Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3249/2013) открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" на решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33141/2012 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" (ОГРН 1025500735260, ИНН 5500000103) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 равной его рыночной стоимости в размере 54 360 000 рублей и понуждении к выполнению действий,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" - Матвеев Павел Владимирович, предъявлен паспорт, по доверенности N 132-Д от 13.12.2013 сроком действия по 31.12.2013; Баранова Елена Александровна, предъявлен паспорт, по доверенности N 129-Д от 04.12.2013 сроком действия по 31.12.2014;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области - Дрофа Анна Сергеевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 55/2013-06 от 18.02.2013 сроком действия три года;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Аверина Анастасия Дмитриевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 121 от 25.12.2012 сроком действия по 31.12.2013; Окишев Константин Владимирович, предъявлен паспорт, по доверенности N 76 от 05.09.2013 сроком действия по 31.12.2013;
- установил:
открытое акционерного общества "Газпромнефть-Омск" (далее по тексту - ОАО "Газпромнефть-Омск", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (далее по тексту - филиал ФГБУ "ФКБ Росреестра" по Омской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, местоположение которого установлено в 190 метрах северо-восточнее относительно конторы нефтебазы, имеющей почтовый адрес: город Омск, улица Мельничная, дом 67, общей площадью 266 597 кв. м, по состоянию на 01.11.2011 равной его рыночной стоимости в размере 54 360 000 руб.; обязании филиала ФГБУ "ФКБ Росреестра" по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, определенной по состоянию на 01.01.2011 в размере 54 360 000 руб. с момента вступления в силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33141/2012 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оцени земель населенных пунктов Омской области" не содержит. При этом, с 01.01.2012 указанные в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, утратили свою актуальность, поскольку постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п утратило силу с 01.01.2012. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в связи с тем, что при проведении очередной государственной кадастровой оценки в 2011 году спорный земельный участок не был оценен, в настоящее время отсутствуют актуальные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317. Суд первой инстанции указал, что внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, не являющиеся актуальными, действующим законодательством не предусмотрено. Также суд первой инстанции сделал вывод о том, что тот факт, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не установлена с 01.01.2012, не нарушает прав Общества как плательщика земельного налога.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Газпромнефть-Омск" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33141/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что действующее законодательство не связывает возможность установления кадастровой стоимости в размере рыночной с непременным отсутствием в государственном кадастре недвижимости утративших актуальность сведений о кадастровой стоимости. Податель жалобы считает, что наличие в государственном кадастре недвижимости неактуальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, либо отсутствие в нормативном правовом акте, утвердившем новые результаты государственной кадастровой оценки, сведений о кадастровой стоимости конкретного земельного участка не должны лишать заявителя указанного права на возможность установить кадастровую стоимость в размере рыночной.
Филиал ФГБУ "ФКБ Росреестра" по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзывы, возражения на отзыв, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Газпромнефть-Омск" на основании договора купли-продажи земельного участка N 1751/2007 от 28.11.2007 является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 площадью 266 597 кв. м, местоположение которого установлено в 190 метрах северо-восточнее относительно конторы нефтебазы, имеющей почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица Мельничная, дом 67. Согласно кадастровому паспорту указанного земельного участка по состоянию на 27.04.2012 в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 в размере 771 171 812 руб. 05 коп., рассчитанной в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 и постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
В 2011 году была произведена очередная государственная кадастровая оценка земель, утвержденная к применению с 01.01.2012 приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области". Однако вышеназванный земельный участок в ходе государственной кадастровой оценки в 2011 году оценен не был.
Поскольку до настоящего времени в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости участка, рассчитанной в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель девятого вида разрешенного использования, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, утратившего силу с 01.01.2012, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 в размере его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33141/2012 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии пунктом 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, а именно - средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования ранее были утверждены Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 01.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" данные о кадастровой стоимости были внесены уполномоченным государственным органом именно на основании материалов государственной кадастровой оценки земли.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 рассчитана на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 и Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п (т. 1, л.д. 20).
При этом постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п утратило силу с 01.01.2012.
С 01.01.2012 вступил в силу Приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области, в котором отсутствуют сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1317 не вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке и не принимал участие в государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Омской области по состоянию на 01.01.2011.
