Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2013 (судья Чернышев В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-7063/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "Сибирская Сотовая Связь" (644001, г. Омск, ул. 13-я Линия, 37, ИНН 5503023606, ОГРН 1025500746072) к Министерству имущественных отношений Омской области (644043, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5) о признании незаконными действий и обязании совершить действия.
Третье лицо: Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Суд
установил:
закрытое акционерное общество "Сибирская Сотовая Связь" (далее - общество, заявитель) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество, заинтересованное лицо) о признании незаконным действия, выраженного в письме от 16.05.2013 N 08/4770, по отказу в рассмотрении ходатайства общества от 08.04.2013 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:19:040503:0093 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, и возврату ходатайства обществу без принятия по нему акта исполнительного (уполномоченного) органа государственной власти, об обязании Минимущества принять и рассмотреть ходатайство общества от 08.04.2013 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:19:040503:0093 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для размещения базовой станции сотовой радиотелефонной связи высотой 90 метров, принять по результатам рассмотрения ходатайства акт исполнительного (уполномоченного) органа государственной власти.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.07.2013 требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минимущество указывает, что отказ в рассмотрении представленного ходатайства правомерен, поскольку земельный участок не соответствует установленным законодательством нормам отвода для размещения мачты станции сотовой связи. Просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что обществу принадлежит на праве собственности антенно-мачтовое сооружение сотовой радиотелефонной связи высотой 90 м, расположенное в Омской области, Оконешниковский район, с. Крестики, ул. Центральная дом N 1 Б.
Для размещение объекта недвижимого имущества - антенно-мачтового сооружения базовой станции сотовой радиотелефонной связи высотой 90 м администрацией Оконешниковского муниципального района Омской области на основании договора аренды от 01.01.2008 N АЗ-19-0004/2008 обществу выделен земельный участок с кадастровым номером 55:19:040503:0093 площадью 3 829 кв. м.
Разрешенный вид использования земельного участка - под объекты связи, категория земель - сельскохозяйственного назначения.
Срок действия договора аренды установлен до 31.12.2056.
Обществом 08.04.2013 было подано в Минимущество ходатайство о переводе земель из одной категории в другую, в котором оно просило перевести спорный земельный участок, используемый обществом на праве аренды, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей размещения базовой станции сотовой радиотелефонной связи высотой 90 м.
Основанием для перевода предоставленного обществу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначение в земли промышленности явилось предписание Государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 03.12.2012.
Администрация Оконешниковского муниципального района Омской области письмом от 29.03.2013 N 298 выразила обществу свое согласие на перевод названного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Минимущество 16.05.2013 письмом N 08/4770, возвращая представленные материалы для перевода земельного участка, отказало в рассмотрении ходатайства в связи с поступлением от третьего лица отрицательного заключения на проект распоряжения Минимущества.
Из письма третьего лица от 08.05.2013 N 4743 следует, что Министерство отказывает в согласовании проекта, поскольку площадь земельного участка, переводимого из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для размещения антенно-мачтового сооружения базовой станции сотовой радиотелефонной связи высотой 90 м составляет 0, 38 га, тогда как согласно п. 3.4.9.3 Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области площадь земельного участка при размещении базовой станции сотовой связи высотой 90 метров должна составлять 1, 5 га.
Полагая, что указанные действия Минимущества не соответствуют закону и нарушают его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) в рассмотрении ходатайства может быть отказано в двух случаях - если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо и если к ходатайству приложены документы, не соответствующие по составу, форме или содержанию требованиям земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N 172-ФЗ в случае рассмотрения ходатайства по существу уполномоченным органом принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства имущества Омской области от 09.07.2012 N 38-п, предусмотрен отказ в удовлетворении ходатайства, в случаях: если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства; если федеральными законами установлены ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрет на такой перевод; если имеется отрицательное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; если установлено несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В обоснование правомерности своей позиции Минимущество ссылается на поступление от третьего лица отрицательного заключения на проект распоряжения Минимущества "О переводе земельных участков в Оконешниковском и Полтавском районах Омской области из состава земель одной категории в другую".
Данное обстоятельство исследовалось судами. В связи с этим было установлено, что нормы Закона N 172-ФЗ не ставят вопрос рассмотрения ходатайства в зависимость от результатов проведения экспертизы при переводе земельного участка в другую категорию.
Следовательно, как правильно отмечено судами, получение отрицательного заключения государственного органа на соответствующий проект не имеет правового значения при решении уполномоченным органом вопроса о переводе земель из одной категории в другую.
На основании изложенного, учитывая, что обществом представлен полный пакет документов для рассмотрения Минимуществом спорного ходатайства, суды пришли к правильному выводу об обязанности заинтересованного лица рассмотреть ходатайство и принять решение о переводе или об отказе в переводе земельного участка.
Таким образом, действия заинтересованного лица, выраженные в отказе от рассмотрения представленного ходатайства, не соответствуют положениям Закона N 172-ФЗ.
Довод заинтересованного лица о ничтожности сделки, связанной с предоставлением земельного участка для строительства обозначенного объекта связи, подлежит отклонению, так как не был ранее предметом оценки как по данному делу, так и в рамках отдельного спора.
При таких обстоятельствах вывод судов о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности является правомерным. Иное толкование Минимуществом положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении норм права.
