Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-9855/2014

Требование: О признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, обязании утвердить схему расположения участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявителю отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории по мотиву несоответствия заявленной цели использования испрашиваемого участка назначению расположенного на участке объекта недвижимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу N 33-9855/2014


Судья: Сурков В.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.
судей Лазаревой М.А. и Минина Г.В.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом в лице заместителя руководителя Ш. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 июля 2014 года, которым постановлено:
"Заявление О. - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории незаконным и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка площадью 460 кв. м, занимаемого жилым домом с приусадебным участком, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане (карте) соответствующей территории".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

О. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и возложении на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанности утвердить схему расположения земельного участка, указав в обоснование своих требований, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры от 27.01.2003 года, и договора купли-продажи квартиры от 18.01.2006 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.01.2013 года. Земельный участок, занимаемый указанным домом, в собственность не оформлен и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Желая реализовать свое исключительное право на приватизацию земельного участка, предусмотренное указанной нормой, она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 460 кв. м, занимаемого жилым домом с приусадебным участком.
Поскольку на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка, испрашиваемый земельный участок не был поставлен на государственный кадастровый учет, в соответствии с требованиями действующего законодательства, и в частности положениями ч. 7 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, она обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
14.04.2014 года Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, на основании п. 3 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 года N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", согласно которому несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории препятствует ей в постановке указанного земельного участка на кадастровый учет и, как следствие, в приобретении указанного земельного участка в собственность.
Ссылаясь на изложенное, просила признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара и возложить обязанность утвердить схему расположения земельного участка.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица просил решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права, постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя по доверенности К. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно п. 2.4 вышеназванного Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку. При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
По пункту 2.5. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка.
Согласно пункту 2.2 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Регламент), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на не разграничена, в городском округе Самара", уполномоченный орган в месячный срок с момента поступления обращения министерства имущественных отношений Самарской области об утверждении схемы расположения земельного участка с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка.
Из изложенных норм закона следует, что уполномоченный орган вправе утверждать схему расположения земельного участка в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, с учетом зонирования территорий.
В соответствии с Постановлением Главы г.о. Самара от 19.09.2006 года N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий" Департамент управления имуществом является уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемых ими, а также земельных участков на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц.
Согласно п. 2.1 Порядка подготовки и утверждения схем расположения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара, предоставляемых для целей не связанных со строительством основанием для организации работ по утверждению Схемы является поступление в Департамент обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органа государственной власти Самарской области, уполномоченного на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - уполномоченный орган).
Из материалов дела усматривается, что О. на праве собственности принадлежит 2-этажный жилой дом площадью 84,4 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 24.01.2013 года, документами основаниями возникновения права в свидетельстве указаны договора купли-продажи квартиры от 27.01.2003 года и от 18.01.2006 года.
Судом установлено, что земельный участок, занимаемый указанным домом, в собственность не оформлен и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В заседании суда апелляционной инстанции установлено, что в 2014 году заявитель обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 460 кв. м, занимаемого жилым домом с приусадебным участком, однако до настоящего времени ответ заявителем не получен.
Также из материалов дела усматривается, что заявитель обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Установлено, что 14.04.2014 года Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, на основании п. 3 ст. 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 года N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", согласно которому несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Согласно действующим Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года N 61, испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Ц-1 (зона деловых и коммерческих предприятий в границах исторической части центрального района) и использование его под жилой дом не входит в перечень видов разрешенного использования, установленных для данной зоны.
Суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора (абзац 2 статьи 222 ГПК РФ).
По смыслу указанного положения на заявителе лежит обязанность соблюдения определенной последовательности обращения за защитой, нарушение которой исключает в данный момент реализацию его права на судебную защиту вследствие несоблюдения условия о порядке рассмотрения спора.
Судебная коллегия полагает, что самостоятельное обращение заявителя в Департамент управления имущества об утверждении схемы расположения земельного участка, до рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка уполномоченным органом - Министерством имущественных отношений, не соответствует установленному законом порядку обращения.
При направлении Министерством имущественных отношений в Департамент управления имуществом соответствующего обращения об утверждении схемы земельного участка, в случае несогласия с заключением об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, О. вправе обжаловать данный отказ в суд.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда необходимо отменить и заявление Осетровой оставить без рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 222, 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 июля 2014 года отменить, заявление О. оставить без рассмотрения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)