Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 05 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Е.Н. Номоконовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-5818/2014
на решение от 17.03.2014
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-37243/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Лазурный берег" (ИНН 2538134950, ОГРН 1102538000454, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.02.2010)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным решения от 22.11.2013 N 20/03/02-09/32215,
при участии в заседании:
- от товарищества: председатель А.В. Хетагуров (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ от 06.11.2013);
- от департамента: представитель В.Е. Елькина (удостоверение N 3170, доверенность от 02.06.2014 N 20/17736);
- установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Лазурный берег" (далее по тексту - "заявитель", "товарищество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") о признании незаконным решения от 22.11.2013 N 20/03/02-09/32215 об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:060134:44, 25:28:060134:41, 25:28:060134:42, 25:28:060134:40, 25:28:060134:36, 25:28:060134:37, 25:28:060134:38, 25:28:060134:39, 25:28:060134:35, 25:28:060134:45, 25:28:060134:43, 25:28:060134:46, 25:28:060134:47, 25:28:060134:48, 25:28:060134:34, 25:28:060134:49 для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства, а также о понуждении департамента принять решение о предоставлении товариществу спорных земельных участков в аренду.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.03.2014 заявленные требования удовлетворены, в целях восстановления нарушенного права заявителя суд первой инстанции обязал департамент принять решение о предоставлении заявителю испрашиваемых им земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством - для садоводства, ведения дачного хозяйства.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, департамент настаивает на отсутствии оснований для предоставления товариществу спорных земельных участков. Считает, что дата постановки земельного участка на кадастровый учет с определенным разрешенным использованием не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, так как гражданские отношения по использованию земельного участка возникают не с момента его постановки на кадастровый учет, а с даты принятия решения о его предоставлении. Поскольку ведение дачного хозяйства в границах зоны особо охраняемых территорий запрещено, по мнению департамента, принятое им решение является законным и обоснованным.
Кроме того департамент обращает внимание суда апелляционной инстанции на тот факт, что товарищество за формированием испрашиваемых земельных участков не обращалось.
Товарищество в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразило. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
06.09.2013 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства, земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:060134:44, 25:28:060134:41, 25:28:060134:42, 25:28:060134:40, 25:28:060134:36, 25:28:060134:37, 25:28:060134:38, 25:28:060134:39, 25:28:060134:35, 25:28:060134:45, 25:28:060134:43, 25:28:060134:46. К данному заявлению были приложены кадастровые паспорта земельных участков и регистрационные документы товарищества.
22.11.2013 товарищество подало в департамент уточненное заявление, в котором просило предоставить в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства, помимо указанных выше, еще четыре земельных участка с кадастровыми номерами 25:28:060134:47, 25:28:060134:48, 25:28:060134:34, 25:28:060134:49. Кадастровые паспорта земельных участков представлены в департамент одновременно с заявлением.
Письмом от 22.11.2013 N 20/03/02-09/32215 департамент отказал товариществу в предоставлении земельных участков в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации со ссылкой на несоответствие вида разрешенного использования земельных участков видам разрешенного использования территориальной зоны, в границах которой они находятся.
Не согласившись с решением департамента, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Как следует из материалов дела, товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
В силу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Следовательно, положения статьи 34 ЗК РФ в рассматриваемом случае не применимы.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - "Закон N 66-ФЗ"), статья 1 которого под дачным земельным участком понимает земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 Закона N 66-ФЗ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Как следует из материалов дела, товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 09.04.2012.
При этом им испрашиваются земельные участки в бухте Рында (о.Русский) в г. Владивостоке с кадастровыми номерами 25:28:060134:44, 25:28:060134:41, 25:28:060134:42, 25:28:060134:40, 25:28:060134:36, 25:28:060134:37, 25:28:060134:38, 25:28:060134:39, 25:28:060134:35, 25:28:060134:45, 25:28:060134:43, 25:28:060134:46, 25:28:060134:47, 25:28:060134:48, 25:28:060134:34, 25:28:060134:49, которые согласно кадастровым паспортам сформированы и поставлены на кадастровый учет с разрешенным использованием "для ведения дачного хозяйства" 25.12.2002.
То есть формированием и постановкой на кадастровый учет спорных земельных участков для ведения дачного хозяйства товарищество не занималось.
Из письма Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 28.10.2013 N 23482сп следует, что спорные земельные участки согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, расположены в зоне особо охраняемых территорий на землях рекреационного значения (ОО-5). Указанный факт товариществом не оспаривается.
Суд первой инстанции, признавая незаконным отказ департамента со ссылкой на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ГК РФ"), счел не подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям Правила землепользования и застройки как принятые после постановки земельных участков на кадастровый учет.
