Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 25 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Горицкого Анатолия Васильевича
апелляционное производство N 05АП-5663/2015
на решение от 07.05.2015
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-35258/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Горицкого Анатолия Васильевича (ИНН 253803287748, ОГРН 308253908500039, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 25.03.2008)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третьи лица: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, закрытое акционерное общество "Компания Сангар", общество с ограниченной ответственностью "ЕСЕ"
- о признании незаконным распоряжения от 21.02.2014 N 364-ра;
- при участии:
- от ООО "ЕСЕ": представитель Черненькая Л.М. по доверенности от 01.07.2014 N 10.08-01/13-18, сроком действия на три года, паспорт (до перерыва); представитель Зуева Е.М. по доверенности от 12.11.2014 на один год, паспорт (после перерыва);
- от ЗАО "Компания Сангар": представитель Черненькая Л.М. по доверенности от 01.07.2014 N 09.12-01/13-17, сроком действия на один год, паспорт (до перерыва); представитель Зуева Е.М. по доверенности от 12.11.2014 на один год, паспорт (после перерыва);
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Комарова Е.А. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4917, сроком действия до 31.12.2015, удостоверение N 2680 (до перерыва); представитель Волик А.С. по доверенности от 02.11.2014 на один год, удостоверение (после перерыва);
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Тарасенко Я.В. по доверенности от 20.05.2015 N 20/17174, сроком по 31.12.2015, удостоверение N 4467 (до перерыва);
- от ИП Горицкого А.В.: представитель Рябухина Е.А. по доверенности от 19.08.2015 25 АА 1661148, сроком на два года, удостоверение N 1491.
Индивидуальный предприниматель Горицкий А.В. (далее - заявитель, предприниматель, ИП Горицкий А.В.) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконным распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21.02.2014 N 364-рз "О предварительном согласовании закрытому акционерному обществу "Компания Сангар" места размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке по адресу: Приморский край, город Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4" и о понуждении Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда издать распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта стоянки автотранспортных средств (обвалованного типа) по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного Знамени, 104 индивидуальному предпринимателю Горицкому Анатолию Васильевичу.
Определением от 25.12.2014 арбитражным судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА администрации г. Владивостока, Управление) и закрытое акционерное общество "Компания Сангар" (далее - ЗАО "Компания Сангар").
Определением от 27.01.2015 арбитражным судом к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ЕСЕ" (далее - ООО "ЕСЕ").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В доводах жалобы указывает, что оспариваемое распоряжение департамента от 21.02.2014 N 364-рз является незаконным, поскольку на дату его издания на государственном кадастровом учете находились земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010020:070 и 25:28:010020:6275, границы которых пересекали земельный участок, испрашиваемый ЗАО "Компания Сангар".
Считает также, что действия департамента по изданию оспариваемого распоряжения нарушают права предпринимателя на оформление испрашиваемого им земельного участка для строительства, ограничивают конкуренцию и создают приоритетные условия для одного из претендентов на спорный земельный участок.
Кроме того, полагает, что наличие договора простого товарищества между ООО "ЕСЕ" и ЗАО "Компания Сангар" не имеет правового значения для рассматриваемого дела, поскольку у сторон по указанному договору отсутствуют права на спорный земельный участок.
В связи с отпуском судьи Н.Н. Анисимовой на основании определения от 20.08.2015 произведена замена судьи Н.Н. Анисимовой на судью Е.Н. Номоконову, рассмотрение дела начато сначала на основании статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, ООО "ЕСЕ", ЗАО "Компания Сангар" на доводы апелляционной жалобы возразили, решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу предпринимателя - не подлежащей удовлетворению.
В порядке статьи 262 АПК РФ коллегией к материалам дела приобщены дополнительные документы.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 25.08.2015 до 11 часов 50 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва лица, участвующие в деле, поддержали свои доводы и возражения.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края явку своего представителя после перерыва не обеспечил.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
25.01.2013 индивидуальный предприниматель Горицкий А.В. обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 3500 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного Знамени, д. 104, для строительства автостоянки (обвалованного типа) с предварительным согласованием места размещения объекта.
21.06.2013 Администрацией г. Владивостока на официальном сайте www.vlc.ru было опубликовано сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 3500 кв. м, расположенного в районе проспекта Красного Знамени, 104, для строительства стоянки автомобильного транспорта (обвалованного типа), по обращению ИП Горицкого А.В.
