Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Шнейдмиллер Р.В., доверенность от 10 сентября 2013 г.,
от первого ответчика - Асанова Н.И., доверенность от 26 июня 2014 г. N 73-01-12,
от второго ответчика - Асанова Н.И., доверенность от 10 июля 2014 г. N 17112-14,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июня 2014 г. по делу N А72-3863/2014 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромПласт" (ИНН 7328060941, ОГРН 1107328002935), г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПромПласт" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее первый ответчик), Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска (далее второй ответчик) о признании недействительным решения от 28.08.2013 г. N 01-13/5442 об отказе в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 1 950, 0 кв. м, расположенного юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:975 в Заволжском районе г. Ульяновска по 10 проезду Инженерному, под размещение административного объекта, и о возложении на ответчиков обязанности выполнить процедуру по выбору указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июня 2014 г. по делу N А72-3863/2014 признан незаконным отказ в выборе земельных участков, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 28.08.2013 г. N 01-13/5442. На администрацию города Ульяновска возложена обязанность в порядке части 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90, в срок не более двух недель с даты вступления в силу настоящего решения обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1 950, 0 кв. м, расположенного юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:975 в Заволжском районе г. Ульяновска по 10 проезду Инженерному, под размещение административного объекта, согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромПласт" от 15.11.2012 г. N 23, поступившему в администрацию города Ульяновска 15.11.2012 г.
На администрацию города Ульяновска возложена обязанность в порядке части 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90, в срок не более двух недель с даты вступления в силу настоящего решения обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1 950, 0 кв. м, расположенного юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:975 в Заволжском районе г. Ульяновска по 10 проезду Инженерному, под размещение производственного объекта, согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромПласт" от 15.11.2012 г. N 24, поступившему в администрацию города Ульяновска 15.11.2012 г.
На администрацию города Ульяновска возложена обязанность в установленные сроки в соответствии с частями 5 - 7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90, принять в отношении каждого из заявлений общества с ограниченной ответственностью "ПромПласт" от 15.11.2012 г. N 23 и от 15.11.2012 г. N 24, поступивших в администрацию города Ульяновска 15.11.2012 г., одно из решений (с учетом обстоятельств, наступивших к дате опубликования вышеуказанного информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, с учетом существующей застройки и иных имеющих правовое значение обстоятельств): решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения.
Первый ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела Второй ответчик поддерживает доводы апелляционной жалобы и просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчиков, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество в соответствии со ст. ст. 30 - 31 Земельного кодекса РФ обратилось в администрацию г. Ульяновска с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения административного объекта, заявление от 15.11.2012 г. N 23 и производственного объекта, заявление от 15.11.2012 г. N 24 на земельном участке, расположенном юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021101:975 в Заволжском районе г. Ульяновска по адресу: 10-й проезд Инженерный, каждый из участков - ориентировочной площадью 1 950 кв. м, предполагаемая площадь застройки каждого участка -1 000 кв. м; право на земельный участок - аренда. К указанным заявлениям были приложены ситуационный план, схема земельного участка.
Письмом от 30.11.2012 г. N 01-13/6992 Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска на обращения о выборе двух земельных участков площадью по 1 950 кв. м по 10 проезду Инженерному, юго-западнее Гормолзавода по 14 проезду Инженерному, 9 в Заволжском районе (согласно приложенной схеме) для строительства производственного и административного объектов сообщил, что порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства регламентирован статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 31 в заявлении о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории г. Ульяновска, утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от 29.06.2011 N 69, земельные участки расположены в зоне размещения производственных объектов IV и V классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м) П1. Учитывая, что испрашиваемые земельные участки расположены в санитарно-защитной зоне существующего складского объекта, необходимо определить режим территории санитарно-защитной зоны и уточнить вид разрешенного использования с учетом санитарной классификации промышленных объектов. При выборе земельных участков необходимо учитывать подъезды, подходы к каждому образуемому земельному участку. Учитывая вышеизложенное, выбор земельных участков по указанному адресу для строительства не представляется возможным без уточнения режима территории санитарно-защитной зоны и подъездов к испрашиваемым земельным участкам.