Кассационная инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 по делу N А46-7063/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2014 ПО ДЕЛУ N А46-7063/2013
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. по делу N А46-7063/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2013 (судья Чернышев В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-7063/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "Сибирская Сотовая Связь" (644001, г. Омск, ул. 13-я Линия, 37, ИНН 5503023606, ОГРН 1025500746072) к Министерству имущественных отношений Омской области (644043, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 5) о признании незаконными действий и обязании совершить действия.
Третье лицо: Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Суд
установил:
закрытое акционерное общество "Сибирская Сотовая Связь" (далее - общество, заявитель) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество, заинтересованное лицо) о признании незаконным действия, выраженного в письме от 16.05.2013 N 08/4770, по отказу в рассмотрении ходатайства общества от 08.04.2013 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:19:040503:0093 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, и возврату ходатайства обществу без принятия по нему акта исполнительного (уполномоченного) органа государственной власти, об обязании Минимущества принять и рассмотреть ходатайство общества от 08.04.2013 о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:19:040503:0093 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для размещения базовой станции сотовой радиотелефонной связи высотой 90 метров, принять по результатам рассмотрения ходатайства акт исполнительного (уполномоченного) органа государственной власти.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.07.2013 требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минимущество указывает, что отказ в рассмотрении представленного ходатайства правомерен, поскольку земельный участок не соответствует установленным законодательством нормам отвода для размещения мачты станции сотовой связи. Просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что обществу принадлежит на праве собственности антенно-мачтовое сооружение сотовой радиотелефонной связи высотой 90 м, расположенное в Омской области, Оконешниковский район, с. Крестики, ул. Центральная дом N 1 Б.
Для размещение объекта недвижимого имущества - антенно-мачтового сооружения базовой станции сотовой радиотелефонной связи высотой 90 м администрацией Оконешниковского муниципального района Омской области на основании договора аренды от 01.01.2008 N АЗ-19-0004/2008 обществу выделен земельный участок с кадастровым номером 55:19:040503:0093 площадью 3 829 кв. м.
Разрешенный вид использования земельного участка - под объекты связи, категория земель - сельскохозяйственного назначения.
Срок действия договора аренды установлен до 31.12.2056.
Обществом 08.04.2013 было подано в Минимущество ходатайство о переводе земель из одной категории в другую, в котором оно просило перевести спорный земельный участок, используемый обществом на праве аренды, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для целей размещения базовой станции сотовой радиотелефонной связи высотой 90 м.
Основанием для перевода предоставленного обществу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначение в земли промышленности явилось предписание Государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 03.12.2012.
Администрация Оконешниковского муниципального района Омской области письмом от 29.03.2013 N 298 выразила обществу свое согласие на перевод названного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Минимущество 16.05.2013 письмом N 08/4770, возвращая представленные материалы для перевода земельного участка, отказало в рассмотрении ходатайства в связи с поступлением от третьего лица отрицательного заключения на проект распоряжения Минимущества.
Из письма третьего лица от 08.05.2013 N 4743 следует, что Министерство отказывает в согласовании проекта, поскольку площадь земельного участка, переводимого из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для размещения антенно-мачтового сооружения базовой станции сотовой радиотелефонной связи высотой 90 м составляет 0, 38 га, тогда как согласно п. 3.4.9.3 Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области площадь земельного участка при размещении базовой станции сотовой связи высотой 90 метров должна составлять 1, 5 га.
Полагая, что указанные действия Минимущества не соответствуют закону и нарушают его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) в рассмотрении ходатайства может быть отказано в двух случаях - если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо и если к ходатайству приложены документы, не соответствующие по составу, форме или содержанию требованиям земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N 172-ФЗ в случае рассмотрения ходатайства по существу уполномоченным органом принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства имущества Омской области от 09.07.2012 N 38-п, предусмотрен отказ в удовлетворении ходатайства, в случаях: если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства; если федеральными законами установлены ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрет на такой перевод; если имеется отрицательное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; если установлено несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В обоснование правомерности своей позиции Минимущество ссылается на поступление от третьего лица отрицательного заключения на проект распоряжения Минимущества "О переводе земельных участков в Оконешниковском и Полтавском районах Омской области из состава земель одной категории в другую".
Данное обстоятельство исследовалось судами. В связи с этим было установлено, что нормы Закона N 172-ФЗ не ставят вопрос рассмотрения ходатайства в зависимость от результатов проведения экспертизы при переводе земельного участка в другую категорию.
Следовательно, как правильно отмечено судами, получение отрицательного заключения государственного органа на соответствующий проект не имеет правового значения при решении уполномоченным органом вопроса о переводе земель из одной категории в другую.
На основании изложенного, учитывая, что обществом представлен полный пакет документов для рассмотрения Минимуществом спорного ходатайства, суды пришли к правильному выводу об обязанности заинтересованного лица рассмотреть ходатайство и принять решение о переводе или об отказе в переводе земельного участка.
Таким образом, действия заинтересованного лица, выраженные в отказе от рассмотрения представленного ходатайства, не соответствуют положениям Закона N 172-ФЗ.
Довод заинтересованного лица о ничтожности сделки, связанной с предоставлением земельного участка для строительства обозначенного объекта связи, подлежит отклонению, так как не был ранее предметом оценки как по данному делу, так и в рамках отдельного спора.
При таких обстоятельствах вывод судов о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности является правомерным. Иное толкование Минимуществом положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении норм права.
Кассационная инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 по делу N А46-7063/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)