Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е.О.
судей Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
- лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
третьего лица, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 февраля 2014 года
по делу N А60-48216/2013,
принятое судьей Подгорновой Г.Н.
по иску Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Свердловской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
третье лицо: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области,
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Свердловской области (далее - Организация, истец) на основании статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Управление) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:0198, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, пос. Старопышминск, ул. Вокзальная, 36, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2007 в размере 40 878 588 руб., на 01.01.2010 - 51 079 204 руб. (том 1 л.д. 9-11).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2013 исковое заявление принято к производству, в соответствии со ст. 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - Учреждение), в соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство, третье лицо, том 1 л.д. 1-2).
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом принято от истца заявление об уточнении по заявленным требованиям, согласно которого просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:0198, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, пос. Старопышминск, ул. Вокзальная, 36, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 51 079 204 руб. (том 2 л.д. 74, 96-98).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2014 исковые требования удовлетворены (том 2 л.д. 100-105).
Третье лицо, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению третьего лица, поскольку нарушений действующего законодательства при внесении в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости земельного участка допущено не было, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов. В данном случае результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
По мнению Министерства, сам по себе факт утверждения кадастровой стоимости в размере, превышающем рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке, подготовленном по договору с истцом, не может нарушать его права и законные интересы, поскольку земельные участки находятся в собственности Свердловской области и вопрос о размере кадастровой стоимости относится к компетенции только собственника земельного участка. Исковое заявление истца преследует цель уменьшения размера арендной платы.
Истец с доводами жалобы не согласился по мотивам, изложенным в письменном отзыве на нее, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Указывает, со ссылкой на п. 3 ст. 65, п. 3 ст. 66 ЗК РФ, что действующим законодательством РФ предусмотрено, что при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, общие начала установления арендной платы определяются нормативными правовыми актами.
Ответчиками письменных отзывов на апелляционную жалобу не представлено, лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствие со ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статей 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, истцу на праве аренды принадлежит земельный участок общей площадью 76124 кв. м с кадастровым номером 66:35:0221001:0198. Кадастровая стоимость земельного участка согласно кадастрового паспорта составляет 190 203 426 руб. 40 коп.
В доказательство недостоверности кадастровой стоимости земельного участка, истцом в материалы дела представлен отчет N 867-13/13-2 от 25.06.2013, положительное экспертное заключение N 451/10-13 от 28.06.2013.
Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью по состоянию на 01.01.2010 (с учетом уточнения иска в соответствии со ст. 49 АПК РФ), истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пункте 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что согласно представленному в материалы дела отчету об оценке N 867-13/13-2 от 25.06.2013, выполненному ООО "Консалтинг Групп", содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, определенной по состоянию на 01.01.2010. Согласно положительному экспертному заключению саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 28.06.2013 N 451/10-13 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах, установив несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и в отсутствие иных доказательств, суд правомерно удовлетворил исковые требования, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:0198 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 51 079 204 руб. (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя жалобы о том, что нарушений действующего законодательства при внесении в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости земельного участка допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имелось, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
В соответствии со статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации истец, вопреки доводам жалобы, вправе предъявлять требования об установлении утвержденной кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость применяется не только для целей определения выкупной стоимости, но и для иных целей, в частности определения арендной платы, а также порядка определения налоговой базы по земельному налогу согласно статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии со статьей 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации истец вправе предъявлять требования об установлении утвержденной кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, поскольку наличие в кадастре стоимости, несоответствующей рыночной, нарушает права истца, в частности, как владельца (арендатора) земельного участка и плательщика земельного налога.
Исходя из вышеизложенного, истец является лицом, заинтересованным в определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 в размере его рыночной стоимости, а, следовательно, вправе оспаривать результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2010.
Доказательств недостоверности представленного в материалы дела отчета не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе не подлежит взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 февраля 2014 года по делу N А60-48216/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.О.ГЛАДКИХ
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2014 N 17АП-2786/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-48216/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. N 17АП-2786/2014-ГК
Дело N А60-48216/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е.О.
