Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2008 ПО ДЕЛУ N А55-5733/2008

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2008 г. по делу N А55-5733/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
- от заявителя - Ермолаева Н.В., доверенность от 8 сентября 2008 г.;
- от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - не явился, извещен;
- от третьего лица - Казверова Е.А., доверенность от 20 августа 2008 г. N 4266,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
ЗАО "ЭДС", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2008 года
по делу N А55-5733/2008 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению ЗАО "ЭДС",
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,
третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара,
о признании незаконными действий по изменению размера арендной платы и механизма ее исчисления,

установил:

Закрытое акционерное общество "ЭДС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство) по изменению размера арендной платы и механизма ее исчисления, применяемого за период с июля 2006 г. по март 2008 г. по договору аренды земельного участка от 30 сентября 2005 г. N 012853з и приложений к нему, согласно направленному в адрес ЗАО "ЭДС" уведомлению с прилагаемым к нему расчетом арендной платы (л.д. 6-8).
Кроме того, Общество просило обязать Министерство устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Министерство использовало свое право, предусмотренное п. 4.3 договора аренды, и исполнило обязанность, установленную п. 5.2 договора аренды в полном объеме.
Министерством при расчете размера арендной платы за конкретный земельный участок используется графа, соответствующая виду строительства. Указанная позиция изложена в письме Федеральной службы земельного кадастра России от 12 мая 2004 г. N СС/618, согласно п. 29 которого удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в составе земель поселений устанавливается равным удельному показателю кадастровой стоимости земель кадастрового квартала поселения, в границах которого расположен земельный участок, по виду разрешенного (функционального) использования, соответствующему виду разрешенного использования указанного земельного участка.
Перерасчет арендной платы в настоящем случае следует рассматривать не как действия, направленные на властно-распорядительные функции Министерства, а как действия в рамках гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон; Министерство выступает не как публично-административный орган, а как равноправная сторона по договору аренды, поэтому его действия - это не те действия, которые в порядке главы 24, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) можно обжаловать, в связи с чем заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты своих прав.
Не согласившись с выводами суда, ЗАО "ЭДС" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что доводам заявителя о том, что постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 в 2006 г. был изменен механизм исчисления арендной платы, а не произведена ее корректировка, оценка не дана и этот вопрос судом первой инстанции в полном объеме и надлежащим образом не исследовался; по мнению заявителя, следовало использовать графу 15 "прочие земли поселений". Суд сослался на письма Федеральной службы земельного кадастра России от 12 мая 2004 г. N СС/618 и Минэкономразвития России от 09 января 2007 г. N АО/009, при этом судебной инстанцией не исследован вопрос и не дана оценка о правомерности использования Министерством данных писем; согласно п. 9 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изменение условий договора аренды земельного участка без согласия арендатора не допускаются; пунктом 4.3. договора аренды земельного участка от 30 сентября 2005 г. N 012853з предусмотрено право арендодателя изменять размер арендной платы, но не механизм ее фактического применения; сам по себе факт опубликования информации в СМИ не может расцениваться как соблюдение установленного законом порядка внесения изменений в условия договора, с учетом положений п. 3 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ЗАО "ЭДС" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в заседание суда не явился, заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя и для представления дополнительных доказательств. Указанное ходатайство отклонено арбитражным апелляционным судом в связи с тем, что не были представлены доказательства невозможности обеспечить явку представителя в судебное заседание, а также обоснование, для выяснения каких обстоятельств будут представлены дополнительные доказательства и какие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании постановления главы города Самары от 31 марта 2005 г. N 430 "О выдаче ЗАО "ЭДС" разрешения на завершение строительства жилого комплекса со встроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянкой, утверждении проекта границ земельного участка и продлении срока аренды земельного участка, расположенного в границах улиц Самарской, Вилоновской, Садовой в квартале N 96 в Ленинском районе г. Самары" Обществом был продлен срок аренды земельного участка площадью 9063,00 кв. м (л.д. 33).
В соответствии с п. 5 постановления главы города Самары от 31 марта 2005 г. N 430 между Обществом и Комитетом по управлению имуществом г. Самары 30 сентября 2005 г. заключен договор аренды земельного участка N 012853з, который зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 24 октября 2007 г. (л.д. 20-31).
