Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 22 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ"
апелляционное производство N 05АП-15079/2014
на решение от 15.10.2014
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-21412/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" (ИНН 2540195365, ОГРН 1132540008920, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.09.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- от ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ": представитель Полетаева О.Е. по доверенности от 30.09.2014, сроком на один год, паспорт;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Салыкова Л.В. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4212, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 2712.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 06.06.2014 N 4992/20у и обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - УГА г. Владивостока) обеспечить обществу с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" выбор земельного участка площадью 19719 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Снеговая, 48, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что в рассматриваемом случае обществом испрашивается земельный участок для строительства объекта складского помещения, а не промышленного предприятия, в связи с чем полагает, что ни Земельным кодексом РФ, ни Регламентом на заявителя не возложена обязанность по представлению технико-экономического обоснования размера испрашиваемого участка.
Настаивает, что заявления общества от 07.04.2014 вх. N 4992/20у и от 17.04.2014 вх. N 20-7086 содержали все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ и пунктом 2.6 Регламента, и к ним были приложены все необходимые для обеспечения выбора земельного участка документы.
Ссылается также на то обстоятельство, что Нормативы градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, равно как и Региональные нормативы градостроительного проектирования в Приморском крае не подлежат применению на стадии обеспечения выбора земельного участка.
В связи с отпуском судьи О.Ю. Еремеевой после отложения рассмотрения апелляционной жалобы на основании определения о замене судьи от 22.01.2014 произведена замена судьи О.Ю. Еремеевой на судью Н.Н. Анисимову. В связи с этим рассмотрение настоящего дело было начато сначала на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда просила отменить, удовлетворить заявленные требования.
Представитель Управления на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что 17.02.2014 общество обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 5 лет с предварительным согласованием места размещения объекта, приблизительной площадью 19719 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Снеговая, 48, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - объекта складского назначения.
27.02.2014 Департамент письмом N 20/03/02-12/6276 обратился на имя главы г. Владивостока с заявлением об обеспечении выбора земельного участка, с приложением документов, полученных от общества.
Письмом от 06.06.2014 N 4992/20у УГА г. Владивостока рассмотрело обращение и поступившие документы, и приняло решение об отказе в предоставлении услуги по обеспечению выбора земельного участка.
В обоснование отказа УГА г. Владивостока указало, что при выезде на участок установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в лесном массиве на склоне, на данном участке местности интенсивно произрастают зеленные насаждения, подъездные пути к нему отсутствуют.
Данный участок используется для кратковременного отдыха, прогулок жителей близлежащих домов, что в соответствии со статьей 14.3 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, является обстоятельством, исключающим его предоставление под указанные цели.
Кроме того, границы формируемого земельного участка полностью расположены в границах территории, в отношении которой принято постановлением администрации города Владивостока от 23.07.2013 N 2127 "О подготовке документации по планировке территории жилого района Снеговая падь города Владивостока".
В настоящее время ведутся работы по разработке документации по планировке территории жилого района "Снеговая падь", после утверждения которой, будут определены границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения, размещение объектов строительства, в том числе параметры застройки, в соответствии с утвержденным Генеральным планом Владивостокского городского округа и градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
На основании изложенного, УГА г. Владивостока отказало обществу в выдаче акта о выборе испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с отказом администрации, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Из материалов дела усматривается, что заявлением от 17.02.2014 Общество просило предоставить ему в аренду сроком на 25 лет земельный участок приблизительной площадью 21000 кв. м, расположенный в г. Владивостоке, в районе ул. Снеговая, 48, для строительства объекта складского назначения.
Как установлено судебной коллегий, рассмотрев указанное заявление и приложенные к нему документы, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока не нашло оснований для обеспечения выбора земельного участка. Отказ оформлен письмом от 06.06.2014 N 4992/20у.
Оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории, и по правилам части 5 статьи 41 Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Частью 10 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, а также особенности подготовки этой документации в случае ее разработки на основании решения органа местного самоуправления поседения или городского округа, установлены статьями 45 - 56 ГрК РФ.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что документация по планировке территории конкретизирует утвержденную документацию о градостроительном зонировании. Согласно части 15 статьи 46 ГрК РФ на основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Владивостока от 23.07.2013 N 2127 инициирована подготовка Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока документации по планировке территории жилого района "Снеговая падь" г. Владивостока, площадью 7728026 кв. м.
Вместе с тем, приостановление оказания органами местного самоуправления услуги по обеспечению выбора земельного участка по заявлениям лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, на период подготовки документации по планировке территории не предусмотрено.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" также не изменяет общего порядка предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае проведения работ по разработке документации о планировке территории.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство не могло быть положено в основу оспариваемого отказа.
Кроме того, УГА администрации г. Владивостока указано на тот факт, что земельный участок находится в лесном массиве на склоне, на данном участке местности интенсивно произрастают зеленые насаждения, подъездные пути к нему отсутствуют. Данный земельный участок используется для кратковременного отдыха, прогулок жителей близлежащих жилых домов, что, в соответствии со статьей 14.3 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, является обстоятельством, исключающим его предоставление под указанные цели.
Оценив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 14.3 Решения Думы г. Владивостока от 07.04.2014 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" формирование земельного участка на территории города Владивостока внутри планировочной структуры - микрорайона, в случае если испрашиваемая территория (более 70 процентов) покрыта растительностью (трава, кустарники, деревья) и используется фактически для кратковременного отдыха, прогулок, прохода неограниченного круга лиц, что подтверждается информацией от административно-территориального управления соответствующего района, а также иных органов администрации города Владивостока, осуществляется исключительно с видом разрешенного использования: "парк - место общего пользования", цель предоставления: "для организации места отдыха горожан - парк, без права размещения, возведения временных объектов и объектов капитального строительства, без права уничтожения зеленых насаждений", вне зависимости от территориальной зоны, в которой располагается испрашиваемый земельный участок. Требование к предельной минимальной (максимальной) площади земельного участка в данном случае не применяется.
В нарушение статей 65, 200 АПК РФ УГА администрации г. Владивостока не представило доказательств того, что испрашиваемая территория около 70% покрыта растительностью, на данном участке интенсивно произрастают зеленые насаждения, и он используется для кратковременного отдыха, прогулок, прохода неограниченного круга лиц УГА г. Владивостока.
Довод УГА администрации г. Владивостока на отсутствие подъездных путей к испрашиваемому земельному участку, правомерно отклонен судом первой инстанции, со ссылкой на заключение кадастрового инженера Черкасова Михаила Сергеевича от 15.09.2014, которым установлено, что к границам земельного участка формируемого обществом, расположенного в районе ул. Снеговая, 48 в г. Владивостоке, имеется фактический подъезд с ул. Снеговой. Данное обстоятельство подтверждается схемой существующих подъездных путей к земельному участку, испрашиваемому Обществом.
Вместе с тем, заявление поданное обществом, не содержит предусмотренных законом сведений, необходимых для рассмотрения вопроса о возможности обеспечения выбора земельного участка.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей осуществления выбора земельного участка заявитель предоставляет в уполномоченный орган сведения о назначении объекта, предполагаемое место его размещение и обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка.
Аналогичное требование содержит и пункт 2.6 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее - Регламент N 1608).
Согласно п. 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта.
При рассмотрении заявления гражданина или юридического лица и выборе земельного участка должны учитываться все условия и последствия предполагаемого размещения объекта.
Процедура согласования заключается в определении соответствия или несоответствия будущего здания, строения, сооружения положениям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительным и санитарным нормам и правилам, иным обязательным требованиям.
На органы местного самоуправления возложена обязанность по получению информации о разрешенном использовании земельного участка, об обеспечении участков объектами инфраструктуры, получению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Орган местного самоуправления анализирует документы государственного кадастра недвижимости и документы землеустройства. На основе анализа указанных документов определяются возможные варианты размещения объекта, после чего в случаях, предусмотренных федеральными законами, проводится согласование таких вариантов с органами и организациями, указанными в первом абзаце п. 2 ст. 31 Кодекса.
