Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Управление Росимущества отказало в принятии решения о разделе участка, указав на отсутствие механизма дальнейшего предоставления вновь образованных участков предприятию.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И., при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" Березиной Е.Н. (доверенность от 10.09.2014), Дубовикова А.Н. (доверенность от 25.11.2013), Ведерникова С.И. (доверенность от 25.11.2013), рассмотрев 19.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу N А05-12348/2014 (судьи Шадрина А.Н., Зорина Ю.В., Романова А.В.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", место нахождения: 125993, Москва, Ленинградский пр., д. 37, корп. 7, ОГРН 1027739057500, ИНН 7734135124 (далее - Предприятие), в лице филиала "Аэронавигация Северо-Запада" Архангельского центра организации воздушного движения обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1042900001715, ИНН 2901121036 (далее - ТУ ФАУГИ), об образовании путем раздела находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 8 178 166 кв. м с кадастровым номером 29:16:064702:72, расположенного по адресу: Архангельская обл., Приморский р-н, пос. Талаги, двух земельных участков площадью 750 кв. м и 11 904 кв. м с кадастровыми номерами 29:16:064702:1707 и 29:16:064702:1706 с разрешенным использованием "для размещения объектов воздушного транспорта".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Садовая ул., д. 5, корп. 1, ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Решением от 09.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
При рассмотрении апелляционной жалобы ТУ ФАУГИ определением от 23.03.2015 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство воздушного транспорта, место нахождения: 125993, Москва, Ленинградский пр., д. 37, ОГРН 1047796301002, ИНН 7714549744, и Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Минобороны России).
Определением от 18.05.2015 апелляционный суд, руководствуясь статьей 46 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве соответчика Минобороны России, исключив его из состава третьих лиц.
Постановлением апелляционного суда от 24.06.2015 решение от 09.12.2014 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемый судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, вывод апелляционного суда о нахождении спорного земельного участка в ведении Минобороны России неверен; суд не учел представленные в материалы дела выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), согласно которой зарегистрированные права на земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:0049 отсутствуют, а также письмо федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - Учреждение) от 18.06.2013 об отсутствии у него документов на спорный земельный участок.
В связи с отсутствием технической возможности проведения судебного заседания с участием сторон определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.10.2015 в судебном заседании объявлен перерыв до 19.10.2015.
После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2008 N 652 утверждена федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)", предусматривающая в качестве мероприятий по совершенствованию аэронавигационного обслуживания полетов в районе аэродромов и на воздушных трассах выполнение реконструкции и технического перевооружения комплекса средств управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи, в том числе аэропорта Талаги (г. Архангельск).
Предприятие 21.11.2012 обратилось к ТУ ФАУГИ с заявлением N АЦ-2187 о предварительном согласовании места ориентировочной площадью 16 000 кв. м для размещения здания высокого командно-диспетчерского пункта (далее - ВКДП) на аэродроме Талаги в г. Архангельске в границах спорного земельного участка.
Департамент градостроительства мэрии г. Архангельска в письме от 13.12.2012 N 154/46/9099 сообщил Предприятию о необходимости получить согласования компетентных государственных органов на размещение планируемого для строительства объекта, а также представить технические условия его подключения и согласие собственника земельного участка на раздел.
Письмом от 04.02.2013 N 709 ТУ ФАУГИ согласовало раздел спорного земельного участка.
На основании распоряжений ТУ ФАУГИ от 26.12.2005 N 568-р, от 13.10.2008 N 1340-р и от 07.07.2009 N 733-р в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 09.10.2013 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 29-АК N 9249693, а также выпиской из ЕГРП от 04.09.2014 N 01/004/2014-8410.
Предприятие 09.12.2013 обратилось к ТУ ФАУГИ с заявлением N АЦ-2428 об утверждении схемы раздела названного земельного участка с образованием двух участков площадью 750 кв. м и 13 000 кв. м для размещения аэродромного радиолокационного комплекса "Лира-10" и строительства здания ВКДП, приложив к нему схему раздела, справки Архангельского отделения бюро технической инвентаризации государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости от 06.12.2013 N 66 и от 30.01.2014 N 2 об отсутствии на испрашиваемых участках объектов капитального строительства, а также обоснование площадей земельных участков.
