Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжиков О.Ю.
судей Иванова Н.Е., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3965/2014) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 04.03.2014 по делу N А46-14500/2013 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (ИНН 5503108063 ОГРН 1075503003256) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, понуждении к обеспечению выбора земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - Бусс С.А. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 17 от 14.03.2014 сроком действия один год);
- от общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (далее - ООО "Спецстрой", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент), выразившегося в необеспечении выбора земельного участка по заявлению ООО "Спецстрой" от 08.08.2012 вх.N 04-02/1128 для строительства диагностического центра, предполагаемое место размещения земельного участка - вблизи здания с адресом: улица Коммунальная, дом 17 в Советском административном округе города Омска, площадью 1600 кв. м. В целях устранения нарушения прав ООО "Спецстрой" заявитель просил обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обеспечить выбор земельного участка по заявлению ООО "Спецстрой" от 08.08.2012 вх. N 04-02/1128 для строительства диагностического центра, предполагаемое место размещения земельного участка - вблизи здания с адресом: улица Коммунальная, дом 17 в Советском административном округе города Омска, площадью 1600 кв. м, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории вблизи строения N 17 по улице Коммунальная в Советском административном округе города Омска, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 26.11.2012 N 1909-р.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.03.2014 по делу N А46-14500/2013 требования Общества удовлетворены в полном объеме, признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка по заявлению ООО "Спецстрой" от 08.08.2012 вх.N 04-02/1128 для строительства диагностического центра, предполагаемое место размещения земельного участка - вблизи здания с адресом: улица Коммунальная, дом 17 в Советском административном округе города Омска, площадью 1600 кв. м.
В целях устранения нарушения прав ООО "Спецстрой" суд обязал Департамент обеспечить выбор земельного участка по заявлению Общества от 08.08.2012 вх. N 04-02/1128 для строительства диагностического центра, предполагаемое место размещения земельного участка - вблизи здания с адресом: улица Коммунальная, дом 17 в Советском административном округе города Омска, площадью 1600 кв. м, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории вблизи строения N 17 по улице Коммунальная в Советском административном округе города Омска, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 26.11.2012 N 1909-р.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что в связи с принятием Омским городским Советом решения от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" предоставление заявителю земельного участка без процедуры проведения торгов не представляется возможным.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Департамента Общество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
ООО "Спецстрой", надлежащим образом извещенное в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в суд не обеспечило.
В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие поименованного лица.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав явившегося представителя Департамента, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
08.08.2012 ООО "Спецстрой" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области (функции которого в настоящее время исполняет департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска) с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просило выбрать находящийся в государственной собственности земельный участок, расположенный на территории города Омска и предварительно согласовать место размещения диагностического центра. Предполагаемое местоположение земельного участка - вблизи здания с адресом: улица Коммунальная, дом 17 в Советском административном округе города Омска; предполагаемый размер земельного участка 1600 кв. м, площадь застройки 800 кв. м; испрашиваемое право - аренда сроком на 5 лет.
Поскольку до ноября 2013 года выбор земельного участка не был обеспечен, ООО "Спецстрой" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
04.03.2014 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является выяснение вопроса о возможности на испрашиваемом земельном участке построить конкретный объект недвижимости. Предназначение процедур согласования заключается в определении соответствия или несоответствия будущего объекта недвижимости требованиям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительных и санитарных норм и правил, иным обязательным требованиям.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
В рассматриваемом случае, в соответствии с подпунктами 2, 3, 7 пункта 19 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 в сфере земельных отношений департамент осуществляет следующие функции:
- - обеспечивает проведение работ по формированию земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов;
- - обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства (а в необходимых случаях и для установления их охранных или санитарно-защитных зон);
- - разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;
- - в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта; осуществляет подготовку проекта правового акта Администрации города Омска о предоставлении земельного участка для строительства.
При этом статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен срок, в течение которого орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ, так, в соответствии с редакцией данной статьи действовавшей до 12.12.2009, установлен трехмесячный срок, тогда как, в соответствии с действующей редакцией данной статьи, установлен шестимесячный срок.
