Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.04.2015 ПО ДЕЛУ N 3-12/2015(3-76/2014)

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он является собственником земельного участка. По сведениям кадастрового учета кадастровая стоимость его земельного участка значительно отличается от рыночной стоимости и кадастровая стоимость влияет на размер земельного налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. по делу N 3-12/2015(3-76/2014)


Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Ч.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "ФИО10 об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ООО "ФИО11" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли промышленности, разрешенное использование: для строительства АЗС контейнерного типа, площадью 10 000 кв. м, адрес объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир АЗС контейнерного типа. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. В настоящее время кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка составляет <данные изъяты>. Заявитель не согласен с установленным размером кадастровой стоимости и по своей инициативе обратился в 000 "ФИО12", согласно отчету N которого, рыночная стоимость вышеуказанного участка на 01.01.2009 г. составляет <данные изъяты>. Ссылаясь на то, что земельный налог, рассчитываемый исходя из установленной кадастровой стоимости является чрезмерно высоким, чем нарушаются права ООО "ФИО13", представитель заявителя первоначально просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащего ООО земельного участка в размере <данные изъяты>.
По ходатайству представителя Правительства Брянской области определением Брянского областного суда от 04 февраля 2015 года по делу была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "ФИО14".
В судебном заседании представитель заявителя ФИО5 уточнил заявленные требования, и, с учетом выводов, изложенных в экспертном заключении ООО "ФИО15" N от 16 марта 2015 года, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N категория земель: земли промышленности, разрешенное использование: для строительства АЗС контейнерного типа, площадью 10 000 кв. м, адрес объекта: <адрес> по состоянию на 01.01.2009 г. в размере <данные изъяты>; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости в виде изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, а также заявил ходатайство о взыскании с Правительства Брянской области судебных расходов по делу в сумме <данные изъяты>: <данные изъяты>., уплаченных по договору N от 26.09.2014 г. в пользу ООО "ФИО16" за юридические услуги по представлению интересов общества в суде по данному делу; <данные изъяты> рублей - за услуги эксперта по делу; <данные изъяты> рублей - уплаченную государственную пошлину.
Представитель Правительства Брянской области ФИО6, не оспаривая результаты экспертизы ООО "ФИО17", возражала против удовлетворения заявленных требований, в том числе, требований о взыскании судебных расходов.
Представитель Управления Росреестра по Брянской области ФИО7 в разрешении вопроса об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной по состоянию на 01.01.2009 г. в размере <данные изъяты> полагалась на усмотрение суда.
В суд не явились Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области" и представитель администрации Брянского района. О дате и времени судебного заседания извещены надлежаще, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу - не ходатайствовали.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22 июня 2007 года, ООО "ФИО18" является собственником земельного участка с кадастровым номером N категория земель: земли промышленности, разрешенное использование: для строительства АЗС контейнерного типа, площадью 10 000 кв. м, адрес объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир АЗС контейнерного типа. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (л.д. 6)
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, его кадастровая стоимость определена в размере <данные изъяты>. (л.д. 8).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316.
Работы по государственной кадастровой оценке указанного в заявлении земельного участка выполнялись на основании государственного контракта N от 25.11.2009 г., заключенного с ОАО "ФИО19". Результаты государственной кадастровой оценки вышеуказанного участка утверждены Постановлением администрации Брянской области от 11.08.2011 г. N 739 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения".
ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области" данные об установленной кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 указанной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В целях определения размера рыночной стоимости земельного участка, определением Брянского областного суда от 04 февраля 2015 года по делу была назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "ФИО20".
Согласно экспертному заключению ООО "ФИО21" N от 16 марта 2015 года, рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером N категория земель: земли промышленности, разрешенное использование: для строительства АЗС контейнерного типа, площадью 10 000 кв. м, адрес объекта: <адрес> по состоянию на 01.01.2009 г. составляет <данные изъяты>.
Оценивая экспертное заключение ООО "ФИО22" по правилам ст. 67 ГПК РФ, наряду с другими представленными доказательствами по делу, суд находит его допустимым доказательством, поскольку оценка экспертами произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости земельного участка, методом сравнительного подхода, основанном на принципе замещения в соответствии с информацией об аналогичных объектах. Расчеты производились с применением метода сравнения продаж. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, являются членами "Общероссийской общественной организации ФИО23", включены в реестр оценщиков, имеют необходимые дипломы.
Уточнив требования, представитель заявителя просит установить кадастровую стоимость принадлежащего ООО "ФИО24" земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной экспертами ООО "ФИО25"; иные лица, участвующие в деле, выводы экспертов не оспаривают.
При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении ООО "ФИО26" N от 16 марта 2015 года.
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 года N П/93, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области".
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований представителя ООО "ФИО27" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N категория земель: земли промышленности, разрешенное использование: для строительства АЗС контейнерного типа, площадью 10 000 кв. м, адрес объекта: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2009 г. в размере <данные изъяты>.
Ходатайство представителя заявителя о взыскании с Правительства Брянской области судебных расходов в размере <данные изъяты> суд оставляет без удовлетворения по следующим основаниям.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений. Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд, рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Ввиду изложенного, поскольку споры об оспаривании кадастровой стоимости вытекают из публичных правоотношений, заявленные ООО "ФИО28" требования не могут быть отнесены к искам неимущественного характера, следовательно, не имеется оснований для взыскания судебных расходов на уплату государственной пошлины, а также расходов по оплате экспертизы и по оплате услуг представителя в пользу заявителя с Правительства Брянской области.
Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, и с учетом того, что в рамках указанной категории дел не подлежит проверке нормативный правовой акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, государственная пошлина по делам об оспаривании кадастровой стоимости подлежит уплате по подпункту 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, и для организаций составляет <данные изъяты>.
Поскольку по настоящему делу уплате подлежала государственная пошлина в размере <данные изъяты>, ООО "ФИО29" подлежит возврату из федерального бюджета <данные изъяты> руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 196 - 199, 209, 320.1, 321 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью ООО "ФИО30" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N категория земель: земли промышленности, разрешенное использование: для строительства АЗС контейнерного типа, площадью 10 000 кв. м, адрес объекта; <адрес> по состоянию на 01.01.2009 года в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении ходатайства ООО "ФИО31" о взыскании с Правительства Брянской области судебных расходов в размере <данные изъяты> - отказать.
Возвратить ООО "ФИО32" из федерального бюджета сумму излишне уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Брянский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2015 года.

Председательствующий судья
Брянского областного суда
Е.В.СИДОРЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)