Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.07.2015 ПО ДЕЛУ N 3-365/15, М-194/2015

Требование: Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылался на то, что кадастровая стоимость земельных участков, которая была утверждена уполномоченным органом, повлекла неправомерное увеличение земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2015 г. по делу N 3-365/15


Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-365/15 по заявлению Ш.Е.Ю. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

Ш.Е.Ю. обратилась в Истринский городской суд Московской области с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности трех земельных участков, расположенных в Истринском районе Московской области.
Заявитель просила суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков по состоянию на 26 ноября 2013 года в размере их рыночной стоимости, определенной в Отчете <данные изъяты> от 19 сентября 2014 года, подготовленном по заказу заявителя оценщиком <данные изъяты>.
В обоснование требований заявитель ссылалась на то, что кадастровая стоимость указанных земельных участков, которая была утверждена Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области, повлекла неправомерное увеличение земельного налога.
Заявление Ш.Е.Ю. было принято к производству Истринского городского суда Московской области, по заявлению было возбуждено гражданское дело.
Определением Истринского городского суда от 28 января 2015 года дело по заявлению Ш.Е.Ю. было передано для рассмотрения по подсудности в Московский областной суд.
При рассмотрении дела в Московском областном суде установлено, что отчет N 70/1-09-14 от 19 сентября 2014 года составлен не на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость земельных участков. Кроме того, на отчет не было получено положительное экспертное заключение.
Заявителю был предоставлен срок для устранения выявленных недостатков.
Заявитель представила суду Отчет N 26-03-15 от 04 марта 2015 года об оценке рыночной стоимости принадлежащих заявителю земельных участков, выполненный оценщиком <данные изъяты>, и положительное экспертное заключение на Отчет N 1074/2015 от 24 марта 2015 года, подготовленное экспертом <данные изъяты>.
В связи с предоставлением Отчета N 26-03-15 заявитель уточнила заявленные требования, просила установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в Отчете N 26-03-15.
Представитель заявителя В. в судебном заседании полностью поддержала уточненные заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц: Министерства имущественных отношений - М. и Н., представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области Т. - возражали против удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении заявления просили отказать.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте проведения судебного заседания, не явился.
Министерство экологии и природопользования Московской области в письменном ходатайстве просило слушать дело в отсутствие представителя Министерства.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, полагает в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налоговая база - в соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ - определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи, когда в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 1). Для физических лиц обращение в Комиссию с таким заявлением не является обязательным (абз. 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Судом исследованы представленные заявителем свидетельства о государственной регистрации права, из которых установлено, что Ш.Е.С. на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 28313 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, адрес (местонахождение) объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилого дома. Участок находится примерно в 3218 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>
- - с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 14 919 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, адрес (местонахождение) объекта: <данные изъяты>. Участок находится примерно в 2894 м по направлению на северо-запад от ориентира жилого дома, расположенного за пределами участка;
- - с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 120 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, адрес объекта: <данные изъяты>.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N 564-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области - по состоянию на 01 января 2013 года.
Распоряжением N 564-РМ кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 28 313 кв. м установлена по состоянию на 01 января 2013 года в размере <данные изъяты>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 14 919 кв. м установлена по состоянию на 01 января 2013 года в размере <данные изъяты>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 120 кв. м установлена по состоянию на 01 января 2013 года в размере <данные изъяты> (л.д. 10 - 12).
Обращаясь с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащих ему указанных трех земельных участков Ш.Е.С. ссылалась на то, что рыночная стоимость этих земельных участков значительно ниже их кадастровой стоимости и составляет для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - <данные изъяты> рублей, для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - <данные изъяты> рубля, для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - <данные изъяты> рублей.
Заявитель просила принять решение об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере указанной рыночной стоимости.
В подтверждение действительной рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков с указанными кадастровыми номерами Ш.Е.С. представила Отчет N 26-03-15 от 04 марта 2015 года, составленный оценщиком <данные изъяты>.
На указанный Отчет получено положительное экспертное заключение N 1074/2015 от 24 марта 2015 года <данные изъяты> членом которой является оценщик <данные изъяты>.
Оценив доводы заявителя и представленные в их обоснование доказательства, доводы представителей заинтересованных лиц суд полагает, что законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, при этом исходит из следующего.
Исследовав Отчет N 26-03-15 суд приходит к выводу, что указанный отчет не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих оценочную деятельность.
Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки установлены Федеральным стандартом оценки, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256 (далее - ФСО N 1).
В соответствии с п. 18 ФСО N 1 оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки, изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки. Пункт 19 ФСО N 1 устанавливает, что информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.
В соответствии с требованиями п. 20 ФСО N 1 оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Требования к отчету об оценке устанавливает Федеральный стандарт оценки N 3, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 254 (далее - ФСО N 3). Согласно п. 2 ФСО N 3 настоящий федеральный стандарт является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
В соответствии с п. 4 ФСО N 3 при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться принципов существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности. Установлено, что в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости); отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (принцип достаточности).















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)