Согласно статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта специально уполномоченный орган принимает в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, выбор земельного участка по заявлению ООО "Спецстрой" по заявлению от 08.08.2012 должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган. Однако, до момента обращения заявителя в арбитражный суд Департамент не осуществлял выбора земельного участка по соответствующему заявлению об обеспечении выбора земельного участка, что свидетельствует об обоснованности требований заявителя.
Таким образом, Департамент, в нарушение требований статьей 65, 200 АПК РФ, не представил доказательства проведения каких-либо действий, предусмотренных статьей 31 ЗК РФ, направленных на обеспечение выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из материалов дела усматривается, что комиссией по градостроительству и землепользованию на территории города Омска 29.08.2012 было принято решение о возможности использования земельного участка вблизи строения N 17 по ул. Коммунальная в Советском административном округе для строительства диагностического центра в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ, а распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 26.11.2012 N 1909-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории вблизи строения N 17 по улице Коммунальная в Советском административном округе города Омска, суд первой инстанции обоснованно обязал департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обеспечить выбор земельного участка по заявлению ООО "Спецстрой" от 08.08.2012 вх. N 04-02/1128 для строительства диагностического центра, предполагаемое место размещения земельного участка - вблизи здания с адресом: улица Коммунальная, дом 17 в Советском административном округе города Омска, площадью 1600 кв. м, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории вблизи строения N 17 по улице Коммунальная в Советском административном округе города Омска, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 26.11.2012 N 1909-р.
Отказывая в предоставлении земельного участка Обществу, Департамент сослался на невозможность предоставления заявителю земельного участка без процедуры проведения торгов в связи с принятием Омским городским Советом решения от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, при условии надлежащего исполнения уполномоченным органом своих обязанностей по обеспечению выбора и предварительному согласованию места размещения объекта, решение о предварительном согласовании места размещения объекта по заявлению ООО "Спецстрой" должно было быть принято задолго до издания упомянутого решения Омского городского Совета.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департаментом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.03.2014 по делу N А46-14500/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2014 N 08АП-3965/2014 ПО ДЕЛУ N А46-14500/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. N 08АП-3965/2014
Дело N А46-14500/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжиков О.Ю.
судей Иванова Н.Е., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3965/2014) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 04.03.2014 по делу N А46-14500/2013 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (ИНН 5503108063 ОГРН 1075503003256) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, понуждении к обеспечению выбора земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - Бусс С.А. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N 17 от 14.03.2014 сроком действия один год);
- от общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
общества с ограниченной ответственностью "Спецстрой" (далее - ООО "Спецстрой", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - Департамент), выразившегося в необеспечении выбора земельного участка по заявлению ООО "Спецстрой" от 08.08.2012 вх.N 04-02/1128 для строительства диагностического центра, предполагаемое место размещения земельного участка - вблизи здания с адресом: улица Коммунальная, дом 17 в Советском административном округе города Омска, площадью 1600 кв. м. В целях устранения нарушения прав ООО "Спецстрой" заявитель просил обязать департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обеспечить выбор земельного участка по заявлению ООО "Спецстрой" от 08.08.2012 вх. N 04-02/1128 для строительства диагностического центра, предполагаемое место размещения земельного участка - вблизи здания с адресом: улица Коммунальная, дом 17 в Советском административном округе города Омска, площадью 1600 кв. м, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории вблизи строения N 17 по улице Коммунальная в Советском административном округе города Омска, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 26.11.2012 N 1909-р.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.03.2014 по делу N А46-14500/2013 требования Общества удовлетворены в полном объеме, признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка по заявлению ООО "Спецстрой" от 08.08.2012 вх.N 04-02/1128 для строительства диагностического центра, предполагаемое место размещения земельного участка - вблизи здания с адресом: улица Коммунальная, дом 17 в Советском административном округе города Омска, площадью 1600 кв. м.
