Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Тимухиной И.А., Баркановой Я.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: Пушечников А.А., доверенность от 11.07.2014,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12280/2014) Администрации МО "Зеленоградское городское поселение" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.03.2014 по делу N А21-2808/2013 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "СтройБиз"
к Администрации МО "Зеленоградское городское поселение"
3-е лицо: Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию К/о
о признании действий незаконными, об обязании выдать разрешение на строительство гостиницы,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройБиз" (ОГРН 1113926016500, ИНН 3906236875) (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий к Администрации муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" (ОГРН 1063913020313, ИНН 3918027989) (далее - Администрация), выразившихся в отказе Обществу в выдаче разрешения на строительство гостиницы на земельном участке с кадастровым номером 39:05:000000:1235, расположенном по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Чкалова - ул. Володарского; об обязании Администрации выдать Обществу разрешение на строительство гостиницы на земельном участке с кадастровым номером 39:05:000000:1235, расположенном по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Чкалова - ул. Володарского, Общество просило решение суда обратить к немедленному исполнению.
На основании определения суда от 01 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство).
Решением суда от 11.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорный земельный участок имеет статус особо охраняемых природных территорий, как территория курорта федерального значения Зеленоградск, в связи с чем, проектная документация объекта строительства подлежала государственной регистрации. Также податель жалобы ссылается на несоответствие проектной документации на строительство требованиям градостроительного плана от 04.02.2014. При этом податель жалобы не согласен с выводом суда об отсутствии у Администрации полномочий отменять старый градостроительный план земельного участка и утверждать новый. Кроме того Администрация ссылается на отсутствие согласования места размещения хозяйственных построек, используемых гражданами для хранения угля и находящихся на спорном участке, а также на отсутствие порубочных билетов. Как полагает податель жалобы, суду первой инстанции надлежало прекратить производство по настоящему заявлению в связи с рассмотрением дела А21-7505/2013.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "СтройБиз" является арендатором земельного участка с кадастровым номером (КН) 39:05:000000:1235, площадью 2390 кв. м, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Чкалова - ул. Володарского, предоставленного в аренду под строительство гостиницы на основании договора N 370 - КЗО/2011 аренды земельного участка от 26.10.2011 года, заключенного с Администрацией МО "Зеленоградский район".
25.12.2012 года ООО "СтройБиз" обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство гостиницы на указанном земельном участке, сроком на 26 месяцев с приложением договора N 370 - КЗО/2011 аренды земельного участка от 26.10.2011 года; топографического плана земельного участка; кадастрового плана земельного участка; технических условий на подключение ОКС к инженерным сетям; градостроительного плана земельного участка N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года; материалов проектной документации; положительного заключения экспертизы проектной документации N 2-1-1-0004-12 от 25.12.2012 года; свидетельства об аккредитации юридического лица N 0000092 от 13.12.2012 года.
Письмом от 29.12.2012 года N 2179 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство. В обоснование отказа Администрация указала, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.1999 года N 359 городу Зеленоградску присвоен статус курорта федерального значения; в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" территории курортов отнесены к категории особо охраняемых природных территорий. Таким образом, строительство объектов капитального строительства на землях особо охраняемых природных территорий должно осуществляться на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. Администрация информировала, что 12.12.2012 года городским Советом депутатов МО "Зеленоградское городское поселение" приняты Правила землепользования и застройки МО "Зеленоградское городское поселение". Согласно данному документу земельный участок, на котором планируется строительство гостиницы, находится в зоне обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (ОДЗ 4). Градостроительным регламентом данной зоны установлены предельные размеры разрешенного строительства: максимальная высота зданий - 5 надземных этажей (включая мансардный этаж) или 18 метров (до верхней отметки здания, исключая декоративные элементы типа: шпиль, башня и т.д.). Представленный проект гостиницы не соответствует установленным Правилам землепользования и застройки требованиям в части максимальной высоты здания. Кроме того, данный проект обсуждался на областном градостроительном Совете, и по результатам обсуждения были высказаны замечания в части высотности и количества парковочных мест.
