Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4811/2015

Требование: Об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительной постановки земельного участка на кадастровый учет, исключении из ГКН сведений, признании недействительной и исключении из ЕГРП записи о регистрации права собственности.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в ходе обследования земель лесного фонда выявлено, что спорная территория огорожена забором и находится в незаконном владении ответчицы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2015 г. по делу N 33-4811/2015


Судья Кичина Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего судьи Шевчук Т.В.,
судей Хапаевой С.Б., Колесник Н.А.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 апреля 2015 года апелляционную жалобу Комитета Лесного хозяйства Московской области на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 25 декабря 2014 года по делу по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Б.И. об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительной постановки земельного участка на кадастровый учет, исключении из ГКН сведений о земельном участке, признании недействительной и исключении из ЕГРП записи о регистрации права собственности на земельный участок,
Заслушав доклад судьи Хапаевой С.Б.,
объяснения представителя Комитета Лесного хозяйства Московской области - В., представителя Б.Д. - Т.Э., представителей Б.И. - З., Б.Е., П.В., представителя СПК "Тимонино" - П.А., эксперта Л., судебная коллегия

установила:

Комитет Лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к Б.И. об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка площадью 0,0255 га, прилегающего к земельному участку N 111 с кадастровым номером <данные изъяты> адресу: <данные изъяты> в определенных границах, признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка ответчика, исключении из ГКН сведений о земельном участке, признании недействительной и исключении из ЕГРП записи о праве собственности Б.И. на земельный участок. В обоснование требований истец указал, что в ходе обследования земель лесного фонда выдел 10 квартал 71 Алабинского участкового лесничества Наро-Фоминского участкового лесничества "Мособллес" выявлено, что спорная территория огорожена забором и находится в незаконном владении ответчицы, чем нарушено право собственности Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержала иск.
Представители ответчиков иск не признали.
Представитель третьего лица Б.Д. иск поддержал.
Представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрации Наро-Фоминского муниципального района, СПК "Тимонино" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Решением суда от 25 декабря 2014 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, объяснения эксперта Л., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено, что Б.И. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1000 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для садоводства, расположенный по адресу: <данные изъяты> на основании постановления Главы администрации Наро-Фоминского района N 1133 от 01.12.1992 года. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРП. Межевание земельного участка проведено в 2005 году, после чего в ГКН внесены соответствующие сведения, в том числе описание местоположения границ.
СПК "Тимонино" создано на земельном участке, выделенном первоначально войсковой части 32103 решением МОИК от 24.12.1987 площадью 3,1 га, в последующем увеличенном до 7,46 га. Постановлением Главы администрации Наро-Фоминского района N 1223 от 03.08.1994 "Об утверждении границ планов отвода земельных участков и заключении договоров аренды сроком на 49 лет" СТ "Тимонино" утвержден акт на участок площадью 7,46 га, в том числе площадью 6,6 га из земель Наро-Фоминского лесхоза, площадью 0,80 га из земель АО "Нара". Соответствующие сведения внесены в государственный акт на право пользования землей, выданный первоначально 10.02.1988.
Согласно выводам эксперта Л., проводившего назначенную по делу судебную экспертизу земельный участок огорожен единым массивом со смежным участком N 111а, в связи с чем, установить соответствие местоположение границ участка N 111 правоустанавливающим документам и сведениям ГКН не представляется возможным, но учитывая совпадение двух межевых границ, эксперт пришел к выводу о нахождении спорного участка внутри огороженной территории. Представленные истцом координаты границ земель лесного фонда вычислены картометрическим способом, допускающим значительную квадратическую погрешность, представленный планшет не содержит точные параметры поворотных точек и линейных размеров межевых границ, что позволило прийти к выводу о несопоставимости сведений планшета и данных кадастровой выписки о земельном участке ответчика. По мнению эксперта, установить наложение границ земельного участка ответчика на земли лесного фонда не представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой исходил из того, что истцом не представлено доказательств нахождения спорной части земельного участка на землях лесного фонда, представленные таксационное описание и планшет лесов не могут служить доказательствами, подтверждающими точное местоположение границ участка лесного фонда, истцом не представлено доказательств установления границ лесного фонда в соответствии с земельным законодательством и их закрепления на местности межевыми знаками, кроме того, истцом пропущен срок исковой давности для защиты нарушенного права, поскольку земельный участок ответчика поставлен на кадастр в 2005 году и при надлежащем исполнении обязанностей по лесоустройству об обстоятельствах нарушения прав должен был знать.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения.
