Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "22" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" сентября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СКАТ" (ИНН 2457055404, ОГРН 1042401492660)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" июня 2015 года по делу N А33-844/2015, принятое судьей Куликовой Д.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СКАТ" (ИНН 2457055404, ОГРН 1042401492660, г. Норильск) (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758, г. Красноярск) (далее - Администрация) о признании недействительным распоряжения администрации г. Красноярска от 15.02.2008 N 231-ж.
Определением от 26.02.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска, общество с ограниченной ответственностью "Виктория".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "22" июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции неверно применены нормы материального права относительно заинтересованности истца.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru. Ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
В газете "Городские новости" от 05.06.2003 N 61 (964) опубликовано сообщение администрации города Красноярска о предстоящем строительстве производственно- торгового комплекса: рынок "Овощи-фрукты", рынок "Птичий", крытая площадка для торговли и складирования строительных материалов ООО "Виктория".
Распоряжением администрации города Красноярска от 14.08.2006 N 1952-арх предварительно согласовано обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" место размещения производственно-торгового комплекса в составе: рынок "Овощи и фрукты", рынок "Птичий", крытая площадка для торговли и складирования строительных материалов - на земельном участке из земель поселений, площадью 8 144,0 кв. м, в том числе 542,0 кв. м - площадь ограниченного использования (охранная зона электрокабеля), расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7-й км Енисейского тракта; утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 15.06.2006; земельный участок из земель поселений, площадью 8 144,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7-й км Енисейского тракта, передан в аренду ООО "Виктория" для проведения проектно-изыскательских работ.
В соответствии с Распоряжением администрации города Красноярска от 15.02.2008 N 231-ж обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400049:0109, площадью 8 144 кв. м, расположенный по адресу г. Красноярск, Советский район, 7-й км. Енисейского тракта, для строительства производственно- торгового комплекса с инженерным обеспечением. Распоряжением администрации города Красноярска от 26.02.2014 N 347-арх продлен до 15.02.2017 срок предоставления земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400049:0109, установленный распоряжением от 15.02.2008 N 231-ж.
В материалы дела ООО "Виктория" представлено дополнение от 21.03.2014 N 1304, согласно которому продлен срок договора от 27.06.2008 N 1601 по 14.02.2017. Дополнение прошло государственную регистрацию 29.07.2014.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам от 07.05.2010 24ЕИ 650338, от 06.12.2013 24ЕЛ 187609, от 19.08.2013 24ЕК 938869 ООО "Виктория" на праве собственности принадлежат: объект незавершенного строительства - здание N 1 (овощехранилище), площадью 554,9 кв. м, степень готовности 97%, лит. В, по адресу: г. Красноярск. Северное шоссе, 9д, стр. 1; здание, общей площадью 365,4 кв. м по адресу: г. Красноярск. Северное шоссе, 9д, стр. 1/1; объект незавершенного строительства, площадью 713 кв. м, степень готовности 60%, по адресу: г. Красноярск, Северное шоссе, 9 д.
ООО "СКАТ" обратилось в адрес заместителя Главы г. Красноярска - руководителя департамента градостроительства с заявлением (вх. N 14541 от 05.08.2014) о предоставлении в аренду (посредством проведения торгов о предоставлении в аренду на длительный срок) земельный участок площадью 8144 кв. м с кадастровым номером 24:50:0400049:109 под размещение торгово-производственного комплекса.
Департамент градостроительства администрации города Красноярска в адрес заявителя направил письмо от 21.08.2014 N 16/6546-дг, согласно которому при сопоставлении указанного в обращении места предполагаемого размещения объекта с данными информационной системы обеспечения градостроительной деятельности департамента градостроительства установлено, что запрашиваемый участок с кадастровым номером 24:50:0400049:109, был предоставлен в аренду на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 15.02.2008 N 321-ж иному юридическому лицу, срок аренды продлен на основании распоряжений от 08.08.2011 N 876-ж до 15.02.2014, от 26.02.2014 N 347-арх до 15.02.2017; по данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности департамента градостроительства установлено, что на запрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: нежилые строения, электрокабель; запрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне ЛЭП 0,4 кВ.
