Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.03.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Городской администрации муниципального образования "Городское поселение Оршанка", п. Оршанка, Республика Марий Эл,
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.01.2014 по делу N А39-838/2013, принятое судьей Лежниным В.В.
по заявлению Городской администрации муниципального образования "Городское поселение Оршанка" о признании незаконным и отмене постановления Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Медведевский" от 24.01.2013 N 12 АМ 854119, при участии третьих лиц - открытого акционерного общества "Энергия", государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
В связи с обнаружением в ходе повседневного надзора события административного правонарушения, должностным лицом Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Медведский" (далее по тексту - Отдел) 28.11.2012 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
По результатам административного расследования Отделом в отношении Городской администрации муниципального образования "Городское поселение Оршанка" (далее по тексту - Администрация) 18.01.2013 составлен протокол об административном правонарушении по статье 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Рассмотрев указанный протокол и иные материалы проверки, уполномоченное должностное лицо Отдела 24.01.2013 приняло постановление N 12 АМ 854119 о привлечении Администрации к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 24.01.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения и рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (в редакции Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ).
Согласно подпункту "к" части 4 статьи 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят по элементам обустройства автомобильных дорог поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения (включая автономные системы освещения) дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений; обслуживание систем контроля и управления линиями электроосвещения; замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, системы вентиляции, светофорные объекты, информационные щиты и указатели, метеостанции, видеосистемы, счетчики учета интенсивности движения и иные подобные объекты; проведение испытаний линий электроосвещения.
ГОСТ 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения. Все требования данного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В пункте 4.6.3 ГОСТ 50597-93 указано, что доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Как следует из материалов дела, административным органом 27.11.2012 в 17 час. 30 мин. установлено наличие 14 подряд неработающих один за другим светильников на участке автомобильной дороги от дома N 29 до дома N 73 по улице Советская поселка городского типа Оршанка Республики Марий Эл (т. 1, л. д. 75, 76 - 77).
При изложенных обстоятельствах вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует материалам дела.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются, в том числе, юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов. Органы и организации, в ведении которых находятся дорожные сооружения, обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.
Тем самым субъектом административного правонарушения может быть только то лицо, которое своими конкретными виновными действиями (бездействием) допустило нарушения в содержании дорожного сооружения вопреки установленному запрету.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности. По правилам пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ под автомобильной дорогой следует понимать, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог. В силу пункта 5 статьи 3 этого Федерального закона элементы обустройства автомобильных дорог это сооружения, к которым относятся также объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 37 этого Федерального закона). В силу пунктов 5 и 29 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организации благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что Администрация является органом местного самоуправления поселения, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на неопределенный срок. Администрация поселения является юридическим лицом, действует на основании устава городского поселения Оршанка, положения об администрации поселения и имеет печать со своим полным наименованием. Финансовое обеспечение деятельности расходов на содержание администрации поселения осуществляется исключительно за счет собственных доходов местного бюджета. Пунктом 4 статьи 3 Положения о Городской администрация муниципального образования "Городское поселение Оршанка" к полномочиям администрации поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (т. 1, л. д. 18, 19, 20, 21 - 27).
Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание элемента обустройства автомобильных дорог, является соответствующий орган местного самоуправления, действующий от имени собственника (статья 125 ГК РФ), в данном случае - Администрация.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Администрации о том, что субъектом административного правонарушения является ГКУ РМЭ "Марийскавтодор".
В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 07.04.2008 N 85 "Об утверждении перечня и групп по транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл" участок дороги по ул. Советская от дома N 29 до дома N 73 в п. Оршанка Республики Марий Эл входит в состав автомобильной дороги "Оршанка - Клюкино" и находится в оперативном управлении ГКУ РМЭ "Марийскавтодор" (т. 2, л. д. 18, 19 - 26, 62 - 67).
Между тем, указанный правовой акт не содержит указаний на передачу в оперативное управление указанному казенному учреждению спорных дорожных сооружений и элементов благоустройства. Это обстоятельство также подтверждается техническим паспортом и организацией дорожного движения автомобильной дороги республиканского значения "Оршанка - Клюкино", в которых отсутствуют как объекты республиканской собственности спорные дорожные сооружения и элементы благоустройства (т. 2, л. д. 27 - 54, 55 - 60). Это обстоятельство подтвердило и ГКУ РМЭ "Марийскавтодор" (т. 2, л. д. 61).
Содержание автомобильной дороги, включающее по элементам обустройства автомобильных дорог замену вышедших из строя ламп и светильников именно Администрацией, подтверждается также договором оказания услуг по техническому обслуживанию объектов уличного освещения от 28.06.2006, заключенным Администрацией с ОАО "Энергия".
