Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е.О.,
судей Макарова Т.В., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галкиной У.Ю.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
индивидуального предпринимателя Ивановой Ольги Валерьевны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 августа 2014 года
по делу N А50-8426/2014,
принятое судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ивановой Ольги Валерьевны (ОГРНИП 308590317600013, ИНН 590418574805)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми, заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города, Администрация Кировского района города Перми,
о признании незаконным решения, обязании выдать акт о выборе земельного участка,
установил:
индивидуальный предприниматель Иванова Ольга Валерьевна, далее - заявитель, обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми, далее - Департамент, о признании незаконным решения Департамента о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство спортивной площадки с пунктом проката игрового инвентаря и комплексом аттракционов, расположенного по адресу: город Пермь, Кировский район, по ул. Каляева, 37, площадь земельного участка 4662 кв. м, испрашиваемое право аренды - 3 года, оформленное письмом от 31.01.202014 N И-21-01-09-1584; обязании Департамент выдать акт выбора испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 августа 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Заявитель с решением суда не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Заявитель ссылается на то, что на момент подачи Ивановой О.В. заявления в отношении испрашиваемого земельного участка не было принято решения о возможности его предоставления, срок которого на момент подачи заявления не истек., в связи с чем п. 2.6.9 решения Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 применению не подлежит. Отмечает, суд не привлек Капутина Д.Н. к участию в деле для дачи необходимых пояснений и показаний, т.к. решение суда прямо касается его интересов.
Департамент земельных отношений администрации города Перми и Департамент градостроительства и архитектуры администрации города представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, изложив свои возражения по доводам жалобы. Решение суда просят оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.12.2013 заявитель обратился с заявлением в Департамент о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство спортивной площадки с пунктом проката игрового инвентаря и комплексом аттракционов по адресу: город Пермь, Кировский район, по ул. Каляева, 37 (далее - объект), площадь земельного участка 4662 кв. м, испрашиваемое право аренды - 3 года.
31.01.2014 Департамент письмом N И-21-01-09-1584, полученным заявителем 17.02.2014, сообщил заявителю об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Причиной отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является поступление в адрес департамента отрицательных заключений Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми и администрации Кировского района г. Перми, с выводами о невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в заключении ссылается на невозможность предоставления земельного участка ввиду того, что земельный участок попадает в санитарно-защитную зону, что не соответствует п. 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", а также на расположение на спорном земельном участке проезда, которым пользуется неограниченный круг лиц.
Администрации Кировского района г. Перми указала на невозможность предоставления данного земельного участка без указания причин невозможности.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что это не предусмотрено пунктом 2.6 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской думы от 28.10.2008 N 315, поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о возможности предоставления, срок которого на момент подачи заявления не истек.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1)выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2)выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Решением Пермской городской думы от 28.10.2008 N 315 утверждено "Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми" (далее - Положение).
Согласно п. 4.2. Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа (указанный пункт действовал на момент подачи заявления и принятия решения Департаментом, но утратили силу на момент рассмотрения спора по существу, Решение Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11).
В соответствии с п. 4.3 Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется: на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден "Регламент взаимодействия департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов" (далее - Регламент).
Согласно п. 4.2 Регламента ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3. Регламента.
В п. 3.2 Регламента указаны следующие органы: УЭиП (управление по экологии и природопользованию администрации города Перми), ДГА (департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми), УВБ, (управление внешнего благоустройства администрации г. Перми) территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
В пункте 3.1.3 Регламента так же указан Комитет по физической культуре и спорту администрации города Перми - в случае выбора земельного участка для строительства объектов физической культуры и массового спорта, имеющих общественное значение для городского округа.
Статьями 1, 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Для этих целей на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Таким образом, Кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого совершения всех необходимых действий.
С учетом положений п. 1 ст. 1 Закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный таким нормативно-правовым актом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Как следует из заявления заявителя, его требования направлены на получение документов, необходимых для оформления прав на земельный участок.