24.07.2013 распоряжением УГА администрации г. Владивостока N 1490 индивидуальному предпринимателю Горицкому Анатолию Васильевичу выдан акт о выборе земельного участка для строительства и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного Знамени, 104, площадью 3500 кв. м, вид разрешенного использования: стоянки автомобильного транспорта; цель предоставления: для строительства стоянки автотранспортных средств (обвалованного типа)".
На обращения предпринимателя от 30.07.2013 N 29-23695, от 21.08.2013 N 20-33216 по вопросу предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, письмом от 18.09.2013 N 20/03/02-14/24226 Департамент сообщил о невозможности предоставления участка для строительства стоянки автотранспортных средств (обвалованного типа) со ссылкой на наложение границ земельного участка на границы земельного участка, утвержденные распоряжениями УГА администрации г. Владивостока от 18.06.2013 N 1116. Указал, что испрашиваемый земельный участок вошел в границы участка с кадастровым номером 25:28:010020:70, не свободного от прав третьих лиц, предоставленного в аренду юридическом лицу.
Из материалов дела следует, что 26.04.2004 между ООО "ЕСЕ" и УМС г. Владивостока был заключен договор аренды земельного участка N 01-001564-Ю-В-1329 с кадастровым номером 25:28:010020:70 площадью 3479 кв. м, расположенного в районе ул. Шилкинская, 4.
01.10.2013 ООО "ЕСЕ" и ЗАО "Компания Сангар" заключили договор N 07.12-01/15-01 простого товарищества для строительства полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания, согласно которому вкладом ООО "ЕСЕ" является право аренды названного земельного участка, а вкладом ЗАО "Компания Сангар" - денежные средства, выполнение функций заказчика по строительству объекта и внешних инженерных коммуникаций, выполнение функций генерального подрядчика.
Судом установлено, что 01.07.2013 ЗАО "Компания Сангар" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под строительство объекта капитального строительства полуподземного трехъярусного гаража-стоянки с объектом бытового обслуживания, ориентировочной площадью 4144 кв. м, в районе ул. Шилкинская, 4 в г. Владивостоке.
Заявлением от 30.10.2013 N 09.12-01/04-102 площадь испрашиваемого ЗАО "Компания Сангар" земельного участка уточнена до 3 940 кв. м 28.10.2013 Администрацией г. Владивостока на официальном сайте www.vlc.ru было опубликовано сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 4144 кв. м, расположенного в районе ул. Шилкинская, 4, для строительства полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания по обращению ЗАО "Компания Сангар".
31.12.2013 распоряжением Администрации г. Владивостока N 2744 ЗАО "Компания Сангар" выдан акт о выборе земельного участка для строительства и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4, площадью 3 940 кв. м, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания, подземные и многоэтажные сооружения для хранения автомобильного транспорта, многоярусные парковки; цель предоставления: для строительства полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания.
21.02.2014 распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N 364-рз ЗАО "Компания Сангар" предварительно согласовано место размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4.
19.06.2014 в адрес Департамента поступило заявление предпринимателя Горицкого А.В. о принятии решения о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта стоянки автотранспортных средств (обвалованного типа) в районе проспекта Красного Знамени, 104 в г. Владивостоке.
В письме от 21.07.2014 N 20/03/03-02/24123 Департамент указал, что на обращение предпринимателя дан мотивированный ответ от 18.09.2013 N 20/03/02-14/24226.
В дополнение к ранее направленному письму от 21.07.2014 N 20/03/03-02/24123 Департамент сообщил в письме от 15.09.2014 N 20/03/02-14/30615 о невозможности принять решение о предварительном согласовании места объекта стоянки автотранспортных средств (обвалованного типа) в районе проспекта Красного Знамени, 104, в г. Владивостоке, в связи с принятием распоряжения от 21.02.2014 N 364-рз "О предварительном согласовании закрытому акционерному обществу "Компания Сангар" места размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке по адресу: Приморский край, город Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4".
Не согласившись с указанным распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N 364-рз от 21.02.2014, посчитав, что оно нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку на момент издания департаментом оспариваемого распоряжения предприниматель не обладал правами на спорный земельный участок.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ предпринимателю в предоставлении земельного участка, оформленный письмом от 18.09.2013 N 20/03/02-14/24226 является основанием для завершения процедуры рассмотрения заявления ИП Горицкого А.В. от 25.01.2013 о предоставлении земельного участка.
