Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2014 N 08АП-9102/2014 ПО ДЕЛУ N А75-398/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. N 08АП-9102/2014

Дело N А75-398/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9102/2014) общества с ограниченной ответственностью "Фрейер Плюс" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2014 по делу N А75-398/2014 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрейер Плюс" (ОГРН 1118602011736) к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района о признании незаконным решения от 13.10.2013 N 10004 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Сургутский район, пгт. Белый Яр, ул. Боровая, территориальная зона Ж.1, для строительства химчистки; признании бездействий, выраженных в неисполнении решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17.05.2013 по делу N А75-952/2013, незаконными; обязании Департамента имущественных отношений Администрации Сургутского района обеспечить выбор земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Сургутский район, пгт. Белый Яр, ул. Боровая, на основании заявления от 12.10.2012 под строительство предприятия бытового обслуживания (химчистку), и принять в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта,
заинтересованные лица: Администрация городского поселения Белый Яр, Администрация Сургутского района, Комитет архитектуры и градостроительства администрации Сургутского района,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Фрейер Плюс" - представитель не явился, извещено;
- от Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района - представитель не явился, извещен;
- от Администрации городского поселения Белый Яр - представитель не явился, извещена;
- от Администрации Сургутского района - представитель не явился, извещена;
- от Комитета архитектуры и градостроительства администрации Сургутского района - представитель не явился, извещен.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фрейер Плюс" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Фрейер Плюс") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района (далее по тексту - Департамент) о признании незаконным решения от 13.10.2013 N 10004 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Сургутский район, пгт. Белый Яр, ул. Боровая, территориальная зона Ж.1, для строительства химчистки; признании бездействий, выраженных в неисполнении решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17.05.2013 по делу N А75-952/2013, незаконными; обязании Департамента обеспечить выбор земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Сургутский район, пгт. Белый Яр, ул. Боровая, на основании заявления от 12.10.2012 под строительство предприятия бытового обслуживания (химчистку), и принять в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2014 по делу N А75-398/2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок может быть предоставлен в собственность или в аренду только по результатам проведения торгов.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2014 по делу N А75-398/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало, что суд первой инстанции при принятии решения необоснованно не принял во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 09.01.2014, согласно которой Департамент был обязан повторно рассмотреть заявление и выдать Обществу мотивированное решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта с соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Общество 12.10.2012 обратилось в Департамент с заявлением о согласовании местоположения намечаемого к строительству объекта - предприятие бытового обслуживания (химчистка) в п.г.т. Белый Яр, ул. Боровая (согласно схемы) ориентировочной площадью 1300 кв. м сроком на 5 лет.
Заявителем 21.12.2012 от Департамента получен отказ в формировании и предоставлении земельного участка под строительство химчистки по ул. Боровая п.г.т. Белый Яр, по той причине, что Комитетом архитектуры и градостроительства администрации Сургутского района отказано в формировании данного земельного участка под любой объект капитального строительства.
Заявитель, посчитав, что данный отказ, изложенный в письме от 21.12.2012 N 12919, не соответствует закону, препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности на территории поселка Белый Яр, обратился с заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.05.2013 по делу N А75-952/2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.11.2013 (том 1 л.д. 25-54) заявление ООО "Фрейер Плюс" удовлетворено частично.
Суд признал незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений администрации Сургутского района в формировании и предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Сургутский район, поселок городского типа Белый Яр ул. Боровая, территориальная зона Ж.1 для строительства предприятия бытового обслуживания (химчистку), изложенный в письме от 21.12.2012 N 12919 и обязал Департамент повторно рассмотреть заявление и документы, представленные ООО "Фрейер Плюс" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - предприятие бытового обслуживания (химчистка) на территории поселка городского типа Белый Яр в соответствии с порядком, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, апелляционный суд указал, что постановление администрации Сургутского района от 17.12.2010 N 4363 является законным и соответствует Земельному кодексу Российской Федерации.
Департаментом 06.06.2013 проведено повторное рассмотрение заявления и документов ООО "Фрейер Плюс" о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта под предприятие бытового обслуживания (химчистку) на территории пгт. Белый Яр на основании решения от 17.05.2013 по делу N А75-952/2013.
