Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
при участии представителей сторон:
- от истца - муниципального образования - городской округ Чебоксары в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Борисова А.В., по доверенности от 30.12.2013 сроком до 31.12.2014, от Прокуратуры Чувашской Республики - Кузнецова А.Н. удостоверение N <...>;
- от ответчика - Рыбкиной Е.М. по доверенности от 01.01.2014 сроком на 3 года,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары, на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.01.2014 по делу N А79-4179/2013, принятое судьей Новожениной О.А., по иску заместителя прокурора Чувашской Республики в интересах муниципального образования - городской округ Чебоксары в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары, к обществу с ограниченной ответственностью "Алкор-Строй", г. Чебоксары (ОГРН 1072130015220, ИНН 2130027399), о признании сделки недействительной и возврате земельного участка.
Суд
что заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в арбитражный суд в интересах муниципального образования - городской округ Чебоксары в лице администрации г. Чебоксары с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алкор-Строй" (далее - ООО "Алкор-Строй", ответчик) о признании недействительными заключенного между администрацией г. Чебоксары и ООО "Алкор-Строй" договора аренды земельного участка N 55/4883-к от 01.04.2011, дополнительного соглашения к нему от 04.04.2012, а также обязании ООО "Алкор-Строй" возвратить земельный участок с кадастровым номером 21:01:030401:214 во владение и пользование муниципального образования - городской округ Чебоксары в лице администрации г. Чебоксары.
Решением от 27.01.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация города Чебоксары обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, вывод, сделанный судом о том, что администрацией города Чебоксары не представлено доказательств, подтверждающих нахождение спорного земельного участка в границах двух территориальных зон: Ж-1 и О-3, противоречит имеющимся в деле материалам.
Заявитель считает что выводы, содержащиеся в экспертном заключении, недостоверны, носят предположительный характер и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Общество с ограниченной ответственностью "Алкор-Строй" в отзыве на апелляционную жалобу и в ходе судебного заседания просило решение Арбитражного суда Чувашской Республики оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура Чувашской Республики в отзыве на апелляционную жалобу и в ходе судебного заседания просила решение Арбитражного суда Чувашской Республики отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно распоряжению администрации г. Чебоксары от 25.02.201 N 371-р администрацией г. Чебоксары (арендодатель) и ООО "Алкор-Строй" 01.04.2011 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 55/4883-К, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во владение и пользование земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером 21:01:030401:214 общей площадью 924 кв. м для строительства 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания, расположенный в г. Чебоксары по ул. Ленинского Комсомола в районе жилого дома N 36 (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды земельного участка установлен с 25.02.2011 до 30.04.2012.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 14.06.2011.
На основании распоряжения администрации г. Чебоксары от 14.03.2012 N 867-р сторонами 04.04.2012 заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N 55/4883-К от 01.04.2011, по которому срок аренды земельного участка установлен до 28.04.2013 (т. 1 л. д. 14 - 15).
Дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 28.04.2012.
Истец просит признать недействительными договор аренды земельного участка N 55/4883-к от 01.04.2011 и дополнительное соглашение к нему от 04.04.2012, а также обязать ответчика возвратить спорный земельный участок во владение и пользование муниципального образования - городской округ Чебоксары в лице администрации г. Чебоксары. Истец указывает на нарушение процедуры предоставления земельного участка под строительство, в частности, отсутствие публичного информирования населения относительно предполагаемого строительства объекта недвижимости на спорном земельном участке. Кроме того, считает, что земельный участок располагается одновременно в двух территориальных зонах - О-3 и Ж-1, что является нарушением земельного и градостроительного законодательства.
Суд первой инстанции руководствовался нормами пунктов 2, 3, 5, 6, 7 статьи 31, пунктов 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 4224/10 от 14.09.2010, и пришел к выводу, что порядок информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства был соблюден, доказательств нахождения земельного участка в двух территориальных зонах не представлено.