При этом суд первой инстанции указал, что ЗАО "Компания Сангар" обращаясь в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка, действовало в рамках договора простого товарищества от 01.10.2013 N 07.12-01/15-01, в связи с чем признал оспариваемое распоряжение департамента законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку при принятии судебного акта не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе и на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности осуществляется соответствующими органами исполнительной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации после поступления заявления в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
В силу пункта 9 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Коллегией апелляционного суда установлено, что 25.01.2013 предприниматель Горицкий А.В. обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 3500 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного Знамени, д. 104, для строительства автостоянки (обвалованного типа) с предварительным согласованием места размещения объекта.
01.07.2013 ЗАО "Компания Сангар", обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением (с учетом уточнения площади) о предоставлении в аренду земельного участка под строительство объекта капитального строительства полуподземного трехъярусного гаража-стоянки с объектом бытового обслуживания, ориентировочной площадью 3940 кв. м, в районе ул. Шилкинская, 4 в г. Владивостоке.
На основании указанных заявлений УГА администрации г. Владивостока выдано два акта выбора земельных участков N 1490 от 24.07.2013 предпринимателю Горицкому А.В. и N 2744 от 31.12.2013 ЗАО "Компания Сангар".
Факт наложения земельных участков, испрашиваемых ЗАО "Компания Сангар и предпринимателем Горицким А.В. подтверждается представленной в материалы дела обзорной схемой в районе ул. Шилкинская, 4 и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на дату принятия оспариваемого в рамках настоящего спора распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21.02.2014 N 364-рз "О предварительном согласовании ЗАО "Компания Сангар" места размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4", помимо ЗАО "Компания Сангар" на спорный земельный участок также претендовал и предприниматель, что подтверждается подачей вышеуказанного заявления.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Следовательно, при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды земельного участка должно быть выставлено на торги.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Соответствующая правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае заявление ЗАО "Компания Сангар" о предоставлении ему земельного участка для строительства ориентировочной площадью 3940 кв. м, в районе ул. Шилкинская, 4 в г. Владивостоке, было фактически рассмотрено без учета заявки предпринимателя Горицкого А.В. от 25.01.2013.
Судебной коллегией установлено, что спорная ситуация спровоцирована действиями самого органа исполнительной власти, который, практически одновременно рассматривая обращения общества и предпринимателя о выборе земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в пределах одной территории, согласовал обществу место размещения объекта - полуподземной трехъярусной гаража-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке в районе ул. Шилкинская, 4 в г. Владивостока.
Вывод суда первой инстанции о том, что ЗАО "Компания Сангар" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в рамках договора простого товарищества от 01.10.2013 N 07.12-01/15-01 не основан на нормах права.
Факт наличия между заявителем и третьим лицом договорных отношений не имеет правового значения для целей разрешения настоящего спора, поскольку ЗАО "Компания Сангар" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 31 ЗК РФ по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно сведений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Приморскому краю от 19.03.2015 N 02-4-07/1469/01-1-09 земельный участок с кадастровым номером 25:28:010020:70 снят с кадастрового учета 22.09.2014, то есть после принятия департаментом спорного распоряжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Процедура образования земельного участка для строительства, избранная путем проведения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующего земельного участка, противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, факт наличия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:010020:70 в границах испрашиваемой территории при формировании земельных участков имеет одинаковое правовое значение, как для предпринимателя, так и для общества.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что при рассмотрении настоящего дела установлено, что в границах испрашиваемых земельных участков имеется хозфекальная канализация и техническая зона от нее, что подтверждается письмами УГА администрации г. Владивостока от 15.07.2015 N 27/2-3-2486 и N 27/2-6-2485 и графическими приложениями к ним.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии распоряжения от 21.02.2014 N 364-рз, требованиям статьи 31 ЗК РФ.
Оспариваемый ненормативный акт нарушил право предпринимателя на получение спорного земельного участка для строительства объекта в целях осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности на условиях, справедливости, публичности процедур и равноправия прав претендентов.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Приморского края от 21.02.2014 N 364-рз "О предварительном согласовании закрытому акционерному обществу "Компания Сангар" места размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке по адресу: Приморский край город Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4" подлежит признанию недействительным.