Ссылаясь на то, что распоряжение администрации г. Красноярска от 15.02.2008 N 231-ж принято с нарушением установленной законодательством процедуры, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности ООО "СКАТ" обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Предоставление земельных участков для строительства осуществляется в установленном законом порядке, который, в том числе, предусматривает соблюдение установленных законом сроков, а также представление соответствующих документов. Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого акта) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны информировать местное население о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства
Как установлено пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что в газете "Городские новости" от 05.06.2003 N 61 (964) опубликовано сообщение администрации города Красноярска о предстоящем строительстве производственно-торгового комплекса: рынок "Овощи-фрукты", рынок "Птичий", крытая площадка для торговли и складирования строительных материалов ООО "Виктория". Распоряжением администрации города Красноярска от 14.08.2006 N 1952-арх предварительно согласовано обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" место размещения производственно-торгового комплекса в составе: рынок "Овощи и фрукты", рынок "Птичий", крытая площадка для торговли и складирования строительных материалов - на земельном участке из земель поселений, площадью 8 144,0 кв. м, в том числе 542,0 кв. м - площадь ограниченного использования (охранная зона электрокабеля), расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7-й км Енисейского тракта; утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 15.06.2006; земельный участок из земель поселений, площадью 8 144,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7-й км Енисейского тракта, передан в аренду ООО "Виктория" для проведения проектно- изыскательских работ.
Из вышеуказанных положений Земельного кодекса Российской Федерации следует, что выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и при наличии заявления заинтересованного лица и предоставлении последним кадастровой карты влечет предоставление земельного участка для строительства, следовательно, основанием для отказа в предоставлении земельного участка для строительства может являться только несоблюдение данного порядка.
Материалами дела подтверждается, что обществом соблюдена предусмотренная законодательством процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, уполномоченным органом утверждены акты выбора земельных участков, проведены работы по формированию и постановке на кадастровый учет спорных земельных участков.
В соответствии с Распоряжением администрации города Красноярска от 15.02.2008 N 231-ж обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400049:0109, площадью 8 144 кв. м, расположенный по адресу г. Красноярск, Советский район, 7-й км. Енисейского тракта, для строительства производственно-торгового комплекса с инженерным обеспечением.
Распоряжением администрации города Красноярска от 26.02.2014 N 347-арх продлен до 15.02.2017 срок предоставления земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400049:0109, установленный распоряжением от 15.02.2008 N 231-ж. В материалы дела ООО "Виктория" представлено дополнение от 21.03.2014 N 1304, согласно которому продлен срок договора от 27.06.2008 N 1601 по 14.02.2017. Дополнение прошло государственную регистрацию 29.07.2014.
Таким образом, решение о предоставлении земельного участка ООО "Виктория" для строительства принято с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, в период действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; в настоящее время договор аренды с ООО "Виктория" является действующим.
ООО "СКАТ" в материалы дела не представило доказательств обращения в администрацию г. Красноярска о предоставлении спорного земельного участка для строительства в период с даты опубликования сообщения о предстоящем строительстве по дату вынесения оспариваемого акта.
Кроме того, как следует из письма департамента градостроительства администрации города Красноярска от 21.08.2014 N 16/6546-дг на запрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: нежилые строения.
ООО "СКАТ" не представило суду доказательств, что нежилые строения, расположенные на спорном земельном участке, принадлежат на праве собственности заявителю. Вместе с тем, согласно представленным в материалы дела свидетельствам от 07.05.2010 24ЕИ 650338, от 06.12.2013 24ЕЛ 187609, от 19.08.2013 24ЕК 938869 ООО "Виктория" на праве собственности принадлежат: объект незавершенного строительства - здание N 1 (овощехранилище), площадью 554,9 кв. м, степень готовности 97%, лит. В, по адресу: г. Красноярск. Северное шоссе, 9д, стр. 1; здание, общей площадью 365,4 кв. м по адресу: г. Красноярск. Северное шоссе, 9д, стр. 1/1; объект незавершенного строительства, площадью 713 кв. м, степень готовности 60%, по адресу: г. Красноярск, Северное шоссе, 9 д.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов со стороны администрации города Красноярска.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, уплаченных по чеку-ордеру от 18.08.2015 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" июня 2015 года по делу N А33-844/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2015 ПО ДЕЛУ N А33-844/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2015 г. по делу N А33-844/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "22" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" сентября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СКАТ" (ИНН 2457055404, ОГРН 1042401492660)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" июня 2015 года по делу N А33-844/2015, принятое судьей Куликовой Д.С.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СКАТ" (ИНН 2457055404, ОГРН 1042401492660, г. Норильск) (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758, г. Красноярск) (далее - Администрация) о признании недействительным распоряжения администрации г. Красноярска от 15.02.2008 N 231-ж.
