Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Суховой И.Б.,
Судей Ушаковой И.В.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
- от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения N 5": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.09.2013 по делу N А64-4947/2013 (судья Егорова Т.В.) по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) о признании права собственности,
третье лицо: Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 5", с. Пичаево Тамбовской области (ОГРН 1026800681049, ИНН 6814002590),
установил:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее по тексту - Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее по тексту - ТУФА по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, ответчик, заявитель жалобы) о признании права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовская область на земельный участок, площадью 849 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Административное здание Центра занятости населения, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, пер 1-й Гражданский, д. 16, кадастровый номер 68:14:1001015:8.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, определением от 23.07.2013, Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Пичаевского района".
Протокольным определением от 19.09.2013, в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ, произведена замена третьего лица на правопреемника Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 5".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.09.2013 по делу N А64-4947/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ТУФА по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, основании возникновения у истца права собственности на спорный земельный участок не имеется.
1.11.2013 через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Комитет по управлению имуществом Тамбовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу из которого следует, что истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 5.09.2013 представители лиц, участвующих в деле, не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании распоряжений территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области (приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 реорганизовано в форме преобразования в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области) от 06.12.2006 N 298-р, 26.03.2007 N 64-р, осуществлена безвозмездная передача имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области в собственность субъекта Российской Федерации - Тамбовской области.
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области в собственность Тамбовской области" от 26.03.2007 N 64-р прекращено право оперативного управления Управления федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к указанному распоряжению. Субъекту Российской Федерации - Тамбовской области передано указанное в приложении к распоряжению имущество, имущественные и неимущественные права и обязанности в отношении всех кредиторов и должников ликвидируемого Управления федеральной службы занятости населения по Тамбовской области.
Распоряжение территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области от 26.03.2007 N 64-р явилось основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество.
В соблюдении п. 6 указанного распоряжения право собственности у Тамбовской области на передаваемое имущество возникло с момента утверждения акта приема передачи имущества государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области.
Согласно распоряжению территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области от 06.12.2006 N 298-р "О безвозмездной передаче государственных учреждений службы занятости (центр занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области" в государственную собственность Тамбовской области переданы государственные учреждения службы занятости (центр занятости населения), в том числе Государственное учреждение Центр занятости населения Пичаевского района (в настоящее время Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 5", с. Пичаево Тамбовской области).
В соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 20.12.2006 N 1470 "О приеме в государственную собственность Тамбовской области государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения)", безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации приняты государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения), находящиеся в федеральной собственности, по перечню в который вошел и вышеуказанный центр занятости.
Административное здание указанного центра занятости - с кадастровым (или условным) номером 68:14:1001015:0008:464/А/126; гараж - с кадастровым (или условным) номером 68:14:1001015:0008:464/Б/126, которые расположены на спорном земельном участке находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, что подтверждают свидетельства о государственной регистрации права серии 68-АА 798693 выданное 16.06.2008, серии 68-АА 798694 выданное 16.06.2008.
Приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на земельный участок, на котором расположено указанное недвижимое имущество.
Спорный земельный участок общей, площадью 849 кв. м, с кадастровым номером 68:14:1001015:8, расположенный по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, пер 1-й Гражданский, д. 16, находится в собственности Российской Федерации и закреплен на постоянном (бессрочном) пользовании за Тамбовским областным государственным казенным учреждением "Центр занятости населения Пичаевского района", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68 АА 202588, выданным 23.04.2004, кадастровым паспортом земельного участка от 26.06.2013 N 6800/201/2013-140642 и выпиской из ЕГРП от 18.06.2013 N 01/011/2013-679.
Ввиду невозможности произвести государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на спорный земельный участок, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела, так как судом первой инстанции правильно определено спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснены имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Из системного толкования ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ следует, что защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, способом, предусмотренным законом, в том числе путем признания права.
В силу ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого оспаривается кем-либо из субъектов гражданского права.
Таким образом, предъявляя иск о признании права собственности, истец должен документально подтвердить наличие оснований для возникновения у него права собственности на спорный объект, а также доказать, что существует спор о праве между ним и ответчиком.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом возникновения у него соответствующего права.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (п. 36 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22).