Рассматривая вопрос о восстановлении нарушенного права предпринимателя, коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Учитывая наличие нескольких претендентов на земельный участок, принцип публичности и открытости предоставления земельных участков, а также сведений о наличии в границах испрашиваемой территории канализации и технической зоны к ней, коллегия полагает, что способом, соразмерным допущенному нарушению, отвечающим целям восстановления нарушенного права предпринимателя, не выходящего за пределы, необходимые для его применения, будет обязание Департамента повторно рассмотреть заявление закрытого акционерного общества "Компания Сангар" от 01.07.2013 N 62 (с учетом заявления от 30.10.2013 N 09.12-01/04-102), с учетом заявления индивидуального предпринимателя Горицкого Анатолия Васильевича от 25.01.2013, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и принять соответствующее решение.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене, апелляционная жалоба предпринимателя Горицкого А.В. удовлетворению.
Согласно статье 110 АПК РФ, учитывая результаты рассмотрения спора, понесенные предпринимателем расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 200 рублей и апелляционной жалобе в сумме 150 рублей подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2015 по делу N А51-35258/2014 отменить.
Признать недействительным распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Приморского края от 21.02.2014 N 364-рз "О предварительном согласовании закрытому акционерному обществу "Компания Сангар" места размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке по адресу: Приморский край город Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4", как несоответствующее Земельному кодексу РФ.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Приморского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Горицкого Анатолия Васильевича путем повторного рассмотрения заявления закрытого акционерного общества "Компания Сангар" от 01.07.2013 N 62 (с учетом уточнения от 30.10.2013 N 09.12-01/04-102), о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 3 940 кв. м, расположенного в районе ул. Шилкинская,4 для строительства с предварительным согласованием места размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания, с учетом заявления индивидуального предпринимателя Горицкого Анатолия Васильевича от 25.01.2013 о предоставлении земельного участка в аренду ориентировочной площадью 3500 к. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного Знамени д. 104, для строительства автостоянки (обвалованного типа) в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и принятия соответствующего решения.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу индивидуального предпринимателя Горицкого Анатолия Васильевича 350 (триста пятьдесят) рублей расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2015 N 05АП-5663/2015 ПО ДЕЛУ N А51-35258/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2015 г. N 05АП-5663/2015
Дело N А51-35258/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 25 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Горицкого Анатолия Васильевича
апелляционное производство N 05АП-5663/2015
на решение от 07.05.2015
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-35258/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Горицкого Анатолия Васильевича (ИНН 253803287748, ОГРН 308253908500039, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 25.03.2008)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третьи лица: Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, закрытое акционерное общество "Компания Сангар", общество с ограниченной ответственностью "ЕСЕ"
- о признании незаконным распоряжения от 21.02.2014 N 364-ра;
- при участии:
- от ООО "ЕСЕ": представитель Черненькая Л.М. по доверенности от 01.07.2014 N 10.08-01/13-18, сроком действия на три года, паспорт (до перерыва); представитель Зуева Е.М. по доверенности от 12.11.2014 на один год, паспорт (после перерыва);
- от ЗАО "Компания Сангар": представитель Черненькая Л.М. по доверенности от 01.07.2014 N 09.12-01/13-17, сроком действия на один год, паспорт (до перерыва); представитель Зуева Е.М. по доверенности от 12.11.2014 на один год, паспорт (после перерыва);
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Комарова Е.А. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4917, сроком действия до 31.12.2015, удостоверение N 2680 (до перерыва); представитель Волик А.С. по доверенности от 02.11.2014 на один год, удостоверение (после перерыва);
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Тарасенко Я.В. по доверенности от 20.05.2015 N 20/17174, сроком по 31.12.2015, удостоверение N 4467 (до перерыва);
- от ИП Горицкого А.В.: представитель Рябухина Е.А. по доверенности от 19.08.2015 25 АА 1661148, сроком на два года, удостоверение N 1491.
установил:
Индивидуальный предприниматель Горицкий А.В. (далее - заявитель, предприниматель, ИП Горицкий А.В.) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконным распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21.02.2014 N 364-рз "О предварительном согласовании закрытому акционерному обществу "Компания Сангар" места размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке по адресу: Приморский край, город Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4" и о понуждении Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда издать распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта стоянки автотранспортных средств (обвалованного типа) по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного Знамени, 104 индивидуальному предпринимателю Горицкому Анатолию Васильевичу.
Определением от 25.12.2014 арбитражным судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА администрации г. Владивостока, Управление) и закрытое акционерное общество "Компания Сангар" (далее - ЗАО "Компания Сангар").