Полагая, что названные действия Администрации по отказу в выдаче разрешения на строительство гостиницы не соответствуют положениям законодательства и нарушают права и законные интересы, Общество и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 150 АПК РФ оснований для прекращения производства по настоящему делу.
Основанием для предъявления Обществом в рамках дела N А21-7505/2012 заявленных требований явился отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство, полученный на основании заявления Общества от 20.07.2012.
Основанием для обращения Общества в суд с настоящими требованиями послужил отказ Заинтересованного лица в выдаче разрешения на строительство по результатам соответствующего обращения Общества письмом от 29.12.2012.
Таким образом, предмет и основания заявленных требований по настоящему делу не идентичны предмету и основаниям заявленных требований по делу N А21-7505/2012.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана, красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Указанный перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим, поэтому Администрация была не вправе отказывать Обществу в выдаче разрешения на строительство по иным основаниям, чем те, которые прямо предусмотрены указанной нормой.
Податель жалобы полагает, что Обществу в соответствии с пунктом 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ надлежало представить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, поскольку спорный земельный участок имеет статус особо охраняемых природных территорий, как территория курорта федерального значения Зеленоградск.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным ввиду следующего.
Согласно пунктом 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство должно быть приложено положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
В пункте 3.4 статьи 49 ГрК РФ проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
В пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ указано на проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
Апелляционным судом не установлено, что строительство спорного здания соответствует признакам какого-либо из указанных выше объектов, при строительстве или реконструкции которого необходимо проведение государственной экспертизы.
Кроме того, ссылки подателя жалобы на то обстоятельство, что строительство спорного объекта предполагается на территории особо охраняемых природных территорий являются несостоятельными.
Суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории: в том числе, земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 13.10.2011 года N 39/11-ВСЗУ-96648 земельный участок с КН 39:05:000000:1235 относится к категории земель населенных пунктов, а в графе "земли особо охраняемых территорий и объектов" какая-либо информация отсутствует.
В свою очередь, в выданном Обществу градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ) N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года, на основании которого была разработана проектная документация на строительство гостиницы, отсутствует информация об отнесении указанного земельного участка к категории земель особо охраняемых природных территорий, а также отсутствует информация о наличии ограничений и обременений в использовании земельного участка в связи с отнесением его к категории земель особо охраняемых природных территорий.
Спорный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, в связи с чем, отсутствуют основания для распространения в отношении спорного земельного участка порядка использования земель категории особо охраняемых территорий.
Пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Вместе с тем, документов, свидетельствующих об отнесении спорного земельного участка к зоне особо охраняемых территорий, в материалы дела не представлено.
Кроме того, в оспариваемом отказе Администрация ссылалась на то обстоятельство, что земельный участок, на котором планируется строительство гостиницы, находится в зоне обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности.
Апелляционным судом также отклоняются доводы подателя жалобы от отнесении спорного участка к землям особо охраняемых природных территорий, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.1999 года N 359 "О признании курортов Зеленоградск и Светлогорск - Отрадное, расположенных в Калининградской области, курортами федерального значения" городу Зеленоградску присвоен статус курорта федерального значения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 94 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 30.12.2013 года) к землям особо охраняемых природных территорий относились земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции, действовавшей до 30.12.2013 года) лечебно-оздоровительные местности и курорты были отнесены к особо охраняемым природным территориям.
По смыслу положений статьи 94 ЗК РФ в их взаимосвязи с положениями Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакциях, действовавших до 30.12.2013 года) отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона принятием соответствующих нормативных правовых актов органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления об изъятии таких территорий и объектов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и установления для них особого правового режима.
