Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 мая 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 02 июня 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Сидорова Т.В., доверенность от 19 мая 2014 г. N 25,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - Филюк Т.В., доверенность от 18 сентября 2013 г. N Д05-01/1916,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Министерства строительства Самарской области, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2014 г. по делу N А55-32985/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум" (ИНН 6319698180, ОГРН 1076319023230), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо - Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СК Премиум" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства Самарской области (далее первый ответчик), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее второй ответчик) с заявлением о признании незаконными решения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об отказе в организации работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице Набережная реки Самара, в Железнодорожном районе города Самары под строительство гаражных сооружений с офисами, выраженного в письме от 20.07.2012 г. N СП-2/4130-0-2 по обращению Министерства строительства Самарской области N 3/4679 от 30.06.2010 г., поданного в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара на основании заявления Общества от 25.06.2010 г. N 20100376; о возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области обеспечить организацию работ по выбору земельного участка и утверждению его схемы расположения на кадастровом плане территории; о признании незаконным решения Министерства строительства Самарской области об отказе в предварительном согласовании места размещения гаражных сооружений с офисами, выраженного в письме N 3/5570 от 21.08.2012 г., по заявлению общества от 25.06.2010 г. N 20100376, о возложении на Министерство строительства Самарской области обязанности после выполнения Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Набережная реки Самара в Железнодорожном районе г. Самары гаражных сооружений с офисами возобновить рассмотрение заявления ООО "СК Премиум" от 25.06.2010 г. N 20100376.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 г., в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.11.2013 г. решение суда первой инстанции от 15.04.2013 г. и постановление суда апелляционной инстанции от 24.06.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2014 г. по делу N А55-32985/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчики в апелляционных жалобах просят отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований, считают, что выводы суда в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам, судом не учтено, что испрашиваемый земельный участок находится в водоохранной зоне в при брежной береговой полосе реки Самара.
Заявитель считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие первого ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и второго ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что суды не учли, что отказ в предоставлении земельного участка имел место 21.08.2012 г., то есть до того как вступило в законную силу Постановление правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012 г. Кроме того, указано, что отсутствие градостроительного регламента не является основанием для отказа в осуществлении процедуры выбора земельного участка.
Как следует из материалов дела, 25.06.2010 г. Общество обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения гаражных сооружений с офисами, расположенного по улице Набережная реки Самара в Железнодорожном районе города Самары.
Материалами дела подтверждается, что данное заявление было направлено Министерством в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара для проведения работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 20.07.2012 г. N СП-2/4130-0-2 Департамент отказал в организации работы по выбору земельного участка, сославшись на отсутствие градостроительных регламентов в пределах рассматриваемой территории.
Письмом от 21.08.2012 г. N 3/5570 Министерство строительства Самарской области отказало заявителю в предоставлении земельного участка, расположенного по улице Набережная реки Самары в Железнодорожном районе города Самары для строительства гаражных сооружений с офисами, сославшись на письмо Департамента от 20.07.2012 г.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с положениями Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006, Постановлением Администрации г.о. Самара от 17.12.2010 N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в сфере градостроительной деятельности", уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление полномочий, предусмотренных частями 2, 3, 5 статьи 31 Земельного Кодекса РФ является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 3.5 Регламента уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу положений пункта 3.6 Регламента уполномоченный орган информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 3.8 Регламента).
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно ч. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Суд признает правомерным довод заявителя о том, что отсутствие градостроительного регламента не является основанием для отказа в осуществлении процедуры выбора земельного участка.
Согласно ч. 9 п. 1. ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или.) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ, Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В силу п. 4 ст. 31 Градостроительного Кодекса РФ, подготовка проекта правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа может осуществляться только при отсутствии Генерального плана.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что на момент принятия Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 действовал Генеральный план города Куйбышева, утвержденный Постановлением Совета министров РСФСР от 01.06.1987 N 226.
В этой связи довод заявителя о том, что Правила землепользования и застройки г.о. Самара были приняты в отношении всей территории г.о. Самара и не могут не включать в себя отдельные ее территории является обоснованным. Градостроительные регламенты должны быть установлены в отношении всех земельных участков за исключением земельных участков, перечисленных в п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
Утверждение ответчиков о том, что в рассматриваемом случае предоставление земельного участка Обществу возможно исключительно путем проведения торгов в связи с принятием Постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах", является не обоснованным.
Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012 вступило в силу с 24.11.2012 г., то есть после обращения ООО "СК Премиум" с заявлением от 25.06.2010 г. N 20100376, его рассмотрения и получения решения Министерства строительства Самарской области об отказе в предварительном согласовании места размещения гаражных сооружений с офисами, выраженного в письме N 3/5570 от 21.08.2012 г. Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012 г. не содержит положений о применении его положений к отношениям, возникшим до его принятия.
В силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
При этом нормы Постановления Правительства N 639 от 09.11.2012 устанавливают перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, среди которых земельные участки, предоставляемые для строительства гаражей (п. п. 1 п. 1 данного Постановления).
Между тем в настоящем случае оспариваемый отказ министерства датирован 21.08.2012 г., то есть до вступления в законную силу данного Постановление.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что на дату рассмотрения заявления ООО "СК Премиум" от 25.06.2010 г. N 20100376 и принятия Министерством строительства Самарской области решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду какие-либо препятствия в силу прямого запрета закона для обеспечения процедуры предоставления испрашиваемого участка с предварительным согласованием места размещения объекта заявителю земельного участка, отсутствовали.
В ходе судебного разбирательства при новом рассмотрении дела Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара представлена выписка из ИСОГД г.о. Самара от 30.12.2013 г., содержащая сведения о земельном участке площадью 1 238, 45 кв. м, по улице Набережная реки Самара, в Железнодорожном районе города Самары.
Согласно выписке испрашиваемый ООО "СК Премиум" земельный участок расположен в водоохранной зоне р. Самары, а также принадлежит к территории общего пользования в связи с нахождением его части в береговой полосе р. Самары.
Арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что довод второго ответчика о том, что часть земельного участка площадью 1 238, 45 кв. м расположена в береговой полосе реки Самара не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Этот вывод суда первой инстанции суд апелляционной инстанции считает ошибочным, поскольку судом первой инстанции не учтено, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области письмом N 27-04-01/2798 от 06.03.2014 г. сообщило, что испрашиваемый земельный участок, с указанными координатами, расположенный по адресу Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Набережная реки Самары находится частично в береговой полосе, в водоохранной зоне водного объекта.
Отдел водных ресурсов Нижнее-Волжского БВУ по Самарской области письмом от 24.04.2014 г. N ПМ-29/1200 также сообщил, что испрашиваемый земельный участок, площадью 1 238, 45 кв. м, расположенный по адресу Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Набережная реки Самары находится в водоохранной зоне, в береговой полосе реки Самара.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
В соответствии с п. п. 2 п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Поскольку испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в границах территории общего пользования, то градостроительные регламенты на него не распространяются, в связи с чем оспариваемые решения соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя. Требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Поскольку выводы суда в решение не соответствуют обстоятельствам дела, решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, а в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2014 г. по делу N А55-32985/2012 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2014 ПО ДЕЛУ N А55-32985/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу N А55-32985/2012
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 мая 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 02 июня 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Сидорова Т.В., доверенность от 19 мая 2014 г. N 25,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - Филюк Т.В., доверенность от 18 сентября 2013 г. N Д05-01/1916,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Министерства строительства Самарской области, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2014 г. по делу N А55-32985/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум" (ИНН 6319698180, ОГРН 1076319023230), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо - Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СК Премиум" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства Самарской области (далее первый ответчик), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее второй ответчик) с заявлением о признании незаконными решения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара об отказе в организации работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по улице Набережная реки Самара, в Железнодорожном районе города Самары под строительство гаражных сооружений с офисами, выраженного в письме от 20.07.2012 г. N СП-2/4130-0-2 по обращению Министерства строительства Самарской области N 3/4679 от 30.06.2010 г., поданного в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара на основании заявления Общества от 25.06.2010 г. N 20100376; о возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области обеспечить организацию работ по выбору земельного участка и утверждению его схемы расположения на кадастровом плане территории; о признании незаконным решения Министерства строительства Самарской области об отказе в предварительном согласовании места размещения гаражных сооружений с офисами, выраженного в письме N 3/5570 от 21.08.2012 г., по заявлению общества от 25.06.2010 г. N 20100376, о возложении на Министерство строительства Самарской области обязанности после выполнения Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары работ по выбору земельного участка и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Набережная реки Самара в Железнодорожном районе г. Самары гаражных сооружений с офисами возобновить рассмотрение заявления ООО "СК Премиум" от 25.06.2010 г. N 20100376.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2013 г., в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.11.2013 г. решение суда первой инстанции от 15.04.2013 г. и постановление суда апелляционной инстанции от 24.06.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2014 г. по делу N А55-32985/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчики в апелляционных жалобах просят отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований, считают, что выводы суда в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам, судом не учтено, что испрашиваемый земельный участок находится в водоохранной зоне в при брежной береговой полосе реки Самара.
Заявитель считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие первого ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и второго ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что суды не учли, что отказ в предоставлении земельного участка имел место 21.08.2012 г., то есть до того как вступило в законную силу Постановление правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012 г. Кроме того, указано, что отсутствие градостроительного регламента не является основанием для отказа в осуществлении процедуры выбора земельного участка.
Как следует из материалов дела, 25.06.2010 г. Общество обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения гаражных сооружений с офисами, расположенного по улице Набережная реки Самара в Железнодорожном районе города Самары.
