Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Индивидуального предпринимателя Станина Дениса Александровича - Станин Д.А., паспорт;
- от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- от Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2013 года по делу N А55-15327/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Станина Дениса Александровича, (ОГРНИП 307631135900043), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц:
1. Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
2. Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление", (ОГРН 1026300966559), г. Самара,
о признании незаконным отказа в проведении процедуры выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта,
установил:
Предприниматель без образования юридического лица Станин Денис Александрович обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области в проведении процедуры выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения авторемонтного предприятия на земельном участке площадью 219 кв. м, расположенном по ул. Партизанской в Железнодорожном районе г. Самары, содержащегося в сообщении от 06.05.2013 N 3/3844, а также об обязании принять решение об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения авторемонтного предприятия.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2013 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области в проведении процедуры выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения авторемонтного предприятия на земельном участке, площадью 219 кв. м, расположенного по ул. Партизанской в Железнодорожном районе г. Самары, содержащийся в сообщении от 06.05.2013 N 3/3844, обязать Министерство строительства Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Станина Дениса Александровича, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Не согласившись с выводами суда, Министерство строительства Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что рассмотрение вопроса о согласовании размещения объекта или об отказе в этом возможно только после осуществления действий по выбору земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.4 Регламента заявление ИП Станина Д.А. было направлено в уполномоченный орган - департамент строительства и архитектуры г.о. Самара (далее - департамент) для организации работы по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
18.04.2013 в министерство поступило письмо департамента от 11.04.2013 N СП-4/3789-0-33 о рассмотрении обращения об обеспечении выбора испрашиваемого ИП Станиным Д.А. земельного участка, которым департамент проинформировал Министерство о том, что согласно письму муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МП г.о. Самара "ТТУ") от 07.02.2013 N 10-14-306 в результате закрытия узловой конечной станции " 3 "Хлебная площадь" администрацией МП г.о. Самара "ТТУ" прорабатывается вопрос о реконструкции узловой станции N 1 "ул. Тухачевского - ул. Аэродромная". На основании данного обстоятельства МП г.о. Самара "ТТУ" отказывает в выдаче технических условий.
Податель жалобы ссылается на то, что в данном случае при отсутствии акта о выборе земельного участка у министерства отсутствовали основания для принятия соответствующего решения.
По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа министерства противоречат нормам действующего законодательства, регулирующего земельные правоотношения.
В судебное заседание представитель Министерства строительства Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Министерства.
ИП Станин Д.А. считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав ИП Станина Д.А., оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
22.12.2008 предприниматель Станин Денис Александрович обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ныне - Министерство строительства Самарской области) с заявлением о выборе земельного участка площадью 175 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Партизанская, 56А и предварительном согласовании места размещения объекта - автомойки.
Письмом от 24.12.2008 N Ж-21/5185 Министерство обратилось в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара на предмет организации работы по проведению процедуры выбора земельного участка.
Заявлениями от 28.12.2009, 10.12.2010, 28.06.2011 ИП Станин Д.А. внес изменения в вышеназванное заявление от 22.12.2008 и просит предоставить земельный участок для размещения авторемонтного предприятия площадью 219 кв. м.
Письмом от 11.04.2013 N СП-4/3789-0-33 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил Министерству о том, что МП "ТТУ" отказывает в выдаче технических условий в связи с его намерением реконструировать узловую станцию N 1 "ул. Тухачевского - ул. Аэродромная". На основании указанного письма, сообщением от 06.05.2013 N 3/3844 Министерство сообщило заявителю об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
При принятии решения об удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании указанного отказа Министерства незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункту 1 указанной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. Аналогичные положения содержатся в пункте 3.2. Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - Регламент взаимодействия), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
Порядок осуществления выбора земельных участков для строительства регулируется статьей 3.1. Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В пункте 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Аналогичные положения содержатся в пункте 3.8. Регламента взаимодействия.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3.5. Регламента взаимодействия уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пункта 3.6 Регламента взаимодействия уполномоченный орган информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Самарской области и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 3.9. Регламента взаимодействия).
Министерство отказывает в дальнейшем осуществлении процедур по предоставлению земельных участков вне зависимости от стадии предоставления земельных участков при выявлении нарушений законодательства, исключающих принятие министерством соответствующих решений (п. 3.20 Регламента взаимодействия).
В данном случае основанием для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка послужил отказ МП ТТУ в выдаче технических условий в связи с его намерением реконструировать узловую станцию N 1 "ул. Тухачевского - ул. Аэродромная".
Судом первой инстанции правильно учтено, что в нарушение требования статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены какие-либо доказательства того, что предполагаемое заявителем к строительству авторемонтное предприятие будет препятствовать реконструкции узловой станции N 1 "ул. Тухачевского - ул. Аэродромная". Кроме того, пункт 3.20 Регламента взаимодействия, на который сослалось Министерство, предполагает возможность отказа в осуществлении процедур по предоставлению земельных участков при выявлении нарушений законодательства, исключающих принятие министерством соответствующих решений. Однако, доказательств выявления таких нарушений в материалах дела не имеется.
В связи с этим суд пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения требованиям статей 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3.20 Регламента взаимодействия, а также о нарушении им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что, в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дает суду основание для признания его незаконным.
