 63:26:1805022:166; 63:26:1805022:153; 63:26:1805022:158; 63:26:1805022:152; 63:26:1805022:151; 63:26:1805022:163.
Указанные нежилые здания принадлежат обществу на основании договора передачи имущества в собственность акционерного общества от 19.02.1996 N 33; дополнительного соглашения от 29.03.2000 N 54 к договору передачи имущества от 19.02.1996 N 33, что подтверждается; свидетельствами о государственной регистрации права 63-АЛ N N 161467, 161414, 161468, 161413, 161469, 161415 от 25.07.2013, 63-АЛ N N 161461, 161464, 161462, 161008, 1614006, 1614007, 161463, 161459, 161460, 161457 от 23.07.2013, 63-АЛ N N 258745, 258748, 258749, 258747, 258746 от 02.09.2013, 63-АЛ N 118809 от 05.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.04.2000, сделаны записи регистрации 63-26-1/2000-1362, 63-26-1/2000-63-26-1/2000-1369, 63-26-1/2000-1368, 63-26-1/2000-1361, 63-26-1/2000-1360, 63-26-1/2000-1359, 63-26-1/2000-1358, 63-26-1/2000-1357, 63-26-1/2000-1356, 63-26-1/2000-1355, 63-26-1/2000-1354, 63-26-1/2000-1353, 63-26-1/2000-1352, 63-26-1/2000-1367, 63-26-1/2000-1365, 63-26-1/2000-1364, 63-26-1/2000-63-26-1/2000-1363, 63-26-1/2000-1373, 63-26-1/2000-1374, 63-26-1/2000-1372.
Данные объекты недвижимости переданы обществу в порядке приватизации по договору передачи имущества в собственность, акционерного общества от 19.02.1996 N 33, заключенному между обществом и Фондом имущества Самарской области, который выдал обществу свидетельство о собственности от 19.02.1996 N 1100.
Пунктом 2 договора передачи имущества в собственность акционерного общества от 19.02.1996 N 33 установлен порядок передачи имущества и осуществления прав собственности, а именно в подпункте 2.5 определено: порядок пользования или владения земельным участком регламентируется действующем законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 1 Устава общества, открытое акционерное общество "Информатика" создано решением Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 28.02.1995 N 129 путем преобразования АОЗТ "Информатика" (правопреемник арендной организации ПКБ АСУ) в соответствии с федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий в связи с выкупом арендованного имущества государственного предприятия ПКБ АСУ по договору аренды с правом выкупа.
Здания расположены на земельном участке площадью 20 000 кв. м, предоставленном обществу в аренду по договору аренды земельного участка от 20.07.1998 N 92. Земельный участок расположен по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка" кадастровый номер 63:26:1805022:34; внесен в Государственный кадастр недвижимости 17.06.2005; разрешенное использование: для размещения базы отдыха "Калинка"; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
Указанный адрес присвоен распоряжением заместителя главы городского округа - главы администрации Красноглинского района городского округа Самара от 14.11.2012 N 277, ранее адрес земельного участка был - Самарская область, Красноярский район, территория Волжской волости, база отдыха "Калинка".
Все обозначенные выше 22 здания внесены в качестве частей земельного участка в Государственный кадастр недвижимости.
Общество обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 04.02.2014 о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, занимаемого базой отдых; "Калинка", площадью 20 000 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка" кадастровый номер 63:26:1805022:34 (л.д. 19).
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 10.07.2014 N 12-1/0214/14 отказало заявителю в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность (т. 1 л.д. 14-16).
Общество не согласилось с вышеуказанным отказом и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 47, 69 и 92 ЛК РФ.
Согласно статье 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статей 67, 69 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи ЛК РФ. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
В соответствии со статьей 59 ЛК РФ от 29.01.1997 и статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации отграничение земель лесного фонда от земель иных категорий осуществлялось на основании материалов лесоустройства.
Пунктом 10 Правил проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377, определено, что материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов. Согласно указанным Правилам подготовка материалов лесоустройства осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.
Из материалов дела видно, что по сведениям государственного лесного реестра и подтвержденными путем ввода координат X и Y в программу ГИС ИНГЕО земельный участок с местоположением: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка", с кадастровым номером 63:26:1805022:34, площадью 20 000 кв. м, частично относится к землям лесного фонда и находятся в границах квартала N 78 Большецаревщинского участкового лесничества. Красноярского лесничества.
Принадлежность часть спорного земельного участка к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства, а именно:
- копией планшета лесоустройства N 20 Большецаревщинского участкового лесничества, Красноярского лесничества 2013 года;
- копией таксационного описания Красноярского лесничества, изготовленное Федеральной службой лесного хозяйства России 1995 года;
- свидетельством о государственной регистрации права на указанный участок за Российской Федерацией как на земли лесного фонда серия 63-АБ 411880 от 01.02.2005, общей площадью 7087,00 га.
Земельный участок площадью 20 000 кв. м, расположенный в границах квартала N 78 Большецаревщинского участкового лесничества, Красноярского лесничества входит в состав лесного участка общей площадью 7087,00 га., в отношении которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации (т. 3 л.д. 9-18).
Пунктом 32 статьи 81 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношении относится установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества.
ЛК РФ предусматривает разработку и утверждение лесного плана субъекта Российской Федерации. В лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения. Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (статьи 85, 86 ЛК РФ).
Постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" утвержден лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8, статьи 83 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и распоряжение такими участками осуществляется Российский Федерацией, либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528 "Об утверждении положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области" осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на министерство.
Таким образом, органом, осуществляющим полномочия в сфере лесного хозяйства, а именно распоряжение, предоставление участков лесного фонда в пользование на территории Самарской области является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
ЛК РФ устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3 ЛК РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
Статьей 3 ЛК РФ предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.
Из статьи 9 ЛК РФ следует, что лесной участок может принадлежать лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также праве безвозмездного срочного пользования. Указанные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки, в том числе, в составе земель лесного фонда.
Факт частичного нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства Красноярского лесничества и свидетельством о праве собственности РФ с указанием категории земли лесного фонда (лесные земли).
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку земельный участок местоположением: Самарская область, г.о. Самара, Красноглинский район, база отдыха "Калинка", площадью 20 000 кв. м, частично относится к землям лесного фонда, возможность предоставления данного участка в указанных размерах в частную собственность ЛК РФ не предусмотрена.
Суд первой инстанции установил, что площадь испрашиваемого земельного участка в 18 раз превышает площадь объектов недвижимости, расположенных на нем.
Представленное заявителем градостроительное обоснование не подтверждает необходимость предоставления заявителю земельного участка с указанной площадью.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих необходимость предоставления испрашиваемого земельного участка, заявителем суду не представлено.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 июня 2015 года по делу N А55-25126/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Информатика" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)