Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 18 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-13386/2013, 05АП-13387/2013
на решение от 23.09.2013
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-20528/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭраВлад" (ИНН 2539114499, ОГРН 1112539003092, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 27.04.2011)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955 дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 20.05.2009)
о признании незаконным решения,
при участии:
- от администрации г. Владивостока: представитель Салыкова Л.А. по доверенности от 03.12.2012 N 1-3/3767 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2712;
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: представитель Салыкова Л.А. по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3580 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2712;
- от ООО "ЭраВлад": представитель Строганова П.Г. по доверенности от 25.03.2013 (со специальными полномочиями), сроком действия один год, без права передоверия; паспорт;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭраВлад" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации города Владивостока (далее - Администрация) N 14403/20у от 31.05.2013 об отказе в обеспечении выбора и утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Карьерная, 8 в г. Владивостоке на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в месячный срок с момента вынесения решения суда принять решение об обеспечении выбора земельного участка площадью 5000 кв. м, расположенного в районе Карьерная, 8 в г. Владивостоке, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.09.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме: решение администрации города Владивостока N 14403/20у от 31.05.2013 об отказе в обеспечении выбора и утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Карьерная, 8 в г. Владивостоке на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, признано незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу РФ. Кроме того, в качестве способа восстановления нарушенных прав Общества суд обязал Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка, расположенного в районе ул. Карьерная, 8 в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация и УГА администрации г. Владивостока обратились в суд с апелляционными жалобами на решение суда первой инстанции от 23.09.2013. Податели апелляционных жалоб считают решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивая на правомерности действий по отказу в обеспечении выбора земельного участка, указывают, что представленный Обществом пакет документов не соответствовал требованиям Регламента предоставления администрацией г. Владивостока муниципальной услуги по обеспечению акта выбора земельного участка, а именно: отсутствовала схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, а также топографическая съемка, позволяющая определить местоположение испрашиваемого ООО "ЭраВлад" земельного участка.
В судебном заседании представитель Администрации и УГА администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме.
Представитель Общества в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционных жалоб возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
12.04.2013 общество с ограниченной ответственностью "ЭраВлад" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка приблизительной площадью 5000 кв. м, расположенного в районе ул. Карьерная, 8 в г. Владивостоке, для строительства объекта складского назначения.
07.05.2013 Департаментом в адрес главы г. Владивостока было направлено обращение N 20/03/02-12/9013 об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка для строительства.
Письмом от 31.05.2013 N 14403/20у администрация г. Владивостока отказала обществу в обеспечении выбора и утверждении схемы испрашиваемого земельного участка. В качестве основания для отказа в утверждении схемы администрация указала, что в представленном пакете документов отсутствуют документы, необходимые для работы с обращением, перечень которых установлен Постановлением Администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 "Об утверждении регламента предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и письменного отзыва на них, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласований мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 ЗК РФ обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В таком заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, процедура выбора земельного участка обязательна и предшествует принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта или отказу в его размещении по правилам статьи 29 ЗК РФ.
Пунктом 1.1 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее по тексту - Административный Регламент) предусмотрено, что он разработан в целях повышения качества предоставления и доступности услуги, создание комфортных условий для получателей услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении администрацией города Владивостока полномочий по предоставлению услуги.
Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 учреждено Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока, к полномочиям которого отнесено обеспечение выбора земельного участка, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно Административному Регламенту процедура выбора земельного участка с утверждением акта выбора и схемы расположения земельного участка предусмотрена пунктами 3.9 - 3.20 Административного Регламента, предусматривающая, рассмотрение обращения о выборе земельного участка и приложенных документов в отделах управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, направление в согласующие организации на предмет согласования возможности размещения объекта недвижимости, запроса информации о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (ОАО "Водоканал", МУПВ "ВПЭС", управление охраны окружающей среды и природопользования администрации г. Владивостока, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю и др.).
Процедура осуществления необходимых согласований происходит в процессе работы комиссии по вопросам выдачи актов о выборе и технических условий, организованной при уполномоченном органе.
Если возможность размещения объекта недвижимости проходит все необходимые согласования, то в двухнедельный срок оформляется акт о выборе земельного участка по форме, утвержденной распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 27.05.2010 N 1589 "Об утверждении формы акта о выборе земельного участка для строительства", который затем согласовывается в структурных подразделениях уполномоченного органа.
Пунктом 2.8 Регламента установлены основания для отказа в предоставлении услуги.
