Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Дмитриева В.С., по доверенности от 26.03.2014 N 455,
от заинтересованных лиц:
от администрации Раменского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального Московской области - Андреева Н.А., по доверенности от 30.07.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Гаражно-сарайного кооператива "Дружба" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2014 года по делу N А41-215/14, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению Гаражно-сарайного кооператива "Дружба" (ИНН 5040088995, ОГРН 1095040000362) к администрации Раменского муниципального района Московской области (ИНН 5040017514, ОГРН 1025005120073), Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального Московской области (ИНН 5040004353, ОГРН 1025005119974) о признании незаконными действий (бездействия),
установил:
Гаражно-сарайный кооператив "Дружба" (далее - ГСК "Дружба", заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация), Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области (далее - КУИ Раменского муниципального Московской области) со следующими требованиями:
- 1. признать незаконными действия администрации Раменского муниципального района Московской области, выраженные в письмах исх. N 4509 - 4514 от 20.09.2013, исх. 2791 от 02.10.2013, исх. 3451 от 04.12.2013, которые являются, по сути, отказом от совершения действий, предусмотренных статьей 34 Земельного кодекса РФ;
- 2. обязать администрацию Раменского муниципального района Московской области не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу выдать Гаражно-сарайному кооперативу "Дружба" схемы расположения указанных ниже земельных участков на кадастровом плане:
- - Земельный участок площадью 18 780 кв. м, расположенный Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино, участок N 380, кадастровый номер 50:23:0040227:13;
- - Земельный участок площадью 14 158 кв. м, расположенный Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино, участок N 380а, кадастровый номер 50:23:0040227:14;
- - Земельный участок площадью 11 334 кв. м расположенный Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино, участок N 3806, кадастровый номер 50:23:0040227:12;
- 3. обязать администрацию Раменского муниципального района Московской области предоставить Гаражно-сарайному кооперативу "Дружба" на правах долгосрочной аренды:
- - Земельный участок площадью 18 780 кв. м, расположенный Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино, участок N 380, кадастровый номер 50:23:0040227:13;
- - Земельный участок площадью 14 158 кв. м, расположенный Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино, участок N 380а, кадастровый номер 50:23:0040227:14;
- - Земельный участок площадью 11 334 кв. м расположенный Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино, участок N 3806, кадастровый номер 50:23:0040227:12.
Решением от 07 мая 2014 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований кооператива отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ГСК "Дружба" обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы заявитель указал, что решением Раменского Совета депутатов трудящихся исполкома Московской области от 15/XI-1974 г. N 3076 при совхозе "Пламя" учрежден кооператив по строительству индивидуальных гаражей и сараев. Право собственности на сараи и гаражи у членов ГСК "Дружба" не оформлены, в том числе, по причине отсутствия надлежаще оформленных отношений по земле, занимаемой теми же сараями и гаражами. Председатель ГСК "Дружба" в 2010 - 2011 годах обращался с исковым заявлением о признании права собственности на свои гараж и сарай, но мировой судья отказал в удовлетворении заявленных исковых требований. Как следует из пояснений представителя заявителя и апелляционной жалобы, кооператив не имеет документов, подтверждающих возникновение каких-либо прав на землю для размещения строений (гаражей и сараев), при этом гаражи и сараи расположены на земельных участках, поставленных на кадастровый учет. Для оформления земельных отношений кооператив обращался в администрацию с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков, о предоставлении земельных участков в аренду под строительство гаражей и сараев на 49 лет. В заседании апелляционного суда представитель кооператива устно пояснил, что просит обязать администрацию предоставить земельные участки в аренду в порядке ст. 34 ЗК РФ.
