Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.02.2015 N 17АП-17293/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-33414/2014

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2015 г. N 17АП-17293/2014-ГК

Дело N А60-33414/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседании Васевой Н.В.,
при участии:
от заявителя - Терехова Е.А., доверенность от 17.07.2014, Кенарских М.М., доверенность от 26.01.2015,
от ответчиков - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Трифанова Дмитрия Александровича
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 октября 2014 года
по делу N А60-33414/2014,
принятое судьей Смагиным К.Н.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Трифанова Дмитрия Александровича (ОГРНИП 314667805000012, ИНН 665900397909)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области,
о признании незаконными действий,

установил:

индивидуальный предприниматель Трифанов Дмитрий Александрович обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением
- - о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области) по утверждению акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 02.08.2011 N 66:06.4503001 и по внесению в государственный земельный кадастр, а впоследствии и в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка из категории (земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения), площадью 58000 кв. м. расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, Сибирский тракт, правая сторона перед стелой на границе с Богдановическим районом, с кадастровым номером 66:06:4503001:52 в размере 46 202 800 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 796 руб. 60 коп.;
- - о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области (с учетом определения суда от 03.09.2014, далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области) по внесению в государственный земельный кадастр, а впоследствии в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 58000 кв. м расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, Сибирский тракт, правая сторона перед стелой на границе с Богдановическим районом, с кадастровым номером 66:06:4503001:52 в размере 46202800 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 796 руб. 60 коп.; обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 58000 кв. м с кадастровым номером 66:06:4503001:52 в размере 46202800 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 706 руб. 60 коп. кв. м (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда 11.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 11.10.2014 не согласен, в апелляционной жалобе и в дополнениях к апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. Заявитель считает ошибочным применение при определении кадастровой стоимости земельного участка Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания). Считает, что срок для обращения в суд, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ, с учетом обращения предпринимателя в арбитражный суд 04.08.2014, не пропущен, поскольку о нарушении своих прав предприниматель узнал 21.07.2014 при получении кадастровой справки о земельном участке.
Заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчики в суд апелляционной инстанции не явились.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области направило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзыве ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения на том основании, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку функции по государственной кадастровой оценке земель и полномочия по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, возложены на Управление Росреестра по Свердловской области. Указывает, что предприниматель не указал, какие его права и законные интересы нарушены органом кадастрового учета.
Управление Росреестра по Свердловской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Трифанов Д.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:06:4503001:52 общей площадью 58000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., Белоярский район, Сибирский тракт, правая сторона перед стелой на границе с Богдановическим районом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.09.2011 (л.д. 39).
Земельный участок с кадастровым номером 66:06:4503001:52 поставлен на государственный кадастровый учет 03.02.2004 со следующими характеристиками: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 58000 кв. м.
В соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 13.07.2011 N 1248-РП и на основании заявления 66/401/11-20648 ФГБУ "ФКП Росреестра" 02.08.2011 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:06:4503001:52, указаны категория - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, а также вид разрешенного использования - строительство автомобильного комплекса.
В связи с изменением характеристик земельного участка, Управлением Росреестра по Свердловской области определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 02.08.2011 в размере 46 202 800 руб., исходя из кадастровой стоимости одного квадратного метра в размере 796 руб. 60 коп., утвержден акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 02.08.2011 (л.д. 51).
Сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 01.08.2014 (л.д. 52), кадастровой справкой (л.д. 13).
Заявитель полагая, что ответчики неверно определили кадастровую стоимость земельного участка, незаконно утвердили акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 02.08.2011 и внесли сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, обратился в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, руководствуясь Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49, которая устанавливает группы земельных участков по видам разрешенного использования, пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок, имеющий разрешенное использование - строительство автомобильного комплекса - отнесен к 3 группе видов разрешенного использования, поскольку третья группа включает в себя земельные участки под объектами дорожного сервиса, размещенные на полосах отвода автомобильных дорог. Данный вывод суда стороны не оспаривают.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствовался Методическими указаниями, согласно п. 2.1.4-2.1.6. которых в случае перевода земельного участка в состав земель специального назначения кадастровая стоимость земельного участка пересчитывается путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности, установленной для группы, в которую входит земельный участок, на площадь земельного участка.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленный Управлением Росреестра по Свердловской области в материалы дела расчет среднего удельного показателя кадастровой стоимости по третьей группе категории земель промышленности Белоярского городского округа в разрезе групп видов разрешенного использования является верным.