Из материалов дела следует, что в газете "Чебоксарские новости" от 13.05.2010 N 49 администрацией г. Чебоксары опубликована информация о предполагаемом предоставлении ООО "Алкор-Строй" по заявлению от 26.03.2010 N 10 земельного участка в районе жилого дома N 36 по ул. Ленинского Комсомола под строительство 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания (т. 1 л. д. 52).
Ответчик письмом от 14.07.2010 N 33 представил в администрацию г. Чебоксары акт выбора земельного участка N 56 от 16.04.2010 под размещение отдельно стоящего здания бытового обслуживания в районе жилого дома N 36 по ул. Ленинского Комсомола; градостроительный план земельного участка NRU21304000-162 от 14.05.2010 под размещение 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания и схему расположения земельного участка на кадастровом плане (т. 1 л. д. 26 - 27).
Кроме того, Обществом в газете "Чебоксарские новости" N 73 от 15.07.2010 опубликовано объявление о планируемом в 2011 году строительстве 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания по ул. Ленинского Комсомола (т. 1 л. д. 24).
Распоряжением администрации г. Чебоксары N 2661-р от 24.08.2010 утверждены акт выбора земельного участка N 56 от 16.04.2010 под размещение отдельно стоящего здания бытового обслуживания в районе жилого дома N 36 по ул. Ленинского Комсомола; градостроительный план и схема размещения земельного участка N RU21304000-162 от 14.05.201 0. 25.02.2011 администрацией г. Чебоксары издано распоряжение N 371-р, на основании которого сторонами заключен оспариваемый договор аренды земельного участка N 55/4883-к от 01.04.2011 (т. 1 л. д. 29).
Доказательства поступления обращений от населения или заинтересованных лиц на опубликованную администрацией г. Чебоксары в газете "Чебоксарские новости" N 49 от 13.05.2010 информацию о предполагаемом предоставлении ООО "Алкор-Строй" по заявлению N 10 от 26.03.2010 земельного участка в районе жилого дома N 36 по ул. Ленинского Комсомола под строительство 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания в материалы дела не представлены.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом нормами пункта 5 статьи 30, статей 31, 32 Земельного кодекса детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
- обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса);
- информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса);
- оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса);
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса);
- в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса).
Таким образом, требования действующего земельного законодательства о информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства администрацией соблюдены.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что земельный участок находится в границах двух территориальных зон: Ж-1 и О-3, что противоречит статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем данный довод был предметом рассмотрения судом первой инстанции и отклоняется судом апелляционной инстанции, с учетом следующего.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует и установлено судами, что администрация, действуя в пределах предоставленных полномочий, сформировала земельный участок, утвердила акт выбора земельного участка N 56 от 16.04.2010 под размещение отдельно стоящего здания бытового обслуживания в районе жилого дома N 36 по ул. Ленинского Комсомола; градостроительный план и схема размещения земельного участка N RU21304000-162 от 14.05.2010. 25.02.2011, издала распоряжение N 371-р о предоставлении земельного участка и заключила договор аренды с Обществом.
Из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары от 01.10.2013 N 10725, поступившего на запрос суда, следует, что на территории г. Чебоксары границы территориальных зон установлены в Правилах землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов N 1683 от 14.07.2005. Координаты границ территориальных зон в указанных правилах не определялись, т.к. в 2005 году градостроительным законодательством этого не требовалось.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике - Чувашии в ответе от 17.01.2014 N 164 на запрос суда также указала, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о территориальных зонах, в связи с чем предоставить информацию о территориальных зонах, в границы которых входит земельный участок с кадастровым номером 21:01:030401:214, не представляется возможным.
Согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Градостроительная документация является элементом планировки территории, а правила землепользования и застройки - элементом градостроительного зонирования.
Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Согласно информации о градостроительном регламенте земельного участка с кадастровым номером 21:01:030401:214 (пункт 2 Градостроительного плана земельного участка, утвержденного распоряжением N 2661-р от 24.08.2010) в качестве разрешенного использования спорного земельного участка указана зона многоквартирных домов в 6 - 16 этажей Ж-1.
Из фрагмента карты градостроительного зонирования (пункт 3 Градостроительного плана) видно, что спорный земельный участок находится в зоне Ж-1.