Определением от 27.01.2015 арбитражным судом к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "ЕСЕ" (далее - ООО "ЕСЕ").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В доводах жалобы указывает, что оспариваемое распоряжение департамента от 21.02.2014 N 364-рз является незаконным, поскольку на дату его издания на государственном кадастровом учете находились земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:010020:070 и 25:28:010020:6275, границы которых пересекали земельный участок, испрашиваемый ЗАО "Компания Сангар".
Считает также, что действия департамента по изданию оспариваемого распоряжения нарушают права предпринимателя на оформление испрашиваемого им земельного участка для строительства, ограничивают конкуренцию и создают приоритетные условия для одного из претендентов на спорный земельный участок.
Кроме того, полагает, что наличие договора простого товарищества между ООО "ЕСЕ" и ЗАО "Компания Сангар" не имеет правового значения для рассматриваемого дела, поскольку у сторон по указанному договору отсутствуют права на спорный земельный участок.
В связи с отпуском судьи Н.Н. Анисимовой на основании определения от 20.08.2015 произведена замена судьи Н.Н. Анисимовой на судью Е.Н. Номоконову, рассмотрение дела начато сначала на основании статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, ООО "ЕСЕ", ЗАО "Компания Сангар" на доводы апелляционной жалобы возразили, решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу предпринимателя - не подлежащей удовлетворению.
В порядке статьи 262 АПК РФ коллегией к материалам дела приобщены дополнительные документы.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 25.08.2015 до 11 часов 50 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва лица, участвующие в деле, поддержали свои доводы и возражения.
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края явку своего представителя после перерыва не обеспечил.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
25.01.2013 индивидуальный предприниматель Горицкий А.В. обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 3500 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного Знамени, д. 104, для строительства автостоянки (обвалованного типа) с предварительным согласованием места размещения объекта.
21.06.2013 Администрацией г. Владивостока на официальном сайте www.vlc.ru было опубликовано сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 3500 кв. м, расположенного в районе проспекта Красного Знамени, 104, для строительства стоянки автомобильного транспорта (обвалованного типа), по обращению ИП Горицкого А.В.
24.07.2013 распоряжением УГА администрации г. Владивостока N 1490 индивидуальному предпринимателю Горицкому Анатолию Васильевичу выдан акт о выборе земельного участка для строительства и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного Знамени, 104, площадью 3500 кв. м, вид разрешенного использования: стоянки автомобильного транспорта; цель предоставления: для строительства стоянки автотранспортных средств (обвалованного типа)".
На обращения предпринимателя от 30.07.2013 N 29-23695, от 21.08.2013 N 20-33216 по вопросу предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, письмом от 18.09.2013 N 20/03/02-14/24226 Департамент сообщил о невозможности предоставления участка для строительства стоянки автотранспортных средств (обвалованного типа) со ссылкой на наложение границ земельного участка на границы земельного участка, утвержденные распоряжениями УГА администрации г. Владивостока от 18.06.2013 N 1116. Указал, что испрашиваемый земельный участок вошел в границы участка с кадастровым номером 25:28:010020:70, не свободного от прав третьих лиц, предоставленного в аренду юридическом лицу.
Из материалов дела следует, что 26.04.2004 между ООО "ЕСЕ" и УМС г. Владивостока был заключен договор аренды земельного участка N 01-001564-Ю-В-1329 с кадастровым номером 25:28:010020:70 площадью 3479 кв. м, расположенного в районе ул. Шилкинская, 4.
01.10.2013 ООО "ЕСЕ" и ЗАО "Компания Сангар" заключили договор N 07.12-01/15-01 простого товарищества для строительства полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания, согласно которому вкладом ООО "ЕСЕ" является право аренды названного земельного участка, а вкладом ЗАО "Компания Сангар" - денежные средства, выполнение функций заказчика по строительству объекта и внешних инженерных коммуникаций, выполнение функций генерального подрядчика.
Судом установлено, что 01.07.2013 ЗАО "Компания Сангар" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка под строительство объекта капитального строительства полуподземного трехъярусного гаража-стоянки с объектом бытового обслуживания, ориентировочной площадью 4144 кв. м, в районе ул. Шилкинская, 4 в г. Владивостоке.
