Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-их лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8811/2014) Комитета имущественных отношений г. Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2014 по делу N А42-9078/2013 (судья Игнатьева С.Н.), принятое
по иску ООО "Легио"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-и лица: Комитет имущественных отношений г. Мурманска, Правительство Мурманской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛЕГИО" (ОГРН 1025100849311, местонахождение: 183053, г. Мурманск, ул. Крупской, 27, 61) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, местонахождение: 107078, город Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области (далее - ответчик, Учреждение, ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003185:25 в размере рыночной стоимости 2607000 руб. 00 коп.
Решением от 29.01.2014 г. суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003185:25, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание базы-магазина, склада, эстакады и железнодорожную ветку (путь), общей площадью 21448 кв. м, расположенного по адресу: город Мурманск, улица Транспортная, на земельном участке расположено здание N 8, в размере рыночной стоимости 2607000 руб.
Комитет имущественных отношений г. Мурманска обратился с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не является допустимым доказательством по делу, поскольку данное доказательство получено с нарушением Закона об оценочной деятельности. В качестве допущенных нарушений податель жалобы указывает, что по Закону об оценочной деятельности правом на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков, находящихся в государственной собственности, наделены только уполномоченные собственником лица, арендатору такого земельного участка право на проведение оценки рыночной стоимости не предоставлено.
Кадастровая палата в отзыве на апелляционную жалобу указывает на то, что она не поддерживает доводы апелляционной жалобы, но и не возражает против ее удовлетворения.
Правительство Мурманской области в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает ее доводы.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛЕГИО" на основании договора аренды от 26.01.2005 г. N 8321 и соглашению о присоединении к нему от 30.05.2007 г. N 02 владеет и пользуется на условиях аренды земельным участком с кадастровым номером 51:20:0003185:25, общей площадью 21448 кв. м, расположенным по адресу: город Мурманск, улица Транспортная, на земельном участке расположено здание N 8. Участок предоставлен под объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 211931763 руб. 12 коп. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01 2011 г.
Общество указывает на то, что действительная рыночная стоимость земельного участка значительно ниже установленной кадастровой стоимости. По заказу Общества проведена оценка кадастровой стоимости спорного земельного участка. Согласно отчету организации-оценщика ООО "Профессиональная оценка" от 16.10.2013 г. N 43/10-13 и положительному экспертному заключению Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет N 1951/2013-9 от 09.12.2013 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003185:25 по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 2607000 руб.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В обоснование заявленной позиции Общество представило отчет от 16.10.2013 г. N 43/10-13.
Суд первой инстанции, оценив указанный отчет в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ пришел к обоснованному выводу о том, что отчет соответствует требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиями ФСО и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности РОО.
В связи с этим суд правомерно принял решение об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003185:25 в соответствии с данным отчетом.
Довод подателя жалобы о том, что Общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества, отклоняется апелляционным судом.
Согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Таким образом, материалам дела дана всесторонняя и надлежащая оценка, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2014 г. по делу N А42-9078/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.СЕРИКОВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Е.В.ЖИЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2014 ПО ДЕЛУ N А42-9078/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2014 г. по делу N А42-9078/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-их лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8811/2014) Комитета имущественных отношений г. Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2014 по делу N А42-9078/2013 (судья Игнатьева С.Н.), принятое
по иску ООО "Легио"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
3-и лица: Комитет имущественных отношений г. Мурманска, Правительство Мурманской области
об установлении кадастровой стоимости земельного участка
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛЕГИО" (ОГРН 1025100849311, местонахождение: 183053, г. Мурманск, ул. Крупской, 27, 61) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, местонахождение: 107078, город Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Мурманской области (далее - ответчик, Учреждение, ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003185:25 в размере рыночной стоимости 2607000 руб. 00 коп.
Решением от 29.01.2014 г. суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003185:25, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здание базы-магазина, склада, эстакады и железнодорожную ветку (путь), общей площадью 21448 кв. м, расположенного по адресу: город Мурманск, улица Транспортная, на земельном участке расположено здание N 8, в размере рыночной стоимости 2607000 руб.
Комитет имущественных отношений г. Мурманска обратился с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не является допустимым доказательством по делу, поскольку данное доказательство получено с нарушением Закона об оценочной деятельности. В качестве допущенных нарушений податель жалобы указывает, что по Закону об оценочной деятельности правом на проведение оценки рыночной стоимости земельных участков, находящихся в государственной собственности, наделены только уполномоченные собственником лица, арендатору такого земельного участка право на проведение оценки рыночной стоимости не предоставлено.
Кадастровая палата в отзыве на апелляционную жалобу указывает на то, что она не поддерживает доводы апелляционной жалобы, но и не возражает против ее удовлетворения.
Правительство Мурманской области в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает ее доводы.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛЕГИО" на основании договора аренды от 26.01.2005 г. N 8321 и соглашению о присоединении к нему от 30.05.2007 г. N 02 владеет и пользуется на условиях аренды земельным участком с кадастровым номером 51:20:0003185:25, общей площадью 21448 кв. м, расположенным по адресу: город Мурманск, улица Транспортная, на земельном участке расположено здание N 8. Участок предоставлен под объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2012 N 425-ПП в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, согласно которым кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 211931763 руб. 12 коп. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01 2011 г.
Общество указывает на то, что действительная рыночная стоимость земельного участка значительно ниже установленной кадастровой стоимости. По заказу Общества проведена оценка кадастровой стоимости спорного земельного участка. Согласно отчету организации-оценщика ООО "Профессиональная оценка" от 16.10.2013 г. N 43/10-13 и положительному экспертному заключению Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный совет N 1951/2013-9 от 09.12.2013 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003185:25 по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 2607000 руб.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), которая была введена Законом N 167-ФЗ, также предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В обоснование заявленной позиции Общество представило отчет от 16.10.2013 г. N 43/10-13.
Суд первой инстанции, оценив указанный отчет в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ пришел к обоснованному выводу о том, что отчет соответствует требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиями ФСО и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности РОО.
В связи с этим суд правомерно принял решение об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003185:25 в соответствии с данным отчетом.
Довод подателя жалобы о том, что Общество, являющееся арендатором спорного участка, не вправе обращаться за проведением оценки рыночной стоимости арендуемого им имущества, отклоняется апелляционным судом.
Согласно статье 6 Закона N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у Общества права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта.
Таким образом, материалам дела дана всесторонняя и надлежащая оценка, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2014 г. по делу N А42-9078/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.СЕРИКОВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Е.В.ЖИЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)