Общество 13.08.2013 г. обратилось ко второму ответчику с заявлением о повторном рассмотрении ранее поданных заявлений в соответствии с требованиями ст. 31 ЗК РФ, так как к участку имеется проезд и согласно публичной карте города в испрашиваемом месте отсутствует утвержденная в законном порядке санитарно-защитная зона.
Письмом от 28.08.2013 г. N 01-13/5442 второй ответчик отказал заявителю в удовлетворении его заявлений, указав, что в соответствии с Картой градостроительного зонирования территории города Ульяновска Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от 29:06.2011 N 69, земельные участки расположены в зоне размещения. производственных объектов IV и V классов вредности П1 (санитарно-защитные зоны до 100 м). Учитывая, что испрашиваемые, земельные участки расположены в санитарно-защитной зоне существующего складского объекта, а заявителем не был не указан класс предприятия, необходимо определить режим территории санитарно-защитной зоны и уточнить вид разрешенного использования с учетом санитарной классификации промышленных объектов.
В полномочия Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска не входит подготовка заключения о возможности размещения объектов в санитарно-защитных зонах существующих производственных и складских объектов. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 30.05.2012 N 92 (с изменениями в редакции от 26.06.2013 N 91) предоставление земельных участков для строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск" осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 1 части 5 статьи 40 Устава муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к полномочиям администрации города Ульяновска в области земельных отношений и градостроительства отнесено: 1) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования "город Ульяновск" до разграничения государственной собственности на землю:
1.1.организация проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков; 1.2. принятие решения о проведении землеустройства на территории города Ульяновска; 1.3 утверждение проектов границ земельных участков; 1.4 осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель 1.5. резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд; 1.6 предоставление земельных участков в соответствии с генеральным планом, утвержденной градостроительной документацией на правах и для целей, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, обращение заявителя в администрацию г. Ульяновска с заявлением о выборе земельного участка для строительства административного и производственного объектов является обращением к органу, наделенному необходимыми полномочиями для решения данного вопроса.
Статьей 31 Земельного кодекса РФ установлен порядок рассмотрения заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Довод ответчиков о том, что обращение заявителя не соответствует указанным требованиям (в заявлении не указано назначение объектов в соответствии с перечнем назначений, поименованных в приложении N 1 к Правилам землепользования и застройки в городе Ульяновске, и обоснование размера земельного участка), не может быть основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку об указанном несоответствии заявления Общества установленным требованиям ответчикам следовало уведомить заявителя, однако второй ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка, то есть фактически рассмотрел данное заявление, утратив право ссылаться на данные обстоятельства.
В соответствии с частью 2 этой же статьи орган местного самоуправления должен обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Данный вопрос также урегулирован статьей 12 Правил землепользования, которым установлен порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частями 1 и 2 статьи 12 Правил землепользования предусмотрено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главы города Ульяновска, указанное заявление должно отвечать требованиям п.
1 ст. 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Правил землепользования после поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений, земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения (ч. 5 ст. 12 Правил землепользования).
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (ч. 6 ст. 12 Правил землепользования). При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии.
В утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с ч. 7 ст. 12 Правил землепользования может быть отказано в следующих случаях: если испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны; планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов; планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия.
Приведенный перечень оснований является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, исходя из системного толкования вышеприведенных норм.
Как установлено ч. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2.1 указанной статьи земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории г. Ульяновска (глава 4 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90), спорный земельный участок расположен в зоне размещения производственных объектов IV и V классов вредности, размер санитарно-защитной зоны может составлять от 50 до 100 м.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Довод ответчиков о том, что отсутствует возможность согласовать выбор испрашиваемых земельных участков из-за того, что испрашиваемые заявителем земельные участки расположены в санитарно-защитной зоне существующего складского объекта, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку ответчиками не представлено доказательств, позволяющих определить, в отношении какого конкретно складского объекта установлена санитарно-защитная зона, и что в данной санитарно-защитной зоне невозможно осуществлять деятельность по строительству.