Заявлением от 30.10.2013 N 09.12-01/04-102 площадь испрашиваемого ЗАО "Компания Сангар" земельного участка уточнена до 3 940 кв. м 28.10.2013 Администрацией г. Владивостока на официальном сайте www.vlc.ru было опубликовано сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 4144 кв. м, расположенного в районе ул. Шилкинская, 4, для строительства полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания по обращению ЗАО "Компания Сангар".
31.12.2013 распоряжением Администрации г. Владивостока N 2744 ЗАО "Компания Сангар" выдан акт о выборе земельного участка для строительства и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4, площадью 3 940 кв. м, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания, подземные и многоэтажные сооружения для хранения автомобильного транспорта, многоярусные парковки; цель предоставления: для строительства полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания.
21.02.2014 распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N 364-рз ЗАО "Компания Сангар" предварительно согласовано место размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4.
19.06.2014 в адрес Департамента поступило заявление предпринимателя Горицкого А.В. о принятии решения о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта стоянки автотранспортных средств (обвалованного типа) в районе проспекта Красного Знамени, 104 в г. Владивостоке.
В письме от 21.07.2014 N 20/03/03-02/24123 Департамент указал, что на обращение предпринимателя дан мотивированный ответ от 18.09.2013 N 20/03/02-14/24226.
В дополнение к ранее направленному письму от 21.07.2014 N 20/03/03-02/24123 Департамент сообщил в письме от 15.09.2014 N 20/03/02-14/30615 о невозможности принять решение о предварительном согласовании места объекта стоянки автотранспортных средств (обвалованного типа) в районе проспекта Красного Знамени, 104, в г. Владивостоке, в связи с принятием распоряжения от 21.02.2014 N 364-рз "О предварительном согласовании закрытому акционерному обществу "Компания Сангар" места размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке по адресу: Приморский край, город Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4".
Не согласившись с указанным распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N 364-рз от 21.02.2014, посчитав, что оно нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку на момент издания департаментом оспариваемого распоряжения предприниматель не обладал правами на спорный земельный участок.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ предпринимателю в предоставлении земельного участка, оформленный письмом от 18.09.2013 N 20/03/02-14/24226 является основанием для завершения процедуры рассмотрения заявления ИП Горицкого А.В. от 25.01.2013 о предоставлении земельного участка.
При этом суд первой инстанции указал, что ЗАО "Компания Сангар" обращаясь в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка, действовало в рамках договора простого товарищества от 01.10.2013 N 07.12-01/15-01, в связи с чем признал оспариваемое распоряжение департамента законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку при принятии судебного акта не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе и на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности осуществляется соответствующими органами исполнительной власти в пределах их полномочий, определенных статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации после поступления заявления в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
В силу пункта 9 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Коллегией апелляционного суда установлено, что 25.01.2013 предприниматель Горицкий А.В. обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 3500 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного Знамени, д. 104, для строительства автостоянки (обвалованного типа) с предварительным согласованием места размещения объекта.
01.07.2013 ЗАО "Компания Сангар", обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением (с учетом уточнения площади) о предоставлении в аренду земельного участка под строительство объекта капитального строительства полуподземного трехъярусного гаража-стоянки с объектом бытового обслуживания, ориентировочной площадью 3940 кв. м, в районе ул. Шилкинская, 4 в г. Владивостоке.
На основании указанных заявлений УГА администрации г. Владивостока выдано два акта выбора земельных участков N 1490 от 24.07.2013 предпринимателю Горицкому А.В. и N 2744 от 31.12.2013 ЗАО "Компания Сангар".
Факт наложения земельных участков, испрашиваемых ЗАО "Компания Сангар и предпринимателем Горицким А.В. подтверждается представленной в материалы дела обзорной схемой в районе ул. Шилкинская, 4 и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на дату принятия оспариваемого в рамках настоящего спора распоряжения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21.02.2014 N 364-рз "О предварительном согласовании ЗАО "Компания Сангар" места размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4", помимо ЗАО "Компания Сангар" на спорный земельный участок также претендовал и предприниматель, что подтверждается подачей вышеуказанного заявления.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Следовательно, при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды земельного участка должно быть выставлено на торги.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Соответствующая правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае заявление ЗАО "Компания Сангар" о предоставлении ему земельного участка для строительства ориентировочной площадью 3940 кв. м, в районе ул. Шилкинская, 4 в г. Владивостоке, было фактически рассмотрено без учета заявки предпринимателя Горицкого А.В. от 25.01.2013.
