Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2015 N Ф07-2725/2015 ПО ДЕЛУ N А21-4023/2014

Требование: Об оспаривании действий Агентства по имуществу субъекта РФ.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Агентством отказано в предоставлении в долгосрочную аренду обществу земельного участка для эксплуатации принадлежащего обществу объекта электроэнергетики (ветроэнергетической станции).
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2015 г. по делу N А21-4023/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М., при участии от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" Кремкова В.В. (доверенность от 01.01.2015 N 320/1), от открытого акционерного общества "Калининградская генерирующая компания" Кремкова В.В. (доверенность от 15.01.2015 N 15/5), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства по имуществу Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.10.2014 (судья Ковалев Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А21-4023/2014,

установил:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Янтарьэнерго", место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Агентству по имуществу Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900767186, ИНН 3905031025 (далее - Агентство), со следующими уточненными требованиями:
- - считать земельный участок площадью 412 146 кв. м с кадастровым номером 39:05:040602:620, расположенный по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский р-н, пос. Куликово, относящимся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности, энергетики, иного специального назначения), с разрешенным использованием "для эксплуатации ветроэнергетической станции", исключив "для сельскохозяйственного производства";
- - признать незаконным бездействие (решение) Агентства, выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявителю в долгосрочную аренду указанного земельного участка, относящегося к землям промышленности, энергетики, иного специального назначения, с разрешенным использованием "для эксплуатации ветроэнергетической станции";
- - обязать Агентство в течение семи дней с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу принять решение о предоставлении Обществу в долгосрочную аренду названного земельного участка, относящегося к землям промышленности, энергетики, иного специального назначения, для эксплуатации ветроэнергетической станции, а также направить Обществу предложение о заключении такого договора аренды с приложением проекта договора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Калининградская генерирующая компания", место нахождения: 236006, Калининградская обл., Калининград, Правая наб., д. 10А, ОГРН 1083925011466, ИНН 3905601701 (далее - Компания), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703, администрация муниципального образования "Ковровское сельское поселение", место нахождения: 238553, Калининградская обл., Зеленоградский р-н, пос. Коврово, Балтийская ул., д. 53, ОГРН 1063913020291, ИНН 3918027971, администрация муниципального образования "Зеленоградский район", место нахождения: 238530, Калининградская обл., г. Зеленоградск, Крымская ул., д. 5а, ОГРН 1023902057134, ИНН 3918008200 (далее - Администрация Зеленоградского района), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304.
Решением от 16.10.2014 заявленные требования удовлетворены частично; признаны незаконными действия Агентства по отказу в предоставлении Обществу в долгосрочную аренду спорного земельного участка с кадастровым номером 39:05:040602:620 для эксплуатации ветроэнергетической станции; земельный участок признано считать относящимся к землям промышленности, энергетики, иного специального назначения, с разрешенным использованием "для эксплуатации энергетической станции"; на Агентство возложена обязанность в течение семи календарных дней с момента вступления в силу судебного акта принять решение о предоставлении Обществу в долгосрочную аренду земельного участка, относящегося к землям промышленности, энергетики, иного специального назначения, для эксплуатации ветроэнергетической станции. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 данное решение оставлено без изменения.
Агентство в кассационной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить названные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, для эксплуатации ветроэнергетических установок земельный участок может быть предоставлен только после перевода его из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, однако по такому вопросу заявитель не обращался в уполномоченные органы; объекты ветропарка из двадцати одной ветроэнергетической установки являются самовольными постройками, поскольку возведены на земельных участках, не отведенных для этих целей в соответствии с действовавшим на момент их строительства законодательством, и без получения необходимых разрешений; суды неверно применили нормы земельного законодательства, касающиеся земель населенных пунктов, а не земель промышленности, энергетики, иного специального назначения.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что как собственник находящегося на земельном участке объекта недвижимости имеет право на предоставление данного земельного участка в аренду; отнесение земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, иного специального назначения с разрешенным использованием "для эксплуатации ветроэнергетической станции" соответствует фактическому использованию земельного участка, о переводе которого в данную категорию земель Общество не имеет возможности ходатайствовать до оформления правоустанавливающих документов на участок; согласно Генеральному плану муниципального образования "Ковровское сельское поселение" спорный участок включен в границы населенного пункта и учтен как относящийся к землям промышленности, энергетики, иного специального назначения, в связи с чем перевод земельного участка из одной категории земель в другую осуществлен автоматически.
