Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Захаровой М.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ-Н" Косоротовой Е.В. (доверенность от 01.12.2014), от Правительства Санкт-Петербурга Кабанцевой В.С. (доверенность от 09.01.2014), Стериной О.О. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2014 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 (судьи Жиляева Е.В., Тимухина И.А., Серикова И.А.) по делу N А56-68891/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ-Н", место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 45, пом. 18, ОГРН 1037851064790, ИНН 7826174902 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, ул. Подвойского, участок 1 (юго-западнее дома 34 по ул. Подвойского), для строительства объекта розничной торговли; обязании Правительства принять решение о предоставлении названного участка Обществу для строительства объекта розничной торговли путем издания соответствующего постановления.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397 (далее - Комитет).
Решением от 19.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 данное решение оставлено без изменения.
Правительство и Комитет в кассационной жалобе просят отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм права. По мнению подателей жалобы, на момент утверждения акта о выборе земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с чем к данному участку не применима процедура предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта; нахождение на испрашиваемом земельном участке двухэтажного кирпичного здания независимо от наличия зарегистрированных прав на него препятствует предоставлению участка под строительство и свидетельствует о неисполнимости судебного решения; в представленных Обществом документах имеется несоответствие площади земельного участка - 530 кв. м и 635 кв. м.
В судебном заседании представители Правительства поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал, считая выводы судов правильными, ссылаясь на то, что все необходимые документы были представлены в Комитет и препятствий для отказа в предоставлении земельного участка не имелось.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета от 16.11.2012 N 131 утвержден акт о выборе для строительства земельного участка общей площадью 635 кв. м по адресу: Невский район, ул. Подвойского, участок 1 (юго-западнее дома 34, лит. А по ул. Подвойского). Согласно акту участок выбран для строительства объекта розничной торговли Обществом как потенциальным инвестором на основании комплекта документации, подготовленной в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение), включающей заключения Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
В августе 2013 года Общество обратилось в Комитет как уполномоченный Правительством орган с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости под строительство, приложив комплект документов.
Общество, ссылаясь на то, что все необходимые документы были представлены и соблюдена процедура, предшествующая предоставлению земельного участка под строительство, однако в установленные сроки решение о предоставлении земельного участка под строительство не принято, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок предоставления земельных участков под строительство из земель, находящихся в публичной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции".
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено два способа предоставления таких участков для строительства: без предварительного согласования мест размещения объекта и с предварительным согласованием мест размещения объекта.
В данном случае в отношении спорного земельного участка была начата процедура его предоставления под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Как установлено судами, все этапы, предшествующие принятию решения о предоставлении земельного участка под строительство по указанной процедуре, Обществом были выполнены, необходимые документы представлены в Комитет.
Возражения Правительства и Комитета относительно наличия на участке объекта недвижимого имущества, а также проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта в отношении земельного участка, поставленного на кадастровый учет, надлежащим образом исследованы судами и обоснованно отклонены.
Надлежащих доказательств нахождения на земельном участке объекта недвижимого имущества заинтересованные лица не представили. Как пояснил представитель Общества, на участке размещен временный объект торговли, права на который не зарегистрированы и который в связи с началом строительства предполагается снести. Кроме того, согласно пункту 3.6.1 Положения (в редакции, действовавшей на момент утверждения акта о выборе земельного участка) расположение в границах участка полностью или частично объекта недвижимости, не принадлежащего Санкт-Петербургу, является основанием для принятия Комитетом решения об отказе в выборе земельного участка. Правительство и Комитет документально не опровергли вывод судов о том, что объект торговли находился на земельном участке на момент утверждения акта о выборе земельного участка, однако распоряжением Комитета 16.11.2012 N 131 акт о выборе был утвержден.
Что касается формирования земельного участка, то, как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 13.03.2013, кадастровый учет изменений земельного участка в части уточнения местоположения границ и площади, составившей 635 кв. м вместо ранее учтенной 530 кв. м, проведен 14.02.2013. Поскольку исходя из положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 7, 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка относится к идентифицирующим признакам земельного участка как объекта недвижимости, суды обоснованно посчитали, что испрашиваемый земельный участок площадью 635 кв. м сформирован в результате проведения кадастровых работ после утверждения акта выбора в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка подателей жалобы на разночтения в площади земельного участка в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (530 кв. м) и в акте выбора (635 кв. м) подлежит отклонению, так как данное несоответствие не свидетельствует о противоречии представленных документов требованиям земельного законодательства и нормативных актов Санкт-Петербурга. В ЕГРП внесены сведения о правах в отношении ранее учтенного земельного участка площадью 530 кв. м, а права на участок уточненной площадью 635 кв. м в измененных границах не регистрировались и сведения о правах на данный участок отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам, что препятствий для предоставления Обществу земельного участка под строительство и оснований для отказа в предоставлении ему земельного участка не имелось, поэтому Правительство, не приняв в установленные сроки решение о предоставлении Обществу земельного участка под строительство, допустило незаконное бездействие, и удовлетворили заявленные требования.
Доводов, которые не были бы заявлены Правительством и Комитетом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и которым суды не дали бы надлежащую оценку, в кассационной жалобе не содержится.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2014 по ходатайству Правительства и Комитета исполнение решения от 19.03.2014, оставленного без изменения постановлением от 13.08.2014, было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу N А56-68891/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 19.03.2014 отменить.
Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
М.В.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 15.12.2014 ПО ДЕЛУ N А56-68891/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу N А56-68891/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Захаровой М.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ-Н" Косоротовой Е.В. (доверенность от 01.12.2014), от Правительства Санкт-Петербурга Кабанцевой В.С. (доверенность от 09.01.2014), Стериной О.О. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2014 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 (судьи Жиляева Е.В., Тимухина И.А., Серикова И.А.) по делу N А56-68891/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ-Н", место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 45, пом. 18, ОГРН 1037851064790, ИНН 7826174902 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, ул. Подвойского, участок 1 (юго-западнее дома 34 по ул. Подвойского), для строительства объекта розничной торговли; обязании Правительства принять решение о предоставлении названного участка Обществу для строительства объекта розничной торговли путем издания соответствующего постановления.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397 (далее - Комитет).
Решением от 19.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 данное решение оставлено без изменения.
Правительство и Комитет в кассационной жалобе просят отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм права. По мнению подателей жалобы, на момент утверждения акта о выборе земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с чем к данному участку не применима процедура предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта; нахождение на испрашиваемом земельном участке двухэтажного кирпичного здания независимо от наличия зарегистрированных прав на него препятствует предоставлению участка под строительство и свидетельствует о неисполнимости судебного решения; в представленных Обществом документах имеется несоответствие площади земельного участка - 530 кв. м и 635 кв. м.
В судебном заседании представители Правительства поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал, считая выводы судов правильными, ссылаясь на то, что все необходимые документы были представлены в Комитет и препятствий для отказа в предоставлении земельного участка не имелось.
Комитет о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета от 16.11.2012 N 131 утвержден акт о выборе для строительства земельного участка общей площадью 635 кв. м по адресу: Невский район, ул. Подвойского, участок 1 (юго-западнее дома 34, лит. А по ул. Подвойского). Согласно акту участок выбран для строительства объекта розничной торговли Обществом как потенциальным инвестором на основании комплекта документации, подготовленной в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение), включающей заключения Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
В августе 2013 года Общество обратилось в Комитет как уполномоченный Правительством орган с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении объекта недвижимости под строительство, приложив комплект документов.
Общество, ссылаясь на то, что все необходимые документы были представлены и соблюдена процедура, предшествующая предоставлению земельного участка под строительство, однако в установленные сроки решение о предоставлении земельного участка под строительство не принято, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок предоставления земельных участков под строительство из земель, находящихся в публичной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции".
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено два способа предоставления таких участков для строительства: без предварительного согласования мест размещения объекта и с предварительным согласованием мест размещения объекта.
В данном случае в отношении спорного земельного участка была начата процедура его предоставления под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Как установлено судами, все этапы, предшествующие принятию решения о предоставлении земельного участка под строительство по указанной процедуре, Обществом были выполнены, необходимые документы представлены в Комитет.
Возражения Правительства и Комитета относительно наличия на участке объекта недвижимого имущества, а также проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта в отношении земельного участка, поставленного на кадастровый учет, надлежащим образом исследованы судами и обоснованно отклонены.
Надлежащих доказательств нахождения на земельном участке объекта недвижимого имущества заинтересованные лица не представили. Как пояснил представитель Общества, на участке размещен временный объект торговли, права на который не зарегистрированы и который в связи с началом строительства предполагается снести. Кроме того, согласно пункту 3.6.1 Положения (в редакции, действовавшей на момент утверждения акта о выборе земельного участка) расположение в границах участка полностью или частично объекта недвижимости, не принадлежащего Санкт-Петербургу, является основанием для принятия Комитетом решения об отказе в выборе земельного участка. Правительство и Комитет документально не опровергли вывод судов о том, что объект торговли находился на земельном участке на момент утверждения акта о выборе земельного участка, однако распоряжением Комитета 16.11.2012 N 131 акт о выборе был утвержден.
Что касается формирования земельного участка, то, как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 13.03.2013, кадастровый учет изменений земельного участка в части уточнения местоположения границ и площади, составившей 635 кв. м вместо ранее учтенной 530 кв. м, проведен 14.02.2013. Поскольку исходя из положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 7, 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка относится к идентифицирующим признакам земельного участка как объекта недвижимости, суды обоснованно посчитали, что испрашиваемый земельный участок площадью 635 кв. м сформирован в результате проведения кадастровых работ после утверждения акта выбора в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка подателей жалобы на разночтения в площади земельного участка в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (530 кв. м) и в акте выбора (635 кв. м) подлежит отклонению, так как данное несоответствие не свидетельствует о противоречии представленных документов требованиям земельного законодательства и нормативных актов Санкт-Петербурга. В ЕГРП внесены сведения о правах в отношении ранее учтенного земельного участка площадью 530 кв. м, а права на участок уточненной площадью 635 кв. м в измененных границах не регистрировались и сведения о правах на данный участок отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам, что препятствий для предоставления Обществу земельного участка под строительство и оснований для отказа в предоставлении ему земельного участка не имелось, поэтому Правительство, не приняв в установленные сроки решение о предоставлении Обществу земельного участка под строительство, допустило незаконное бездействие, и удовлетворили заявленные требования.
Доводов, которые не были бы заявлены Правительством и Комитетом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций и которым суды не дали бы надлежащую оценку, в кассационной жалобе не содержится.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2014 по ходатайству Правительства и Комитета исполнение решения от 19.03.2014, оставленного без изменения постановлением от 13.08.2014, было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу N А56-68891/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 19.03.2014 отменить.
Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
М.В.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)