По правилам п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно требованиям ст. 131 Гражданского кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственной собственностью согласно п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии основания для признании за истцом права собственности на спорный земельный участок подлежат отклонению судом апелляционной инстанции. При этом суд руководствуется следующим.
В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности (п. 1 ст. 18 Земельного кодекса РФ).
На основании п. 2 ст. 3.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу абз. 5 ч. 11 ст. 154 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Права на находящиеся в федеральной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в части 11 статьи 154 названного федерального закона решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Представленными в материалы дела доказательствами подтвержден факт передачи имущества в собственность субъекта Российской Федерации - Тамбовская область, а именно: распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области от 26.03.2007 N 64-р, от 06.12.2006 N 298-р, передаточным актом от 01.12.2006, актом приема передачи имущества государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области, постановлением администрации Тамбовской области (л.д. 13), Постановлением Администрации Тамбовской области от 20.12.2006 N 1470 "О приеме в государственную собственность Тамбовской области государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения)".
Из материалов дела также следует, что 16.06.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области субъекту Российской Федерации - Тамбовской области было выдано свидетельство о государственной регистрации права серия 68-АА 798693 на нежилое административное здание, площадью 101,1 кв. м, лит. А, а, этажность: 1, инвентарный номер 464/А/126, расположенное по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, переулок 1-ый Гражданский, д. 16, с кадастровым (или условным) номером 68:14:1001015:0008:464/А/126; свидетельство о государственной регистрации права серия 68-АА 798694 на нежилое здание гаража, площадью 45,1 кв. м, литера Б, этажность: 1, инвентарный номер 464/Б/126, расположенное по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, переулок 1-ый Гражданский, д. 16 с кадастровым (или условным) номером 68:14:1001015:0008:464/Б/126.
Таким образом, учитывая требования действующего законодательства и факт приобретения истцом на праве собственности объектов недвижимого имущества - административное здание указанного центра занятости - с кадастровым (или условным) номером 68:14:1001015:0008:464/А/126; гараж - с кадастровым (или условным) номером 68:14:1001015:0008:464/Б/126, субъекту Российской Федерации - Тамбовской области подлежит передаче в собственность и спорный земельный участок, расположенный под указанными объектами недвижимости и необходимый для их использования, так как данные объекты используются для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Так, земельный участок, площадью 849 кв. м, с кадастровым номером 68:14:1001015:8, расположенный по адресу: Тамбовская область, р-н Пичаевский, с. Пичаево, пер. 1-ый Гражданский, д. 16, используется под размещение административного здания Центра занятости населения, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 26.06.2013 N 6800/201/2013-140642.
Вместе с тем, как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.06.2013 N 01/011/2013-844, вышеназванный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и в постоянном (бессрочном) пользовании Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Пичаевского района".
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В силу п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ, отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Из п. 2 ст. 3.1 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что приобретение субъектом Российской Федерации права собственности на здания, строения и сооружения, а также на предприятия и учреждения, которым предоставлены земельные участки, является безусловным основанием возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на соответствующие земельные участки.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, поскольку порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, предусмотренный ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, по смыслу процессуального законодательства не является "досудебным порядком урегулирования спора".
Согласно ст. 125 Гражданского кодекса РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 2.1.9 Положения о Комитете по управлению имуществом Тамбовской области, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 14.03.2006 N 226, защита имущественных интересов Тамбовской области является одной из основных задач Комитета.
Пунктом 4.1.7 указанного Положения предусмотрено, что Комитет полномочен выступать в арбитражном суде от имени Тамбовской области в защиту ее имущественных интересов.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о признании права собственности истца на спорный земельный участок.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции также считает, что апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении дела судом первой инстанции полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В силу статьи 333.27 Налогового кодекса РФ, заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.09.2013 по делу N А64-4947/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.Б.СУХОВА
Судьи
И.В.УШАКОВА
Л.М.МОКРОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.11.2013 ПО ДЕЛУ N А64-4947/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. по делу N А64-4947/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Суховой И.Б.,
Судей Ушаковой И.В.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
- от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения N 5": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.09.2013 по делу N А64-4947/2013 (судья Егорова Т.В.) по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН 1066829046844, ИНН 6831000240) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) о признании права собственности,
третье лицо: Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 5", с. Пичаево Тамбовской области (ОГРН 1026800681049, ИНН 6814002590),
установил:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее по тексту - Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее по тексту - ТУФА по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, ответчик, заявитель жалобы) о признании права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовская область на земельный участок, площадью 849 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Административное здание Центра занятости населения, адрес (местоположение) объекта: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, пер 1-й Гражданский, д. 16, кадастровый номер 68:14:1001015:8.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, определением от 23.07.2013, Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Пичаевского района".
