Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Александрова А.И. и Каплина С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2013 года по делу N А65-24408/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод силикатных стеновых материалов" (ОГРН 1021603881782, ИНН 1661007864) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, муниципальное образование город Казань в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Казань, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, принятое судьей Андрияновой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копункиным В.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Гатауллин И.Ш. - представитель (доверенность N 487 от 16.07.2012),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Казанский завод силикатных стеновых материалов" (далее ООО "Казанский завод силикатных стеновых материалов", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Татарстан, ответчик) об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельных участков: кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Займище, указав его рыночную стоимость в размере 14311640 руб., кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, 3, указав его рыночную стоимость в размере 131316680 руб., кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 3, указав его рыночную стоимость в размере 140948150 руб., кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 5, указав его рыночную стоимость в размере 21799960 руб.
Определением от 03.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан, 1-е третье лицо), Кабинет Министров Республики Татарстан (далее - Кабинет Министров, 2-е третье лицо, заявитель апелляционной жалобы) и муниципальное образование город Казань в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Казань (далее - Исполком, 3-е третье лицо).
Определением от 20.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Министерство, 4-е третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.01.2013 исковые требования удовлетворены. Судом внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:280901:2, общей площадью 12940 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Займище, с указанием ее равной рыночной стоимости в размере 14311640 руб., с кадастровым номером 16:50:210401:0019, общей площадью 80120 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, 3, с указанием ее равной рыночной стоимости в размере 131316680 руб., с кадастровым номером 16:50:310101:0004, общей площадью 99050 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 3, с указанием ее равной рыночной стоимости в размере 140948150 руб., с кадастровым номером 16:50:310101:6, общей площадью 14690 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 5, с указанием ее равной рыночной стоимости в размере 21799960 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорных земельных участков, свидетельствующий о том, что их кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка. Статьей 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика. Истцом представлена положительная экспертиза отчета оценщика, проведенная саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, требования истца подлежат удовлетворению. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
2-е третье лицо - Кабинет Министров, с решением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
2-е третье лицо считает решение суда первой инстанции не соответствующим законодательству и необоснованным. При этом заявитель апелляционной жалобы исходит из того, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан выполнена в 2010 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18.05.2010. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010, которое вступило в силу с 01.01.2011. Указанное постановление не обжаловано, не изменено и является действующим.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что государственный контракт на кадастровую оценку земель населенных пунктов Республики Татарстан заключен 26.07.2010, то есть до истечения 60 дней (до 26.09.2010) после официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", поэтому в момент его заключения и проведения работ по оценке Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на который ссылается истец, не применялся и действовала статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации в старой редакции. Согласно данной редакции статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации и в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Заявитель апелляционной жалобы, считает, что в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в старой редакции) не указано, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость или быть равной ей, в данном пункте указано только на процентное соотношение кадастровой и рыночной стоимости.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что в соответствии со статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки только на Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, поэтому суд первой инстанции неправомерно сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
Представитель 2-го третьего лица - Кабинета Министров Республики Татарстан в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания 2-е третье лицо извещено надлежащим образом.
Истец отзыв на апелляционную жалобу 2-го третьего лица не представил. В судебном заседании представитель истца с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и просил оставить ее без удовлетворения.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу 2-го третьего лица не представил, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.
1-е третье лицо - Управление Росреестра по Республике Татарстан отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
3-е третье лицо - Исполком, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
4-е третье лицо - Министерство, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан, выступлении присутствующего в судебном заседании представителя истца, арбитражный апелляционный суд установил.
Истцу на праве аренды принадлежат земельные участки: кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Займище, кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, 3, кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 3, кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 5. Право аренды указанных земельных участков приобретено истцом на основании договоров аренды земельных участков N 071-867 от 07.07.2003, N 071-773 от 18.04.2003 и N 071-1210 от 19.01.2004, заключенных с Министерством (т. 1 л.д. 10 - 40).
Договор аренды земельного участка N 071-867 от 07.07.2003 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 14.11.2003 (т. 1 л.д. 18).
Договор аренды земельного участка N 071-773 от 18.04.2003 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (т. 1 л.д. 31).
Договор аренды земельного участка N 071-1210 от 19.01.2004 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 15.09.2004 (т. 1 л.д. 40).
Земельный участок кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м, поставлен на кадастровый учет 20.05.2003 (т. 1 л.д. 110).
Земельные участки: кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м, и кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м, поставлены на кадастровый учет 05.03.2002 (т. 1 л.д. 113, 116).
