Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2010 ПО ДЕЛУ N А52-922/2010

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2010 г. по делу N А52-922/2010


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Казаковцевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям на решение Арбитражного суда Псковской области от 5 мая 2010 года по делу N А52-922/2010 (судья Лебедев А.А.),

установил:

муниципальное сельскохозяйственное предприятие "Сосонка" (далее - Предприятие, МСП "Сосонка") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.02.2010 N 11-12/08-(02).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 5 мая 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Управление в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в удовлетворении требований Общества отказать. В обоснование своей позиции ссылается на то, что МСП "Сосонка" является правопреемником подсобного хозяйства "Сосновка", следовательно, ему принадлежат земли сельскохозяйственного назначения площадью 2744 га, в состав которых входит проверенный земельный участок.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 28.01.2010 N 129-ПР должностными лицами Управления проведена плановая комплексная проверка соблюдения МСП "Сосонка" требований земельного законодательства; оформлен акт от 16.02.2010 N 129-Пр.
Проверкой установлено, что Предприятие является пользователем земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 60:04:000000:0059, расположенного в границах сельского поселения "Сосновая волость", Дедовичского района, Псковской области общей площадью 4302 га, из них 525 га мелиорированные (осушенные) земли (выписка из государственного земельного кадастра от 16.06.2008 N 60-04/08-1177).
Мелиоративные каналы на общей площади земельных угодий площадью около 525 га в районе деревни Сосновка, Дедовичского района, Псковской области заросли древесно-кустарниковой растительностью.
По результатам проверки составлен протокол от 16.02.2010 N 11-12/41-02 об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что в нарушение требований статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) МСП "Сосонка" не выполняются обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв.
Рассмотрев протокол от 16.02.2010 N 11-12/41-02, заместитель руководителя Управления вынес постановление от 25.02.2010 N 11-12/08-(02), которым Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на него наложен штраф в размере 15 000 рублей.
МСП "Сосонка" не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Диспозиция указанной статьи содержит три самостоятельных состава административного правонарушения: использование земель не по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом; невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что Предприятию вменяется в вину невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Статьей 12 ЗК РФ предусмотрены цели охраны земли, одной из которых является обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
На основании пункта 1 статьи 13 названного Кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения администрации Дедовичского района от 13.10.1998 N 546-р (далее - распоряжение N 546-р) в связи с реорганизацией подсобного хозяйства "Сосонка" при администрации Сосновской волости в муниципальное сельскохозяйственное предприятие "Сосонка", последнему предоставлены в коллективно-совместную собственность земли общей площадью 7442 га, в том числе 2744 га сельскохозяйственных угодий, из них 1665 га пашни.
По мнению Управления, проверенный участок площадью 4302 га, входит в состав названных земель.
В период реорганизации МСП "Сосонка" вопросы приватизации земли регулировались Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (далее - Указ от 27.12.1991 N 323), принятым в его развитие постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (далее - постановление от 29.12.1991 N 86), Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 (далее - Положение N 708).
В пунктах 3, 4 постановления от 29.12.1991 N 86 предусмотрено, что в реорганизуемых хозяйствах создаются внутрихозяйственные комиссии, которые проводят разграничение находящихся в пользовании хозяйств земель с выделением земель, остающихся в государственной собственности и передаваемых гражданам в частную, индивидуальную или коллективно-долевую собственность.
В соответствии с пунктом 9 названного постановления работники реорганизуемых предприятий, а также некоторые иные категории лиц имеют право на бесплатный земельный пай, размер которого устанавливается в натуральном или стоимостном выражении, а также на имущественный пай, размер которого устанавливается в зависимости от трудового вклада, в общей долевой собственности.
На основании пункта 6 Указа от 27.12.1991 N 323 право собственности на землю удостоверяется свидетельством, которое имеет законную силу до выдачи государственного акта, удостоверяющего это право, и форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177.
Пунктом 10 постановления от 29.12.1991 N 86, пунктом 16 Положения N 708 владельцу имущественного пая и земельной доли предписывалось использовать их одним из следующих способов: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Такой правовой режим - владение Предприятием землей в форме коллективно-долевой собственности не предусмотрен законодательством, как действовавшим на момент реорганизации, так и действующим в настоящее время.
Документы, подтверждающие права заявителя на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 60:04:000000:0059, расположенного в границах сельского поселения "Сосновая волость", Дедовичского района, Псковской области не представлены. Кадастровая выписка по рассматриваемому участку от 16.06.2008 и кадастровая выписка от 27.04.2010 не содержат сведений о наличии у МСП "Сосонка" каких-либо прав на данный участок.
Как правомерно указано судом первой инстанции, соотнести переданные Предприятию на основании договора аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей от 28.11.2008 земельные доли с осмотренными территориями участка с кадастровым номером 60:04:000000:0059, на которых выявлены нарушения, не представляется возможным. Названный участок включает в себя в том числе 2744 га сельскохозяйственных угодий, из них 1665 га пашни, указанных в распоряжении N 546-р, по рассматриваемому договору передано 560 га пашни, на какой части пашни из 1665 га расположены указанные доли, ответчиком не установлено. Установление границ землепользования МСП "Сосонка" на местности не производилось. Местоположение арендованных Предприятием земель Управлением также не установлено.
Таким образом, ответчик не доказал, что часть земельного участка, на которой выявлены нарушения, принадлежит или используется МСП "Сосонка".
При таких обстоятельствах привлечение заявителя к административной ответственности, установленной статьей 8.8 КоАП РФ, неправомерно.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 5 мая 2010 года по делу N А52-922/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА

Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)