Осуществляя согласования с заинтересованными органами и организациями, собирая информацию о технических условиях подключения объекта к инженерным сетям, орган местного самоуправления должен располагать сведениями о характеристиках объекта, намечаемого к строительству, в том объеме, который позволял бы определить потребности данного объекта.
Именно поэтому в пункте 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации указано на то, что в заявлении о предварительном согласовании места размещения объекта должны быть указаны назначение объекта, обоснование примерного размера земельного участка, а к заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как следует из материалов дела, к заявлению от 17.02.2014 были приложены топографическая съемка, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота границ участка.
В заявлении Общество указало приблизительную площадь земельного участка - 21000 кв. м и пояснило, что площадь земельного участка для строительства объекта складского назначения необходима в размере 11831 кв. м, для обустройства подъездных путей и разворотной площадки требуется площадь в размере 7888 кв. м.
Общество не конкретизировало, какие именно объекты оно желает возвести на испрашиваемом земельном участке, ограничившись лишь указанием на то, что просит предоставить земельный участок для строительства объекта складского назначения, подъездных путей и разворотной площадки.
Вместе с тем, определение площади, необходимой для парковки автомобилей и разворотных площадок также производится исходя из назначения объекта.
Поскольку параметры объекта строительства, расчеты площади земельного участка, необходимого для его использования, размер санитарно-защитной зоны, потребность в инженерном снабжении существенно различаются в зависимости от конкретного назначения и площади объекта, который заявитель намерен построить на испрашиваемом земельном участке, выбор земельного участка без обоснования примерного размера земельного участка, невозможен.
По правилам пункта 2.8 Регламента N 1608 несоответствие заявления требованиям действующего законодательства является основанием дл отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка отсутствуют, в связи с чем правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.10.2014 по делу N А51-21412/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Н.Н.АНИСИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2015 N 05АП-15079/2014 ПО ДЕЛУ N А51-21412/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2015 г. N 05АП-15079/2014
Дело N А51-21412/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 22 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ"
апелляционное производство N 05АП-15079/2014
на решение от 15.10.2014
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-21412/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" (ИНН 2540195365, ОГРН 1132540008920, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.09.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
- о признании незаконным решения;
- при участии:
- от ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ": представитель Полетаева О.Е. по доверенности от 30.09.2014, сроком на один год, паспорт;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Салыкова Л.В. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4212, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 2712.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 06.06.2014 N 4992/20у и обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - УГА г. Владивостока) обеспечить обществу с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" выбор земельного участка площадью 19719 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Снеговая, 48, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что в рассматриваемом случае обществом испрашивается земельный участок для строительства объекта складского помещения, а не промышленного предприятия, в связи с чем полагает, что ни Земельным кодексом РФ, ни Регламентом на заявителя не возложена обязанность по представлению технико-экономического обоснования размера испрашиваемого участка.
Настаивает, что заявления общества от 07.04.2014 вх. N 4992/20у и от 17.04.2014 вх. N 20-7086 содержали все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ и пунктом 2.6 Регламента, и к ним были приложены все необходимые для обеспечения выбора земельного участка документы.
Ссылается также на то обстоятельство, что Нормативы градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, равно как и Региональные нормативы градостроительного проектирования в Приморском крае не подлежат применению на стадии обеспечения выбора земельного участка.
В связи с отпуском судьи О.Ю. Еремеевой после отложения рассмотрения апелляционной жалобы на основании определения о замене судьи от 22.01.2014 произведена замена судьи О.Ю. Еремеевой на судью Н.Н. Анисимову. В связи с этим рассмотрение настоящего дело было начато сначала на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда просила отменить, удовлетворить заявленные требования.
Представитель Управления на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что 17.02.2014 общество обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка сроком на 5 лет с предварительным согласованием места размещения объекта, приблизительной площадью 19719 кв. м, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Снеговая, 48, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта - объекта складского назначения.
27.02.2014 Департамент письмом N 20/03/02-12/6276 обратился на имя главы г. Владивостока с заявлением об обеспечении выбора земельного участка, с приложением документов, полученных от общества.