Следовательно, с 01.01.2012 указанные в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, утратили свою актуальность.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в данном случае не являются.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Согласно части 3 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена не только посредством проведения государственной кадастровой оценки, но также и посредством судебного установления рыночной стоимости земельного участка.
Согласно позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В рассматриваемом случае Обществом в обоснование своих требований представлен отчет N 124605 от 22.11.2012 об определении рыночной стоимости имуществе, составленный ООО "Независимая экспертиза "Флагман" (т. 1, л.д. 37-103). Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 по состоянию на 01.01.2011 составляет 54 360 000 руб. (т. 1, л.д. 70).
Согласно экспертному заключению на отчет N 124605 от 22.11.2012 об определении рыночной стоимости имущества, названный отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (т. 1, л.д. 31-36).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниями и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом недвижимости, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности Обществом действительной рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 54 360 000 руб.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 не была определена в соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п, а нормативная цена земельного участка Общества, подлежащая применению для целей налогообложения в случае, если кадастровая стоимость не определена, существенно превышает его рыночную стоимость (согласно приказу Министерства имущественных отношений Омской области от 29.12.2012 N 78-п "Об определении нормативной цены земли на 2013 год" составляет 166 241 891,29 руб.), что нарушает права и законные интересы Общества как собственника данного земельного участка, уплачивающего земельный налог, определяемый исходя из кадастровой стоимости земельного участка, апелляционный суд считает правомерными требования заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, местоположение которого установлено в 190 метрах северо-восточнее относительно конторы нефтебазы, имеющей почтовый адрес: город Омск, улица Мельничная, дом 67, общей площадью 266 597 кв. м, равной его рыночной стоимости.
В данном случае спор об установлении рыночной стоимости земельного участка, подлежащей внесению в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, вопреки доводам ответчиков, не касается неактуальных сведений о кадастровой стоимости, Общество не просило установить кадастровую стоимость земельного участка за предшествующий период (до момента вступления в законную силу судебного акта об установлении кадастровой стоимости).
При этом, как было указано ранее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка посредством судебного установления его рыночной стоимости, а не только путем проведения государственной кадастровой оценки. Сам по себе факт нахождения в государственном кадастре недвижимости на данный момент неактуальных сведений о кадастровой стоимости не имеет правового значения для рассмотрения спора.
Отклоняется апелляционным судом как необоснованный довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о том, что отчет от 22.11.2012 об определении рыночной стоимости земельного участка составлен не на дату установления кадастровой стоимости участка - 01.01.2007, а на произвольную дату, что исключает его принятие в качестве доказательства достоверности рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении требования о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной заявитель должен доказать, что рыночная стоимость установлена на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
Эта дата может быть указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости или установлена на основании сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки (если она не указана в отчете).
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
В данном случае рыночная стоимость спорного земельного участка независимым оценщиком определена по состоянию на 01.01.2011 (т. 1 л.д. 37).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов г. Омска, результаты которой утверждены Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области", также проведена по состоянию на 01.01.2011.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка установлена верно.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта.
Учитывая указанное, обязанность по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, на соответствующий орган возлагается с момента вступления в силу решения суда по делу N А46-33141/2012.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит условий о моменте внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Однако согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Требования заявителя об установлении кадастровой стоимости, о внесении рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 54 360 000 руб. в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости подлежат удовлетворению посредством возложения обязанности по осуществлению указанных действий на ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Омской области.