Порядок рассмотрения обращения граждан по вопросу оформления прав на земельный участок предусмотрен Земельным кодексом. При этом объем необходимой информации для оформления конкретного вида права (аренда, собственность) на земельный участок и процедура ее получения определяется с учетом тех правовых норм земельного законодательства, которые подлежат применению в конкретном случае.
Решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми.
Согласно п. 4.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя, далее - Положение) предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Согласно абзацу 10 п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 предварительное согласование места размещения объектов осуществляется, в том числе, для строительства социально значимых объектов (объекты коммунальной инфраструктуры, спортивные сооружения, дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения, медицинские учреждения, культурно-бытовые объекты и другие объекты, направленные на удовлетворение потребностей населения города).
Случаи, когда предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта невозможно предусмотрены п. 2.6 названного Положения:
- 2.6.1 испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц;
- 2.6.2 в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка;
- 2.6.3 испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
- 2.6.4 испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании земельного участка на торги;
- 2.6.5 испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории либо сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
- 2.6.6 имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей;
- 2.6.7 в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории.
- 2.6.8 в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд;
- 2.6.9 в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о возможности предоставления, срок которого на момент подачи заявления не истек (п. 2.6 введен решением Пермской городской Думы от 26.06.2012 N 130).
Из представленных в суд Департаментом выкопировки из муниципального реестра земель следует, что испрашиваемый земельный участок совпадает с земельным участком, который испрашивался Капутиным Д.Н. по заявлению от 21.11.2014 N 21-01-07П-14654 общей площадью 4 662 кв. м, расположенный по адресу г. Пермь ул. Адмирала Ушакова, 57, сроком на 11 месяцев, что подтверждается выкопировкой из официальной информации (N 1 от 17.01.2014).
Так же Департаментом представлено в суд заявление Савина В.С. о предоставлении земельного участка общей площадью 4 662 кв. м по адресу г. Пермь ул. Адмирала Ушакова, 57 (заявление от 21.11.2013). Из представленной предварительной схемы испрашиваемого земельного участка следует, что координаты поворотных точек испрашиваемых земельных участков Савиным В.С. и заявителем совпадают, следовательно, совпадают и координаты поворотных точек с земельным участком, испрашиваемым Капутиным Д.Н. информация о предстоящем предоставлении которого была опубликована 17.01.2014 в информационном источнике "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" N 1.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции отклоняется как не соответствующий материалам дела довод апелляционной жалобы о том, что на момент подачи Ивановой О.В. заявления в отношении испрашиваемого земельного участка не было принято решения о возможности его предоставления, срок которого на момент подачи заявления не истек. Как следует из материалов дела, Капутин Д.Н. обратился с заявлением о выборе земельного участка 21.11.2013 (л.д. 21), и 31.12.2013 Департаментом земельных отношений администрации города Перми было принято решение о возможности предоставления земельного участка в аренду на 11 месяцев (л.д. 77-78). Иванова О.В. обратилась с заявлением 03.12.2013 (л.д. 14) и на момент рассмотрения Департаментом ее заявления (31.01.2014 - л.д. 13) в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о возможности предоставления, срок которого на момент подачи заявления не истек (п. 2.6.9 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской думы от 28.10.2008 N 31).
Решения о правах и обязанностях Капутина Д.Н. в рамках рассмотрения настоящего дела судом не принято, прав и обязанностей в отношении участвующих деле лиц обжалуемым судебным актом для Капутина Д.Н. не создано, в связи с чем оснований для его привлечения к участию в деле не имеется (ст. 51 АПК РФ).