В письме от 18.04.2014 N ВВ-10/16662 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) указало на необходимость представления дополнительных документов, подтверждающих либо опровергающих факт принадлежности спорного земельного участка Минобороны России, поскольку данный участок согласно кадастровому паспорту имеет вид разрешенного использования "для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации", а также на отсутствие сведений о правах Предприятия на земельный участок.
ТУ ФАУГИ в письме от 10.07.2014 N 408 сообщило, что аэродромный радиолокационный комплекс "Лира-10" является движимым имуществом, в связи с чем права на данное имущество не подлежат государственной регистрации в ЕГРП, на период строительства названных объектов Предприятие обязуется заключить договор аренды образованных при разделе земельных участков, право пользования Минобороны России в отношении исходного земельного участка не зарегистрировано.
Письмом от 20.08.2014 N ВВ-10/35967 Росимущество отказало в принятии решения о разделе спорного земельного участка, указав на отсутствие механизма дальнейшего предоставления вновь образованных участков заявителю.
Предприятие, ссылаясь на длительное непринятие ТУ ФАУГИ решения о разделе земельного участка для строительства на нем объектов, необходимых для обеспечения безопасности полетов, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства по заявлению Предприятия вновь проведены межевые работы по образованию земельных участков, необходимых для строительства и размещения названных объектов, составлен межевой план от 14.11.2014, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о постановке на временный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:064702:1707 и 29:16:064702:1706.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав, что неясности в вопросе о порядке и условиях дальнейшего предоставления образованных земельных участков не могут являться основанием для отказа в разделе исходного земельного участка.
Апелляционный суд, установив, что границы земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 налагаются на границы участка с кадастровым номером 29:16:064702:0049, переданного на баланс Учреждения в соответствии с передаточным актом от 31.05.2011, не согласился с доводами суда первой инстанции и со ссылкой на пункты 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" (далее - Постановление N 1053) отменил решение и отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что истец в досудебном порядке с заявлением о разделе в Минобороны России не обращался.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков; при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции, всесторонне и полно исследовав собранные по делу документы, установил, что согласно кадастровым выпискам от 16.04.2015 участок с кадастровым номером 29:16:064702:72, вид разрешенного использования "для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации", образован и поставлен на кадастровый учет 30.07.2009 в результате раздела земельного участка площадью 8 446 559 кв. м с кадастровым номером 29:16:064702:58, имевшего тот же вид разрешенного использования, который в свою очередь образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:51 с тем же видом разрешенного использования, образованного в результате раздела земельного участка площадью 8 494 617 кв. м с кадастровым номером 29:16:064702:0049, вид разрешенного использования "для государственных нужд", снятого с кадастрового учета 06.08.2008; из публичной кадастровой карты и кадастровых планов усматривается соответствие границ спорного земельного участка границам участка с кадастровым номером 29:16:064702:0049.
Апелляционным судом также установлено, что в результате присоединения государственного учреждения Минобороны России - Архангельской квартирно-эксплуатационной части 605 КЭО 6 армии ВВС и ПВО МО РФ к Учреждению по передаточному акту от 31.05.2011 последнее получило в соответствии с приложением N 1 к указанному акту земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:0049, имеющий вид разрешенного использования "для нужд Минобороны России", право собственности на который 13.03.2008 зарегистрировано за Российской Федерацией (свидетельство серии 29-АК N 255724).
Поскольку в силу пункта 1 Постановления N 1053 Минобороны России осуществляет полномочия в отношении федерального имущества, в том числе управляет земельными участками, закрепленными за подведомственными ему организациями, то именно оно уполномочено на принятие решения об их разделе.