В судебное заседание суда первой инстанции 04.06.2014 г. ответчиками представлены копии градостроительного плана земельного участка авторемонтного предприятия N RU73304000-78 и градостроительного плана земельного участка складского комплекса пищевой промышленности N RU73304000-425. Указанные градостроительные планы на земельные участки, смежные с участками, испрашиваемыми заявителем, не содержат сведений об установлении санитарно-защитных зон.
Довод ответчиков, со ссылкой на решение Ульяновской Городской Думы от 30.05.2012 N 92 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск" осуществляется исключительно на торгах" также является необоснованным. В момент первого обращения заявителя с заявлениями о предоставлении земельного участка (заявление о предоставлении участка для размещения административного объекта от 15.11.2012 г. N 23, заявление о предоставлении участка для размещения производственного объекта от 15.11.2012 г. N 24, действовал пункт 2.8 указанного решения Ульяновской Городской Думы, с учетом которого требование о предоставлении земельных участков для строительства с обязательным проведением торгов не применялось при предоставлении земельных участков для строительства в случаях предоставления земельных участков, площадь которых составляет 2 000 квадратных метров и менее. Данная норма (п. 2.8 решения Ульяновской Городской Думы от 30.05.2012 N 92) была признана утратившей силу решением Ульяновской Городской Думы от 26.06.2013 г. N 91.
Администрацией г. Ульяновска не исполнена установленная частью 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Какие-либо иные варианты размещения земельного участка Администрация и Комитет заявителю не предлагали.
Таким образом, отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска 28.08.2013 г. N 0113/5442, принят с нарушением требований статьи 31 Земельного кодекса РФ и статьи 12 Правил землепользования, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и обоснованно признан судом первой инстанции незаконным.
Так как администрация города Ульяновска не выполнила действий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ и статьей 12 Правил землепользования, в целях устранения последствий допущенного администрацией города Ульяновска незаконного бездействия арбитражный суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию города Ульяновска обязанность выполнить действия, обеспечивающие восстановление нарушенных прав заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июня 2014 г. по делу N А72-3863/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2014 ПО ДЕЛУ N А72-3863/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2014 г. по делу N А72-3863/2014
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Шнейдмиллер Р.В., доверенность от 10 сентября 2013 г.,
от первого ответчика - Асанова Н.И., доверенность от 26 июня 2014 г. N 73-01-12,
от второго ответчика - Асанова Н.И., доверенность от 10 июля 2014 г. N 17112-14,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июня 2014 г. по делу N А72-3863/2014 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромПласт" (ИНН 7328060941, ОГРН 1107328002935), г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПромПласт" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее первый ответчик), Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска (далее второй ответчик) о признании недействительным решения от 28.08.2013 г. N 01-13/5442 об отказе в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 1 950, 0 кв. м, расположенного юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:975 в Заволжском районе г. Ульяновска по 10 проезду Инженерному, под размещение административного объекта, и о возложении на ответчиков обязанности выполнить процедуру по выбору указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июня 2014 г. по делу N А72-3863/2014 признан незаконным отказ в выборе земельных участков, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 28.08.2013 г. N 01-13/5442. На администрацию города Ульяновска возложена обязанность в порядке части 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90, в срок не более двух недель с даты вступления в силу настоящего решения обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1 950, 0 кв. м, расположенного юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:975 в Заволжском районе г. Ульяновска по 10 проезду Инженерному, под размещение административного объекта, согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромПласт" от 15.11.2012 г. N 23, поступившему в администрацию города Ульяновска 15.11.2012 г.
На администрацию города Ульяновска возложена обязанность в порядке части 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90, в срок не более двух недель с даты вступления в силу настоящего решения обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1 950, 0 кв. м, расположенного юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021104:975 в Заволжском районе г. Ульяновска по 10 проезду Инженерному, под размещение производственного объекта, согласно заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромПласт" от 15.11.2012 г. N 24, поступившему в администрацию города Ульяновска 15.11.2012 г.