Представитель Комитета возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Пояснил, что ГСК "Дружба" не представлены доказательства регистрации прав на постройки, расположенные на спорных земельных участках, в связи с чем не представляется возможным предоставить земельные участки кооперативу; для предоставления земельных участков под строительство гаражей и сараев (которые уже построены и расположены на земельных участках) кооперативом не осуществлена установленная Земельным кодексом РФ процедура его выбора, согласования места размещения объектов и пр. Для предоставления испрашиваемых земельных участков в аренду кооперативу в порядке ст. 34 ЗК РФ у администрации нет правовых оснований, поскольку данная правая норма регулирует предоставление земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, эти земли планируются после сноса незаконных построек для предоставления многодетным семьям под строительство жилья.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации Раменского муниципального района Московской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с актом выбора и обследования участка под строительство гаражно-сарайного комплекса при с. Софьино овощемолочного совхоза "Пламя" от 13.08.1974 был произведен выбор земельного участка под гаражно-сарайный комплекс площадью 2 га, расположенного на юге-востоке с. Софьино за существующим поселком совхоза (л.д. 131).
Решением Раменского городского Совета депутатов трудящихся Исполнительного комитета Московской области от 15.11.1974 N 3076 утвержден кооператив "Дружба" по строительству индивидуальных гаражей в количестве 7 гаражей и хозяйственных сараев в количестве 35 шт. (л.д. 130).
Как указывает заявитель, гаражи и хозяйственные сараи ГСК "Дружба" расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 50:23:0040227:12 (площадь 11 334,0 кв. м), 50:23:0040227:13 (площадь 18 780,0 кв. м), 50:23:0040227:14 (площадь 14 158,0 кв. м) (далее - спорные земельные участки).
Письмами от 20.08.2013 N 448, N 449, N 450, N 451, N 452, N 453 заявитель обратился к Главе Раменского муниципального района с просьбой утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, кадастровой карте соответствующей территории площадью 11 334,0 кв. м, 14 158,0 кв. м, 18 780,0 кв. м, выделенных из земель населенных пунктов под строительство гаражей и хозяйственных сараев, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино (л.д. 14 - 16, 115, 117, 119, 121).
Письмом от 20.09.2013 N 4509 - 4514 администрацией было отказано в утверждении схемы расположения земельных участков (л.д. 125).
Письмом от 31.08.2013 N 449, заявитель обратился к Главе Раменского муниципального района с просьбой предоставить спорные земельные участки в аренду под строительство гаражей и сараев (л.д. 17 - 18).
Письмом от 02.10.2013 N 2791 Комитетом по управлению имуществом Раменского муниципального Московской области отказано в предоставлении в аренду спорных земельных участков, разъяснен порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями статьи 30 ЗК РФ (л.д. 25).
Письмом N 451 от 05.11.2013 ГСК "Дружба" обратился к Главе Раменского муниципального района с повторной просьбой о предоставлении в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ сформированных земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040227:12, 50:23:0040227:13, 50:23:0040227:14, которые застроены ГСК "Дружба" с 1974 года (л.д. 127).
Письмом N 3451 от 04.12.2013 в предоставлении участков отказано, указывается на перечень документов, который должен быть представлен в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475 (л.д. 129).
Считая свои права нарушенными, ГСК "Дружба" обратился с заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований кооператива в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлена в статье 34 Земельного кодекса РФ.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (часть 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
При этом в заявлении о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Из толкования изложенных норм следует, что в порядке статьи 34 ЗК РФ возможно предоставление незастроенных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при этом для целей, не связанных со строительством. Вместе с тем, согласно материалам дела на испрашиваемых кооперативом земельных участках имеются строения.
Таким образом, апелляционный суд находит обоснованными действия администрации Раменского муниципального района Московской области, выраженные в письме исх. 3451 от 04.12.2013.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В материалы дела не представлены доказательства предварительного согласования мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выдача схемы расположения земельных участков является одним из этапов проведения работ по формированию земельного участка.
Из материалов дела следует, что испрашиваемые заявителем земельные участки сформированы, 30.03.2010 поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 50:23:0040227:12, 50:23:0040227:13, 50:23:0040227:14, что подтверждается кадастровыми паспортами от 03.12.2012 N МО-12/ЗВ-931414, N МО-12/ЗВ-931319, N МО-12/ЗВ-931384 (л.д. 14 - 24).