В целях устранения нарушения прав ООО "Спецстрой" суд обязал Департамент обеспечить выбор земельного участка по заявлению Общества от 08.08.2012 вх. N 04-02/1128 для строительства диагностического центра, предполагаемое место размещения земельного участка - вблизи здания с адресом: улица Коммунальная, дом 17 в Советском административном округе города Омска, площадью 1600 кв. м, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории вблизи строения N 17 по улице Коммунальная в Советском административном округе города Омска, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 26.11.2012 N 1909-р.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что в связи с принятием Омским городским Советом решения от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" предоставление заявителю земельного участка без процедуры проведения торгов не представляется возможным.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Департамента Общество выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
ООО "Спецстрой", надлежащим образом извещенное в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в суд не обеспечило.
В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие поименованного лица.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав явившегося представителя Департамента, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
08.08.2012 ООО "Спецстрой" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области (функции которого в настоящее время исполняет департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска) с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного на территории города Омска, и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просило выбрать находящийся в государственной собственности земельный участок, расположенный на территории города Омска и предварительно согласовать место размещения диагностического центра. Предполагаемое местоположение земельного участка - вблизи здания с адресом: улица Коммунальная, дом 17 в Советском административном округе города Омска; предполагаемый размер земельного участка 1600 кв. м, площадь застройки 800 кв. м; испрашиваемое право - аренда сроком на 5 лет.
Поскольку до ноября 2013 года выбор земельного участка не был обеспечен, ООО "Спецстрой" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
04.03.2014 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является выяснение вопроса о возможности на испрашиваемом земельном участке построить конкретный объект недвижимости. Предназначение процедур согласования заключается в определении соответствия или несоответствия будущего объекта недвижимости требованиям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительных и санитарных норм и правил, иным обязательным требованиям.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
В рассматриваемом случае, в соответствии с подпунктами 2, 3, 7 пункта 19 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 в сфере земельных отношений департамент осуществляет следующие функции:
- - обеспечивает проведение работ по формированию земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов;
- - обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства (а в необходимых случаях и для установления их охранных или санитарно-защитных зон);
- - разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;
- - в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта; осуществляет подготовку проекта правового акта Администрации города Омска о предоставлении земельного участка для строительства.
При этом статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлен срок, в течение которого орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ, так, в соответствии с редакцией данной статьи действовавшей до 12.12.2009, установлен трехмесячный срок, тогда как, в соответствии с действующей редакцией данной статьи, установлен шестимесячный срок.
Согласно статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта специально уполномоченный орган принимает в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, выбор земельного участка по заявлению ООО "Спецстрой" по заявлению от 08.08.2012 должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган. Однако, до момента обращения заявителя в арбитражный суд Департамент не осуществлял выбора земельного участка по соответствующему заявлению об обеспечении выбора земельного участка, что свидетельствует об обоснованности требований заявителя.
Таким образом, Департамент, в нарушение требований статьей 65, 200 АПК РФ, не представил доказательства проведения каких-либо действий, предусмотренных статьей 31 ЗК РФ, направленных на обеспечение выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Из материалов дела усматривается, что комиссией по градостроительству и землепользованию на территории города Омска 29.08.2012 было принято решение о возможности использования земельного участка вблизи строения N 17 по ул. Коммунальная в Советском административном округе для строительства диагностического центра в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ, а распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 26.11.2012 N 1909-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории вблизи строения N 17 по улице Коммунальная в Советском административном округе города Омска, суд первой инстанции обоснованно обязал департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обеспечить выбор земельного участка по заявлению ООО "Спецстрой" от 08.08.2012 вх. N 04-02/1128 для строительства диагностического центра, предполагаемое место размещения земельного участка - вблизи здания с адресом: улица Коммунальная, дом 17 в Советском административном округе города Омска, площадью 1600 кв. м, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории вблизи строения N 17 по улице Коммунальная в Советском административном округе города Омска, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 26.11.2012 N 1909-р.
Отказывая в предоставлении земельного участка Обществу, Департамент сослался на невозможность предоставления заявителю земельного участка без процедуры проведения торгов в связи с принятием Омским городским Советом решения от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, при условии надлежащего исполнения уполномоченным органом своих обязанностей по обеспечению выбора и предварительному согласованию места размещения объекта, решение о предварительном согласовании места размещения объекта по заявлению ООО "Спецстрой" должно было быть принято задолго до издания упомянутого решения Омского городского Совета.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департаментом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.03.2014 по делу N А46-14500/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)