Так, в соответствии с этим договором Администрация поручает, а общество принимает на себя обязательства по оказанию услуг по освещению улиц и дворов путем технического обслуживания объектов уличного освещения, а администрация обязуется принять услуги и оплатить их. Общая характеристика и полный перечень объектов, обслуживаемых обществом, данные о протяженности наружных сетей, количество обслуживаемых светильников приведены в приложении, в котором упомянуты улица Советская и улица Пограничная (т. 1, л. д. 63 - 66, 110 - 111). Также согласно суточному графику включения и выключения уличного освещения в осенне-зимний период с 26 по 31 ноября включение уличного освещения должно производиться в 16 час. 05 мин., а выключение в 7 час. 04 мин. (т. 1, л. д. 113).
Наличие неработающих наружных осветительных установок на участке автомобильной дороги от дома N 29 до дома N 73 по улице Советская поселка городского типа Оршанка Республики Марий Эл свидетельствует о том, что Администрация не предприняла достаточных мер для надлежащего содержания дорожных сооружений, а именно, не обеспечила своевременную замену неисправных ламп на указанном участке дороги.
Заключение договора с подрядной организацией не свидетельствует о принятии Администрацией всех зависящих от нее мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, хотя у нее имелась возможность для их соблюдения.
Фактические действия Администрации свидетельствуют о том, что договор от 28.06.2006 ею не выполняется. Так, заявки по замене электрических ламп по ул. Советская поселка Оршанка Городской администрацией муниципального образования "Городское поселение Оршанка" осуществлялись в устном порядке. Документально такие заявки не оформлялись. Муниципальным образованием "Городское поселение Оршанка" в 2012 году не оплачивались работы ОАО "Энергия" по этому договору. За уличное освещение в пос. Оршанка, включая освещение по ул. Советская, Администрация перечисляет денежные средства ОАО "Мариэнергосбыт" (т. 2, л. д. 126 - 128).
ОАО "Энергия" сообщила, что обслуживает линии наружного освещения на улично-дорожной сети поселка Оршанка по заявкам администрации. Линии электропередач и опоры являются собственностью ОАО "Энергия". Мачты освещения не принадлежат на праве собственности ОАО "Энергия". Лампы, используемые для освещения улиц, являются собственностью Городской администрации муниципального образования "Городское поселение Оршанка".
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.01.2014 по делу N А39-838/2013 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Городской администрации муниципального образования "Городское поселение Оршанка" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2014 ПО ДЕЛУ N А38-838/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. по делу N А38-838/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19.03.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.03.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Городской администрации муниципального образования "Городское поселение Оршанка", п. Оршанка, Республика Марий Эл,
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.01.2014 по делу N А39-838/2013, принятое судьей Лежниным В.В.
по заявлению Городской администрации муниципального образования "Городское поселение Оршанка" о признании незаконным и отмене постановления Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Медведевский" от 24.01.2013 N 12 АМ 854119, при участии третьих лиц - открытого акционерного общества "Энергия", государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
В связи с обнаружением в ходе повседневного надзора события административного правонарушения, должностным лицом Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Медведский" (далее по тексту - Отдел) 28.11.2012 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
По результатам административного расследования Отделом в отношении Городской администрации муниципального образования "Городское поселение Оршанка" (далее по тексту - Администрация) 18.01.2013 составлен протокол об административном правонарушении по статье 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Рассмотрев указанный протокол и иные материалы проверки, уполномоченное должностное лицо Отдела 24.01.2013 приняло постановление N 12 АМ 854119 о привлечении Администрации к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 24.01.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Администрация ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения и рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (в редакции Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ).
Согласно подпункту "к" части 4 статьи 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят по элементам обустройства автомобильных дорог поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения (включая автономные системы освещения) дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений; обслуживание систем контроля и управления линиями электроосвещения; замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, системы вентиляции, светофорные объекты, информационные щиты и указатели, метеостанции, видеосистемы, счетчики учета интенсивности движения и иные подобные объекты; проведение испытаний линий электроосвещения.
ГОСТ 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения. Все требования данного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В пункте 4.6.3 ГОСТ 50597-93 указано, что доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Как следует из материалов дела, административным органом 27.11.2012 в 17 час. 30 мин. установлено наличие 14 подряд неработающих один за другим светильников на участке автомобильной дороги от дома N 29 до дома N 73 по улице Советская поселка городского типа Оршанка Республики Марий Эл (т. 1, л. д. 75, 76 - 77).
При изложенных обстоятельствах вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует материалам дела.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются, в том числе, юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов. Органы и организации, в ведении которых находятся дорожные сооружения, обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.