На заседании земельной комиссии заявителю было предложено предоставить земельный участок в аренду через торги.
Общество 08.10.2013 обратилось к Департаменту с требованием исполнить решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.05.2013 по делу N А75-952/2013 (т. 2 л.д. 20).
В ответ на обращение Общества, письмом от 16.10.2013 N 10004 Департамент отказал Обществу в предоставлении земельного участка под строительство химчистки с актом о выборе земельного участка (т. 1 л.д. 23).
Исходя из указанного письма, причиной отказа являлась ссылка на Постановление администрации Сургутского района от 17.12.2010 N 4363-нпа "О предоставлении земельных участков для целей строительства", согласно которому все земельные участки предоставляются на торгах, за исключением случаев установленных данным Постановлением, в перечень которых не входит строительство химчистки.
Одновременно Департамент уведомил общество о проведении работ по формированию на торги другого земельного участка в пгт. Белый Яр, промзона площадью 0,1014 га, не являющегося предметом рассмотрения дела N А75-952/2013 и заявления о выборе земельного участка.
Заявитель, не согласившись с отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка, считая его незаконным и необоснованным, обратился с настоящими требованиями в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2014 по делу N А75-398/2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (пункт 1.1).
Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (пункт 1.2).
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (пункт 2).
Пунктом 3 данной нормы установлено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке (пункт 4): проведение работ по формированию земельного участка; проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке (пункт 5): выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
На основании пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Как правильно указал суд первой инстанции, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2010 N 203-п "О предоставлении земельных участков для целей строительства", принятым в соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.05.2000 N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", установлено, что для целей строительства земельные участки, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предоставляются в собственность или в аренду по результатам торгов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Пунктом 2 указанного постановления рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установить до 01.01.2011 перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, для целей строительства осуществляется исключительно на торгах.
На основании данного постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.09.2010 N 203-п, а также в соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" администрацией Сургутского района принято постановление от 17.12.2010 N 4363-нпа "О предоставлении земельных участков для целей строительства".
Указанным постановлением установлено, что для целей строительства земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Сургутского района, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Сургутского района, предоставляются в собственность или в аренду по результатам торгов, за исключением случаев, установленных федеральными законами и случаев предоставления земельных участков под:
- - строительство объектов инженерной инфраструктуры;
- - строительство зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения;
- - строительство зданий, строений, сооружений для муниципальных нужд;
- - строительство зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
- - реконструкцию существующих зданий.
Поскольку в указанный перечень не входит строительство объекта "Химчистка", испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен без торгов.
Таким образом, оспариваемый отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка вынесен в соответствии с постановлением администрации Сургутского района от 17.12.2010 N 4363-нпа "О предоставлении земельных участков для целей строительства", является законным и обоснованным.
Требования заявителя о признании незаконными бездействий Департамента, выраженных в неисполнении решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 17.05.2013 по делу N А75-952/2013, также обоснованно признаны судом первой инстанции не подлежащими удовлетворению, поскольку решение суда исполнено Департаментом, а именно, повторно рассмотрено заявление общества, по результатам которого отказано в предоставлении земельного участка.
Судебными актами по делу N А75-952/2013 признан незаконным отказ Департамента, изложенный в письме от 21.12.2012 N 12919, поскольку он не содержит причин невозможности выбора земельного участка для предоставления под строительство, а обоснован лишь ссылкой на отказ Комитета по архитектуре и градостроительству администрации Сургутского района в формировании испрашиваемого земельного участка, а также на планирование озеленения сквера весной 2013 года.
При этом, суд не возложил на Департамент обязанность осуществить выбор и предварительно согласовать место размещения объекта в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данном случае решение суда было исполнено
При таких обстоятельствах, отказ в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Сургутский район, пгт. Белый Яр, ул. Боровая, территориальная зона Ж.1, для строительства химчистки является законным и обоснованным.
Таким образом, учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся ее подателя, то есть на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрейер Плюс" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2014 по делу N А75-398/2014 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Фрейер Плюс" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 101 от 22.07.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ

Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)