Протокольным определением от 19.09.2013, в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ, произведена замена третьего лица на правопреемника Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 5".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.09.2013 по делу N А64-4947/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ТУФА по управлению государственным имуществом в Тамбовской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, основании возникновения у истца права собственности на спорный земельный участок не имеется.
1.11.2013 через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Комитет по управлению имуществом Тамбовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу из которого следует, что истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 5.09.2013 представители лиц, участвующих в деле, не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании распоряжений территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области (приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 реорганизовано в форме преобразования в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области) от 06.12.2006 N 298-р, 26.03.2007 N 64-р, осуществлена безвозмездная передача имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области в собственность субъекта Российской Федерации - Тамбовской области.
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области в собственность Тамбовской области" от 26.03.2007 N 64-р прекращено право оперативного управления Управления федеральной государственной службы занятости населения по Тамбовской области на относящееся к федеральной собственности имущество, указанное в приложении к указанному распоряжению. Субъекту Российской Федерации - Тамбовской области передано указанное в приложении к распоряжению имущество, имущественные и неимущественные права и обязанности в отношении всех кредиторов и должников ликвидируемого Управления федеральной службы занятости населения по Тамбовской области.
Распоряжение территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области от 26.03.2007 N 64-р явилось основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество.
В соблюдении п. 6 указанного распоряжения право собственности у Тамбовской области на передаваемое имущество возникло с момента утверждения акта приема передачи имущества государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области.
Согласно распоряжению территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области от 06.12.2006 N 298-р "О безвозмездной передаче государственных учреждений службы занятости (центр занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области" в государственную собственность Тамбовской области переданы государственные учреждения службы занятости (центр занятости населения), в том числе Государственное учреждение Центр занятости населения Пичаевского района (в настоящее время Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 5", с. Пичаево Тамбовской области).
В соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области от 20.12.2006 N 1470 "О приеме в государственную собственность Тамбовской области государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения)", безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации приняты государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения), находящиеся в федеральной собственности, по перечню в который вошел и вышеуказанный центр занятости.
Административное здание указанного центра занятости - с кадастровым (или условным) номером 68:14:1001015:0008:464/А/126; гараж - с кадастровым (или условным) номером 68:14:1001015:0008:464/Б/126, которые расположены на спорном земельном участке находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области, что подтверждают свидетельства о государственной регистрации права серии 68-АА 798693 выданное 16.06.2008, серии 68-АА 798694 выданное 16.06.2008.
Приобретение права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на указанное недвижимое имущество осуществлено без переоформления прав на земельный участок, на котором расположено указанное недвижимое имущество.
Спорный земельный участок общей, площадью 849 кв. м, с кадастровым номером 68:14:1001015:8, расположенный по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, пер 1-й Гражданский, д. 16, находится в собственности Российской Федерации и закреплен на постоянном (бессрочном) пользовании за Тамбовским областным государственным казенным учреждением "Центр занятости населения Пичаевского района", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 68 АА 202588, выданным 23.04.2004, кадастровым паспортом земельного участка от 26.06.2013 N 6800/201/2013-140642 и выпиской из ЕГРП от 18.06.2013 N 01/011/2013-679.
Ввиду невозможности произвести государственную регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на спорный земельный участок, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела, так как судом первой инстанции правильно определено спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснены имеющие значение для дела обстоятельства по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Из системного толкования ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ следует, что защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, способом, предусмотренным законом, в том числе путем признания права.
В силу ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого оспаривается кем-либо из субъектов гражданского права.
Таким образом, предъявляя иск о признании права собственности, истец должен документально подтвердить наличие оснований для возникновения у него права собственности на спорный объект, а также доказать, что существует спор о праве между ним и ответчиком.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом возникновения у него соответствующего права.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (п. 36 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22).