Материалами дела подтверждается, что данное заявление было направлено Министерством в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара для проведения работ по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 20.07.2012 г. N СП-2/4130-0-2 Департамент отказал в организации работы по выбору земельного участка, сославшись на отсутствие градостроительных регламентов в пределах рассматриваемой территории.
Письмом от 21.08.2012 г. N 3/5570 Министерство строительства Самарской области отказало заявителю в предоставлении земельного участка, расположенного по улице Набережная реки Самары в Железнодорожном районе города Самары для строительства гаражных сооружений с офисами, сославшись на письмо Департамента от 20.07.2012 г.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с положениями Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006, Постановлением Администрации г.о. Самара от 17.12.2010 N 1762 "О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара в сфере градостроительной деятельности", уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление полномочий, предусмотренных частями 2, 3, 5 статьи 31 Земельного Кодекса РФ является Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 3.5 Регламента уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу положений пункта 3.6 Регламента уполномоченный орган информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 3.8 Регламента).
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно ч. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Суд признает правомерным довод заявителя о том, что отсутствие градостроительного регламента не является основанием для отказа в осуществлении процедуры выбора земельного участка.
Согласно ч. 9 п. 1. ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или.) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ, Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В силу п. 4 ст. 31 Градостроительного Кодекса РФ, подготовка проекта правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа может осуществляться только при отсутствии Генерального плана.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что на момент принятия Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 действовал Генеральный план города Куйбышева, утвержденный Постановлением Совета министров РСФСР от 01.06.1987 N 226.
В этой связи довод заявителя о том, что Правила землепользования и застройки г.о. Самара были приняты в отношении всей территории г.о. Самара и не могут не включать в себя отдельные ее территории является обоснованным. Градостроительные регламенты должны быть установлены в отношении всех земельных участков за исключением земельных участков, перечисленных в п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
Утверждение ответчиков о том, что в рассматриваемом случае предоставление земельного участка Обществу возможно исключительно путем проведения торгов в связи с принятием Постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах", является не обоснованным.
Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012 вступило в силу с 24.11.2012 г., то есть после обращения ООО "СК Премиум" с заявлением от 25.06.2010 г. N 20100376, его рассмотрения и получения решения Министерства строительства Самарской области об отказе в предварительном согласовании места размещения гаражных сооружений с офисами, выраженного в письме N 3/5570 от 21.08.2012 г. Постановление Правительства N 639 от 09.11.2012 г. не содержит положений о применении его положений к отношениям, возникшим до его принятия.
В силу п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
При этом нормы Постановления Правительства N 639 от 09.11.2012 устанавливают перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, среди которых земельные участки, предоставляемые для строительства гаражей (п. п. 1 п. 1 данного Постановления).
Между тем в настоящем случае оспариваемый отказ министерства датирован 21.08.2012 г., то есть до вступления в законную силу данного Постановление.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что на дату рассмотрения заявления ООО "СК Премиум" от 25.06.2010 г. N 20100376 и принятия Министерством строительства Самарской области решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду какие-либо препятствия в силу прямого запрета закона для обеспечения процедуры предоставления испрашиваемого участка с предварительным согласованием места размещения объекта заявителю земельного участка, отсутствовали.
В ходе судебного разбирательства при новом рассмотрении дела Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара представлена выписка из ИСОГД г.о. Самара от 30.12.2013 г., содержащая сведения о земельном участке площадью 1 238, 45 кв. м, по улице Набережная реки Самара, в Железнодорожном районе города Самары.
Согласно выписке испрашиваемый ООО "СК Премиум" земельный участок расположен в водоохранной зоне р. Самары, а также принадлежит к территории общего пользования в связи с нахождением его части в береговой полосе р. Самары.
Арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что довод второго ответчика о том, что часть земельного участка площадью 1 238, 45 кв. м расположена в береговой полосе реки Самара не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Этот вывод суда первой инстанции суд апелляционной инстанции считает ошибочным, поскольку судом первой инстанции не учтено, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области письмом N 27-04-01/2798 от 06.03.2014 г. сообщило, что испрашиваемый земельный участок, с указанными координатами, расположенный по адресу Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Набережная реки Самары находится частично в береговой полосе, в водоохранной зоне водного объекта.
Отдел водных ресурсов Нижнее-Волжского БВУ по Самарской области письмом от 24.04.2014 г. N ПМ-29/1200 также сообщил, что испрашиваемый земельный участок, площадью 1 238, 45 кв. м, расположенный по адресу Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Набережная реки Самары находится в водоохранной зоне, в береговой полосе реки Самара.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
В соответствии с п. п. 2 п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Поскольку испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в границах территории общего пользования, то градостроительные регламенты на него не распространяются, в связи с чем оспариваемые решения соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя. Требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Поскольку выводы суда в решение не соответствуют обстоятельствам дела, решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, а в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 марта 2014 г. по делу N А55-32985/2012 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)