Согласно п. 4.2 договора аренды Общество обязано вносить арендную плату в размере, определенном в соответствии с расчетом арендной платы, указанном в приложении N 3 к договору аренды.
В соответствии с п. 4.3 договора арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей. Новая величина арендной платы устанавливается с момента, определенного соответствующим нормативным актом в порядке, установленном п. 5.2 договора.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Самарской области "О земле", постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" и постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, с 01 июля 2006 г. возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В связи с изменением и утверждением Методики определения размера арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, на основании постановления Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, Министерство, в соответствии с п. 5.2 договора аренды 28 ноября 2006 г. опубликовало в "Самарской газете" сообщение об изменении размера арендной платы за землю. При этом Министерство предложило арендаторам обратиться в Министерство для перерасчета арендных платежей по новой методике (л.д. 48).
Министерством в адрес заявителя был направлен расчет арендной платы, в котором были указаны новые размеры арендной платы в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (л.д. 9-12).
При принятии решения об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании указанных действий Министерства незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Письмом от 27 ноября 2007 г. исх. N Ж-11/2208 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в ответ на обращение заявителя об изменении направленного расчета арендной платы (л.д. 14) сообщило Обществу о том, что в газете "Самарская газета" от 28 ноября 2006 г. опубликована исчерпывающая информация об изменении расчета арендной платы и размер арендной платы по договору аренды от 30 сентября 2005 г. N 012853з оставить на прежнем уровне не представляется возможным.
В адрес заявителя также были направлены акты сверки взаимных расчетов аренды земельного участка по состоянию на 31 декабря 2007 г. и по состоянию на 24 марта 2008 г., согласно которым у ЗАО "ЭДС" имеется задолженность по арендной плате и по пени за несвоевременное внесение арендной платы в соответствии с договором от 30 сентября 2005 г. N 012853з (л.д. 15, 16).
Для расчета арендной платы в качестве одной из составляющих используется показатель кадастровой стоимости земельного участка, который определяется по таблице, утвержденной постановлением Губернатора Самарской области от 03 июля 2003 г. N 254, путем сопоставления номера кадастрового района, в котором расположен конкретный земельный участок, и вида функционального использования земель, установленного для государственной кадастровой оценки земель поселений.
Функциональным использованием земельного участка может являться строительство различных объектов недвижимости: жилых домов (как многоэтажных, так и индивидуальных), торговых центров, АЗС, объектов социально-культурного назначения и т.д.
Министерством при расчете размера арендной платы за конкретный земельный участок используется графа, соответствующая виду строительства. Указанная позиция изложена в письме Федеральной службы земельного кадастра России от 12 мая 2004 г. N СС/618, согласно п. 29 которого удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в составе земель поселений устанавливается равным удельному показателю кадастровой стоимости земель кадастрового квартала поселения, в границах которого расположен земельный участок, по виду разрешенного (функционального) использования, соответствующему виду разрешенного использования указанного земельного участка.
Письмом Минэкономразвития России Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости от 09 января 2007 г. N АО/009 разъяснено, что при расчете арендной платы за земельные участки, предоставляемые для строительства с более чем одним видом разрешенного использования, следует использовать наибольший показатель кадастровой стоимости.
Судом правильно указано в решении также на следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
Как было указано выше, Министерство в соответствии с п. 4.3. договора изменило размер арендных платежей, как арендодатель, в одностороннем порядке в связи с новой утвержденной Правительством Самарской области методикой, при этом выполнив условия п. 5.2 договора.
Перерасчет арендной платы в настоящем случае следует рассматривать не как действия, направленные на властно-распорядительные функции Министерства, а как действия в рамках гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что Министерство выступает не как публично-административный орган, а как равноправная сторона по договору аренды, поэтому его действия - это не те действия, которые в порядке главы 24, ст. 198 АПК РФ можно обжаловать, в связи с чем заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты своих прав, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные ЗАО "ЭДС" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2008 г. по делу N А55-5733/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)