Тем самым субъектом административного правонарушения может быть только то лицо, которое своими конкретными виновными действиями (бездействием) допустило нарушения в содержании дорожного сооружения вопреки установленному запрету.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности. По правилам пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ под автомобильной дорогой следует понимать, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог. В силу пункта 5 статьи 3 этого Федерального закона элементы обустройства автомобильных дорог это сооружения, к которым относятся также объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 37 этого Федерального закона). В силу пунктов 5 и 29 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организации благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что Администрация является органом местного самоуправления поселения, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на неопределенный срок. Администрация поселения является юридическим лицом, действует на основании устава городского поселения Оршанка, положения об администрации поселения и имеет печать со своим полным наименованием. Финансовое обеспечение деятельности расходов на содержание администрации поселения осуществляется исключительно за счет собственных доходов местного бюджета. Пунктом 4 статьи 3 Положения о Городской администрация муниципального образования "Городское поселение Оршанка" к полномочиям администрации поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (т. 1, л. д. 18, 19, 20, 21 - 27).
Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание элемента обустройства автомобильных дорог, является соответствующий орган местного самоуправления, действующий от имени собственника (статья 125 ГК РФ), в данном случае - Администрация.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Администрации о том, что субъектом административного правонарушения является ГКУ РМЭ "Марийскавтодор".
В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 07.04.2008 N 85 "Об утверждении перечня и групп по транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл" участок дороги по ул. Советская от дома N 29 до дома N 73 в п. Оршанка Республики Марий Эл входит в состав автомобильной дороги "Оршанка - Клюкино" и находится в оперативном управлении ГКУ РМЭ "Марийскавтодор" (т. 2, л. д. 18, 19 - 26, 62 - 67).
Между тем, указанный правовой акт не содержит указаний на передачу в оперативное управление указанному казенному учреждению спорных дорожных сооружений и элементов благоустройства. Это обстоятельство также подтверждается техническим паспортом и организацией дорожного движения автомобильной дороги республиканского значения "Оршанка - Клюкино", в которых отсутствуют как объекты республиканской собственности спорные дорожные сооружения и элементы благоустройства (т. 2, л. д. 27 - 54, 55 - 60). Это обстоятельство подтвердило и ГКУ РМЭ "Марийскавтодор" (т. 2, л. д. 61).
Содержание автомобильной дороги, включающее по элементам обустройства автомобильных дорог замену вышедших из строя ламп и светильников именно Администрацией, подтверждается также договором оказания услуг по техническому обслуживанию объектов уличного освещения от 28.06.2006, заключенным Администрацией с ОАО "Энергия".
Так, в соответствии с этим договором Администрация поручает, а общество принимает на себя обязательства по оказанию услуг по освещению улиц и дворов путем технического обслуживания объектов уличного освещения, а администрация обязуется принять услуги и оплатить их. Общая характеристика и полный перечень объектов, обслуживаемых обществом, данные о протяженности наружных сетей, количество обслуживаемых светильников приведены в приложении, в котором упомянуты улица Советская и улица Пограничная (т. 1, л. д. 63 - 66, 110 - 111). Также согласно суточному графику включения и выключения уличного освещения в осенне-зимний период с 26 по 31 ноября включение уличного освещения должно производиться в 16 час. 05 мин., а выключение в 7 час. 04 мин. (т. 1, л. д. 113).
Наличие неработающих наружных осветительных установок на участке автомобильной дороги от дома N 29 до дома N 73 по улице Советская поселка городского типа Оршанка Республики Марий Эл свидетельствует о том, что Администрация не предприняла достаточных мер для надлежащего содержания дорожных сооружений, а именно, не обеспечила своевременную замену неисправных ламп на указанном участке дороги.
Заключение договора с подрядной организацией не свидетельствует о принятии Администрацией всех зависящих от нее мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, хотя у нее имелась возможность для их соблюдения.
Фактические действия Администрации свидетельствуют о том, что договор от 28.06.2006 ею не выполняется. Так, заявки по замене электрических ламп по ул. Советская поселка Оршанка Городской администрацией муниципального образования "Городское поселение Оршанка" осуществлялись в устном порядке. Документально такие заявки не оформлялись. Муниципальным образованием "Городское поселение Оршанка" в 2012 году не оплачивались работы ОАО "Энергия" по этому договору. За уличное освещение в пос. Оршанка, включая освещение по ул. Советская, Администрация перечисляет денежные средства ОАО "Мариэнергосбыт" (т. 2, л. д. 126 - 128).
ОАО "Энергия" сообщила, что обслуживает линии наружного освещения на улично-дорожной сети поселка Оршанка по заявкам администрации. Линии электропередач и опоры являются собственностью ОАО "Энергия". Мачты освещения не принадлежат на праве собственности ОАО "Энергия". Лампы, используемые для освещения улиц, являются собственностью Городской администрации муниципального образования "Городское поселение Оршанка".
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.01.2014 по делу N А39-838/2013 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Городской администрации муниципального образования "Городское поселение Оршанка" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)