Из материалов дела видно, что Общество реализовало право, предоставленное ему статьями 30, 31 ЗК РФ, и обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 25 лет с предварительным согласованием места размещения объекта для целей, связанных со строительством - для строительства объекта складского назначения. В свою очередь, Департамент, действуя в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, направил заявление Общества в Администрацию для обеспечения выбора земельного участка.
При этом, обращаясь в Департамент как в надлежащий орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка, Общество указало испрашиваемое право на землю, предполагаемые размеры участка и местоположение, цель использования земельного участка.
Согласно материалам дела Обществом, при обращении в Департамент с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, были представлены учредительные документы организации, а также сведения о земельном участке в районе ул. Карьерная, 8 в г. Владивостоке, выданные ООО "Кадастровое бюро" с приложением плана расположения земельного участка.
В этой связи коллегия приходит к выводу о том, что Администрации в силу прямого указания закона следовало обеспечить выбор земельного участка для строительства.
При этом, изучив материалы дела, коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, считает, что в рассматриваемом случае у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
В рассматриваемом случае цель использования испрашиваемого Обществом спорного земельного участка соответствует виду его разрешенного использования согласно территориальному зонированию (фрагмент карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока).
Доводы Администрации, приведенные в качестве оснований для принятия оспариваемого Обществом отказа в обеспечении выбора спорного земельного участка, а именно: отсутствие в представленном Обществом пакете документов схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, а также топографической съемки, позволяющая определить местоположение испрашиваемого ООО "ЭраВлад" земельного участка, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены последним, поскольку указанные обстоятельства к перечню оснований для отказа в предоставлении услуги, определенному пунктом 2.8 Регламента не относятся.
Как верно отметил суд первой инстанции, заявительный порядок выбора земельного участка для строительства, регламентированный статьей 31 ЗК РФ, обязанности заинтересованного лица разрабатывать схему расположения земельного участка за счет собственных средств, в отличие от выполнения кадастровых работ, не устанавливает. Получив от Департамента заявление общества и установив отсутствие необходимых документов, Администрация обязана была запросить их у департамента либо у заявителя.
Таким образом, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что администрация г. Владивостока не вправе была отказывать в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по причине не предоставления заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, а также информации, позволяющей определить местоположение испрашиваемого земельного участка, топографической съемки.
Коллегия апелляционного суда считает необходимым отметить также следующее:
Согласно представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 33) с нанесенными на нее границами зон инженерных сетей, по мнению коллегии апелляционного суда, не может свидетельствовать о правомерности действий Администрации, выразившихся в отказе в обеспечении выбора земельного участка, поскольку указанное обстоятельство не было указано в качестве основания оспариваемого отказа в обеспечении выбора.
Кроме того, определение вариантов размещения объекта и определение границ земельных участков, в соответствии с возможными вариантами размещения объекта, с учетом условий использования территории, является непосредственной обязанностью органов местного самоуправления в рамках обеспечения выбора земельного участка для строительства.
При этом в заявлении о предоставлении участка Обществом указана примерная площадь участка, что косвенно свидетельствует о согласии общества на корректировку как площади участка так, и его границ, при наличии на то оснований.
При этом границы спорного участка на сегодняшний день не определены.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание имеющуюся в материалах схему, отображающую наличие на испрашиваемом Обществом земельном участке инженерных сетей, коллегия апелляционного суда полагает, что в рассматриваемом случае Администрацией не были представлены доказательства невозможности формирования земельного участка в указанном заявителем районе для испрашиваемых им целей.
При подаче заявления о предоставлении земельного участка в Департамент границы испрашиваемого земельного участка определяются заявителем условно, а его площадь указывается ориентировочно, а при выборе участка и утверждении схемы расположения этого участка на кадастровом плане соответствующей территории, его площадь и границы могут быть скорректированы органом местного самоуправления, с учетом имеющихся ограничений.
Невозможность формирования земельного участка в границах указанных обществом, не означает, что этот участок не может быть сформирован в иных, скорректированных границах.
Оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права заявителя, так как создает препятствия в приобретении прав на спорный земельный участок.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного заявленные Обществом требования удовлетворены судом первой инстанции законно и обоснованно.