По правилам п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно требованиям ст. 131 Гражданского кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственной собственностью согласно п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии основания для признании за истцом права собственности на спорный земельный участок подлежат отклонению судом апелляционной инстанции. При этом суд руководствуется следующим.
В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности (п. 1 ст. 18 Земельного кодекса РФ).
На основании п. 2 ст. 3.1 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу абз. 5 ч. 11 ст. 154 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Права на находящиеся в федеральной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в части 11 статьи 154 названного федерального закона решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Представленными в материалы дела доказательствами подтвержден факт передачи имущества в собственность субъекта Российской Федерации - Тамбовская область, а именно: распоряжениями Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области от 26.03.2007 N 64-р, от 06.12.2006 N 298-р, передаточным актом от 01.12.2006, актом приема передачи имущества государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения), как имущественных комплексов, в государственную собственность Тамбовской области, постановлением администрации Тамбовской области (л.д. 13), Постановлением Администрации Тамбовской области от 20.12.2006 N 1470 "О приеме в государственную собственность Тамбовской области государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения)".
Из материалов дела также следует, что 16.06.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области субъекту Российской Федерации - Тамбовской области было выдано свидетельство о государственной регистрации права серия 68-АА 798693 на нежилое административное здание, площадью 101,1 кв. м, лит. А, а, этажность: 1, инвентарный номер 464/А/126, расположенное по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, переулок 1-ый Гражданский, д. 16, с кадастровым (или условным) номером 68:14:1001015:0008:464/А/126; свидетельство о государственной регистрации права серия 68-АА 798694 на нежилое здание гаража, площадью 45,1 кв. м, литера Б, этажность: 1, инвентарный номер 464/Б/126, расположенное по адресу: Тамбовская область, Пичаевский район, с. Пичаево, переулок 1-ый Гражданский, д. 16 с кадастровым (или условным) номером 68:14:1001015:0008:464/Б/126.
Таким образом, учитывая требования действующего законодательства и факт приобретения истцом на праве собственности объектов недвижимого имущества - административное здание указанного центра занятости - с кадастровым (или условным) номером 68:14:1001015:0008:464/А/126; гараж - с кадастровым (или условным) номером 68:14:1001015:0008:464/Б/126, субъекту Российской Федерации - Тамбовской области подлежит передаче в собственность и спорный земельный участок, расположенный под указанными объектами недвижимости и необходимый для их использования, так как данные объекты используются для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Так, земельный участок, площадью 849 кв. м, с кадастровым номером 68:14:1001015:8, расположенный по адресу: Тамбовская область, р-н Пичаевский, с. Пичаево, пер. 1-ый Гражданский, д. 16, используется под размещение административного здания Центра занятости населения, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 26.06.2013 N 6800/201/2013-140642.
Вместе с тем, как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.06.2013 N 01/011/2013-844, вышеназванный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и в постоянном (бессрочном) пользовании Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Пичаевского района".
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В силу п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ, отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.
Из п. 2 ст. 3.1 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что приобретение субъектом Российской Федерации права собственности на здания, строения и сооружения, а также на предприятия и учреждения, которым предоставлены земельные участки, является безусловным основанием возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на соответствующие земельные участки.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о несоблюдении истцом досудебного порядка передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, поскольку порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, предусмотренный ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, по смыслу процессуального законодательства не является "досудебным порядком урегулирования спора".
Согласно ст. 125 Гражданского кодекса РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 2.1.9 Положения о Комитете по управлению имуществом Тамбовской области, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 14.03.2006 N 226, защита имущественных интересов Тамбовской области является одной из основных задач Комитета.
Пунктом 4.1.7 указанного Положения предусмотрено, что Комитет полномочен выступать в арбитражном суде от имени Тамбовской области в защиту ее имущественных интересов.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о признании права собственности истца на спорный земельный участок.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции также считает, что апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении дела судом первой инстанции полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
В силу статьи 333.27 Налогового кодекса РФ, заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268, 269 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.09.2013 по делу N А64-4947/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.Б.СУХОВА
Судьи
И.В.УШАКОВА
Л.М.МОКРОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)