Судебной коллегией установлено, что спорная ситуация спровоцирована действиями самого органа исполнительной власти, который, практически одновременно рассматривая обращения общества и предпринимателя о выборе земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в пределах одной территории, согласовал обществу место размещения объекта - полуподземной трехъярусной гаража-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке в районе ул. Шилкинская, 4 в г. Владивостока.
Вывод суда первой инстанции о том, что ЗАО "Компания Сангар" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в рамках договора простого товарищества от 01.10.2013 N 07.12-01/15-01 не основан на нормах права.
Факт наличия между заявителем и третьим лицом договорных отношений не имеет правового значения для целей разрешения настоящего спора, поскольку ЗАО "Компания Сангар" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке статьи 31 ЗК РФ по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно сведений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Приморскому краю от 19.03.2015 N 02-4-07/1469/01-1-09 земельный участок с кадастровым номером 25:28:010020:70 снят с кадастрового учета 22.09.2014, то есть после принятия департаментом спорного распоряжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Процедура образования земельного участка для строительства, избранная путем проведения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующего земельного участка, противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, факт наличия договора аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:010020:70 в границах испрашиваемой территории при формировании земельных участков имеет одинаковое правовое значение, как для предпринимателя, так и для общества.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что при рассмотрении настоящего дела установлено, что в границах испрашиваемых земельных участков имеется хозфекальная канализация и техническая зона от нее, что подтверждается письмами УГА администрации г. Владивостока от 15.07.2015 N 27/2-3-2486 и N 27/2-6-2485 и графическими приложениями к ним.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии распоряжения от 21.02.2014 N 364-рз, требованиям статьи 31 ЗК РФ.
Оспариваемый ненормативный акт нарушил право предпринимателя на получение спорного земельного участка для строительства объекта в целях осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности на условиях, справедливости, публичности процедур и равноправия прав претендентов.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Приморского края от 21.02.2014 N 364-рз "О предварительном согласовании закрытому акционерному обществу "Компания Сангар" места размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке по адресу: Приморский край город Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4" подлежит признанию недействительным.
Рассматривая вопрос о восстановлении нарушенного права предпринимателя, коллегия исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Учитывая наличие нескольких претендентов на земельный участок, принцип публичности и открытости предоставления земельных участков, а также сведений о наличии в границах испрашиваемой территории канализации и технической зоны к ней, коллегия полагает, что способом, соразмерным допущенному нарушению, отвечающим целям восстановления нарушенного права предпринимателя, не выходящего за пределы, необходимые для его применения, будет обязание Департамента повторно рассмотреть заявление закрытого акционерного общества "Компания Сангар" от 01.07.2013 N 62 (с учетом заявления от 30.10.2013 N 09.12-01/04-102), с учетом заявления индивидуального предпринимателя Горицкого Анатолия Васильевича от 25.01.2013, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и принять соответствующее решение.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит отмене, апелляционная жалоба предпринимателя Горицкого А.В. удовлетворению.
Согласно статье 110 АПК РФ, учитывая результаты рассмотрения спора, понесенные предпринимателем расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 200 рублей и апелляционной жалобе в сумме 150 рублей подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2015 по делу N А51-35258/2014 отменить.
Признать недействительным распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Приморского края от 21.02.2014 N 364-рз "О предварительном согласовании закрытому акционерному обществу "Компания Сангар" места размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания на земельном участке по адресу: Приморский край город Владивосток, в районе ул. Шилкинская, 4", как несоответствующее Земельному кодексу РФ.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Приморского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Горицкого Анатолия Васильевича путем повторного рассмотрения заявления закрытого акционерного общества "Компания Сангар" от 01.07.2013 N 62 (с учетом уточнения от 30.10.2013 N 09.12-01/04-102), о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 3 940 кв. м, расположенного в районе ул. Шилкинская,4 для строительства с предварительным согласованием места размещения полуподземной трехъярусной гараж-стоянки с объектом бытового обслуживания, с учетом заявления индивидуального предпринимателя Горицкого Анатолия Васильевича от 25.01.2013 о предоставлении земельного участка в аренду ориентировочной площадью 3500 к. м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе проспекта Красного Знамени д. 104, для строительства автостоянки (обвалованного типа) в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и принятия соответствующего решения.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу индивидуального предпринимателя Горицкого Анатолия Васильевича 350 (триста пятьдесят) рублей расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)