Определением от 26.02.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Департамент градостроительства Администрации г. Красноярска, общество с ограниченной ответственностью "Виктория".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "22" июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции неверно применены нормы материального права относительно заинтересованности истца.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru. Ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
В газете "Городские новости" от 05.06.2003 N 61 (964) опубликовано сообщение администрации города Красноярска о предстоящем строительстве производственно- торгового комплекса: рынок "Овощи-фрукты", рынок "Птичий", крытая площадка для торговли и складирования строительных материалов ООО "Виктория".
Распоряжением администрации города Красноярска от 14.08.2006 N 1952-арх предварительно согласовано обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" место размещения производственно-торгового комплекса в составе: рынок "Овощи и фрукты", рынок "Птичий", крытая площадка для торговли и складирования строительных материалов - на земельном участке из земель поселений, площадью 8 144,0 кв. м, в том числе 542,0 кв. м - площадь ограниченного использования (охранная зона электрокабеля), расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7-й км Енисейского тракта; утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 15.06.2006; земельный участок из земель поселений, площадью 8 144,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7-й км Енисейского тракта, передан в аренду ООО "Виктория" для проведения проектно-изыскательских работ.
В соответствии с Распоряжением администрации города Красноярска от 15.02.2008 N 231-ж обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400049:0109, площадью 8 144 кв. м, расположенный по адресу г. Красноярск, Советский район, 7-й км. Енисейского тракта, для строительства производственно- торгового комплекса с инженерным обеспечением. Распоряжением администрации города Красноярска от 26.02.2014 N 347-арх продлен до 15.02.2017 срок предоставления земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400049:0109, установленный распоряжением от 15.02.2008 N 231-ж.
В материалы дела ООО "Виктория" представлено дополнение от 21.03.2014 N 1304, согласно которому продлен срок договора от 27.06.2008 N 1601 по 14.02.2017. Дополнение прошло государственную регистрацию 29.07.2014.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам от 07.05.2010 24ЕИ 650338, от 06.12.2013 24ЕЛ 187609, от 19.08.2013 24ЕК 938869 ООО "Виктория" на праве собственности принадлежат: объект незавершенного строительства - здание N 1 (овощехранилище), площадью 554,9 кв. м, степень готовности 97%, лит. В, по адресу: г. Красноярск. Северное шоссе, 9д, стр. 1; здание, общей площадью 365,4 кв. м по адресу: г. Красноярск. Северное шоссе, 9д, стр. 1/1; объект незавершенного строительства, площадью 713 кв. м, степень готовности 60%, по адресу: г. Красноярск, Северное шоссе, 9 д.
ООО "СКАТ" обратилось в адрес заместителя Главы г. Красноярска - руководителя департамента градостроительства с заявлением (вх. N 14541 от 05.08.2014) о предоставлении в аренду (посредством проведения торгов о предоставлении в аренду на длительный срок) земельный участок площадью 8144 кв. м с кадастровым номером 24:50:0400049:109 под размещение торгово-производственного комплекса.
Департамент градостроительства администрации города Красноярска в адрес заявителя направил письмо от 21.08.2014 N 16/6546-дг, согласно которому при сопоставлении указанного в обращении места предполагаемого размещения объекта с данными информационной системы обеспечения градостроительной деятельности департамента градостроительства установлено, что запрашиваемый участок с кадастровым номером 24:50:0400049:109, был предоставлен в аренду на основании распоряжения администрации г. Красноярска от 15.02.2008 N 321-ж иному юридическому лицу, срок аренды продлен на основании распоряжений от 08.08.2011 N 876-ж до 15.02.2014, от 26.02.2014 N 347-арх до 15.02.2017; по данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности департамента градостроительства установлено, что на запрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: нежилые строения, электрокабель; запрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне ЛЭП 0,4 кВ.