Письмом от 06.06.2014 N 4992/20у УГА г. Владивостока рассмотрело обращение и поступившие документы, и приняло решение об отказе в предоставлении услуги по обеспечению выбора земельного участка.
В обоснование отказа УГА г. Владивостока указало, что при выезде на участок установлено, что испрашиваемый земельный участок находится в лесном массиве на склоне, на данном участке местности интенсивно произрастают зеленные насаждения, подъездные пути к нему отсутствуют.
Данный участок используется для кратковременного отдыха, прогулок жителей близлежащих домов, что в соответствии со статьей 14.3 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, является обстоятельством, исключающим его предоставление под указанные цели.
Кроме того, границы формируемого земельного участка полностью расположены в границах территории, в отношении которой принято постановлением администрации города Владивостока от 23.07.2013 N 2127 "О подготовке документации по планировке территории жилого района Снеговая падь города Владивостока".
В настоящее время ведутся работы по разработке документации по планировке территории жилого района "Снеговая падь", после утверждения которой, будут определены границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения, размещение объектов строительства, в том числе параметры застройки, в соответствии с утвержденным Генеральным планом Владивостокского городского округа и градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
На основании изложенного, УГА г. Владивостока отказало обществу в выдаче акта о выборе испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с отказом администрации, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Из материалов дела усматривается, что заявлением от 17.02.2014 Общество просило предоставить ему в аренду сроком на 25 лет земельный участок приблизительной площадью 21000 кв. м, расположенный в г. Владивостоке, в районе ул. Снеговая, 48, для строительства объекта складского назначения.
Как установлено судебной коллегий, рассмотрев указанное заявление и приложенные к нему документы, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока не нашло оснований для обеспечения выбора земельного участка. Отказ оформлен письмом от 06.06.2014 N 4992/20у.
Оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории, и по правилам части 5 статьи 41 Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Частью 10 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, а также особенности подготовки этой документации в случае ее разработки на основании решения органа местного самоуправления поседения или городского округа, установлены статьями 45 - 56 ГрК РФ.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что документация по планировке территории конкретизирует утвержденную документацию о градостроительном зонировании. Согласно части 15 статьи 46 ГрК РФ на основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Владивостока от 23.07.2013 N 2127 инициирована подготовка Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока документации по планировке территории жилого района "Снеговая падь" г. Владивостока, площадью 7728026 кв. м.
Вместе с тем, приостановление оказания органами местного самоуправления услуги по обеспечению выбора земельного участка по заявлениям лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, на период подготовки документации по планировке территории не предусмотрено.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" также не изменяет общего порядка предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае проведения работ по разработке документации о планировке территории.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство не могло быть положено в основу оспариваемого отказа.
Кроме того, УГА администрации г. Владивостока указано на тот факт, что земельный участок находится в лесном массиве на склоне, на данном участке местности интенсивно произрастают зеленые насаждения, подъездные пути к нему отсутствуют. Данный земельный участок используется для кратковременного отдыха, прогулок жителей близлежащих жилых домов, что, в соответствии со статьей 14.3 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, является обстоятельством, исключающим его предоставление под указанные цели.
Оценив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 14.3 Решения Думы г. Владивостока от 07.04.2014 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" формирование земельного участка на территории города Владивостока внутри планировочной структуры - микрорайона, в случае если испрашиваемая территория (более 70 процентов) покрыта растительностью (трава, кустарники, деревья) и используется фактически для кратковременного отдыха, прогулок, прохода неограниченного круга лиц, что подтверждается информацией от административно-территориального управления соответствующего района, а также иных органов администрации города Владивостока, осуществляется исключительно с видом разрешенного использования: "парк - место общего пользования", цель предоставления: "для организации места отдыха горожан - парк, без права размещения, возведения временных объектов и объектов капитального строительства, без права уничтожения зеленых насаждений", вне зависимости от территориальной зоны, в которой располагается испрашиваемый земельный участок. Требование к предельной минимальной (максимальной) площади земельного участка в данном случае не применяется.