Учитывая изложенное, апелляционный суд, установив, что Предприятие с заявлением об утверждении схемы раздела земельного участка на кадастровом плане территории в досудебном порядке к Минобороны России не обращалось, правомерно указал на отсутствие нарушения прав и законных интересов истца, что явилось достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом того, что апелляционный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, а также правильно применили нормы материального права, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу N А05-12348/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2015 ПО ДЕЛУ N А05-12348/2014
Требование: Об образовании путем раздела находящегося в федеральной собственности земельного участка двух участков с разрешенным использованием "для размещения объектов воздушного транспорта".Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Управление Росимущества отказало в принятии решения о разделе участка, указав на отсутствие механизма дальнейшего предоставления вновь образованных участков предприятию.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. по делу N А05-12348/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И., при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" Березиной Е.Н. (доверенность от 10.09.2014), Дубовикова А.Н. (доверенность от 25.11.2013), Ведерникова С.И. (доверенность от 25.11.2013), рассмотрев 19.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу N А05-12348/2014 (судьи Шадрина А.Н., Зорина Ю.В., Романова А.В.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", место нахождения: 125993, Москва, Ленинградский пр., д. 37, корп. 7, ОГРН 1027739057500, ИНН 7734135124 (далее - Предприятие), в лице филиала "Аэронавигация Северо-Запада" Архангельского центра организации воздушного движения обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1042900001715, ИНН 2901121036 (далее - ТУ ФАУГИ), об образовании путем раздела находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 8 178 166 кв. м с кадастровым номером 29:16:064702:72, расположенного по адресу: Архангельская обл., Приморский р-н, пос. Талаги, двух земельных участков площадью 750 кв. м и 11 904 кв. м с кадастровыми номерами 29:16:064702:1707 и 29:16:064702:1706 с разрешенным использованием "для размещения объектов воздушного транспорта".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Садовая ул., д. 5, корп. 1, ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Решением от 09.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
При рассмотрении апелляционной жалобы ТУ ФАУГИ определением от 23.03.2015 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство воздушного транспорта, место нахождения: 125993, Москва, Ленинградский пр., д. 37, ОГРН 1047796301002, ИНН 7714549744, и Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Минобороны России).
Определением от 18.05.2015 апелляционный суд, руководствуясь статьей 46 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве соответчика Минобороны России, исключив его из состава третьих лиц.
Постановлением апелляционного суда от 24.06.2015 решение от 09.12.2014 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемый судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, вывод апелляционного суда о нахождении спорного земельного участка в ведении Минобороны России неверен; суд не учел представленные в материалы дела выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), согласно которой зарегистрированные права на земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:0049 отсутствуют, а также письмо федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - Учреждение) от 18.06.2013 об отсутствии у него документов на спорный земельный участок.
В связи с отсутствием технической возможности проведения судебного заседания с участием сторон определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.10.2015 в судебном заседании объявлен перерыв до 19.10.2015.
После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2008 N 652 утверждена федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)", предусматривающая в качестве мероприятий по совершенствованию аэронавигационного обслуживания полетов в районе аэродромов и на воздушных трассах выполнение реконструкции и технического перевооружения комплекса средств управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи, в том числе аэропорта Талаги (г. Архангельск).
Предприятие 21.11.2012 обратилось к ТУ ФАУГИ с заявлением N АЦ-2187 о предварительном согласовании места ориентировочной площадью 16 000 кв. м для размещения здания высокого командно-диспетчерского пункта (далее - ВКДП) на аэродроме Талаги в г. Архангельске в границах спорного земельного участка.
Департамент градостроительства мэрии г. Архангельска в письме от 13.12.2012 N 154/46/9099 сообщил Предприятию о необходимости получить согласования компетентных государственных органов на размещение планируемого для строительства объекта, а также представить технические условия его подключения и согласие собственника земельного участка на раздел.
Письмом от 04.02.2013 N 709 ТУ ФАУГИ согласовало раздел спорного земельного участка.
На основании распоряжений ТУ ФАУГИ от 26.12.2005 N 568-р, от 13.10.2008 N 1340-р и от 07.07.2009 N 733-р в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 09.10.2013 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 29-АК N 9249693, а также выпиской из ЕГРП от 04.09.2014 N 01/004/2014-8410.
Предприятие 09.12.2013 обратилось к ТУ ФАУГИ с заявлением N АЦ-2428 об утверждении схемы раздела названного земельного участка с образованием двух участков площадью 750 кв. м и 13 000 кв. м для размещения аэродромного радиолокационного комплекса "Лира-10" и строительства здания ВКДП, приложив к нему схему раздела, справки Архангельского отделения бюро технической инвентаризации государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости от 06.12.2013 N 66 и от 30.01.2014 N 2 об отсутствии на испрашиваемых участках объектов капитального строительства, а также обоснование площадей земельных участков.