Ссылаясь на то, что распоряжение администрации г. Красноярска от 15.02.2008 N 231-ж принято с нарушением установленной законодательством процедуры, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности ООО "СКАТ" обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Предоставление земельных участков для строительства осуществляется в установленном законом порядке, который, в том числе, предусматривает соблюдение установленных законом сроков, а также представление соответствующих документов. Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28, статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого акта) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских и сельских поселений должны информировать местное население о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства
Как установлено пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Из материалов дела следует, что в газете "Городские новости" от 05.06.2003 N 61 (964) опубликовано сообщение администрации города Красноярска о предстоящем строительстве производственно-торгового комплекса: рынок "Овощи-фрукты", рынок "Птичий", крытая площадка для торговли и складирования строительных материалов ООО "Виктория". Распоряжением администрации города Красноярска от 14.08.2006 N 1952-арх предварительно согласовано обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" место размещения производственно-торгового комплекса в составе: рынок "Овощи и фрукты", рынок "Птичий", крытая площадка для торговли и складирования строительных материалов - на земельном участке из земель поселений, площадью 8 144,0 кв. м, в том числе 542,0 кв. м - площадь ограниченного использования (охранная зона электрокабеля), расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7-й км Енисейского тракта; утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 15.06.2006; земельный участок из земель поселений, площадью 8 144,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, 7-й км Енисейского тракта, передан в аренду ООО "Виктория" для проведения проектно- изыскательских работ.
Из вышеуказанных положений Земельного кодекса Российской Федерации следует, что выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и при наличии заявления заинтересованного лица и предоставлении последним кадастровой карты влечет предоставление земельного участка для строительства, следовательно, основанием для отказа в предоставлении земельного участка для строительства может являться только несоблюдение данного порядка.
Материалами дела подтверждается, что обществом соблюдена предусмотренная законодательством процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, уполномоченным органом утверждены акты выбора земельных участков, проведены работы по формированию и постановке на кадастровый учет спорных земельных участков.
В соответствии с Распоряжением администрации города Красноярска от 15.02.2008 N 231-ж обществу с ограниченной ответственностью "Виктория" предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400049:0109, площадью 8 144 кв. м, расположенный по адресу г. Красноярск, Советский район, 7-й км. Енисейского тракта, для строительства производственно-торгового комплекса с инженерным обеспечением.
Распоряжением администрации города Красноярска от 26.02.2014 N 347-арх продлен до 15.02.2017 срок предоставления земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400049:0109, установленный распоряжением от 15.02.2008 N 231-ж. В материалы дела ООО "Виктория" представлено дополнение от 21.03.2014 N 1304, согласно которому продлен срок договора от 27.06.2008 N 1601 по 14.02.2017. Дополнение прошло государственную регистрацию 29.07.2014.
Таким образом, решение о предоставлении земельного участка ООО "Виктория" для строительства принято с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, в период действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; в настоящее время договор аренды с ООО "Виктория" является действующим.
ООО "СКАТ" в материалы дела не представило доказательств обращения в администрацию г. Красноярска о предоставлении спорного земельного участка для строительства в период с даты опубликования сообщения о предстоящем строительстве по дату вынесения оспариваемого акта.
Кроме того, как следует из письма департамента градостроительства администрации города Красноярска от 21.08.2014 N 16/6546-дг на запрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: нежилые строения.
ООО "СКАТ" не представило суду доказательств, что нежилые строения, расположенные на спорном земельном участке, принадлежат на праве собственности заявителю. Вместе с тем, согласно представленным в материалы дела свидетельствам от 07.05.2010 24ЕИ 650338, от 06.12.2013 24ЕЛ 187609, от 19.08.2013 24ЕК 938869 ООО "Виктория" на праве собственности принадлежат: объект незавершенного строительства - здание N 1 (овощехранилище), площадью 554,9 кв. м, степень готовности 97%, лит. В, по адресу: г. Красноярск. Северное шоссе, 9д, стр. 1; здание, общей площадью 365,4 кв. м по адресу: г. Красноярск. Северное шоссе, 9д, стр. 1/1; объект незавершенного строительства, площадью 713 кв. м, степень готовности 60%, по адресу: г. Красноярск, Северное шоссе, 9 д.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов со стороны администрации города Красноярска.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, уплаченных по чеку-ордеру от 18.08.2015 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" июня 2015 года по делу N А33-844/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)