В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли. Исходя из смысла данной правовой нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Для имущественных отношений в силу ст. 3 Земельного кодекса РФ и ст. 3 Лесного кодекса РФ сохраняется приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с п. 3 ст. 4.1 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу положений ст. 69 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы, площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Кроме того, согласно ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ производится без установления их на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного использования коренными народами Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ.
Согласно представленной истцом выписке из государственного лесного реестра квартал 71 выдел 10 Наро-Фоминское лесничество, Алабинское участковое лесничество площадью 6,6 га относится к землям лесного фонда, целевое назначение - защитные леса. Выписка и карта-схема заверены уполномоченным органом. Также представлено приложение к выписке в виде информации о лесном участке, содержащей сведения об описании местоположения границ лесного участка в виде координат поворотных точек. В подтверждение границ также представлен планшет N 13, выполненный по результатам лесоустройства 2000 года, с использованием геоинформационных технологий, топокарт, аэрофотоснимков, материалов землеустройства и лесоустройства прошлых лет.
В силу п. п. 1, 2 ст. 4.2 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости; план лесного участка, выданный до 01 января 2015 года, признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Представленные истцом доказательства свидетельствуют о государственном учете земельного участка лесного фонда выдела 10 квартала 71 Алабинского участкового лесничества в качестве объекта права собственности Российской Федерации, наличии установленных границ, которые в силу закона подлежат переносу в ГКН.
Таким образом, выводы суда о недоказанности установленных границ земельного участка лесного фонда не основаны на материалах дела.
Также материалами дела подтверждается факт наложения границ земельного участка ответчика на земли лесного фонда.
Согласно справке филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Мослесопроект" и чертежа лесного участка в результате выполненных работ по анализу геодезических данных угломерной съемки и сравнения контура внешних границ земельного участка N 111, сравнения пространственного размещения с учетными данными и планово-картографическими материалами лесоустройства ФГУ "Наро-Фоминский лесхоз" установлено, что участок N 111 на площади 0,0255 га накладывается на земли лесного фонда, квартал 71 Алабинского участкового лесничества.
Факт пересечения границ земель лесного фонда с границами участка ответчицы с кадастровым номером 50:26:01802111:7 подтвержден решением уполномоченного органа - и.о. заместителя отдела кадастрового учета N 1 Управления Росреестра по Мо от 05.05.2014 N МО-14/РКФ-265471, что явилось основанием для приостановления осуществления кадастрового учета земель лесного фонда (л.д. 25 - 28 т. 2).
В результате выполненных экспертом Л. исследований представленных истцом координат земель лесного фонда и координат, содержащихся в ГКН по участку ответчиц, также выявлено наложение на земли лесного фонда (л.д. 216 т. 2). Каких-либо строений на спорной части участка не имеется.
Однако выводы эксперта Л. не могут быть положены в основу решения суда, поскольку они не опровергают представленные истцом доказательства нарушения границ участка лесного фонда. Экспертом не исследовались землеотводные документы СПК "Тимонино", ответчицы Б.И. относительно сведений, содержащихся в кадастре. Вывод о значительной погрешности представленных координат границ земель лесного фонда носят предположительный характер, так как самостоятельных исследований правильности определения границ земель лесного фонда им не проводилось.
Ответчиком не представлено доказательств нахождения принадлежащего ей земельного участка в границах отвода земельного участка СПК "Тимонино", определенных государственным актом 1988 года. Доказательств, подтверждающих установление границ СПК в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства не представлено, при том, что планшет N 13 лесного фонда содержит сведения о смежном землепользователе СПК. Кроме того, постановлением Главы Наро-Фоминского района N 264 от 30.01.2001 утвержден акт выбора земельного участка СТ "Тимонино" под индивидуальное жилищное строительство площадью 8,4 га из земель ранее выделенных с/т "Тимонино". Указанный акт свидетельствует о превышении площади, определенной государственным актом в 7,46 га, и не содержит правовых оснований увеличения таковой.