Федеральным законом от 28.12.2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 30.12.2013 года, лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из числа особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, поскольку Администрация не представила доказательств, что в отношении предоставленного Обществу в аренду земельного участка с КН 39:05:000000:1235 такие нормативные правовые акты принимались, и учитывая, что указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, отсутствуют правовые основания для отнесения указанного земельного участка к категории земель особо охраняемых природных территорий.
Сам по себе факт отнесения города Зеленоградска как курорта федерального значения на момент отказа Обществу в выдаче разрешения на строительство к особо охраняемой природной территории не свидетельствует о том, что и земельный участок с КН 39:05:000000:1235 относился к категории земель особо охраняемых природных территорий.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Администрацию все документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Согласно положительному заключению экспертизы N 2-1-1-0004-12 объекта капитального строительства "Гостиница по ул. Чкалова - ул. Володарского в г. Зеленоградске Калининградской области" от 25.12.2012 года, выполненному ООО "Негосударственная экспертиза", все разделы проектной документации по объекту капитального строительства соответствуют требованиям градостроительных и технических регламентов, нормативных технических документов, градостроительному плану земельного участка, результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование.
Основанные на решении городского Совета депутатов МО "Зеленоградское городское поселение" от 12.12.2012 года N 173 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" ссылки Администрации на несоблюдение установленной максимальной высоты здания отклоняются апелляционным судом.
Как верно указал суд первой инстанции, согласно пункту 3 указанного решения городского Совета депутатов МО "Зеленоградское городское поселение" от 12.12.2012 года N 173, данное решение вступает в силу с момента его опубликования.
Материалами дела подтверждается, что указанное решение городского Совета депутатов МО "Зеленоградское городское поселение" от 12.12.2012 года N 173 было опубликовано в официальном печатном издании МО "Зеленоградское городское поселение" "Вестник Зеленоградска" N 4 (35) 18 апреля 2013 года.
Таким образом, Администрация, 29.12.2012 года отказывая Обществу в выдаче разрешения на строительство гостиницы, сослалась на решение городского Совета депутатов МО "Зеленоградское городское поселение" от 12.12.2012 года N 173 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", на момент такого отказа не вступившее в законную силу.
Кроме того, проект строительства гостиницы обсуждался на областном градостроительном Совете, по результатам обсуждения которого были высказаны замечания в части высотности и количества парковочных мест.
Вопреки доводам подателя жалобы судом первой инстанции обоснованно проведена проверка соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года, а не градостроительного плана земельного участка N RU39520101-0008 от 04.02.2014 года, поскольку проектная документация на строительство гостиницы была разработана на основании ГПЗУ N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года, выданного Администрацией в установленном порядке.
Как следует из положительного заключения экспертизы N 2-1-1-0004-12 объекта капитального строительства "Гостиница по ул. Чкалова - ул. Володарского в г. Зеленоградске Калининградской области" от 25.12.2012 года, выполненного ООО "Негосударственная экспертиза", эксперты проводили оценку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года.