Компания в отзыве на жалобу также просит оставить ее без удовлетворения по мотивам, аналогичным приведенным в отзыве Общества.
В судебном заседании представитель Общества и Компании (в одном лице) против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзывах названных лиц.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежат на праве собственности двадцать одна ветроэнергетическая установка, трансформаторные подстанции и сооружения, расположенные по адресу: Калининградская обл., Зеленоградский р-н, пос. Куликово и рядом с ним, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Указанные объекты в совокупности составляют комплекс ветроэнергетической станции, введенной в эксплуатацию в соответствии с постановлением главы муниципального образования "Зеленоградский район" от 22.04.2003 N 758.
Объекты ветроэнергетической станции расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 39:05:040602:43 и 39:05:040602:44, находящихся в собственности Калининградской области, а также земельных участках с кадастровыми номерами 39:05:040602:46, 39:05:040602:47, 39:05:040602:55, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет Администрация Зеленоградского района.
В отношении земельных участков, относящихся к неразграниченным землям, между Администрацией Зеленоградского района и Обществом заключены договоры аренды.
На основании приказа Агентства от 31.03.2014 N 298-пр из земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:040602:43 и 39:05:040602:44 путем их перераспределения образованы два земельных участка: площадью 27 900 кв. м с кадастровым номером 39:05:040602:619 и площадью 412 146 кв. м с кадастровым номером 39:05:040602:620, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "для эксплуатации ветроэнергетических установок, для сельскохозяйственного производства".
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 39:05:040602:620 с названными выше характеристиками (категорией земель и разрешенным использованием) внесены в государственный кадастр недвижимости 24.03.2014.
В 2007 - 2008 годах Общество обращалось в Агентство с заявлениями о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Калининградской области, для эксплуатации сооружений ветроэнергетической станции. В ответ Агентство сообщало, что для предоставления земельных участков в указанных целях необходимо осуществить их перевод из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, иного специального назначения.
14.04.2014 Общество обратилось в Агентство с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка площадью 412 146 кв. м с кадастровым номером 39:05:040602:620 с указанием категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" для эксплуатации ветроэнергетической станции.
Письмом от 06.05.2014 N НМ-2129 Агентство сообщило Обществу об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку данный земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения и не может быть предоставлен для эксплуатации объекта электроэнергетики без изменения категории земель; для принятия решения о переводе земельного участка в иную категорию земель необходимо представить документы, предусмотренные постановлением Правительства Калининградской области от 03.05.2011 N 280.
Общество, ссылаясь на то, что как собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на предоставление в аренду земельного участка, занятого этими объектами, считая, что спорный участок в силу закона - статей 4, 18, 23, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации - может быть отнесен к землям промышленности, энергетики, иного специального назначения, поскольку Генеральным планом муниципального образования "Ковровское сельское поселение", утвержденным решением поселкового Совета депутатов от 24.12.2012 N 53, участок учтен как относящийся к указанной категории земель, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части отнесения спорного земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, иного специального назначения и признания незаконными действий Агентства по отказу Обществу в предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду, исходил из того, что спорный земельный участок на основании документов территориального планирования муниципального образования "Ковровское сельское поселение" в силу закона - положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и статей 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации - может быть отнесен к категории земель промышленности, энергетики, иного специального назначения с разрешенным использованием "для эксплуатации ветроэнергетической установки", в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации подлежит предоставлению в аренду Обществу.
Апелляционный суд, оставляя без изменения решение суда первой инстанции от 16.10.2014, указал, что с учетом разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации ветроэнергетических установок" к нему в соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации может быть применен правовой режим земель промышленности, энергетики, иного специального назначения; генеральный план сельского поселения является достаточным основанием считать земельный участок переведенным в иную категорию земель; указание в документах различных категорий земельного участка свидетельствует о необходимости внесения правовой определенности в порядок землепользования.