По ходатайству ответчика определением суда первой инстанции от 30.08.2013 по делу была назначена землеустроительная экспертиза.
Согласно экспертному заключению N 5/13 (т. 2 л. д. 104 - 132) координаты характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером 21:01:030401:214 приведены в кадастровой выписке N 21/301/13-207080 от 02.10.2013. Территориально этот участок расположен между земельными участками с кадастровыми номерами 21:01:030401:85 и 21:01:030401:71. В соответствии с результатами проведенного исследования западная граница территориальной зоны Ж-1, ограниченной ул. Шумилова, Эгерский б-р, ул. Ленинского Комсомола, ул. 324 Стрелковой дивизии и установленной в соответствии с Генеральным планом г. Чебоксары и Правилами землепользования и застройки в г. Чебоксары, должна совпадать с западной границей земельного участка с кадастровым номером 21:01:030401:85. Взаимное расположение границы земельного участка с кадастровым номером 21:01:030401:214 и западной границы территориальной зоны Ж-1, ограниченной ул. Шумилова, бр. Эгерский, ул. Ленинского Комсомола, ул. 324 Стрелковой дивизии и установленной в соответствии с Генеральным планом г. Чебоксары и Правилами землепользования и застройки г. Чебоксары, утвержденными решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов N 1456 от 08.12.2004 и N 1683 от 14.07.2005, приведено в приложении 5. Земельный участок с кадастровым номером 21:01:030401:214 полностью расположен в территориальной зоне Ж-1.
С учетом отсутствия сведений о координатах границ территориальных зон, позволяющих установить точное месторасположение объекта, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности факта нахождения спорного земельного участка в границах двух территориальных зон: Ж-1 и О-3, доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, учитывая отсутствие доказательств нахождения земельного участка в границах двух территориальных зон: Ж-1 и О-3.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.01.2014 по делу N А79-4179/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2014 ПО ДЕЛУ N А79-4179/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу N А79-4179/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
при участии представителей сторон:
- от истца - муниципального образования - городской округ Чебоксары в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Борисова А.В., по доверенности от 30.12.2013 сроком до 31.12.2014, от Прокуратуры Чувашской Республики - Кузнецова А.Н. удостоверение N <...>;
- от ответчика - Рыбкиной Е.М. по доверенности от 01.01.2014 сроком на 3 года,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары, на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.01.2014 по делу N А79-4179/2013, принятое судьей Новожениной О.А., по иску заместителя прокурора Чувашской Республики в интересах муниципального образования - городской округ Чебоксары в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары, к обществу с ограниченной ответственностью "Алкор-Строй", г. Чебоксары (ОГРН 1072130015220, ИНН 2130027399), о признании сделки недействительной и возврате земельного участка.
Суд
установил:
что заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в арбитражный суд в интересах муниципального образования - городской округ Чебоксары в лице администрации г. Чебоксары с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алкор-Строй" (далее - ООО "Алкор-Строй", ответчик) о признании недействительными заключенного между администрацией г. Чебоксары и ООО "Алкор-Строй" договора аренды земельного участка N 55/4883-к от 01.04.2011, дополнительного соглашения к нему от 04.04.2012, а также обязании ООО "Алкор-Строй" возвратить земельный участок с кадастровым номером 21:01:030401:214 во владение и пользование муниципального образования - городской округ Чебоксары в лице администрации г. Чебоксары.
Решением от 27.01.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация города Чебоксары обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, вывод, сделанный судом о том, что администрацией города Чебоксары не представлено доказательств, подтверждающих нахождение спорного земельного участка в границах двух территориальных зон: Ж-1 и О-3, противоречит имеющимся в деле материалам.