На основании Постановления администрации Раменского муниципального района Московской области от 30.05.2012 N 1646 спорным земельным участкам установлен вид разрешенного использования "под строительство гаражей и сараев" (л.д. 94).
Поскольку испрашиваемые участки уже стоят на кадастровом учете, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о законности действий администрации Раменского муниципального района Московской области, выраженных в письмах исх. 2791 от 02.10.2013, исх. N 4509 - 4514 от 20.09.2013, в связи с чем у суда отсутствуют основания для обязания администрации выдать схемы расположения земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040227:12, 50:23:0040227:13, 50:23:0040227:14 на кадастровом плане, поскольку это не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя.
Заявитель указывает, что на испрашиваемых земельных участках расположены постройки (сараи, гаражи), возведенные членами ГСК "Дружба". Вместе с тем в материалы дела не представлены доказательства регистрации прав на постройки и доказательства их расположения на спорных земельных участках.
Между тем, представленными апелляционному суду решением мирового судьи от 04.05.2011, определением Раменского городского суда Московской области от 16.08.2011, определением Московского областного суда от 26.12.2011 право собственности члена кооператива на гараж не установлено.
Таким образом, в порядке статьи 34 ЗК РФ для целей, не связанных со строительством, оснований для предоставления застроенных земельных участков в аренду кооперативу у администрации не имелось.
В порядке статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов допустимо лишь с соблюдением строго регламентированной земельным законодательством процедуры, доказательства соблюдения которой суду не представлено.
Предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта возможно лишь путем проведения конкурса, аукциона.
При этом заявителем не доказано свое исключительное право на предоставление испрашиваемых земельных участков в аренду без проведения торгов в порядке статьи 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы ГСК "Дружба", считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.05.2014 по делу N А41-215/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2014 ПО ДЕЛУ N А41-215/14
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2014 г. по делу N А41-215/14
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Дмитриева В.С., по доверенности от 26.03.2014 N 455,
от заинтересованных лиц:
от администрации Раменского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального Московской области - Андреева Н.А., по доверенности от 30.07.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Гаражно-сарайного кооператива "Дружба" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2014 года по делу N А41-215/14, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению Гаражно-сарайного кооператива "Дружба" (ИНН 5040088995, ОГРН 1095040000362) к администрации Раменского муниципального района Московской области (ИНН 5040017514, ОГРН 1025005120073), Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального Московской области (ИНН 5040004353, ОГРН 1025005119974) о признании незаконными действий (бездействия),
установил:
Гаражно-сарайный кооператив "Дружба" (далее - ГСК "Дружба", заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к администрации Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация), Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области (далее - КУИ Раменского муниципального Московской области) со следующими требованиями:
- 1. признать незаконными действия администрации Раменского муниципального района Московской области, выраженные в письмах исх. N 4509 - 4514 от 20.09.2013, исх. 2791 от 02.10.2013, исх. 3451 от 04.12.2013, которые являются, по сути, отказом от совершения действий, предусмотренных статьей 34 Земельного кодекса РФ;
- 2. обязать администрацию Раменского муниципального района Московской области не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу выдать Гаражно-сарайному кооперативу "Дружба" схемы расположения указанных ниже земельных участков на кадастровом плане:
- - Земельный участок площадью 18 780 кв. м, расположенный Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино, участок N 380, кадастровый номер 50:23:0040227:13;
- - Земельный участок площадью 14 158 кв. м, расположенный Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино, участок N 380а, кадастровый номер 50:23:0040227:14;
- - Земельный участок площадью 11 334 кв. м расположенный Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино, участок N 3806, кадастровый номер 50:23:0040227:12;
- 3. обязать администрацию Раменского муниципального района Московской области предоставить Гаражно-сарайному кооперативу "Дружба" на правах долгосрочной аренды:
- - Земельный участок площадью 18 780 кв. м, расположенный Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино, участок N 380, кадастровый номер 50:23:0040227:13;
- - Земельный участок площадью 14 158 кв. м, расположенный Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино, участок N 380а, кадастровый номер 50:23:0040227:14;
- - Земельный участок площадью 11 334 кв. м расположенный Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино, участок N 3806, кадастровый номер 50:23:0040227:12.
