Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Платоновой Е.А., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2013 по делу N А60-25223/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт металлургической теплотехники" (далее - общество, истец) - Пискарев В.К. (доверенность от 15.05.2013 N 98).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704012:9, площадью 24 272 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 16, в размере его рыночной стоимости 29 530 000 руб., по состоянию на 15.11.2012, исходя из стоимости одного кв. м, равной 1217 руб. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, министерство.
Решением суда от 08.10.2013 (судья Киселев Ю.К.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 (судьи Дюкин В.Ю., Виноградова Л.Ф., Никольская Е.О.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что положения ст. 424, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают одностороннего изменения цены договора в связи с оспариванием кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке. По мнению министерства, избрание данного способа защиты истцом нарушает принцип свободы договора, установленный ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, является злоупотреблением истцом своими процессуальными правами (ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того заявитель считает, что вопрос о размере кадастровой стоимости относится к компетенции только собственника земельного участка, то есть Свердловской области и Российской Федерации. Министерство также ссылается на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утверждены приказом министерства от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Приказ N 32) в соответствии Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения кадастровой оценки), приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель". Таким образом, установленная в таком порядке кадастровая стоимость спорного земельного участка является правомерной.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществом и министерством заключен договор аренды от 07.06.2004 N Т-208/1018 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704012:9, площадью 26727 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 16, со сроком действия по 22.10.2018 (п. 2.1 указанного договора). Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена в соответствии с Приказом N 32 в размере 215 487 064 301 руб. 44 коп.
Ссылаясь на то, что указанная стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила проведения кадастровой оценки.
В соответствии с п. 2, 4, 10 Правил проведения кадастровой оценки, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил проведения кадастровой оценки).
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11), законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости общество представило отчет общества с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс" от 19.06.2013 N 333, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 15.11.2012 составляет 29 530 000 руб.
Согласно экспертному заключению Некоммерческого партнерства "Свободный Оценочный Департамент" от 28.06.2013 N 3/С-13 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, а выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства стороны не представили (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды правомерно установили кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012, а именно 29 530 000 руб.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на злоупотребление истцом своими процессуальными правами в нарушение положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации являлась предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонена.
Доводы министерства о невозможности изменения цены договора в одностороннем порядке в связи с установлением кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости; нарушение судами принципа свободы договора; о том, что вопрос о размере кадастровой стоимости земельного участка относится к компетенции его собственника, отклоняется, поскольку в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением N 913/11 в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Правомерность установления кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании Приказа N 32, на что ссылается заявитель кассационной жалобы, сторонами не оспаривается. Между тем данное обстоятельство не может служить препятствием для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной и удовлетворения исковых требований по данному спору.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2013 по делу N А60-25223/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
А.Ю.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 13.03.2014 N Ф09-267/14 ПО ДЕЛУ N А60-25223/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. N Ф09-267/14
Дело N А60-25223/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Платоновой Е.А., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2013 по делу N А60-25223/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Научно-исследовательский институт металлургической теплотехники" (далее - общество, истец) - Пискарев В.К. (доверенность от 15.05.2013 N 98).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704012:9, площадью 24 272 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 16, в размере его рыночной стоимости 29 530 000 руб., по состоянию на 15.11.2012, исходя из стоимости одного кв. м, равной 1217 руб. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, министерство.
Решением суда от 08.10.2013 (судья Киселев Ю.К.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 (судьи Дюкин В.Ю., Виноградова Л.Ф., Никольская Е.О.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что положения ст. 424, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают одностороннего изменения цены договора в связи с оспариванием кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке. По мнению министерства, избрание данного способа защиты истцом нарушает принцип свободы договора, установленный ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, является злоупотреблением истцом своими процессуальными правами (ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того заявитель считает, что вопрос о размере кадастровой стоимости относится к компетенции только собственника земельного участка, то есть Свердловской области и Российской Федерации. Министерство также ссылается на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утверждены приказом министерства от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Приказ N 32) в соответствии Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения кадастровой оценки), приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель". Таким образом, установленная в таком порядке кадастровая стоимость спорного земельного участка является правомерной.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществом и министерством заключен договор аренды от 07.06.2004 N Т-208/1018 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704012:9, площадью 26727 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Студенческая, д. 16, со сроком действия по 22.10.2018 (п. 2.1 указанного договора). Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена в соответствии с Приказом N 32 в размере 215 487 064 301 руб. 44 коп.
Ссылаясь на то, что указанная стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила проведения кадастровой оценки.
В соответствии с п. 2, 4, 10 Правил проведения кадастровой оценки, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил проведения кадастровой оценки).
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11), законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости общество представило отчет общества с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс" от 19.06.2013 N 333, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 15.11.2012 составляет 29 530 000 руб.
Согласно экспертному заключению Некоммерческого партнерства "Свободный Оценочный Департамент" от 28.06.2013 N 3/С-13 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, а выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства стороны не представили (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды правомерно установили кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012, а именно 29 530 000 руб.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на злоупотребление истцом своими процессуальными правами в нарушение положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации являлась предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно им отклонена.
Доводы министерства о невозможности изменения цены договора в одностороннем порядке в связи с установлением кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости; нарушение судами принципа свободы договора; о том, что вопрос о размере кадастровой стоимости земельного участка относится к компетенции его собственника, отклоняется, поскольку в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением N 913/11 в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Правомерность установления кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании Приказа N 32, на что ссылается заявитель кассационной жалобы, сторонами не оспаривается. Между тем данное обстоятельство не может служить препятствием для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной и удовлетворения исковых требований по данному спору.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2013 по делу N А60-25223/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
А.Ю.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)