Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ланшаков С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе:
председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Пристром И.Г. и Пунегова П.Ф.
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании 5 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе Ф.Е. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 марта 2014 г., по которому отказано в иске Ф.Е. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка от <Дата обезличена> года и обязании предоставить земельный участок.
Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., судебная коллегия
установила:
Ф.Е. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа от <Дата обезличена> года в предоставлении земельного участка, как многодетной семье, в соответствии с Законом Республики Коми от 28.06.2005 года за N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" и просила обязать предоставить ей земельный участок.
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе Ф.Е. с решением суда не согласна, просит его отменить и вынести новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и изменения решения суда.
Судом установлено, что <Дата обезличена> года Ф.Е. обратилась с заявлением в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" о включении ее в список граждан на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, по основаниям многодетной семьи, в силу Закона Республики Коми от 28.06.2005 года за N 59 РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" и постановления главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 07.07.2011 N 7/1904 "О реализации Закона Республики Коми от 28.06.2005 г. N 59-РЗ". Письмом Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <Дата обезличена>. ей в предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на то, что семья заявителя не является нуждающейся в улучшении жилищных условий по причине обеспеченности семьи общей площадью жилых помещений более ... кв. м на каждого члена семьи.
На основании ч. 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Представление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться в случаях, предусмотренных этим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Реализуя указанное полномочие, законодатель Республики Коми в статье 5 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" (далее - Закон) установил, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и законами Республики Коми, а также в случаях, определенных в частях 2 и 2-1 настоящей статьи. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством, в собственность, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей, зарегистрированным по одному месту жительства с детьми.
Из положений ч. 3 статьи 5 Закона N 59-РЗ следует, что земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 2 этой статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Таким образом, нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий является обязательным условием для включения администрацией МО ГО "Сыктывкар" Ф.Е. в список граждан на предоставление земельного участка. Нормами Закона, (ч. 3-1) установлено, что нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства граждан.
- При наличии у гражданина и/или/ членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и/или/ принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленных федеральным законодательством.
Отказывая в иске, суд правильно исходил из того, что Ф.Е. зарегистрирована и проживает в кв. <Адрес обезличен> общей площадью ... кв. м, с ней проживают и зарегистрированы ее дети Ф.В. <Дата обезличена> года рождения, Ф.С. <Дата обезличена> года рождения, Ф.В. <Дата обезличена> года рождения. Эта квартира принадлежит на праве собственности по ... доле Ф.Е. и сыновьям Ф.В. и Ф.С. Супруг заявителя - Ф.А. - зарегистрирован в кв. <Адрес обезличен> общей площадью ... кв. м, где ему принадлежит ... доля данного жилого помещения. По объяснениям истицы, он фактически проживает в <Адрес обезличен>.
По Решению Совета МО ГО "Сыктывкар" от 28.11.2005 года за N 20/11-282 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" норма при постановке на учет для улучшения жилищных условий по г. Сыктывкару составляет 10,5 кв. м. Поскольку Ф.Е. и Ф.А. с детьми являются одной семьей, обе квартиры находятся в их собственности, то суд при проверке нуждаемости указанных лиц обоснованно учел площадь обеих квартир, принадлежащих супругам.
В соответствии с ч 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) при наличии у гражданина и/или/ членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и/или/ принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площади жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно поквартирной карточке общая площадь кв. <Адрес обезличен> составляет ... кв. м, на каждого члена семьи приходится по ... кв. м. Доля Ф.А. (...) в кв. <Адрес обезличен> составляет ... кв. м и таким образом общая площадь, приходящаяся на долю всех членов семьи заявительницы составляет ... кв. м и на каждого приходится по ... кв. м (...), что значительно больше нормы при постановке на учет (10,5 кв. м). Таким образом, Ф.Е. и члены ее семьи не могут быть признана нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.
Иные аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились ответчиком. в обоснование своей позиции ранее и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Оснований для признания ее неверной судебная коллегия не усматривает.
По существу эти доводы направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 марта 2014 года оставить без изменения, жалобу Ф.Е. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 05.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2676/2014Г.
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. по делу N 33-2676/2014г.
Судья: Ланшаков С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе:
председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Пристром И.Г. и Пунегова П.Ф.