Решением от 07 мая 2014 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований кооператива отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ГСК "Дружба" обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы заявитель указал, что решением Раменского Совета депутатов трудящихся исполкома Московской области от 15/XI-1974 г. N 3076 при совхозе "Пламя" учрежден кооператив по строительству индивидуальных гаражей и сараев. Право собственности на сараи и гаражи у членов ГСК "Дружба" не оформлены, в том числе, по причине отсутствия надлежаще оформленных отношений по земле, занимаемой теми же сараями и гаражами. Председатель ГСК "Дружба" в 2010 - 2011 годах обращался с исковым заявлением о признании права собственности на свои гараж и сарай, но мировой судья отказал в удовлетворении заявленных исковых требований. Как следует из пояснений представителя заявителя и апелляционной жалобы, кооператив не имеет документов, подтверждающих возникновение каких-либо прав на землю для размещения строений (гаражей и сараев), при этом гаражи и сараи расположены на земельных участках, поставленных на кадастровый учет. Для оформления земельных отношений кооператив обращался в администрацию с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков, о предоставлении земельных участков в аренду под строительство гаражей и сараев на 49 лет. В заседании апелляционного суда представитель кооператива устно пояснил, что просит обязать администрацию предоставить земельные участки в аренду в порядке ст. 34 ЗК РФ.
Представитель Комитета возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв. Просил обжалуемое решение оставить без изменения. Пояснил, что ГСК "Дружба" не представлены доказательства регистрации прав на постройки, расположенные на спорных земельных участках, в связи с чем не представляется возможным предоставить земельные участки кооперативу; для предоставления земельных участков под строительство гаражей и сараев (которые уже построены и расположены на земельных участках) кооперативом не осуществлена установленная Земельным кодексом РФ процедура его выбора, согласования места размещения объектов и пр. Для предоставления испрашиваемых земельных участков в аренду кооперативу в порядке ст. 34 ЗК РФ у администрации нет правовых оснований, поскольку данная правая норма регулирует предоставление земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, эти земли планируются после сноса незаконных построек для предоставления многодетным семьям под строительство жилья.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей администрации Раменского муниципального района Московской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с актом выбора и обследования участка под строительство гаражно-сарайного комплекса при с. Софьино овощемолочного совхоза "Пламя" от 13.08.1974 был произведен выбор земельного участка под гаражно-сарайный комплекс площадью 2 га, расположенного на юге-востоке с. Софьино за существующим поселком совхоза (л.д. 131).
Решением Раменского городского Совета депутатов трудящихся Исполнительного комитета Московской области от 15.11.1974 N 3076 утвержден кооператив "Дружба" по строительству индивидуальных гаражей в количестве 7 гаражей и хозяйственных сараев в количестве 35 шт. (л.д. 130).
Как указывает заявитель, гаражи и хозяйственные сараи ГСК "Дружба" расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 50:23:0040227:12 (площадь 11 334,0 кв. м), 50:23:0040227:13 (площадь 18 780,0 кв. м), 50:23:0040227:14 (площадь 14 158,0 кв. м) (далее - спорные земельные участки).
Письмами от 20.08.2013 N 448, N 449, N 450, N 451, N 452, N 453 заявитель обратился к Главе Раменского муниципального района с просьбой утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, кадастровой карте соответствующей территории площадью 11 334,0 кв. м, 14 158,0 кв. м, 18 780,0 кв. м, выделенных из земель населенных пунктов под строительство гаражей и хозяйственных сараев, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, с. Софьино (л.д. 14 - 16, 115, 117, 119, 121).
Письмом от 20.09.2013 N 4509 - 4514 администрацией было отказано в утверждении схемы расположения земельных участков (л.д. 125).