Резолютивная часть решения суда изложена в соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае с учетом обстоятельств дела суд первой инстанции надлежащим и соразмерным нарушенному праву способом его восстановления правомерно избрал обязание Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка в соответствии со ст. 31 ЗК РФ.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.09.2013 по делу N А51-20528/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.11.2013 N 05АП-13386/2013 ПО ДЕЛУ N А51-20528/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2013 г. N 05АП-13386/2013
Дело N А51-20528/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 18 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционные производства N 05АП-13386/2013, 05АП-13387/2013
на решение от 23.09.2013
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-20528/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭраВлад" (ИНН 2539114499, ОГРН 1112539003092, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 27.04.2011)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955 дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 20.05.2009)
о признании незаконным решения,
при участии:
- от администрации г. Владивостока: представитель Салыкова Л.А. по доверенности от 03.12.2012 N 1-3/3767 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2712;
- от управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: представитель Салыкова Л.А. по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3580 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2712;
- от ООО "ЭраВлад": представитель Строганова П.Г. по доверенности от 25.03.2013 (со специальными полномочиями), сроком действия один год, без права передоверия; паспорт;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭраВлад" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации города Владивостока (далее - Администрация) N 14403/20у от 31.05.2013 об отказе в обеспечении выбора и утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Карьерная, 8 в г. Владивостоке на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в месячный срок с момента вынесения решения суда принять решение об обеспечении выбора земельного участка площадью 5000 кв. м, расположенного в районе Карьерная, 8 в г. Владивостоке, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.09.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме: решение администрации города Владивостока N 14403/20у от 31.05.2013 об отказе в обеспечении выбора и утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Карьерная, 8 в г. Владивостоке на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, признано незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу РФ. Кроме того, в качестве способа восстановления нарушенных прав Общества суд обязал Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка, расположенного в районе ул. Карьерная, 8 в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация и УГА администрации г. Владивостока обратились в суд с апелляционными жалобами на решение суда первой инстанции от 23.09.2013. Податели апелляционных жалоб считают решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивая на правомерности действий по отказу в обеспечении выбора земельного участка, указывают, что представленный Обществом пакет документов не соответствовал требованиям Регламента предоставления администрацией г. Владивостока муниципальной услуги по обеспечению акта выбора земельного участка, а именно: отсутствовала схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, а также топографическая съемка, позволяющая определить местоположение испрашиваемого ООО "ЭраВлад" земельного участка.
В судебном заседании представитель Администрации и УГА администрации г. Владивостока доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме.
Представитель Общества в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционных жалоб возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
12.04.2013 общество с ограниченной ответственностью "ЭраВлад" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет с предварительным согласованием места размещения объекта земельного участка приблизительной площадью 5000 кв. м, расположенного в районе ул. Карьерная, 8 в г. Владивостоке, для строительства объекта складского назначения.
07.05.2013 Департаментом в адрес главы г. Владивостока было направлено обращение N 20/03/02-12/9013 об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка для строительства.
Письмом от 31.05.2013 N 14403/20у администрация г. Владивостока отказала обществу в обеспечении выбора и утверждении схемы испрашиваемого земельного участка. В качестве основания для отказа в утверждении схемы администрация указала, что в представленном пакете документов отсутствуют документы, необходимые для работы с обращением, перечень которых установлен Постановлением Администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 "Об утверждении регламента предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и письменного отзыва на них, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласований мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 ЗК РФ обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В таком заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, процедура выбора земельного участка обязательна и предшествует принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта или отказу в его размещении по правилам статьи 29 ЗК РФ.
Пунктом 1.1 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее по тексту - Административный Регламент) предусмотрено, что он разработан в целях повышения качества предоставления и доступности услуги, создание комфортных условий для получателей услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении администрацией города Владивостока полномочий по предоставлению услуги.
Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 учреждено Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока, к полномочиям которого отнесено обеспечение выбора земельного участка, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно Административному Регламенту процедура выбора земельного участка с утверждением акта выбора и схемы расположения земельного участка предусмотрена пунктами 3.9 - 3.20 Административного Регламента, предусматривающая, рассмотрение обращения о выборе земельного участка и приложенных документов в отделах управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, направление в согласующие организации на предмет согласования возможности размещения объекта недвижимости, запроса информации о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (ОАО "Водоканал", МУПВ "ВПЭС", управление охраны окружающей среды и природопользования администрации г. Владивостока, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю и др.).
Процедура осуществления необходимых согласований происходит в процессе работы комиссии по вопросам выдачи актов о выборе и технических условий, организованной при уполномоченном органе.
Если возможность размещения объекта недвижимости проходит все необходимые согласования, то в двухнедельный срок оформляется акт о выборе земельного участка по форме, утвержденной распоряжением управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 27.05.2010 N 1589 "Об утверждении формы акта о выборе земельного участка для строительства", который затем согласовывается в структурных подразделениях уполномоченного органа.
Пунктом 2.8 Регламента установлены основания для отказа в предоставлении услуги.
