Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-438/2015

Требование: О признании незаконным представления прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено, что гражданами исполнены обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет, направлению заявления о согласовании схемы расположения земельного участка, но земельный участок в собственность не предоставлен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 января 2015 г. по делу N 33-438


Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.А. Чемякиной
судей О.В. Герасимовой, Е.П. Иском
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 января 2015 года гражданское дело по заявлению Министерства имущественных отношений Хабаровского края о признании незаконным представления прокуратуры Хабаровского края N от 03 июля 2014 года об устранении нарушений федерального законодательства по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения представителя Министерства имущественных отношений Хабаровского края М., прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия

установила:

Министерство имущественных отношений Хабаровского края обратилось в суд с заявлением о признании представления прокуратуры Хабаровского края незаконным. В обоснование заявленных требований указало, что в представлении прокуратуры Хабаровского края указано на неправомерность принятия министерством решения об отказе в предоставлении земельного участка А.А., К.В.Н., состоящим на учете в качестве многодетных граждан на получение земельных участков в собственность бесплатно, что повлекло нарушение их социальных прав. А.П., К.В.Н. имеют детей достигших совершеннолетия, между тем Закон Хабаровского края от 29.06.2011 г. N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края", говорит о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим детей, не достигших совершеннолетия. Отказы министерства в предоставлении земельных участков указанным гражданам в настоящее время оспариваются в судебном порядке. В данном случае оспариваемым представлением прокуратура фактически обязывает министерство принять соответствующие решения до разрешения дел в суде, что является незаконным. Просили, признать незаконным представление прокуратуры Хабаровского края N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства.
Определением судебного заседания от 20.10.2014 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Ч.
Решением суда от 20.10.2014 г. требования Министерства имущественных отношений Хабаровского края оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений просит решение суда отменить, как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Доводы министерства при подаче заявления не строились на нарушении порядка вынесения представления, однако суд, указал на несущественное нарушение порядка принятия решения, что фактически явилось подменой основания заявленного требований. Судом нарушены положения ст. 195, 198 ГПК РФ, поскольку мотивировочная часть решения не содержит оценки нарушения прокуратурой ФЗ "О прокуратуре РФ". У прокуратуры и суда отсутствовали основания для квалификации действий сотрудников министерства и внесения представления на основании утративших силу правовых актов. Необоснованны выводы о нарушениях министерством недействующего законодательства и обязанности в отсутствие правовых оснований вне очереди предоставить земельные участки и их причинах. При вынесении решения неверно истолкованы положения Законов Хабаровского края N 278 и N 100. Представление прокуратуры не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Хабаровского края просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В силу ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре в РФ" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
В силу ч. 1 ст. 26 названного Закона предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Частью 1 статьи 27 ФЗ "О прокуратуре в РФ" предусмотрено, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор, в том числе: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 3 ч. 3 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре в РФ" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе вносить представление об устранении нарушений закона.
В силу ч. 1 ст. 24 ФЗ "О прокуратуре в РФ" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Хабаровского края на основании обращения А.П., поступившего в прокуратуру края ДД.ММ.ГГГГ., и на основании обращения Г.А. в интересах К.В.А., поступившего в прокуратуру края ДД.ММ.ГГГГ. по вопросу обжалования действий должностных лиц Министерства имущественных отношений Хабаровского края, была проведена проверка исполнения требований законодательства, регламентирующего порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, обратившимся с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и поставленным на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно
В ходе прокурорской проверки установлено, что гражданами К.В.Н., А.П. исполнены возложенные на них министерством обязанности по постановке земельного участка на кадастровый учет, предоставлении в министерство договора подряда, а также направлении заявления о согласовании схемы расположения земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ. за исх. N министерством на заявление А.П. об утверждении схемы местоположения границ земельного участка дан ответ о том, что А.П. ошибочно включен в очередь на предоставление земельного участка ввиду отсутствия детей в возрасте до 18 лет, так как в соответствии со ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенком является лицо, не достигшее возраста 18 лет, а также в связи с внесенными изменениями в Закон от 29.06.2011 г. N 100 Законом Хабаровского края от 19.04.2013 г. N 278 по возрастным ограничениям детей лиц, обратившихся с заявлениями на получение земельного участка в собственность.
На заявление представителя К.В.Н. по доверенности Г.А. об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес>, министерством отказано К.В.Н. в предоставлении земельного участка бесплатно ввиду отсутствия у него детей в возрасте до 18 лет, а также внесенными изменениями в Закон Хабаровского края от 29.06.2011 г. N 100.
Внося представление, прокурор указал на то, что министерством неправомерно принято решение об отказе в предоставлении земельного участка А.П., К.В.Н., состоящим на учете в качестве многодетных граждан на получение земельных участков в собственность бесплатно, поскольку у министерства отсутствуют основания для постановки граждан и снятия их с учета для предоставления земельного участка, которые в момент отказа в установленном законом порядке надлежащим органом с учета сняты не были. Указанное повлекло нарушение законных прав и интересов А.П., К.В.Н.
Согласно преамбуле Закона Хабаровского края от 29.06.2011 г. N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края" (в редакции от 29.06.2011 г., действовавшей на момент подачи заявления А.П., К.В.Н.) данный закон устанавливает случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края, а также устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
Закон Хабаровского края от 19.04.2013 г. N 278 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края" не содержит положений, в соответствии с которыми лица, поставленные в установленном законом порядке на учет в предоставлении земельного участка, после вступления в законную силу изменений, утрачивают право на получение земельных участков в собственность бесплатно, в том числе в связи с наличием в составе семьи совершеннолетних детей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал на правомерность позиции прокурора об отсутствии у министерства оснований для отказа К.В.Н., А.П. в предоставлении земельных участков, в связи с отсутствием у Министерства имущественных отношений полномочий по постановке и снятию с учета многодетных граждан для предоставления земельных участков в собственность бесплатно.
Доводы апелляционной жалобы о подмене основания заявленного требования в связи с указанием суда на несущественное нарушение порядка принятия решения являются несостоятельными. Проверяя доводы министерства, наряду с вопросом о соблюдении порядка внесения представления, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления ввиду отсутствия оснований, предусмотренных п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в судебном решении оценки нарушений прокуратурой ФЗ "О прокуратуре РФ" отклоняются судебной коллегией, как необоснованные, так как данный довод министерства нашел отражение в решении и судом первой инстанции обосновано был признан ошибочным.
Доводы апелляционной жалобы о применении недействующего законодательства являются необоснованными, судом оценка доводов заявления министерства дана, как на основании законодательства действующего в момент постановки А.П., К.В.Н. на учет в предоставлении земельного участка, и соответственно наличия у них прав на предоставление земельного участка, так и законодательства, действующего на момент проведения прокурорской проверки.
По сути, доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, к спорным правоотношениям применены надлежащие нормы материального права, нарушений процессуальных норм права не допущено, вынесено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 20 октября 2014 года по заявлению Министерства имущественных отношений Хабаровского края о признании незаконным представления прокуратуры Хабаровского края N от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА

Судьи
О.В.ГЕРАСИМОВА
Е.П.ИСКОМ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)