На администрацию города Ульяновска возложена обязанность в установленные сроки в соответствии с частями 5 - 7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90, принять в отношении каждого из заявлений общества с ограниченной ответственностью "ПромПласт" от 15.11.2012 г. N 23 и от 15.11.2012 г. N 24, поступивших в администрацию города Ульяновска 15.11.2012 г., одно из решений (с учетом обстоятельств, наступивших к дате опубликования вышеуказанного информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, с учетом существующей застройки и иных имеющих правовое значение обстоятельств): решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения.
Первый ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела Второй ответчик поддерживает доводы апелляционной жалобы и просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчиков, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество в соответствии со ст. ст. 30 - 31 Земельного кодекса РФ обратилось в администрацию г. Ульяновска с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения административного объекта, заявление от 15.11.2012 г. N 23 и производственного объекта, заявление от 15.11.2012 г. N 24 на земельном участке, расположенном юго-восточнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:021101:975 в Заволжском районе г. Ульяновска по адресу: 10-й проезд Инженерный, каждый из участков - ориентировочной площадью 1 950 кв. м, предполагаемая площадь застройки каждого участка -1 000 кв. м; право на земельный участок - аренда. К указанным заявлениям были приложены ситуационный план, схема земельного участка.
Письмом от 30.11.2012 г. N 01-13/6992 Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска на обращения о выборе двух земельных участков площадью по 1 950 кв. м по 10 проезду Инженерному, юго-западнее Гормолзавода по 14 проезду Инженерному, 9 в Заволжском районе (согласно приложенной схеме) для строительства производственного и административного объектов сообщил, что порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства регламентирован статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 31 в заявлении о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории г. Ульяновска, утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от 29.06.2011 N 69, земельные участки расположены в зоне размещения производственных объектов IV и V классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м) П1. Учитывая, что испрашиваемые земельные участки расположены в санитарно-защитной зоне существующего складского объекта, необходимо определить режим территории санитарно-защитной зоны и уточнить вид разрешенного использования с учетом санитарной классификации промышленных объектов. При выборе земельных участков необходимо учитывать подъезды, подходы к каждому образуемому земельному участку. Учитывая вышеизложенное, выбор земельных участков по указанному адресу для строительства не представляется возможным без уточнения режима территории санитарно-защитной зоны и подъездов к испрашиваемым земельным участкам.
Общество 13.08.2013 г. обратилось ко второму ответчику с заявлением о повторном рассмотрении ранее поданных заявлений в соответствии с требованиями ст. 31 ЗК РФ, так как к участку имеется проезд и согласно публичной карте города в испрашиваемом месте отсутствует утвержденная в законном порядке санитарно-защитная зона.
Письмом от 28.08.2013 г. N 01-13/5442 второй ответчик отказал заявителю в удовлетворении его заявлений, указав, что в соответствии с Картой градостроительного зонирования территории города Ульяновска Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденной Решением Ульяновской Городской Думы от 29:06.2011 N 69, земельные участки расположены в зоне размещения. производственных объектов IV и V классов вредности П1 (санитарно-защитные зоны до 100 м). Учитывая, что испрашиваемые, земельные участки расположены в санитарно-защитной зоне существующего складского объекта, а заявителем не был не указан класс предприятия, необходимо определить режим территории санитарно-защитной зоны и уточнить вид разрешенного использования с учетом санитарной классификации промышленных объектов.
В полномочия Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска не входит подготовка заключения о возможности размещения объектов в санитарно-защитных зонах существующих производственных и складских объектов. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 30.05.2012 N 92 (с изменениями в редакции от 26.06.2013 N 91) предоставление земельных участков для строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск" осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 1 части 5 статьи 40 Устава муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к полномочиям администрации города Ульяновска в области земельных отношений и градостроительства отнесено: 1) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования "город Ульяновск" до разграничения государственной собственности на землю:
1.1.организация проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков; 1.2. принятие решения о проведении землеустройства на территории города Ульяновска; 1.3 утверждение проектов границ земельных участков; 1.4 осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель 1.5. резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд; 1.6 предоставление земельных участков в соответствии с генеральным планом, утвержденной градостроительной документацией на правах и для целей, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, обращение заявителя в администрацию г. Ульяновска с заявлением о выборе земельного участка для строительства административного и производственного объектов является обращением к органу, наделенному необходимыми полномочиями для решения данного вопроса.