Между тем судом ошибочно не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - "ГрК РФ").
Согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно пункту 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Порядок проведения зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений установлен статьей 12 Закона 66-ФЗ. В частности, пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Из пунктов 4 - 5 статьи 14 Закона 66-ФЗ следует, что садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации земельный участок предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
На момент обращения товарищества в департамент и принятия оспариваемого решения испрашиваемые товариществом земельные участки были отнесены к зоне особо охраняемых территорий на землях рекреационного значения (ОО-5).
Статьей 57.1 Правил землепользования и застройки к зоне особо охраняемых территорий на землях рекреационного назначения отнесены территории островной части города Владивостока, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Зона особо охраняемых территорий на землях рекреационного назначения включает земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Градостроительным регламентом указанной зоны ведение дачного хозяйства не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует ЗК РФ и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку возможность ведения дачного хозяйства в зоне ОО-5 в настоящее время отсутствует.
То обстоятельство, что на момент постановки земельных участков на кадастровый учет Правила землепользования и застройки еще не были приняты, не может служить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязательности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Учитывая, что судом первой инстанции не дана ненадлежащая правовая оценка доводу департамента о несоответствии выбранного товариществом вида разрешенного использования (ведение дачного хозяйства) градостроительному регламенту зоны ОО-5, выводы суда первой инстанции о незаконности отказа департамента являются ошибочными.
Рассматривая вопрос о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 4 ГК РФ, коллегия исходит из того, что отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 ЗК РФ).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 ЗК РФ, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента постановки земельного участка на кадастровый учет, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим статья 4 ГК РФ не подлежит применению.
Учитывая изложенное, коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы и приходит к выводу о наличии оснований для отказа в предоставлении спорных земельных участков и об отсутствии нарушенных прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения департамента незаконным, заявленные требования не подлежали удовлетворению. Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права.
В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются коллегией на заявителя.
Кроме того, на основании части 5 статьи 96 АПК РФ коллегия отменяет обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2013.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.03.2014 по делу N А51-37243/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Отменить обеспечительные меры, принятые по делу Арбитражным судом Приморского края определением от 02.12.2013.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Е.Н.НОМОКОНОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2014 N 05АП-5818/2014 ПО ДЕЛУ N А51-37243/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2014 г. N 05АП-5818/2014
Дело N А51-37243/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 05 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Е.Н. Номоконовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-5818/2014
на решение от 17.03.2014
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-37243/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Лазурный берег" (ИНН 2538134950, ОГРН 1102538000454, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.02.2010)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным решения от 22.11.2013 N 20/03/02-09/32215,
при участии в заседании:
- от товарищества: председатель А.В. Хетагуров (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ от 06.11.2013);
- от департамента: представитель В.Е. Елькина (удостоверение N 3170, доверенность от 02.06.2014 N 20/17736);
- установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Лазурный берег" (далее по тексту - "заявитель", "товарищество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") о признании незаконным решения от 22.11.2013 N 20/03/02-09/32215 об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:060134:44, 25:28:060134:41, 25:28:060134:42, 25:28:060134:40, 25:28:060134:36, 25:28:060134:37, 25:28:060134:38, 25:28:060134:39, 25:28:060134:35, 25:28:060134:45, 25:28:060134:43, 25:28:060134:46, 25:28:060134:47, 25:28:060134:48, 25:28:060134:34, 25:28:060134:49 для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства, а также о понуждении департамента принять решение о предоставлении товариществу спорных земельных участков в аренду.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.03.2014 заявленные требования удовлетворены, в целях восстановления нарушенного права заявителя суд первой инстанции обязал департамент принять решение о предоставлении заявителю испрашиваемых им земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством - для садоводства, ведения дачного хозяйства.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, департамент настаивает на отсутствии оснований для предоставления товариществу спорных земельных участков. Считает, что дата постановки земельного участка на кадастровый учет с определенным разрешенным использованием не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, так как гражданские отношения по использованию земельного участка возникают не с момента его постановки на кадастровый учет, а с даты принятия решения о его предоставлении. Поскольку ведение дачного хозяйства в границах зоны особо охраняемых территорий запрещено, по мнению департамента, принятое им решение является законным и обоснованным.
Кроме того департамент обращает внимание суда апелляционной инстанции на тот факт, что товарищество за формированием испрашиваемых земельных участков не обращалось.