Из материалов дела видно, что Общество реализовало право, предоставленное ему статьями 30, 31 ЗК РФ, и обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 25 лет с предварительным согласованием места размещения объекта для целей, связанных со строительством - для строительства объекта складского назначения. В свою очередь, Департамент, действуя в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, направил заявление Общества в Администрацию для обеспечения выбора земельного участка.
При этом, обращаясь в Департамент как в надлежащий орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка, Общество указало испрашиваемое право на землю, предполагаемые размеры участка и местоположение, цель использования земельного участка.
Согласно материалам дела Обществом, при обращении в Департамент с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, были представлены учредительные документы организации, а также сведения о земельном участке в районе ул. Карьерная, 8 в г. Владивостоке, выданные ООО "Кадастровое бюро" с приложением плана расположения земельного участка.
В этой связи коллегия приходит к выводу о том, что Администрации в силу прямого указания закона следовало обеспечить выбор земельного участка для строительства.
При этом, изучив материалы дела, коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, считает, что в рассматриваемом случае у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
В рассматриваемом случае цель использования испрашиваемого Обществом спорного земельного участка соответствует виду его разрешенного использования согласно территориальному зонированию (фрагмент карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока).
Доводы Администрации, приведенные в качестве оснований для принятия оспариваемого Обществом отказа в обеспечении выбора спорного земельного участка, а именно: отсутствие в представленном Обществом пакете документов схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, а также топографической съемки, позволяющая определить местоположение испрашиваемого ООО "ЭраВлад" земельного участка, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены последним, поскольку указанные обстоятельства к перечню оснований для отказа в предоставлении услуги, определенному пунктом 2.8 Регламента не относятся.
Как верно отметил суд первой инстанции, заявительный порядок выбора земельного участка для строительства, регламентированный статьей 31 ЗК РФ, обязанности заинтересованного лица разрабатывать схему расположения земельного участка за счет собственных средств, в отличие от выполнения кадастровых работ, не устанавливает. Получив от Департамента заявление общества и установив отсутствие необходимых документов, Администрация обязана была запросить их у департамента либо у заявителя.
Таким образом, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что администрация г. Владивостока не вправе была отказывать в обеспечении выбора земельного участка и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по причине не предоставления заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, а также информации, позволяющей определить местоположение испрашиваемого земельного участка, топографической съемки.
Коллегия апелляционного суда считает необходимым отметить также следующее:
Согласно представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 33) с нанесенными на нее границами зон инженерных сетей, по мнению коллегии апелляционного суда, не может свидетельствовать о правомерности действий Администрации, выразившихся в отказе в обеспечении выбора земельного участка, поскольку указанное обстоятельство не было указано в качестве основания оспариваемого отказа в обеспечении выбора.
Кроме того, определение вариантов размещения объекта и определение границ земельных участков, в соответствии с возможными вариантами размещения объекта, с учетом условий использования территории, является непосредственной обязанностью органов местного самоуправления в рамках обеспечения выбора земельного участка для строительства.
При этом в заявлении о предоставлении участка Обществом указана примерная площадь участка, что косвенно свидетельствует о согласии общества на корректировку как площади участка так, и его границ, при наличии на то оснований.
При этом границы спорного участка на сегодняшний день не определены.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание имеющуюся в материалах схему, отображающую наличие на испрашиваемом Обществом земельном участке инженерных сетей, коллегия апелляционного суда полагает, что в рассматриваемом случае Администрацией не были представлены доказательства невозможности формирования земельного участка в указанном заявителем районе для испрашиваемых им целей.
При подаче заявления о предоставлении земельного участка в Департамент границы испрашиваемого земельного участка определяются заявителем условно, а его площадь указывается ориентировочно, а при выборе участка и утверждении схемы расположения этого участка на кадастровом плане соответствующей территории, его площадь и границы могут быть скорректированы органом местного самоуправления, с учетом имеющихся ограничений.
Невозможность формирования земельного участка в границах указанных обществом, не означает, что этот участок не может быть сформирован в иных, скорректированных границах.
Оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права заявителя, так как создает препятствия в приобретении прав на спорный земельный участок.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного заявленные Обществом требования удовлетворены судом первой инстанции законно и обоснованно.
Резолютивная часть решения суда изложена в соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае с учетом обстоятельств дела суд первой инстанции надлежащим и соразмерным нарушенному праву способом его восстановления правомерно избрал обязание Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в течение месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка в соответствии со ст. 31 ЗК РФ.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.09.2013 по делу N А51-20528/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)