При таких обстоятельствах, требования Общества подлежат удовлетворению, соответственно, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Поскольку требования и апелляционная жалоба Общества подлежат удовлетворению, судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ФГБУ "ФКБ Росреестра".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33141/2012 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные открытым акционерным обществом "Газпромнефть-Омск", удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, местоположение которого установлено в 190 метрах северо-восточнее относительно конторы нефтебазы, имеющей почтовый адрес: город Омск, улица Мельничная, дом 67, общей площадью 266 597 кв. м, по состоянию на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости в размере 54 360 000 руб.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, определенной по состоянию на 01.01.2011 в размере 54 360 000 руб. с момента вступления в силу решения суда.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" судебные расходы в размере 6 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2013 ПО ДЕЛУ N А46-33141/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 г. по делу N А46-33141/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3249/2013) открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" на решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33141/2012 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" (ОГРН 1025500735260, ИНН 5500000103) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 равной его рыночной стоимости в размере 54 360 000 рублей и понуждении к выполнению действий,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" - Матвеев Павел Владимирович, предъявлен паспорт, по доверенности N 132-Д от 13.12.2013 сроком действия по 31.12.2013; Баранова Елена Александровна, предъявлен паспорт, по доверенности N 129-Д от 04.12.2013 сроком действия по 31.12.2014;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области - Дрофа Анна Сергеевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 55/2013-06 от 18.02.2013 сроком действия три года;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Аверина Анастасия Дмитриевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 121 от 25.12.2012 сроком действия по 31.12.2013; Окишев Константин Владимирович, предъявлен паспорт, по доверенности N 76 от 05.09.2013 сроком действия по 31.12.2013;
- установил:
открытое акционерного общества "Газпромнефть-Омск" (далее по тексту - ОАО "Газпромнефть-Омск", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (далее по тексту - филиал ФГБУ "ФКБ Росреестра" по Омской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, местоположение которого установлено в 190 метрах северо-восточнее относительно конторы нефтебазы, имеющей почтовый адрес: город Омск, улица Мельничная, дом 67, общей площадью 266 597 кв. м, по состоянию на 01.11.2011 равной его рыночной стоимости в размере 54 360 000 руб.; обязании филиала ФГБУ "ФКБ Росреестра" по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, определенной по состоянию на 01.01.2011 в размере 54 360 000 руб. с момента вступления в силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33141/2012 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оцени земель населенных пунктов Омской области" не содержит. При этом, с 01.01.2012 указанные в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, утратили свою актуальность, поскольку постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п утратило силу с 01.01.2012. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в связи с тем, что при проведении очередной государственной кадастровой оценки в 2011 году спорный земельный участок не был оценен, в настоящее время отсутствуют актуальные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317. Суд первой инстанции указал, что внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, не являющиеся актуальными, действующим законодательством не предусмотрено. Также суд первой инстанции сделал вывод о том, что тот факт, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не установлена с 01.01.2012, не нарушает прав Общества как плательщика земельного налога.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Газпромнефть-Омск" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33141/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что действующее законодательство не связывает возможность установления кадастровой стоимости в размере рыночной с непременным отсутствием в государственном кадастре недвижимости утративших актуальность сведений о кадастровой стоимости. Податель жалобы считает, что наличие в государственном кадастре недвижимости неактуальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, либо отсутствие в нормативном правовом акте, утвердившем новые результаты государственной кадастровой оценки, сведений о кадастровой стоимости конкретного земельного участка не должны лишать заявителя указанного права на возможность установить кадастровую стоимость в размере рыночной.
Филиал ФГБУ "ФКБ Росреестра" по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзывы, возражения на отзыв, заслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Газпромнефть-Омск" на основании договора купли-продажи земельного участка N 1751/2007 от 28.11.2007 является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 площадью 266 597 кв. м, местоположение которого установлено в 190 метрах северо-восточнее относительно конторы нефтебазы, имеющей почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица Мельничная, дом 67. Согласно кадастровому паспорту указанного земельного участка по состоянию на 27.04.2012 в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 в размере 771 171 812 руб. 05 коп., рассчитанной в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 и постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
В 2011 году была произведена очередная государственная кадастровая оценка земель, утвержденная к применению с 01.01.2012 приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области". Однако вышеназванный земельный участок в ходе государственной кадастровой оценки в 2011 году оценен не был.
Поскольку до настоящего времени в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости участка, рассчитанной в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель девятого вида разрешенного использования, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, утратившего силу с 01.01.2012, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 в размере его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33141/2012 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии пунктом 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36, а именно - средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования ранее были утверждены Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 01.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" данные о кадастровой стоимости были внесены уполномоченным государственным органом именно на основании материалов государственной кадастровой оценки земли.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 рассчитана на основании Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 и Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п (т. 1, л.д. 20).
При этом постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п утратило силу с 01.01.2012.
С 01.01.2012 вступил в силу Приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п, утвердивший результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области, в котором отсутствуют сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1317 не вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке и не принимал участие в государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Омской области по состоянию на 01.01.2011.