Между тем обеими судебными инстанциями не учтено следующее.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, иного специального назначения. Правовой режим земель каждой из названных категорий регулируется соответствующими специальными нормами (главы XIV, XV, XVI Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 названного Кодекса порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Согласно пункту 3 названной статьи нарушение установленного Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель), которым установлена процедура перевода земель из одной категории в другую. Согласно статье 5 данного Закона уполномоченный орган, принявший акт о переводе земель или земельных участков, направляет копию такого акта в орган кадастрового учета, который вносит соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
В силу пункта 3 статьи 5 упомянутого Закона перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Из приведенных положений законодательства не следует, что при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о категории земель, к которой относится земельный участок, этот участок по заявлению заинтересованного лица может быть признан судом относящимся к иной категории земель, без соблюдения установленного порядка перевода земель из одной категории в другую.
Ссылка Общества и судов на Генеральный план муниципального образования "Ковровское сельское поселение" в подтверждение отнесения спорного земельного участка к землям промышленности, энергетики, иного специального назначения несостоятельна, поскольку изменение документами территориального планирования целевого назначения земель, отнесенных в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости к определенной категории, может служить основанием для внесения соответствующих изменений в кадастр, но не основанием считать такой земельный участок относящимся к иной (измененной) категории.
Таким образом, суды, удовлетворяя требования Общества в части признания земельного участка с кадастровым номером 39:05:040602:620 относящимся к землям промышленности, энергетики, иного специального назначения, применили положения Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие правовой режим определенных категорий земель, и Градостроительного кодекса Российской Федерации, но не применили нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Закона о переводе земель, регулирующие отношения, возникающие в связи с отнесением земель к категориям и переводом их из одной категории в другую.
Поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:05:040602:620, который по данным государственного кадастра недвижимости входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, не проводилась процедура перевода его в земли иной категории, оснований для удовлетворения требований Общества в указанной выше части не имелось.
Признавая незаконными действия Агентства по отказу в предоставлении Обществу земельного участка в аренду для эксплуатации ветроэнергетических установок и возлагая на Агентство обязанность принять решение о предоставлении Обществу в долгосрочную аренду в указанных целях земельного участка с указанием категории земель - земли промышленности, энергетики, иного специального назначения, суды руководствовались статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 7 статьи 27 названного Кодекса и пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которым действие названного Федерального закона не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Однако данные нормы законодательства применены судами без учета положений подпункта 8 пункта 1 статьи 1 и статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, исходя из которых предоставление земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, для эксплуатации находящегося на нем объекта, не связанного с сельскохозяйственным производством, и изменение вида разрешенного использования земельного участка путем исключения одного из присвоенных видов разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства - возможны только после перевода земельного участка в другую категорию земель.
О невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка, занятого ветроэнергетическими установками, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации до перевода его из земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории свидетельствует и факт обращения Общества с требованием считать данный участок относящимся к землям промышленности, энергетики, иного специального назначения, а также указание судом при возложении на Агентство обязанности принять решение о предоставлении Обществу в аренду земельного участка на отнесение его к категории земель промышленности, энергетики, иного специального назначения.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций в части удовлетворения требований Общества следует признать ошибочными, основанными на неверном применении норм права, а заявление Общества в этой части - не подлежащим удовлетворению.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление, которыми требования Общества удовлетворены частично, подлежат изменению, и в удовлетворении заявления Общества должно быть отказано в полном объеме.
В связи с принятием судебного акта по существу всех заявленных Обществом требований не в его пользу судебные расходы в сумме 4000 руб., понесенные Обществом при уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции, остаются на плательщике. Излишне уплаченная при подаче заявления государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.10.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по делу N А21-4023/2014 изменить, изложив резолютивную часть решения от 16.10.2014 в следующей редакции:
"В удовлетворении заявления открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Янтарьэнерго", место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130, из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по заявлению".

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)