В связи с этим оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18 августа 2014 года по делу N А50-8426/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.О.ГЛАДКИХ
Судьи
Т.В.МАКАРОВ
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2014 N 17АП-13644/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-8426/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2014 г. N 17АП-13644/2014-ГК
Дело N А50-8426/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е.О.,
судей Макарова Т.В., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галкиной У.Ю.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
индивидуального предпринимателя Ивановой Ольги Валерьевны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 августа 2014 года
по делу N А50-8426/2014,
принятое судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ивановой Ольги Валерьевны (ОГРНИП 308590317600013, ИНН 590418574805)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми, заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города, Администрация Кировского района города Перми,
о признании незаконным решения, обязании выдать акт о выборе земельного участка,
установил:
индивидуальный предприниматель Иванова Ольга Валерьевна, далее - заявитель, обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми, далее - Департамент, о признании незаконным решения Департамента о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство спортивной площадки с пунктом проката игрового инвентаря и комплексом аттракционов, расположенного по адресу: город Пермь, Кировский район, по ул. Каляева, 37, площадь земельного участка 4662 кв. м, испрашиваемое право аренды - 3 года, оформленное письмом от 31.01.202014 N И-21-01-09-1584; обязании Департамент выдать акт выбора испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 августа 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Заявитель с решением суда не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Заявитель ссылается на то, что на момент подачи Ивановой О.В. заявления в отношении испрашиваемого земельного участка не было принято решения о возможности его предоставления, срок которого на момент подачи заявления не истек., в связи с чем п. 2.6.9 решения Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 применению не подлежит. Отмечает, суд не привлек Капутина Д.Н. к участию в деле для дачи необходимых пояснений и показаний, т.к. решение суда прямо касается его интересов.
Департамент земельных отношений администрации города Перми и Департамент градостроительства и архитектуры администрации города представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, изложив свои возражения по доводам жалобы. Решение суда просят оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.12.2013 заявитель обратился с заявлением в Департамент о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство спортивной площадки с пунктом проката игрового инвентаря и комплексом аттракционов по адресу: город Пермь, Кировский район, по ул. Каляева, 37 (далее - объект), площадь земельного участка 4662 кв. м, испрашиваемое право аренды - 3 года.
31.01.2014 Департамент письмом N И-21-01-09-1584, полученным заявителем 17.02.2014, сообщил заявителю об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Причиной отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является поступление в адрес департамента отрицательных заключений Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми и администрации Кировского района г. Перми, с выводами о невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в заключении ссылается на невозможность предоставления земельного участка ввиду того, что земельный участок попадает в санитарно-защитную зону, что не соответствует п. 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", а также на расположение на спорном земельном участке проезда, которым пользуется неограниченный круг лиц.
Администрации Кировского района г. Перми указала на невозможность предоставления данного земельного участка без указания причин невозможности.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что это не предусмотрено пунктом 2.6 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской думы от 28.10.2008 N 315, поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о возможности предоставления, срок которого на момент подачи заявления не истек.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1)выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2)выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Решением Пермской городской думы от 28.10.2008 N 315 утверждено "Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми" (далее - Положение).
Согласно п. 4.2. Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа (указанный пункт действовал на момент подачи заявления и принятия решения Департаментом, но утратили силу на момент рассмотрения спора по существу, Решение Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11).
В соответствии с п. 4.3 Положения предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется: на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением Администрации города Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден "Регламент взаимодействия департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов" (далее - Регламент).
Согласно п. 4.2 Регламента ответ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно выводам, содержащимся в заключениях, представленных в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3. Регламента.
В п. 3.2 Регламента указаны следующие органы: УЭиП (управление по экологии и природопользованию администрации города Перми), ДГА (департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми), УВБ, (управление внешнего благоустройства администрации г. Перми) территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
В пункте 3.1.3 Регламента так же указан Комитет по физической культуре и спорту администрации города Перми - в случае выбора земельного участка для строительства объектов физической культуры и массового спорта, имеющих общественное значение для городского округа.
Статьями 1, 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Для этих целей на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный Кодексом срок (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Таким образом, Кодекс исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах.
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого совершения всех необходимых действий.