Следовательно, с 01.01.2012 указанные в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, утратили свою актуальность.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в данном случае не являются.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Согласно части 3 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена не только посредством проведения государственной кадастровой оценки, но также и посредством судебного установления рыночной стоимости земельного участка.
Согласно позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В рассматриваемом случае Обществом в обоснование своих требований представлен отчет N 124605 от 22.11.2012 об определении рыночной стоимости имуществе, составленный ООО "Независимая экспертиза "Флагман" (т. 1, л.д. 37-103). Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 по состоянию на 01.01.2011 составляет 54 360 000 руб. (т. 1, л.д. 70).
Согласно экспертному заключению на отчет N 124605 от 22.11.2012 об определении рыночной стоимости имущества, названный отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (т. 1, л.д. 31-36).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниями и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом недвижимости, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности Обществом действительной рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 54 360 000 руб.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317 не была определена в соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п, а нормативная цена земельного участка Общества, подлежащая применению для целей налогообложения в случае, если кадастровая стоимость не определена, существенно превышает его рыночную стоимость (согласно приказу Министерства имущественных отношений Омской области от 29.12.2012 N 78-п "Об определении нормативной цены земли на 2013 год" составляет 166 241 891,29 руб.), что нарушает права и законные интересы Общества как собственника данного земельного участка, уплачивающего земельный налог, определяемый исходя из кадастровой стоимости земельного участка, апелляционный суд считает правомерными требования заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, местоположение которого установлено в 190 метрах северо-восточнее относительно конторы нефтебазы, имеющей почтовый адрес: город Омск, улица Мельничная, дом 67, общей площадью 266 597 кв. м, равной его рыночной стоимости.
В данном случае спор об установлении рыночной стоимости земельного участка, подлежащей внесению в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, вопреки доводам ответчиков, не касается неактуальных сведений о кадастровой стоимости, Общество не просило установить кадастровую стоимость земельного участка за предшествующий период (до момента вступления в законную силу судебного акта об установлении кадастровой стоимости).
При этом, как было указано ранее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка посредством судебного установления его рыночной стоимости, а не только путем проведения государственной кадастровой оценки. Сам по себе факт нахождения в государственном кадастре недвижимости на данный момент неактуальных сведений о кадастровой стоимости не имеет правового значения для рассмотрения спора.
Отклоняется апелляционным судом как необоснованный довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о том, что отчет от 22.11.2012 об определении рыночной стоимости земельного участка составлен не на дату установления кадастровой стоимости участка - 01.01.2007, а на произвольную дату, что исключает его принятие в качестве доказательства достоверности рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении требования о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной заявитель должен доказать, что рыночная стоимость установлена на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
Эта дата может быть указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости или установлена на основании сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки (если она не указана в отчете).
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
В данном случае рыночная стоимость спорного земельного участка независимым оценщиком определена по состоянию на 01.01.2011 (т. 1 л.д. 37).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов г. Омска, результаты которой утверждены Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области", также проведена по состоянию на 01.01.2011.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка установлена верно.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта.
Учитывая указанное, обязанность по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, на соответствующий орган возлагается с момента вступления в силу решения суда по делу N А46-33141/2012.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит условий о моменте внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Однако согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Требования заявителя об установлении кадастровой стоимости, о внесении рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 54 360 000 руб. в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости подлежат удовлетворению посредством возложения обязанности по осуществлению указанных действий на ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Омской области.
При таких обстоятельствах, требования Общества подлежат удовлетворению, соответственно, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Поскольку требования и апелляционная жалоба Общества подлежат удовлетворению, судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ФГБУ "ФКБ Росреестра".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2013 по делу N А46-33141/2012 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные открытым акционерным обществом "Газпромнефть-Омск", удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, местоположение которого установлено в 190 метрах северо-восточнее относительно конторы нефтебазы, имеющей почтовый адрес: город Омск, улица Мельничная, дом 67, общей площадью 266 597 кв. м, по состоянию на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости в размере 54 360 000 руб.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1317, определенной по состоянию на 01.01.2011 в размере 54 360 000 руб. с момента вступления в силу решения суда.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу открытого акционерного общества "Газпромнефть-Омск" судебные расходы в размере 6 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)