Суд посчитал, что заявителем не доказано определение кадастровой стоимости земельного участка с нарушением действующего законодательства, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Также суд пришел к выводу о пропуске заявителем предусмотренного п. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока обращения в суд, который, по мнению суда, следует исчислять с 02.08.2011 - даты утверждения акта определения кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Абзацем 2 п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Результатом государственной кадастровой оценки земель являются утвержденные органом исполнительной власти субъекта конкретные экономические характеристики земельных участков, к которым относятся утвержденные в установленном порядке показатели кадастровой стоимости конкретных земельных участков, а также средние удельные показатели.
В соответствии с п. 1.2. Методических указаний они применяются в случаях образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка при упорядочении его границы, изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель, выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Названными Методическими указаниями установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в п. 1.2. Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями (п. 1.3. Методических указаний).
Актуальные результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, расположенных на территории Свердловской области, утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 06.07.2005 N 539-ПП.
Спорный земельный участок не вошел в состав объектов кадастровой оценки. Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка подлежала расчету в соответствии с Методическими указаниями.
Пунктом 2.1.4. Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения, отнесенного Методикой оценки земель промышленности к первой - четвертой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности первой, второй, третьей или четвертой групп на площадь земельного участка.
Иного порядка определения кадастровой стоимости земель промышленности в данном случае действующими нормативными актами не предусмотрено.
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 следует, что в полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Постановление Правительства Свердловской области от 06.07.2005 N 539-ПП не содержит среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к 3 группе земель промышленности Белоярского городского округа.
Вывод суда первой инстанции о том, что орган кадастрового учета должен рассчитать среднее для Белоярского городского округа значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к третьей группе, математическим путем (из удельных показательней нескольких конкретных земельных участков, установленных на основании Правительства Свердловской области от 06.07.2005 N 539-ПП, в разрезе видов разрешенного использования), основаны на неправильном толковании изложенных выше норм права.
Определение кадастровой стоимости земельного участка, исходя не из утвержденного среднего показателя, а расчетным путем не соответствует действующему законодательству.
Учитывая изложенное, действия Управления Росреестра по утверждению акта определения кадастровой стоимости земельного, а также действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной ненадлежащим образом, не соответствуют указанным положениям закона, нарушают права и законные интересы заявителя.
В указанной части требования заявителя подлежат удовлетворению.
Оснований для удовлетворения требований заявителя в остальной части не имеется с учетом изложенного.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный земельный кадастр включены не были с учетом того, что акт об определении кадастровой стоимости земельного участка утвержден 02.08.2011, а закон "О государственном кадастре недвижимости" вступил в силу с 01.03.2008.
Кроме того, пунктом 11 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Законом не предусмотрено внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости.
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" о необходимости определения кадастровой стоимости земельного участка, не исключает удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 13 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10 по делу N А46-9432/2009.
Довод ответчика об отсутствии нарушения прав заявителя отклонен, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 названного Кодекса (ст. 4 АПК РФ).
Довод ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, отклонен судом апелляционной инстанции.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочего, функции в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока обращения в суд, суд апелляционной инстанции считает необоснованным.
Согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, заявитель узнал о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и основании внесения (акте от 02.08.2011) из кадастровой справки от 21.07.2014.
Доказательств иного в материалах дела нет.
Оснований для вывода о том, что срок следует исчислять с даты утверждения акта определения кадастровой стоимости земельного участка, не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что об утверждении акта заявителю стало известно в тот же день.
Заявитель обратился в суд с требованием 04.08.2014, то есть в установленный законом трехмесячный срок с момента, как ему стало известно о нарушении прав и законных интересов.
Учитывая изложенное решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ. Заявление следует удовлетворить частично. Следует признать незаконными действия Управления Росреестра по Свердловской области по утверждению акта от 02.08.2011 определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4503001:52, признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 58 000 кв. м с кадастровым номером 66:06:4503001:52. На основании ст. 201 АПК РФ на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области следует возложить обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 46202800 рублей. В удовлетворении остальной части требований следует отказать.
Государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе относится на ответчиков в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 октября 2014 года по делу N А60-33414/2014 отменить.
Заявление удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области по утверждению акта от 02 августа 2011 года определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4503001:52.
Признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 58 000 кв. м с кадастровым номером 66:06:4503001:52, из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с разрешенным использованием - для строительства автомобильного комплекса, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, Сибирский тракт, правая сторона перед стелой на границе с Богдановическим районом, в размере 46 202 800 рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 58000 с кадастровым номером 66:06:4503001:52 в размере 46202800 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в пользу индивидуального предпринимателя Трифанова Дмитрия Александровича (ОГРН 314667805000012, ИНН 665900397909) 2 500 (две тысячи пятьсот) рублей судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу индивидуального предпринимателя Трифанова Дмитрия Александровича (ОГРН 314667805000012, ИНН 665900397909) 2 500 (две тысячи пятьсот) рублей судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)