Земельный участок кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м, поставлен на кадастровый учет 09.01.2003 (т. 1 л.д. 107).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01.01.2011.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м кадастровая стоимость земельного участка составляет 53143286 руб. (т. 1 л.д. 110).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м кадастровая стоимость земельного участка составляет 775773918 руб. (т. 1 л.д. 113).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м кадастровая стоимость земельного участка составляет 853465315 руб. 50 коп. (т. 1 л.д. 116).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м кадастровая стоимость земельного участка составляет 125931053 руб. 30 коп. (т. 1 л.д. 107)
Кадастровая стоимость земельных участков определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчету об оценке рыночной стоимости земельный участков N 3106/ЗА, составленному 26.04.2012 оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка" Зайнуллиной Аделиной Эльдусовной, по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельных участков: кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Займище, составляет 14311640 руб., кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, 3, составляет 131316680 руб., кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 3, составляет 140948150 руб., кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 5, составляет 21799960 руб., (т. 1 л.д. 47 - 58).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Однако частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайства о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков не заявили.
Однако в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Истцом представлено экспертное заключение N 029/ВН регионального отделения общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" "Общество оценщиков Татарстана", согласно которому отчет N 3106/ЗА от 26.04.2012 "Об оценке рыночной стоимости земельных участков: кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Займище, кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, 3, кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 3, кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 5", выполненный оценщиком членом СРО РОО Зайнуллиной Аделиной Эльдусовной, признан соответствующим требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки, ССО-РОО 2010, требованиям технического задания договора на оценку, и выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными (т. 1 л.д. 59 - 70).
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно внес изменения в государственный кадастр недвижимости, изменив кадастровую стоимость принадлежащих истцу на праве аренды земельных участков: кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Займище, кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, 3, кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 3, кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 5, указав ее равной рыночной стоимости земельных участков, определенной оценщиком.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, является необоснованным и не может быть принят судом.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое Кабинетом Министров Республики Татарстан решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Кабинет Министров Республики Татарстан освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2013 года по делу N А65-24408/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.В.КАРПОВ
Судьи
А.И.АЛЕКСАНДРОВ
С.Ю.КАПЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24408/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. по делу N А65-24408/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Александрова А.И. и Каплина С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2013 года по делу N А65-24408/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Казанский завод силикатных стеновых материалов" (ОГРН 1021603881782, ИНН 1661007864) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, муниципальное образование город Казань в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Казань, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, принятое судьей Андрияновой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копункиным В.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Гатауллин И.Ш. - представитель (доверенность N 487 от 16.07.2012),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Казанский завод силикатных стеновых материалов" (далее ООО "Казанский завод силикатных стеновых материалов", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Татарстан, ответчик) об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельных участков: кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Займище, указав его рыночную стоимость в размере 14311640 руб., кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, 3, указав его рыночную стоимость в размере 131316680 руб., кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 3, указав его рыночную стоимость в размере 140948150 руб., кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 5, указав его рыночную стоимость в размере 21799960 руб.
Определением от 03.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан, 1-е третье лицо), Кабинет Министров Республики Татарстан (далее - Кабинет Министров, 2-е третье лицо, заявитель апелляционной жалобы) и муниципальное образование город Казань в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Казань (далее - Исполком, 3-е третье лицо).
Определением от 20.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Министерство, 4-е третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.01.2013 исковые требования удовлетворены. Судом внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:280901:2, общей площадью 12940 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Займище, с указанием ее равной рыночной стоимости в размере 14311640 руб., с кадастровым номером 16:50:210401:0019, общей площадью 80120 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, 3, с указанием ее равной рыночной стоимости в размере 131316680 руб., с кадастровым номером 16:50:310101:0004, общей площадью 99050 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 3, с указанием ее равной рыночной стоимости в размере 140948150 руб., с кадастровым номером 16:50:310101:6, общей площадью 14690 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 5, с указанием ее равной рыночной стоимости в размере 21799960 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорных земельных участков, свидетельствующий о том, что их кадастровая стоимость существенно (более чем на 30 процентов) превышает рыночную стоимость участка. Статьей 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика. Истцом представлена положительная экспертиза отчета оценщика, проведенная саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете оценщика, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, требования истца подлежат удовлетворению. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
2-е третье лицо - Кабинет Министров, с решением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
2-е третье лицо считает решение суда первой инстанции не соответствующим законодательству и необоснованным. При этом заявитель апелляционной жалобы исходит из того, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан выполнена в 2010 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18.05.2010. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010, которое вступило в силу с 01.01.2011. Указанное постановление не обжаловано, не изменено и является действующим.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что государственный контракт на кадастровую оценку земель населенных пунктов Республики Татарстан заключен 26.07.2010, то есть до истечения 60 дней (до 26.09.2010) после официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", поэтому в момент его заключения и проведения работ по оценке Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на который ссылается истец, не применялся и действовала статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации в старой редакции. Согласно данной редакции статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации и в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. Заявитель апелляционной жалобы, считает, что в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в старой редакции) не указано, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость или быть равной ей, в данном пункте указано только на процентное соотношение кадастровой и рыночной стоимости.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что в соответствии со статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки только на Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, поэтому суд первой инстанции неправомерно сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
Представитель 2-го третьего лица - Кабинета Министров Республики Татарстан в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания 2-е третье лицо извещено надлежащим образом.