Следует отметить, что как на момент обращения Общества 25.12.2012 года с заявлением о выдаче разрешения на строительство гостиницы, так и на момент отказа Администрации 29.12.2012 года в выдаче разрешения на строительство, градостроительный план земельного участка N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года не был отменен или признан утратившим силу.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у Администрации отсутствовали правовые основания для признания утратившим силу с 04.02.2014 года градостроительного плана земельного участка N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года путем подготовки нового градостроительного плана земельного участка N RU39520101-0008 от 04.02.2014 года, поскольку согласно статье 51 ГрК РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
Поскольку проектная документация на строительство гостиницы соответствует градостроительному плану земельного участка N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года, а Обществом были представлены все документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, Администрация была обязана выдать Обществу разрешение на строительство гостиницы на земельном участке с кадастровым номером 39:05:000000:1235, расположенном по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Чкалова - ул. Володарского.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.03.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
И.А.ТИМУХИНА
Я.В.БАРКАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2014 ПО ДЕЛУ N А21-2808/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2014 г. по делу N А21-2808/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Тимухиной И.А., Баркановой Я.В.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: Пушечников А.А., доверенность от 11.07.2014,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12280/2014) Администрации МО "Зеленоградское городское поселение" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.03.2014 по делу N А21-2808/2013 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "СтройБиз"
к Администрации МО "Зеленоградское городское поселение"
3-е лицо: Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию К/о
о признании действий незаконными, об обязании выдать разрешение на строительство гостиницы,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройБиз" (ОГРН 1113926016500, ИНН 3906236875) (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий к Администрации муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" (ОГРН 1063913020313, ИНН 3918027989) (далее - Администрация), выразившихся в отказе Обществу в выдаче разрешения на строительство гостиницы на земельном участке с кадастровым номером 39:05:000000:1235, расположенном по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Чкалова - ул. Володарского; об обязании Администрации выдать Обществу разрешение на строительство гостиницы на земельном участке с кадастровым номером 39:05:000000:1235, расположенном по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Чкалова - ул. Володарского, Общество просило решение суда обратить к немедленному исполнению.
На основании определения суда от 01 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство).
Решением суда от 11.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что спорный земельный участок имеет статус особо охраняемых природных территорий, как территория курорта федерального значения Зеленоградск, в связи с чем, проектная документация объекта строительства подлежала государственной регистрации. Также податель жалобы ссылается на несоответствие проектной документации на строительство требованиям градостроительного плана от 04.02.2014. При этом податель жалобы не согласен с выводом суда об отсутствии у Администрации полномочий отменять старый градостроительный план земельного участка и утверждать новый. Кроме того Администрация ссылается на отсутствие согласования места размещения хозяйственных построек, используемых гражданами для хранения угля и находящихся на спорном участке, а также на отсутствие порубочных билетов. Как полагает податель жалобы, суду первой инстанции надлежало прекратить производство по настоящему заявлению в связи с рассмотрением дела А21-7505/2013.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "СтройБиз" является арендатором земельного участка с кадастровым номером (КН) 39:05:000000:1235, площадью 2390 кв. м, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Чкалова - ул. Володарского, предоставленного в аренду под строительство гостиницы на основании договора N 370 - КЗО/2011 аренды земельного участка от 26.10.2011 года, заключенного с Администрацией МО "Зеленоградский район".
25.12.2012 года ООО "СтройБиз" обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство гостиницы на указанном земельном участке, сроком на 26 месяцев с приложением договора N 370 - КЗО/2011 аренды земельного участка от 26.10.2011 года; топографического плана земельного участка; кадастрового плана земельного участка; технических условий на подключение ОКС к инженерным сетям; градостроительного плана земельного участка N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года; материалов проектной документации; положительного заключения экспертизы проектной документации N 2-1-1-0004-12 от 25.12.2012 года; свидетельства об аккредитации юридического лица N 0000092 от 13.12.2012 года.
Письмом от 29.12.2012 года N 2179 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство. В обоснование отказа Администрация указала, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.1999 года N 359 городу Зеленоградску присвоен статус курорта федерального значения; в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" территории курортов отнесены к категории особо охраняемых природных территорий. Таким образом, строительство объектов капитального строительства на землях особо охраняемых природных территорий должно осуществляться на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. Администрация информировала, что 12.12.2012 года городским Советом депутатов МО "Зеленоградское городское поселение" приняты Правила землепользования и застройки МО "Зеленоградское городское поселение". Согласно данному документу земельный участок, на котором планируется строительство гостиницы, находится в зоне обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (ОДЗ 4). Градостроительным регламентом данной зоны установлены предельные размеры разрешенного строительства: максимальная высота зданий - 5 надземных этажей (включая мансардный этаж) или 18 метров (до верхней отметки здания, исключая декоративные элементы типа: шпиль, башня и т.д.). Представленный проект гостиницы не соответствует установленным Правилам землепользования и застройки требованиям в части максимальной высоты здания. Кроме того, данный проект обсуждался на областном градостроительном Совете, и по результатам обсуждения были высказаны замечания в части высотности и количества парковочных мест.