Письмом от 31.08.2013 N 449, заявитель обратился к Главе Раменского муниципального района с просьбой предоставить спорные земельные участки в аренду под строительство гаражей и сараев (л.д. 17 - 18).
Письмом от 02.10.2013 N 2791 Комитетом по управлению имуществом Раменского муниципального Московской области отказано в предоставлении в аренду спорных земельных участков, разъяснен порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями статьи 30 ЗК РФ (л.д. 25).
Письмом N 451 от 05.11.2013 ГСК "Дружба" обратился к Главе Раменского муниципального района с повторной просьбой о предоставлении в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ сформированных земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040227:12, 50:23:0040227:13, 50:23:0040227:14, которые застроены ГСК "Дружба" с 1974 года (л.д. 127).
Письмом N 3451 от 04.12.2013 в предоставлении участков отказано, указывается на перечень документов, который должен быть представлен в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475 (л.д. 129).
Считая свои права нарушенными, ГСК "Дружба" обратился с заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований кооператива в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлена в статье 34 Земельного кодекса РФ.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (часть 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
При этом в заявлении о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Из толкования изложенных норм следует, что в порядке статьи 34 ЗК РФ возможно предоставление незастроенных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при этом для целей, не связанных со строительством. Вместе с тем, согласно материалам дела на испрашиваемых кооперативом земельных участках имеются строения.
Таким образом, апелляционный суд находит обоснованными действия администрации Раменского муниципального района Московской области, выраженные в письме исх. 3451 от 04.12.2013.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В материалы дела не представлены доказательства предварительного согласования мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выдача схемы расположения земельных участков является одним из этапов проведения работ по формированию земельного участка.
Из материалов дела следует, что испрашиваемые заявителем земельные участки сформированы, 30.03.2010 поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами 50:23:0040227:12, 50:23:0040227:13, 50:23:0040227:14, что подтверждается кадастровыми паспортами от 03.12.2012 N МО-12/ЗВ-931414, N МО-12/ЗВ-931319, N МО-12/ЗВ-931384 (л.д. 14 - 24).
На основании Постановления администрации Раменского муниципального района Московской области от 30.05.2012 N 1646 спорным земельным участкам установлен вид разрешенного использования "под строительство гаражей и сараев" (л.д. 94).
Поскольку испрашиваемые участки уже стоят на кадастровом учете, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о законности действий администрации Раменского муниципального района Московской области, выраженных в письмах исх. 2791 от 02.10.2013, исх. N 4509 - 4514 от 20.09.2013, в связи с чем у суда отсутствуют основания для обязания администрации выдать схемы расположения земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040227:12, 50:23:0040227:13, 50:23:0040227:14 на кадастровом плане, поскольку это не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя.
Заявитель указывает, что на испрашиваемых земельных участках расположены постройки (сараи, гаражи), возведенные членами ГСК "Дружба". Вместе с тем в материалы дела не представлены доказательства регистрации прав на постройки и доказательства их расположения на спорных земельных участках.
Между тем, представленными апелляционному суду решением мирового судьи от 04.05.2011, определением Раменского городского суда Московской области от 16.08.2011, определением Московского областного суда от 26.12.2011 право собственности члена кооператива на гараж не установлено.
Таким образом, в порядке статьи 34 ЗК РФ для целей, не связанных со строительством, оснований для предоставления застроенных земельных участков в аренду кооперативу у администрации не имелось.
В порядке статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов допустимо лишь с соблюдением строго регламентированной земельным законодательством процедуры, доказательства соблюдения которой суду не представлено.
Предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта возможно лишь путем проведения конкурса, аукциона.
При этом заявителем не доказано свое исключительное право на предоставление испрашиваемых земельных участков в аренду без проведения торгов в порядке статьи 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы ГСК "Дружба", считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.05.2014 по делу N А41-215/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
М.В.ИГНАХИНА
Е.А.МИЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)