Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7637/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. по делу N 33-7637/2014


Судья: Сорокина С.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.
судей Аверченко Д.Г., Алибердовой Н.А.
при секретаре Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 30 апреля 2014 года апелляционную жалобу Л.А. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 29 января 2014 года по делу по иску Л.А. <данные изъяты> к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании права выкупа земельного участка, подготовке проекта договора купли-продажи,
заслушав доклад судьи Аверченко Д.Г., объяснения Л.А. и его представителя С.,
установила:

Л.А., уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, просил суд признать за ним право выкупа земельного участка в районе д. Клопово Одинцовского района площадью 1639 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, обязать в течение месяца вынести решение о предоставлении истцу в собственность за плату указанного земельного участка, подготовить и направить ей проект договора купли-продажи участка с определение цены выкупа, равной кадастровой стоимости в размере 161 654,57 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что является членом ДНП "Зенит", за ней закреплен спорный земельный участок. На данном земельном участке расположено принадлежащее ему на праве собственности строение площадью 57,6 кв. м. Обратившись с заявлением к ответчику о предоставлении данного земельного участка в собственность за плату, она получила отказ.
В судебном заседании Л.Г. и его представитель настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица - ДНП "Зенит" не явился.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 29 января 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Л.Г. обратился с апелляционной жалобой в которой просит решения суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Просит удовлетворить исковые требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в районе дер. Клопово Одинцовского района площадью 103213 кв. м принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Данный земельный участок относится к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области N 319 от 17 мая 2006 года указанный участок предоставлен бесплатно в срочное пользование ДНП "Зенит" сроком на 3 года в границах, указанных на кадастровом плане.
На основании указанного распоряжения, между ДНП "Зенит" и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области 19.06.2006 года заключен договор о предоставлении бесплатно находящегося в федеральной собственности земельного участка в срочное пользование на 3 года для использования его в целях дачного строительства.
Из материалов дела следует, что срок действия указанного договора не продлевался, новый договор не заключался.
На основании разрешения на строительство, выданного администрацией Одинцовского района от 27.03.2008 года, ДНТ "Зенит" было разрешено строительство дачных домов с инженерной инфраструктурой.
После завершениях строительства домов протоколом общего собрания ДНП "Зенит" от 12.10.2010 года дачные жилые дома были переданы безвозмездно членам ДНП "Зенит" в том числе Л.А., за которым на основании указанного протокола зарегистрировано право собственности на жилое строение назначение нежилое, площадью 57,6 кв. м.
Строение расположено на земельном участке площадью 1639 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, который образован из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и является его частью.
На обращение Л.А. в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о предоставлении участка в собственность ему был дан ответ от 30.07.2013 г. об отказе, поскольку на земельном участке имеется забор и строение, права собственности на которые за истцом не зарегистрированы, кроме того указано на невозможность применение положений ст. 36 ЗК РФ к объектам незавершенного строительства, поскольку до завершения их строительства они не могут быть использованы в соответствии сих назначением до завершения их строительства и ввода в эксплуатацию.
Обращаясь в суд, Л.А. полагал, что имеет право на получение земельного участка в собственность в соответствии со ст. 28 ЗК РФ, поскольку участок из оборота не изъят и в обороте не ограничен, а он, как собственник расположенного на участке строения, в соответствии со ст. 36 ЗК РФ имеет право на приобретение его в собственность.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, ограничиваются в обороте.
В силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ не предоставляются в частную собственность земельные участки ограниченные в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 3 ст. 27 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 5 ст. 93 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 года N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования".
Согласно пункта 1 указанных Правил, они определяют условия передачи из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности земельных участков, временно не используемых для указанных нужд, юридическим лицам и гражданам в аренду или безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не связанного со строительством (за исключением строительства временных сооружений), без изменения их целевого назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу указанных положений закона, временно не используемые земли обороны могут быть предоставлены лишь в аренду или безвозмездное срочное пользование, не связанное со строительством, кроме временных сооружений.
Ни Земельным кодексом РФ, ни Постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 года N 176 не предусмотрена возможность предоставления в собственность земельного участка, отнесенного к категории земель обороны, в связи с чем решение суда судебная коллегия находит правильным, поскольку возможность передачи в собственность граждан земельного участка (его части) из категории земель обороны без перевода этого участка в другую категорию законом не предусмотрена.
Кроме того судебная коллегия приходит к выводу о невозможности предоставления в собственность истца спорного земельного участка без получения на то согласия собственника участка площадью 103213 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, из которого образован спорный участок.
Согласно п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в п. 6 этой же статьи.
Таким образом, по общему правилу образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующий исходный земельный участок, если преобразование этого участка производится не по инициативе указанных субъектов.
Исключения из указанного общего правила указаны в п. 4 ст. 11.2 Кодекса. Согласия субъектов прав на исходные земельные участки на образование новых земельных участков не требуется, если: а) исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (указанные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на такие земельные участки); б) образование земельных участков осуществляется на основании решения суда (например, в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).
Во всех иных случаях для образования новых земельных участков предварительное письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки является обязательным.
Кроме того как следует из представленных документов в собственности истца находится строение площадью 57,6 кв. м, которое является объектом незавершенного строительства со степенью готовности 25%.
Из материалов дела следует, что согласия уполномоченного от имени Российской Федерации органа на образование земельного участка площадью 1639 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты> из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 103213 кв. м, не имеется.
В связи с изложенным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований судебная коллегия находит правомерным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с применением судом норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, и основаниями для отмены решения суда служить не могут.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Одинцовского городского суда Московской области от 29 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)