Заявитель считает что выводы, содержащиеся в экспертном заключении, недостоверны, носят предположительный характер и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Общество с ограниченной ответственностью "Алкор-Строй" в отзыве на апелляционную жалобу и в ходе судебного заседания просило решение Арбитражного суда Чувашской Республики оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокуратура Чувашской Республики в отзыве на апелляционную жалобу и в ходе судебного заседания просила решение Арбитражного суда Чувашской Республики отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно распоряжению администрации г. Чебоксары от 25.02.201 N 371-р администрацией г. Чебоксары (арендодатель) и ООО "Алкор-Строй" 01.04.2011 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 55/4883-К, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во владение и пользование земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером 21:01:030401:214 общей площадью 924 кв. м для строительства 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания, расположенный в г. Чебоксары по ул. Ленинского Комсомола в районе жилого дома N 36 (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды земельного участка установлен с 25.02.2011 до 30.04.2012.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 14.06.2011.
На основании распоряжения администрации г. Чебоксары от 14.03.2012 N 867-р сторонами 04.04.2012 заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N 55/4883-К от 01.04.2011, по которому срок аренды земельного участка установлен до 28.04.2013 (т. 1 л. д. 14 - 15).
Дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 28.04.2012.
Истец просит признать недействительными договор аренды земельного участка N 55/4883-к от 01.04.2011 и дополнительное соглашение к нему от 04.04.2012, а также обязать ответчика возвратить спорный земельный участок во владение и пользование муниципального образования - городской округ Чебоксары в лице администрации г. Чебоксары. Истец указывает на нарушение процедуры предоставления земельного участка под строительство, в частности, отсутствие публичного информирования населения относительно предполагаемого строительства объекта недвижимости на спорном земельном участке. Кроме того, считает, что земельный участок располагается одновременно в двух территориальных зонах - О-3 и Ж-1, что является нарушением земельного и градостроительного законодательства.
Суд первой инстанции руководствовался нормами пунктов 2, 3, 5, 6, 7 статьи 31, пунктов 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 4224/10 от 14.09.2010, и пришел к выводу, что порядок информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства был соблюден, доказательств нахождения земельного участка в двух территориальных зонах не представлено.
Из материалов дела следует, что в газете "Чебоксарские новости" от 13.05.2010 N 49 администрацией г. Чебоксары опубликована информация о предполагаемом предоставлении ООО "Алкор-Строй" по заявлению от 26.03.2010 N 10 земельного участка в районе жилого дома N 36 по ул. Ленинского Комсомола под строительство 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания (т. 1 л. д. 52).
Ответчик письмом от 14.07.2010 N 33 представил в администрацию г. Чебоксары акт выбора земельного участка N 56 от 16.04.2010 под размещение отдельно стоящего здания бытового обслуживания в районе жилого дома N 36 по ул. Ленинского Комсомола; градостроительный план земельного участка NRU21304000-162 от 14.05.2010 под размещение 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания и схему расположения земельного участка на кадастровом плане (т. 1 л. д. 26 - 27).
Кроме того, Обществом в газете "Чебоксарские новости" N 73 от 15.07.2010 опубликовано объявление о планируемом в 2011 году строительстве 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания по ул. Ленинского Комсомола (т. 1 л. д. 24).
Распоряжением администрации г. Чебоксары N 2661-р от 24.08.2010 утверждены акт выбора земельного участка N 56 от 16.04.2010 под размещение отдельно стоящего здания бытового обслуживания в районе жилого дома N 36 по ул. Ленинского Комсомола; градостроительный план и схема размещения земельного участка N RU21304000-162 от 14.05.201 0. 25.02.2011 администрацией г. Чебоксары издано распоряжение N 371-р, на основании которого сторонами заключен оспариваемый договор аренды земельного участка N 55/4883-к от 01.04.2011 (т. 1 л. д. 29).
Доказательства поступления обращений от населения или заинтересованных лиц на опубликованную администрацией г. Чебоксары в газете "Чебоксарские новости" N 49 от 13.05.2010 информацию о предполагаемом предоставлении ООО "Алкор-Строй" по заявлению N 10 от 26.03.2010 земельного участка в районе жилого дома N 36 по ул. Ленинского Комсомола под строительство 4-этажного отдельно стоящего здания бытового обслуживания в материалы дела не представлены.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом нормами пункта 5 статьи 30, статей 31, 32 Земельного кодекса детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица:
- обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса);
- информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса);
- оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса);
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса);
- в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса).