судей Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шималиной Т.В.,
- лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
третьего лица, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 февраля 2014 года
по делу N А60-48216/2013,
принятое судьей Подгорновой Г.Н.
по иску Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Свердловской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
третье лицо: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области,
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Свердловской области (далее - Организация, истец) на основании статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Управление) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:0198, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, пос. Старопышминск, ул. Вокзальная, 36, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2007 в размере 40 878 588 руб., на 01.01.2010 - 51 079 204 руб. (том 1 л.д. 9-11).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2013 исковое заявление принято к производству, в соответствии со ст. 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - Учреждение), в соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство, третье лицо, том 1 л.д. 1-2).
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом принято от истца заявление об уточнении по заявленным требованиям, согласно которого просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:0198, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, пос. Старопышминск, ул. Вокзальная, 36, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 51 079 204 руб. (том 2 л.д. 74, 96-98).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.02.2014 исковые требования удовлетворены (том 2 л.д. 100-105).
Третье лицо, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению третьего лица, поскольку нарушений действующего законодательства при внесении в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости земельного участка допущено не было, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Росреестром была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии этой оценки Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов. В данном случае результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
По мнению Министерства, сам по себе факт утверждения кадастровой стоимости в размере, превышающем рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке, подготовленном по договору с истцом, не может нарушать его права и законные интересы, поскольку земельные участки находятся в собственности Свердловской области и вопрос о размере кадастровой стоимости относится к компетенции только собственника земельного участка. Исковое заявление истца преследует цель уменьшения размера арендной платы.
Истец с доводами жалобы не согласился по мотивам, изложенным в письменном отзыве на нее, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Указывает, со ссылкой на п. 3 ст. 65, п. 3 ст. 66 ЗК РФ, что действующим законодательством РФ предусмотрено, что при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, общие начала установления арендной платы определяются нормативными правовыми актами.
Ответчиками письменных отзывов на апелляционную жалобу не представлено, лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствие со ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статей 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, истцу на праве аренды принадлежит земельный участок общей площадью 76124 кв. м с кадастровым номером 66:35:0221001:0198. Кадастровая стоимость земельного участка согласно кадастрового паспорта составляет 190 203 426 руб. 40 коп.
В доказательство недостоверности кадастровой стоимости земельного участка, истцом в материалы дела представлен отчет N 867-13/13-2 от 25.06.2013, положительное экспертное заключение N 451/10-13 от 28.06.2013.
Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью по состоянию на 01.01.2010 (с учетом уточнения иска в соответствии со ст. 49 АПК РФ), истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пункте 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что согласно представленному в материалы дела отчету об оценке N 867-13/13-2 от 25.06.2013, выполненному ООО "Консалтинг Групп", содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, определенной по состоянию на 01.01.2010. Согласно положительному экспертному заключению саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 28.06.2013 N 451/10-13 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах, установив несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и в отсутствие иных доказательств, суд правомерно удовлетворил исковые требования, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:0198 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 51 079 204 руб. (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя жалобы о том, что нарушений действующего законодательства при внесении в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости земельного участка допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имелось, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
В соответствии со статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации истец, вопреки доводам жалобы, вправе предъявлять требования об установлении утвержденной кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость применяется не только для целей определения выкупной стоимости, но и для иных целей, в частности определения арендной платы, а также порядка определения налоговой базы по земельному налогу согласно статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии со статьей 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации истец вправе предъявлять требования об установлении утвержденной кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, поскольку наличие в кадастре стоимости, несоответствующей рыночной, нарушает права истца, в частности, как владельца (арендатора) земельного участка и плательщика земельного налога.
Исходя из вышеизложенного, истец является лицом, заинтересованным в определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 в размере его рыночной стоимости, а, следовательно, вправе оспаривать результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2010.
Доказательств недостоверности представленного в материалы дела отчета не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе не подлежит взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 февраля 2014 года по делу N А60-48216/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.О.ГЛАДКИХ
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Ю.В.СКРОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)