Истец отзыв на апелляционную жалобу 2-го третьего лица не представил. В судебном заседании представитель истца с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и просил оставить ее без удовлетворения.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу 2-го третьего лица не представил, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.
1-е третье лицо - Управление Росреестра по Республике Татарстан отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
3-е третье лицо - Исполком, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
4-е третье лицо - Министерство, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан, выступлении присутствующего в судебном заседании представителя истца, арбитражный апелляционный суд установил.
Истцу на праве аренды принадлежат земельные участки: кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Займище, кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, 3, кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 3, кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 5. Право аренды указанных земельных участков приобретено истцом на основании договоров аренды земельных участков N 071-867 от 07.07.2003, N 071-773 от 18.04.2003 и N 071-1210 от 19.01.2004, заключенных с Министерством (т. 1 л.д. 10 - 40).
Договор аренды земельного участка N 071-867 от 07.07.2003 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 14.11.2003 (т. 1 л.д. 18).
Договор аренды земельного участка N 071-773 от 18.04.2003 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (т. 1 л.д. 31).
Договор аренды земельного участка N 071-1210 от 19.01.2004 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 15.09.2004 (т. 1 л.д. 40).
Земельный участок кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м, поставлен на кадастровый учет 20.05.2003 (т. 1 л.д. 110).
Земельные участки: кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м, и кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м, поставлены на кадастровый учет 05.03.2002 (т. 1 л.д. 113, 116).
Земельный участок кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м, поставлен на кадастровый учет 09.01.2003 (т. 1 л.д. 107).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01.01.2011.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м кадастровая стоимость земельного участка составляет 53143286 руб. (т. 1 л.д. 110).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м кадастровая стоимость земельного участка составляет 775773918 руб. (т. 1 л.д. 113).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м кадастровая стоимость земельного участка составляет 853465315 руб. 50 коп. (т. 1 л.д. 116).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м кадастровая стоимость земельного участка составляет 125931053 руб. 30 коп. (т. 1 л.д. 107)
Кадастровая стоимость земельных участков определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащих ему земельных участков не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участков, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчету об оценке рыночной стоимости земельный участков N 3106/ЗА, составленному 26.04.2012 оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Ди энд Эл Оценка" Зайнуллиной Аделиной Эльдусовной, по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельных участков: кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Займище, составляет 14311640 руб., кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, 3, составляет 131316680 руб., кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 3, составляет 140948150 руб., кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 5, составляет 21799960 руб., (т. 1 л.д. 47 - 58).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Однако частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайства о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков не заявили.
Однако в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при наличии спора о кадастровой стоимости объекта недвижимости к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Истцом представлено экспертное заключение N 029/ВН регионального отделения общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" "Общество оценщиков Татарстана", согласно которому отчет N 3106/ЗА от 26.04.2012 "Об оценке рыночной стоимости земельных участков: кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Займище, кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, 3, кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 3, кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 5", выполненный оценщиком членом СРО РОО Зайнуллиной Аделиной Эльдусовной, признан соответствующим требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки, ССО-РОО 2010, требованиям технического задания договора на оценку, и выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными (т. 1 л.д. 59 - 70).
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно внес изменения в государственный кадастр недвижимости, изменив кадастровую стоимость принадлежащих истцу на праве аренды земельных участков: кадастровый номер 16:50:280901:2 площадью 12940 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Займище, кадастровый номер 16:50:210401:0019 площадью 80120 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тэцевская, 3, кадастровый номер 16:50:310101:0004 площадью 99050 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 3, кадастровый номер 16:50:310101:6 площадью 14690 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Автосервисная, 5, указав ее равной рыночной стоимости земельных участков, определенной оценщиком.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, является необоснованным и не может быть принят судом.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для них считается определенной.
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое Кабинетом Министров Республики Татарстан решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Кабинет Министров Республики Татарстан освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 января 2013 года по делу N А65-24408/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.В.КАРПОВ
Судьи
А.И.АЛЕКСАНДРОВ
С.Ю.КАПЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)