Таким образом, требования действующего земельного законодательства о информировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства администрацией соблюдены.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что земельный участок находится в границах двух территориальных зон: Ж-1 и О-3, что противоречит статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем данный довод был предметом рассмотрения судом первой инстанции и отклоняется судом апелляционной инстанции, с учетом следующего.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует и установлено судами, что администрация, действуя в пределах предоставленных полномочий, сформировала земельный участок, утвердила акт выбора земельного участка N 56 от 16.04.2010 под размещение отдельно стоящего здания бытового обслуживания в районе жилого дома N 36 по ул. Ленинского Комсомола; градостроительный план и схема размещения земельного участка N RU21304000-162 от 14.05.2010. 25.02.2011, издала распоряжение N 371-р о предоставлении земельного участка и заключила договор аренды с Обществом.
Из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары от 01.10.2013 N 10725, поступившего на запрос суда, следует, что на территории г. Чебоксары границы территориальных зон установлены в Правилах землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов N 1683 от 14.07.2005. Координаты границ территориальных зон в указанных правилах не определялись, т.к. в 2005 году градостроительным законодательством этого не требовалось.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике - Чувашии в ответе от 17.01.2014 N 164 на запрос суда также указала, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о территориальных зонах, в связи с чем предоставить информацию о территориальных зонах, в границы которых входит земельный участок с кадастровым номером 21:01:030401:214, не представляется возможным.
Согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Градостроительная документация является элементом планировки территории, а правила землепользования и застройки - элементом градостроительного зонирования.
Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Согласно информации о градостроительном регламенте земельного участка с кадастровым номером 21:01:030401:214 (пункт 2 Градостроительного плана земельного участка, утвержденного распоряжением N 2661-р от 24.08.2010) в качестве разрешенного использования спорного земельного участка указана зона многоквартирных домов в 6 - 16 этажей Ж-1.
Из фрагмента карты градостроительного зонирования (пункт 3 Градостроительного плана) видно, что спорный земельный участок находится в зоне Ж-1.
По ходатайству ответчика определением суда первой инстанции от 30.08.2013 по делу была назначена землеустроительная экспертиза.
Согласно экспертному заключению N 5/13 (т. 2 л. д. 104 - 132) координаты характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером 21:01:030401:214 приведены в кадастровой выписке N 21/301/13-207080 от 02.10.2013. Территориально этот участок расположен между земельными участками с кадастровыми номерами 21:01:030401:85 и 21:01:030401:71. В соответствии с результатами проведенного исследования западная граница территориальной зоны Ж-1, ограниченной ул. Шумилова, Эгерский б-р, ул. Ленинского Комсомола, ул. 324 Стрелковой дивизии и установленной в соответствии с Генеральным планом г. Чебоксары и Правилами землепользования и застройки в г. Чебоксары, должна совпадать с западной границей земельного участка с кадастровым номером 21:01:030401:85. Взаимное расположение границы земельного участка с кадастровым номером 21:01:030401:214 и западной границы территориальной зоны Ж-1, ограниченной ул. Шумилова, бр. Эгерский, ул. Ленинского Комсомола, ул. 324 Стрелковой дивизии и установленной в соответствии с Генеральным планом г. Чебоксары и Правилами землепользования и застройки г. Чебоксары, утвержденными решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов N 1456 от 08.12.2004 и N 1683 от 14.07.2005, приведено в приложении 5. Земельный участок с кадастровым номером 21:01:030401:214 полностью расположен в территориальной зоне Ж-1.
С учетом отсутствия сведений о координатах границ территориальных зон, позволяющих установить точное месторасположение объекта, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности факта нахождения спорного земельного участка в границах двух территориальных зон: Ж-1 и О-3, доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, учитывая отсутствие доказательств нахождения земельного участка в границах двух территориальных зон: Ж-1 и О-3.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.01.2014 по делу N А79-4179/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.Л.МАЛЫШКИНА
Е.Л.МАЛЫШКИНА
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
Е.А.БОГУНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)