Полагая, что названные действия Администрации по отказу в выдаче разрешения на строительство гостиницы не соответствуют положениям законодательства и нарушают права и законные интересы, Общество и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 150 АПК РФ оснований для прекращения производства по настоящему делу.
Основанием для предъявления Обществом в рамках дела N А21-7505/2012 заявленных требований явился отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство, полученный на основании заявления Общества от 20.07.2012.
Основанием для обращения Общества в суд с настоящими требованиями послужил отказ Заинтересованного лица в выдаче разрешения на строительство по результатам соответствующего обращения Общества письмом от 29.12.2012.
Таким образом, предмет и основания заявленных требований по настоящему делу не идентичны предмету и основаниям заявленных требований по делу N А21-7505/2012.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана, красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Указанный перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим, поэтому Администрация была не вправе отказывать Обществу в выдаче разрешения на строительство по иным основаниям, чем те, которые прямо предусмотрены указанной нормой.
Податель жалобы полагает, что Обществу в соответствии с пунктом 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ надлежало представить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, поскольку спорный земельный участок имеет статус особо охраняемых природных территорий, как территория курорта федерального значения Зеленоградск.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным ввиду следующего.
Согласно пунктом 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство должно быть приложено положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
В пункте 3.4 статьи 49 ГрК РФ проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
В пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ указано на проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.
Апелляционным судом не установлено, что строительство спорного здания соответствует признакам какого-либо из указанных выше объектов, при строительстве или реконструкции которого необходимо проведение государственной экспертизы.
Кроме того, ссылки подателя жалобы на то обстоятельство, что строительство спорного объекта предполагается на территории особо охраняемых природных территорий являются несостоятельными.
Суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории: в том числе, земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 13.10.2011 года N 39/11-ВСЗУ-96648 земельный участок с КН 39:05:000000:1235 относится к категории земель населенных пунктов, а в графе "земли особо охраняемых территорий и объектов" какая-либо информация отсутствует.
В свою очередь, в выданном Обществу градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ) N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года, на основании которого была разработана проектная документация на строительство гостиницы, отсутствует информация об отнесении указанного земельного участка к категории земель особо охраняемых природных территорий, а также отсутствует информация о наличии ограничений и обременений в использовании земельного участка в связи с отнесением его к категории земель особо охраняемых природных территорий.
Спорный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, в связи с чем, отсутствуют основания для распространения в отношении спорного земельного участка порядка использования земель категории особо охраняемых территорий.
Пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Вместе с тем, документов, свидетельствующих об отнесении спорного земельного участка к зоне особо охраняемых территорий, в материалы дела не представлено.
Кроме того, в оспариваемом отказе Администрация ссылалась на то обстоятельство, что земельный участок, на котором планируется строительство гостиницы, находится в зоне обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности.
Апелляционным судом также отклоняются доводы подателя жалобы от отнесении спорного участка к землям особо охраняемых природных территорий, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.1999 года N 359 "О признании курортов Зеленоградск и Светлогорск - Отрадное, расположенных в Калининградской области, курортами федерального значения" городу Зеленоградску присвоен статус курорта федерального значения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 94 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 30.12.2013 года) к землям особо охраняемых природных территорий относились земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции, действовавшей до 30.12.2013 года) лечебно-оздоровительные местности и курорты были отнесены к особо охраняемым природным территориям.
По смыслу положений статьи 94 ЗК РФ в их взаимосвязи с положениями Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакциях, действовавших до 30.12.2013 года) отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона принятием соответствующих нормативных правовых актов органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления об изъятии таких территорий и объектов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и установления для них особого правового режима.