С учетом положений п. 1 ст. 1 Закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный таким нормативно-правовым актом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Как следует из заявления заявителя, его требования направлены на получение документов, необходимых для оформления прав на земельный участок.
Порядок рассмотрения обращения граждан по вопросу оформления прав на земельный участок предусмотрен Земельным кодексом. При этом объем необходимой информации для оформления конкретного вида права (аренда, собственность) на земельный участок и процедура ее получения определяется с учетом тех правовых норм земельного законодательства, которые подлежат применению в конкретном случае.
Решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми.
Согласно п. 4.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя, далее - Положение) предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Согласно абзацу 10 п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 предварительное согласование места размещения объектов осуществляется, в том числе, для строительства социально значимых объектов (объекты коммунальной инфраструктуры, спортивные сооружения, дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения, медицинские учреждения, культурно-бытовые объекты и другие объекты, направленные на удовлетворение потребностей населения города).
Случаи, когда предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта невозможно предусмотрены п. 2.6 названного Положения:
- 2.6.1 испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц;
- 2.6.2 в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка;
- 2.6.3 испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
- 2.6.4 испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании земельного участка на торги;
- 2.6.5 испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории либо сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;
- 2.6.6 имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей;
- 2.6.7 в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории.
- 2.6.8 в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд;
- 2.6.9 в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о возможности предоставления, срок которого на момент подачи заявления не истек (п. 2.6 введен решением Пермской городской Думы от 26.06.2012 N 130).
Из представленных в суд Департаментом выкопировки из муниципального реестра земель следует, что испрашиваемый земельный участок совпадает с земельным участком, который испрашивался Капутиным Д.Н. по заявлению от 21.11.2014 N 21-01-07П-14654 общей площадью 4 662 кв. м, расположенный по адресу г. Пермь ул. Адмирала Ушакова, 57, сроком на 11 месяцев, что подтверждается выкопировкой из официальной информации (N 1 от 17.01.2014).
Так же Департаментом представлено в суд заявление Савина В.С. о предоставлении земельного участка общей площадью 4 662 кв. м по адресу г. Пермь ул. Адмирала Ушакова, 57 (заявление от 21.11.2013). Из представленной предварительной схемы испрашиваемого земельного участка следует, что координаты поворотных точек испрашиваемых земельных участков Савиным В.С. и заявителем совпадают, следовательно, совпадают и координаты поворотных точек с земельным участком, испрашиваемым Капутиным Д.Н. информация о предстоящем предоставлении которого была опубликована 17.01.2014 в информационном источнике "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" N 1.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции отклоняется как не соответствующий материалам дела довод апелляционной жалобы о том, что на момент подачи Ивановой О.В. заявления в отношении испрашиваемого земельного участка не было принято решения о возможности его предоставления, срок которого на момент подачи заявления не истек. Как следует из материалов дела, Капутин Д.Н. обратился с заявлением о выборе земельного участка 21.11.2013 (л.д. 21), и 31.12.2013 Департаментом земельных отношений администрации города Перми было принято решение о возможности предоставления земельного участка в аренду на 11 месяцев (л.д. 77-78). Иванова О.В. обратилась с заявлением 03.12.2013 (л.д. 14) и на момент рассмотрения Департаментом ее заявления (31.01.2014 - л.д. 13) в отношении испрашиваемого земельного участка принято решение о возможности предоставления, срок которого на момент подачи заявления не истек (п. 2.6.9 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской думы от 28.10.2008 N 31).
Решения о правах и обязанностях Капутина Д.Н. в рамках рассмотрения настоящего дела судом не принято, прав и обязанностей в отношении участвующих деле лиц обжалуемым судебным актом для Капутина Д.Н. не создано, в связи с чем оснований для его привлечения к участию в деле не имеется (ст. 51 АПК РФ).
В связи с этим оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18 августа 2014 года по делу N А50-8426/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.О.ГЛАДКИХ
Судьи
Т.В.МАКАРОВ
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)