В материалах дела имеется два плана, являющегося приложением к свидетельству на право собственности на землю, выданного Б.И. 05.04.2004, содержащие различное описание границ предоставленного ей земельного участка (л.д. 88, 114 т. 1). При этом план на л.д. 114 представлен Управлением Росреестра на судебный запрос о предоставлении копии дела правоустанавливающих документов, сформированного в связи с регистрацией ответчицей права собственности на данный участок в 1999 году. Данный план отвечает требованиям действующего на тот период времени законодательства, надлежаще заверен, содержит описание границ смежных землепользователей. Линейные размеры границ участка на данном плане значительно отличаются от сведений, содержащихся в кадастре. Представленный истицей план на л.д. 88 не содержит сведений о смежных землепользователях, имеет ненадлежащее заверенные исправления, подпись председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству не заверена печатью. Доказательств, подтверждающих нахождение земельного участка N 111 в границах отвода СПК, определенных государственным пактом, на момент установления его границ ответчиком не представлено.
В силу ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, действующего в редакции на момент установления границ участка N 111, границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По общим правилам межевания границ земельного участка их местоположение должно определяться исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, учитывая границы смежных землепользователей.
С учетом приведенных норм права, установленных значимых обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности принадлежности спорной части земельного участка к землям лесного фонда и незаконности его включения в границы земельного участка N 111, принадлежащего на праве собственности Б.И., при проведении межевых работ, так как не учтены сведения о смежных границах лесного фонда, содержащиеся в планшете по выделу 10 квартала 71 Алабинского участкового лесничества, определяющего границы земель лесного фонда с 2000 года.
Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении иска в части признании недействительными и исключении из ГКН сведений об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0180601:7 и истребовании из незаконного владения Б.И. участка площадью 0,255 га в определенных границах, что является достаточным для восстановления нарушенных прав истца. В остальной части заявленные требования: признание недействительными и исключении из ГКН иных сведений в отношении земельного участка ответчицы; признание недействительным и исключении из ЕГРП записи о регистрации права собственности Б.И. на земельный участок не подлежат удовлетворению, поскольку основания возникновения права собственности последней на земельный участок N 111 не оспорено.
Выводы суда о применении срока исковой давности к заявленным требованиям также не основаны на правильном применении норм материального права. Судом не указано, с какого момента следует исчислять начало течения срока, а лишь констатирован факт предоставления ответчице земельного участка в 1992 году, постановки его на кадастровый учет в 2005 году и сделан вывод, о том, что при проведении лесоустройства в 2000 году надлежащего и предусмотренного Инструкцией согласования границ участка, истец должен был знать о нарушении своих прав.
Согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года.
Как правильно указал суд, в соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Постановлением Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 утверждено Положение о Комитет Лесного хозяйства Московской области, которым установлено, что Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Из материалов дела следует, что о нарушении права собственности Российской Федерации истец мог узнать из акта осмотра территории, составленного участковым лесничим Т.А. от 02.07.2012, что следует из решения суда от 16.01.2013, а с настоящим иском истец обратился в суд 03.06.2014, т.е. до истечения трехлетнего срока. Иных обстоятельств, которые могли бы повлиять на осведомленность истца о нарушении прав Российской Федерации ответчиком не представлено. С учетом изложенного, оснований для применения срока исковой давности к заявленным требованиям, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 330, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 25 декабря 2014 года отменить, принять новое решение.
Иск Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворить частично.
Признать недействительными и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежащего на праве собственности Б.И., расположенного по адресу: <данные изъяты>
Истребовать из незаконного владения Б.И. земельный участок площадью 0,0255 га в следующих границах:
N точек X Y
1 440393.590 2162469.950
2 440387.040 2162499.720
3 440353.169 2162496.840
4 440353.197 2162496.655
5 440378.567 2162498.751
6 440384.869 2162470.329, прилегающий к земельному участку <данные изъяты>.
В остальной части заявленных требованиях Комитета лесного хозяйства Московской области к Б.И. отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)