Судом также правильно учтено, что требование заявителя об обязании ответчика принять решение об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения авторемонтного предприятия является преждевременным и отказано в удовлетворении заявленных требований в этой части.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством строительства Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2013 года по делу N А55-15327/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2014 ПО ДЕЛУ N А55-15327/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2014 г. по делу N А55-15327/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Индивидуального предпринимателя Станина Дениса Александровича - Станин Д.А., паспорт;
- от Министерства строительства Самарской области - извещен, не явился;
- от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
- от Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2013 года по делу N А55-15327/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Станина Дениса Александровича, (ОГРНИП 307631135900043), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц:
1. Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
2. Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление", (ОГРН 1026300966559), г. Самара,
о признании незаконным отказа в проведении процедуры выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта,
установил:
Предприниматель без образования юридического лица Станин Денис Александрович обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства строительства Самарской области в проведении процедуры выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения авторемонтного предприятия на земельном участке площадью 219 кв. м, расположенном по ул. Партизанской в Железнодорожном районе г. Самары, содержащегося в сообщении от 06.05.2013 N 3/3844, а также об обязании принять решение об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения авторемонтного предприятия.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2013 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области в проведении процедуры выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения авторемонтного предприятия на земельном участке, площадью 219 кв. м, расположенного по ул. Партизанской в Железнодорожном районе г. Самары, содержащийся в сообщении от 06.05.2013 N 3/3844, обязать Министерство строительства Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Станина Дениса Александровича, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Не согласившись с выводами суда, Министерство строительства Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что рассмотрение вопроса о согласовании размещения объекта или об отказе в этом возможно только после осуществления действий по выбору земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.4 Регламента заявление ИП Станина Д.А. было направлено в уполномоченный орган - департамент строительства и архитектуры г.о. Самара (далее - департамент) для организации работы по выбору земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
18.04.2013 в министерство поступило письмо департамента от 11.04.2013 N СП-4/3789-0-33 о рассмотрении обращения об обеспечении выбора испрашиваемого ИП Станиным Д.А. земельного участка, которым департамент проинформировал Министерство о том, что согласно письму муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МП г.о. Самара "ТТУ") от 07.02.2013 N 10-14-306 в результате закрытия узловой конечной станции " 3 "Хлебная площадь" администрацией МП г.о. Самара "ТТУ" прорабатывается вопрос о реконструкции узловой станции N 1 "ул. Тухачевского - ул. Аэродромная". На основании данного обстоятельства МП г.о. Самара "ТТУ" отказывает в выдаче технических условий.
Податель жалобы ссылается на то, что в данном случае при отсутствии акта о выборе земельного участка у министерства отсутствовали основания для принятия соответствующего решения.
По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа министерства противоречат нормам действующего законодательства, регулирующего земельные правоотношения.
В судебное заседание представитель Министерства строительства Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Министерства.
ИП Станин Д.А. считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав ИП Станина Д.А., оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
22.12.2008 предприниматель Станин Денис Александрович обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ныне - Министерство строительства Самарской области) с заявлением о выборе земельного участка площадью 175 кв. м, расположенного по адресу г. Самара, ул. Партизанская, 56А и предварительном согласовании места размещения объекта - автомойки.
Письмом от 24.12.2008 N Ж-21/5185 Министерство обратилось в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара на предмет организации работы по проведению процедуры выбора земельного участка.
Заявлениями от 28.12.2009, 10.12.2010, 28.06.2011 ИП Станин Д.А. внес изменения в вышеназванное заявление от 22.12.2008 и просит предоставить земельный участок для размещения авторемонтного предприятия площадью 219 кв. м.
Письмом от 11.04.2013 N СП-4/3789-0-33 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил Министерству о том, что МП "ТТУ" отказывает в выдаче технических условий в связи с его намерением реконструировать узловую станцию N 1 "ул. Тухачевского - ул. Аэродромная". На основании указанного письма, сообщением от 06.05.2013 N 3/3844 Министерство сообщило заявителю об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
При принятии решения об удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании указанного отказа Министерства незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен в статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункту 1 указанной статьи предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. Аналогичные положения содержатся в пункте 3.2. Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства (далее - Регламент взаимодействия), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
Порядок осуществления выбора земельных участков для строительства регулируется статьей 3.1. Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В пункте 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Аналогичные положения содержатся в пункте 3.8. Регламента взаимодействия.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3.5. Регламента взаимодействия уполномоченный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пункта 3.6 Регламента взаимодействия уполномоченный орган информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Самарской области и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 3.9. Регламента взаимодействия).
Министерство отказывает в дальнейшем осуществлении процедур по предоставлению земельных участков вне зависимости от стадии предоставления земельных участков при выявлении нарушений законодательства, исключающих принятие министерством соответствующих решений (п. 3.20 Регламента взаимодействия).
В данном случае основанием для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка послужил отказ МП ТТУ в выдаче технических условий в связи с его намерением реконструировать узловую станцию N 1 "ул. Тухачевского - ул. Аэродромная".
Судом первой инстанции правильно учтено, что в нарушение требования статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлены какие-либо доказательства того, что предполагаемое заявителем к строительству авторемонтное предприятие будет препятствовать реконструкции узловой станции N 1 "ул. Тухачевского - ул. Аэродромная". Кроме того, пункт 3.20 Регламента взаимодействия, на который сослалось Министерство, предполагает возможность отказа в осуществлении процедур по предоставлению земельных участков при выявлении нарушений законодательства, исключающих принятие министерством соответствующих решений. Однако, доказательств выявления таких нарушений в материалах дела не имеется.
В связи с этим суд пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения требованиям статей 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3.20 Регламента взаимодействия, а также о нарушении им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что, в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дает суду основание для признания его незаконным.
Судом также правильно учтено, что требование заявителя об обязании ответчика принять решение об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения авторемонтного предприятия является преждевременным и отказано в удовлетворении заявленных требований в этой части.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством строительства Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2013 года по делу N А55-15327/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)