Статьей 31 Земельного кодекса РФ установлен порядок рассмотрения заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Довод ответчиков о том, что обращение заявителя не соответствует указанным требованиям (в заявлении не указано назначение объектов в соответствии с перечнем назначений, поименованных в приложении N 1 к Правилам землепользования и застройки в городе Ульяновске, и обоснование размера земельного участка), не может быть основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку об указанном несоответствии заявления Общества установленным требованиям ответчикам следовало уведомить заявителя, однако второй ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка, то есть фактически рассмотрел данное заявление, утратив право ссылаться на данные обстоятельства.
В соответствии с частью 2 этой же статьи орган местного самоуправления должен обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Данный вопрос также урегулирован статьей 12 Правил землепользования, которым установлен порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частями 1 и 2 статьи 12 Правил землепользования предусмотрено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (далее заявители) обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главы города Ульяновска, указанное заявление должно отвечать требованиям п.
1 ст. 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Правил землепользования после поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений, земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения (ч. 5 ст. 12 Правил землепользования).
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (ч. 6 ст. 12 Правил землепользования). При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии.
В утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с ч. 7 ст. 12 Правил землепользования может быть отказано в следующих случаях: если испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны; планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов; планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия.
Приведенный перечень оснований является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, исходя из системного толкования вышеприведенных норм.
Как установлено ч. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2.1 указанной статьи земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории г. Ульяновска (глава 4 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90), спорный земельный участок расположен в зоне размещения производственных объектов IV и V классов вредности, размер санитарно-защитной зоны может составлять от 50 до 100 м.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Довод ответчиков о том, что отсутствует возможность согласовать выбор испрашиваемых земельных участков из-за того, что испрашиваемые заявителем земельные участки расположены в санитарно-защитной зоне существующего складского объекта, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку ответчиками не представлено доказательств, позволяющих определить, в отношении какого конкретно складского объекта установлена санитарно-защитная зона, и что в данной санитарно-защитной зоне невозможно осуществлять деятельность по строительству.
В судебное заседание суда первой инстанции 04.06.2014 г. ответчиками представлены копии градостроительного плана земельного участка авторемонтного предприятия N RU73304000-78 и градостроительного плана земельного участка складского комплекса пищевой промышленности N RU73304000-425. Указанные градостроительные планы на земельные участки, смежные с участками, испрашиваемыми заявителем, не содержат сведений об установлении санитарно-защитных зон.
Довод ответчиков, со ссылкой на решение Ульяновской Городской Думы от 30.05.2012 N 92 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск" осуществляется исключительно на торгах" также является необоснованным. В момент первого обращения заявителя с заявлениями о предоставлении земельного участка (заявление о предоставлении участка для размещения административного объекта от 15.11.2012 г. N 23, заявление о предоставлении участка для размещения производственного объекта от 15.11.2012 г. N 24, действовал пункт 2.8 указанного решения Ульяновской Городской Думы, с учетом которого требование о предоставлении земельных участков для строительства с обязательным проведением торгов не применялось при предоставлении земельных участков для строительства в случаях предоставления земельных участков, площадь которых составляет 2 000 квадратных метров и менее. Данная норма (п. 2.8 решения Ульяновской Городской Думы от 30.05.2012 N 92) была признана утратившей силу решением Ульяновской Городской Думы от 26.06.2013 г. N 91.
Администрацией г. Ульяновска не исполнена установленная частью 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Какие-либо иные варианты размещения земельного участка Администрация и Комитет заявителю не предлагали.
Таким образом, отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска 28.08.2013 г. N 0113/5442, принят с нарушением требований статьи 31 Земельного кодекса РФ и статьи 12 Правил землепользования, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и обоснованно признан судом первой инстанции незаконным.
Так как администрация города Ульяновска не выполнила действий, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ и статьей 12 Правил землепользования, в целях устранения последствий допущенного администрацией города Ульяновска незаконного бездействия арбитражный суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию города Ульяновска обязанность выполнить действия, обеспечивающие восстановление нарушенных прав заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 июня 2014 г. по делу N А72-3863/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)