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании 5 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе Ф.Е. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 марта 2014 г., по которому отказано в иске Ф.Е. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка от <Дата обезличена> года и обязании предоставить земельный участок.
Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., судебная коллегия
установила:
Ф.Е. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа от <Дата обезличена> года в предоставлении земельного участка, как многодетной семье, в соответствии с Законом Республики Коми от 28.06.2005 года за N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" и просила обязать предоставить ей земельный участок.
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе Ф.Е. с решением суда не согласна, просит его отменить и вынести новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и изменения решения суда.
Судом установлено, что <Дата обезличена> года Ф.Е. обратилась с заявлением в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" о включении ее в список граждан на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, по основаниям многодетной семьи, в силу Закона Республики Коми от 28.06.2005 года за N 59 РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" и постановления главы Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 07.07.2011 N 7/1904 "О реализации Закона Республики Коми от 28.06.2005 г. N 59-РЗ". Письмом Администрации МО ГО "Сыктывкар" от <Дата обезличена>. ей в предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на то, что семья заявителя не является нуждающейся в улучшении жилищных условий по причине обеспеченности семьи общей площадью жилых помещений более ... кв. м на каждого члена семьи.
На основании ч. 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Представление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться в случаях, предусмотренных этим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Реализуя указанное полномочие, законодатель Республики Коми в статье 5 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" (далее - Закон) установил, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и законами Республики Коми, а также в случаях, определенных в частях 2 и 2-1 настоящей статьи. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством, в собственность, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей - родителям (одиноким родителям), опекунам, попечителям, приемным родителям, имеющим трех и более детей, зарегистрированным по одному месту жительства с детьми.
Из положений ч. 3 статьи 5 Закона N 59-РЗ следует, что земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 2 этой статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющих земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Таким образом, нуждаемость гражданина в улучшении жилищных условий является обязательным условием для включения администрацией МО ГО "Сыктывкар" Ф.Е. в список граждан на предоставление земельного участка. Нормами Закона, (ч. 3-1) установлено, что нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства граждан.
- При наличии у гражданина и/или/ членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и/или/ принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленных федеральным законодательством.
Отказывая в иске, суд правильно исходил из того, что Ф.Е. зарегистрирована и проживает в кв. <Адрес обезличен> общей площадью ... кв. м, с ней проживают и зарегистрированы ее дети Ф.В. <Дата обезличена> года рождения, Ф.С. <Дата обезличена> года рождения, Ф.В. <Дата обезличена> года рождения. Эта квартира принадлежит на праве собственности по ... доле Ф.Е. и сыновьям Ф.В. и Ф.С. Супруг заявителя - Ф.А. - зарегистрирован в кв. <Адрес обезличен> общей площадью ... кв. м, где ему принадлежит ... доля данного жилого помещения. По объяснениям истицы, он фактически проживает в <Адрес обезличен>.
По Решению Совета МО ГО "Сыктывкар" от 28.11.2005 года за N 20/11-282 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" норма при постановке на учет для улучшения жилищных условий по г. Сыктывкару составляет 10,5 кв. м. Поскольку Ф.Е. и Ф.А. с детьми являются одной семьей, обе квартиры находятся в их собственности, то суд при проверке нуждаемости указанных лиц обоснованно учел площадь обеих квартир, принадлежащих супругам.
В соответствии с ч 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) при наличии у гражданина и/или/ членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и/или/ принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площади жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно поквартирной карточке общая площадь кв. <Адрес обезличен> составляет ... кв. м, на каждого члена семьи приходится по ... кв. м. Доля Ф.А. (...) в кв. <Адрес обезличен> составляет ... кв. м и таким образом общая площадь, приходящаяся на долю всех членов семьи заявительницы составляет ... кв. м и на каждого приходится по ... кв. м (...), что значительно больше нормы при постановке на учет (10,5 кв. м). Таким образом, Ф.Е. и члены ее семьи не могут быть признана нуждающимися в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.
Иные аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились ответчиком. в обоснование своей позиции ранее и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Оснований для признания ее неверной судебная коллегия не усматривает.
По существу эти доводы направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 марта 2014 года оставить без изменения, жалобу Ф.Е. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)