Товарищество в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразило. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
06.09.2013 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства, земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:060134:44, 25:28:060134:41, 25:28:060134:42, 25:28:060134:40, 25:28:060134:36, 25:28:060134:37, 25:28:060134:38, 25:28:060134:39, 25:28:060134:35, 25:28:060134:45, 25:28:060134:43, 25:28:060134:46. К данному заявлению были приложены кадастровые паспорта земельных участков и регистрационные документы товарищества.
22.11.2013 товарищество подало в департамент уточненное заявление, в котором просило предоставить в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства, помимо указанных выше, еще четыре земельных участка с кадастровыми номерами 25:28:060134:47, 25:28:060134:48, 25:28:060134:34, 25:28:060134:49. Кадастровые паспорта земельных участков представлены в департамент одновременно с заявлением.
Письмом от 22.11.2013 N 20/03/02-09/32215 департамент отказал товариществу в предоставлении земельных участков в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации со ссылкой на несоответствие вида разрешенного использования земельных участков видам разрешенного использования территориальной зоны, в границах которой они находятся.
Не согласившись с решением департамента, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЗК РФ") предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Как следует из материалов дела, товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
В силу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Следовательно, положения статьи 34 ЗК РФ в рассматриваемом случае не применимы.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - "Закон N 66-ФЗ"), статья 1 которого под дачным земельным участком понимает земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 Закона N 66-ФЗ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Как следует из материалов дела, товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 09.04.2012.
При этом им испрашиваются земельные участки в бухте Рында (о.Русский) в г. Владивостоке с кадастровыми номерами 25:28:060134:44, 25:28:060134:41, 25:28:060134:42, 25:28:060134:40, 25:28:060134:36, 25:28:060134:37, 25:28:060134:38, 25:28:060134:39, 25:28:060134:35, 25:28:060134:45, 25:28:060134:43, 25:28:060134:46, 25:28:060134:47, 25:28:060134:48, 25:28:060134:34, 25:28:060134:49, которые согласно кадастровым паспортам сформированы и поставлены на кадастровый учет с разрешенным использованием "для ведения дачного хозяйства" 25.12.2002.
То есть формированием и постановкой на кадастровый учет спорных земельных участков для ведения дачного хозяйства товарищество не занималось.
Из письма Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 28.10.2013 N 23482сп следует, что спорные земельные участки согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, расположены в зоне особо охраняемых территорий на землях рекреационного значения (ОО-5). Указанный факт товариществом не оспаривается.
Суд первой инстанции, признавая незаконным отказ департамента со ссылкой на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ГК РФ"), счел не подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям Правила землепользования и застройки как принятые после постановки земельных участков на кадастровый учет.
Между тем судом ошибочно не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - "ГрК РФ").
Согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно пункту 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Порядок проведения зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений установлен статьей 12 Закона 66-ФЗ. В частности, пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Из пунктов 4 - 5 статьи 14 Закона 66-ФЗ следует, что садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации земельный участок предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
На момент обращения товарищества в департамент и принятия оспариваемого решения испрашиваемые товариществом земельные участки были отнесены к зоне особо охраняемых территорий на землях рекреационного значения (ОО-5).
Статьей 57.1 Правил землепользования и застройки к зоне особо охраняемых территорий на землях рекреационного назначения отнесены территории островной части города Владивостока, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Зона особо охраняемых территорий на землях рекреационного назначения включает земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Градостроительным регламентом указанной зоны ведение дачного хозяйства не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует ЗК РФ и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку возможность ведения дачного хозяйства в зоне ОО-5 в настоящее время отсутствует.
То обстоятельство, что на момент постановки земельных участков на кадастровый учет Правила землепользования и застройки еще не были приняты, не может служить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязательности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Учитывая, что судом первой инстанции не дана ненадлежащая правовая оценка доводу департамента о несоответствии выбранного товариществом вида разрешенного использования (ведение дачного хозяйства) градостроительному регламенту зоны ОО-5, выводы суда первой инстанции о незаконности отказа департамента являются ошибочными.
Рассматривая вопрос о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 4 ГК РФ, коллегия исходит из того, что отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 ЗК РФ).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 ЗК РФ, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента постановки земельного участка на кадастровый учет, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим статья 4 ГК РФ не подлежит применению.
Учитывая изложенное, коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы и приходит к выводу о наличии оснований для отказа в предоставлении спорных земельных участков и об отсутствии нарушенных прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения департамента незаконным, заявленные требования не подлежали удовлетворению. Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права.
В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются коллегией на заявителя.
Кроме того, на основании части 5 статьи 96 АПК РФ коллегия отменяет обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2013.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.03.2014 по делу N А51-37243/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Отменить обеспечительные меры, принятые по делу Арбитражным судом Приморского края определением от 02.12.2013.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Е.Н.НОМОКОНОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)