Федеральным законом от 28.12.2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 30.12.2013 года, лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из числа особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, поскольку Администрация не представила доказательств, что в отношении предоставленного Обществу в аренду земельного участка с КН 39:05:000000:1235 такие нормативные правовые акты принимались, и учитывая, что указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, отсутствуют правовые основания для отнесения указанного земельного участка к категории земель особо охраняемых природных территорий.
Сам по себе факт отнесения города Зеленоградска как курорта федерального значения на момент отказа Обществу в выдаче разрешения на строительство к особо охраняемой природной территории не свидетельствует о том, что и земельный участок с КН 39:05:000000:1235 относился к категории земель особо охраняемых природных территорий.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Администрацию все документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Согласно положительному заключению экспертизы N 2-1-1-0004-12 объекта капитального строительства "Гостиница по ул. Чкалова - ул. Володарского в г. Зеленоградске Калининградской области" от 25.12.2012 года, выполненному ООО "Негосударственная экспертиза", все разделы проектной документации по объекту капитального строительства соответствуют требованиям градостроительных и технических регламентов, нормативных технических документов, градостроительному плану земельного участка, результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование.
Основанные на решении городского Совета депутатов МО "Зеленоградское городское поселение" от 12.12.2012 года N 173 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" ссылки Администрации на несоблюдение установленной максимальной высоты здания отклоняются апелляционным судом.
Как верно указал суд первой инстанции, согласно пункту 3 указанного решения городского Совета депутатов МО "Зеленоградское городское поселение" от 12.12.2012 года N 173, данное решение вступает в силу с момента его опубликования.
Материалами дела подтверждается, что указанное решение городского Совета депутатов МО "Зеленоградское городское поселение" от 12.12.2012 года N 173 было опубликовано в официальном печатном издании МО "Зеленоградское городское поселение" "Вестник Зеленоградска" N 4 (35) 18 апреля 2013 года.
Таким образом, Администрация, 29.12.2012 года отказывая Обществу в выдаче разрешения на строительство гостиницы, сослалась на решение городского Совета депутатов МО "Зеленоградское городское поселение" от 12.12.2012 года N 173 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", на момент такого отказа не вступившее в законную силу.
Кроме того, проект строительства гостиницы обсуждался на областном градостроительном Совете, по результатам обсуждения которого были высказаны замечания в части высотности и количества парковочных мест.
Вопреки доводам подателя жалобы судом первой инстанции обоснованно проведена проверка соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года, а не градостроительного плана земельного участка N RU39520101-0008 от 04.02.2014 года, поскольку проектная документация на строительство гостиницы была разработана на основании ГПЗУ N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года, выданного Администрацией в установленном порядке.
Как следует из положительного заключения экспертизы N 2-1-1-0004-12 объекта капитального строительства "Гостиница по ул. Чкалова - ул. Володарского в г. Зеленоградске Калининградской области" от 25.12.2012 года, выполненного ООО "Негосударственная экспертиза", эксперты проводили оценку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года.
Следует отметить, что как на момент обращения Общества 25.12.2012 года с заявлением о выдаче разрешения на строительство гостиницы, так и на момент отказа Администрации 29.12.2012 года в выдаче разрешения на строительство, градостроительный план земельного участка N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года не был отменен или признан утратившим силу.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у Администрации отсутствовали правовые основания для признания утратившим силу с 04.02.2014 года градостроительного плана земельного участка N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года путем подготовки нового градостроительного плана земельного участка N RU39520101-0008 от 04.02.2014 года, поскольку согласно статье 51 ГрК РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
Поскольку проектная документация на строительство гостиницы соответствует градостроительному плану земельного участка N RU39520101-0008 от 21.02.2012 года, а Обществом были представлены все документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, Администрация была обязана выдать Обществу разрешение на строительство гостиницы на земельном участке с кадастровым номером 39:05:000000:1235, расположенном по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Чкалова - ул. Володарского.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.03.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
И.А.ТИМУХИНА
Я.В.БАРКАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)