В письме от 18.04.2014 N ВВ-10/16662 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) указало на необходимость представления дополнительных документов, подтверждающих либо опровергающих факт принадлежности спорного земельного участка Минобороны России, поскольку данный участок согласно кадастровому паспорту имеет вид разрешенного использования "для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации", а также на отсутствие сведений о правах Предприятия на земельный участок.
ТУ ФАУГИ в письме от 10.07.2014 N 408 сообщило, что аэродромный радиолокационный комплекс "Лира-10" является движимым имуществом, в связи с чем права на данное имущество не подлежат государственной регистрации в ЕГРП, на период строительства названных объектов Предприятие обязуется заключить договор аренды образованных при разделе земельных участков, право пользования Минобороны России в отношении исходного земельного участка не зарегистрировано.
Письмом от 20.08.2014 N ВВ-10/35967 Росимущество отказало в принятии решения о разделе спорного земельного участка, указав на отсутствие механизма дальнейшего предоставления вновь образованных участков заявителю.
Предприятие, ссылаясь на длительное непринятие ТУ ФАУГИ решения о разделе земельного участка для строительства на нем объектов, необходимых для обеспечения безопасности полетов, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства по заявлению Предприятия вновь проведены межевые работы по образованию земельных участков, необходимых для строительства и размещения названных объектов, составлен межевой план от 14.11.2014, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о постановке на временный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 29:16:064702:1707 и 29:16:064702:1706.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав, что неясности в вопросе о порядке и условиях дальнейшего предоставления образованных земельных участков не могут являться основанием для отказа в разделе исходного земельного участка.
Апелляционный суд, установив, что границы земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:72 налагаются на границы участка с кадастровым номером 29:16:064702:0049, переданного на баланс Учреждения в соответствии с передаточным актом от 31.05.2011, не согласился с доводами суда первой инстанции и со ссылкой на пункты 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" (далее - Постановление N 1053) отменил решение и отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что истец в досудебном порядке с заявлением о разделе в Минобороны России не обращался.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков; при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции, всесторонне и полно исследовав собранные по делу документы, установил, что согласно кадастровым выпискам от 16.04.2015 участок с кадастровым номером 29:16:064702:72, вид разрешенного использования "для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации", образован и поставлен на кадастровый учет 30.07.2009 в результате раздела земельного участка площадью 8 446 559 кв. м с кадастровым номером 29:16:064702:58, имевшего тот же вид разрешенного использования, который в свою очередь образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 29:16:064702:51 с тем же видом разрешенного использования, образованного в результате раздела земельного участка площадью 8 494 617 кв. м с кадастровым номером 29:16:064702:0049, вид разрешенного использования "для государственных нужд", снятого с кадастрового учета 06.08.2008; из публичной кадастровой карты и кадастровых планов усматривается соответствие границ спорного земельного участка границам участка с кадастровым номером 29:16:064702:0049.
Апелляционным судом также установлено, что в результате присоединения государственного учреждения Минобороны России - Архангельской квартирно-эксплуатационной части 605 КЭО 6 армии ВВС и ПВО МО РФ к Учреждению по передаточному акту от 31.05.2011 последнее получило в соответствии с приложением N 1 к указанному акту земельный участок с кадастровым номером 29:16:064702:0049, имеющий вид разрешенного использования "для нужд Минобороны России", право собственности на который 13.03.2008 зарегистрировано за Российской Федерацией (свидетельство серии 29-АК N 255724).
Поскольку в силу пункта 1 Постановления N 1053 Минобороны России осуществляет полномочия в отношении федерального имущества, в том числе управляет земельными участками, закрепленными за подведомственными ему организациями, то именно оно уполномочено на принятие решения об их разделе.
Учитывая изложенное, апелляционный суд, установив, что Предприятие с заявлением об утверждении схемы раздела земельного участка на кадастровом плане территории в досудебном порядке к Минобороны России не обращалось, правомерно указал на отсутствие нарушения прав и законных интересов истца, что явилось достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом того, что апелляционный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, а также правильно применили нормы материального права, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 по делу N А05-12348/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)