В нарушение статей 65, 200 АПК РФ УГА администрации г. Владивостока не представило доказательств того, что испрашиваемая территория около 70% покрыта растительностью, на данном участке интенсивно произрастают зеленые насаждения, и он используется для кратковременного отдыха, прогулок, прохода неограниченного круга лиц УГА г. Владивостока.
Довод УГА администрации г. Владивостока на отсутствие подъездных путей к испрашиваемому земельному участку, правомерно отклонен судом первой инстанции, со ссылкой на заключение кадастрового инженера Черкасова Михаила Сергеевича от 15.09.2014, которым установлено, что к границам земельного участка формируемого обществом, расположенного в районе ул. Снеговая, 48 в г. Владивостоке, имеется фактический подъезд с ул. Снеговой. Данное обстоятельство подтверждается схемой существующих подъездных путей к земельному участку, испрашиваемому Обществом.
Вместе с тем, заявление поданное обществом, не содержит предусмотренных законом сведений, необходимых для рассмотрения вопроса о возможности обеспечения выбора земельного участка.
Из пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для целей осуществления выбора земельного участка заявитель предоставляет в уполномоченный орган сведения о назначении объекта, предполагаемое место его размещение и обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка.
Аналогичное требование содержит и пункт 2.6 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее - Регламент N 1608).
Согласно п. 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта.
При рассмотрении заявления гражданина или юридического лица и выборе земельного участка должны учитываться все условия и последствия предполагаемого размещения объекта.
Процедура согласования заключается в определении соответствия или несоответствия будущего здания, строения, сооружения положениям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительным и санитарным нормам и правилам, иным обязательным требованиям.
На органы местного самоуправления возложена обязанность по получению информации о разрешенном использовании земельного участка, об обеспечении участков объектами инфраструктуры, получению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Орган местного самоуправления анализирует документы государственного кадастра недвижимости и документы землеустройства. На основе анализа указанных документов определяются возможные варианты размещения объекта, после чего в случаях, предусмотренных федеральными законами, проводится согласование таких вариантов с органами и организациями, указанными в первом абзаце п. 2 ст. 31 Кодекса.
Осуществляя согласования с заинтересованными органами и организациями, собирая информацию о технических условиях подключения объекта к инженерным сетям, орган местного самоуправления должен располагать сведениями о характеристиках объекта, намечаемого к строительству, в том объеме, который позволял бы определить потребности данного объекта.
Именно поэтому в пункте 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации указано на то, что в заявлении о предварительном согласовании места размещения объекта должны быть указаны назначение объекта, обоснование примерного размера земельного участка, а к заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Как следует из материалов дела, к заявлению от 17.02.2014 были приложены топографическая съемка, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота границ участка.
В заявлении Общество указало приблизительную площадь земельного участка - 21000 кв. м и пояснило, что площадь земельного участка для строительства объекта складского назначения необходима в размере 11831 кв. м, для обустройства подъездных путей и разворотной площадки требуется площадь в размере 7888 кв. м.
Общество не конкретизировало, какие именно объекты оно желает возвести на испрашиваемом земельном участке, ограничившись лишь указанием на то, что просит предоставить земельный участок для строительства объекта складского назначения, подъездных путей и разворотной площадки.
Вместе с тем, определение площади, необходимой для парковки автомобилей и разворотных площадок также производится исходя из назначения объекта.
Поскольку параметры объекта строительства, расчеты площади земельного участка, необходимого для его использования, размер санитарно-защитной зоны, потребность в инженерном снабжении существенно различаются в зависимости от конкретного назначения и площади объекта, который заявитель намерен построить на испрашиваемом земельном участке, выбор земельного участка без обоснования примерного размера земельного участка, невозможен.
По правилам пункта 2.8 Регламента N 1608 несоответствие заявления требованиям действующего законодательства является основанием дл отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка отсутствуют, в связи с чем правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.10.2014 по делу N А51-21412/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Н.Н.АНИСИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)