Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1316/2014) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.12.2013 по делу N А70-8879/2013 (судья Минеев О.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ГОСТ"
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области
о признании недействительным решения об отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Тюменской области, обязании совершить действия
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Горностаев Д.А. (удостоверение);
- от общества с ограниченной ответственностью "ГОСТ" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГОСТ" (далее - обшество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент) с требованиями, уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения об отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженного в форме письма N 130607004/10-2 от 07.06.2013 Департамента имущественных отношений Тюменской области "о рассмотрении заявления"; о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Тюменской области при вынесении решения об отказе в выборе земельного участка; об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области в качестве меры по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя, завершить процедуру рассмотрения заявления ООО "ГОСТ" от 13.05.2013 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением от 03.12.2013 по делу N А70-8879/2013 требования заявителя были удовлетворены. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что Департамент при рассмотрении заявления Общества о выборе испрашиваемого земельного участка для предварительного согласования места размещения торгового объекта не осуществил весь комплекс мероприятий по выбору места размещения объекта строительства в соответствии с установленной статьей 31 Земельного кодекса РФ и разделом 8 Положения N 144-П процедурой, а также Департаментом был нарушен установленный статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения заявления общества.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что на испрашиваемом земельном участке расположены газоны, многолетние деревья, территория участка заасфальтирована, земельный участок используется как пешеходный тротуар и парковку транспорта, что свидетельствует о том, что земельный участок является участком общего пользования, на котором не допустимо возведение объектов капитального строительства.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
13.05.2013 Общество обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Герцена-ул.Орджоникидзе и предварительном согласовании места размещения торгового объекта, для которого не требуется установление санитарно-защитной зоны с приложением схемы расположения земельного участка.
Письмом от 07.06.2013 N 130607004/10-2 Департамент сообщил заявителю о том, что 28.05.2013 совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения торгового объекта, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования и точечное строительство на территории города Тюмени запрещено Правилами землепользования и застройки города Тюмени.
Не согласившись с полученным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Решением от 03.12.2013 по делу N А70-8879/2013 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в рассматриваемом случае заявитель оспаривает решение Департамента об отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также бездействия Департамента при принятии данного решения.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Правовая регламентация первой из названных процедур предоставления земельных участков заключается в следующем.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 3 статьи 30 Кодекса).
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6 - 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе, за исключением предоставления в собственность садовых, огородных, дачных земельных участков и земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области обеспечивает проведение работ по формированию земельных участков, указанных в абзаце первом настоящей части, включая подготовку (изготовление) схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполнение кадастровых работ, а также принятие мер по освобождению их от прав третьих лиц.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение о порядке предоставления).
Пунктом 1.2 Положения о порядке предоставления предусмотрено, что принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных предусмотренных таким Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется Департаментом имущественных отношений Тюменской области на основании соответствующих решений совместной комиссии.
В соответствии с разделом 8 Положения о порядке предоставления лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, подает в департамент заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, составленное на бумажном носителе. К заявлению прилагаются, в том числе, схематическое описание предполагаемого расположения испрашиваемого земельного участка.
Пунктом 8.11 Положения о порядке предоставления закреплена обязанность Департамента при отсутствии оснований для отказа в приеме документов обеспечить выбор земельного участка.
На основании пункта 8.13 Положения о порядке предоставления решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта принимается Департаментом в случаях, если строительство объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке не допускается в соответствии с земельным, градостроительным законодательством или иными условиями использования соответствующей территории; предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства допускается исключительно на торгах.
Из материалов дела следует, что заявление Общества с приложением схематического изображения предполагаемого расположения испрашиваемого земельного участка было представлено в Департамент.
Как следует из оспариваемого отказа, основанием для отказа послужил вывод Департамента о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования, а также Правилами землепользования и застройки города Тюмени запрещено точечное строительство на территории города Тюмени, кроме того, на участке расположены зеленые насаждения.
Вместе с тем Департаментом не представлено достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых, в правилах землепользования и застройки разделены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно пункту 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Правил землепользования и застройки г. Тюмени, действие градостроительного регламента, установленного настоящими Правилами, распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования города Тюмени.
Фактическое использование земельного участка для прохода не является обстоятельством, определяющим само по себе отнесение территории к местам общего пользования и препятствующим предоставлению земельного участка заинтересованному лицу для строительства.
При этом тот факт, что земельный участок не огорожен, свободен от строений, благоустроен сам по себе не придает этому земельному участку статус участка общего пользования.
В соответствии с понятием, данным в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, ими может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары и т.п.) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Доказательств, что испрашиваемый заявителем участок расположен на территории, обозначенной красными линиями, Департаментом не представлено.
Таким образом, факт отнесения испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования Департаментом не доказан.
В силу части 1 статьи 3 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154, градостроительная деятельность на территории города Тюмени осуществляется на основании документов территориального планирования, настоящих Правил и документации по планировке территории. Соблюдение красных линий, утвержденных проектами планировки территории, является обязательным условием осуществления градостроительной деятельности на территории города Тюмени.
Таким образом, действие градостроительного регламента, установленного настоящими Правилами, распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования города Тюмени.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Департамента о том, что размещение испрашиваемого заявителем объекта на указанной территории, как точечное строительство, запрещено нормами Правил землепользования и застройки города Тюмени.
В соответствии со статьей 12 Правил землепользования и застройки г. Тюмени (в редакции Решения Тюменской городской Думы от 30.05.2013 N 1057), в случае отсутствия утвержденного проекта планировки территории размещение отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Тюмени может осуществляться с соблюдением ограничений точечного строительства, а именно следующих условий:
а) наличие необходимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с программами развития города Тюмени;
б) наличие резервных мощностей объектов инженерной инфраструктуры;
в) обеспеченность планируемого к размещению объекта капитального строительства нормативной социальной инфраструктурой, в том числе объектами детских дошкольных учреждений в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования города Тюмени;
г) наличие свободной нормативной территории для обслуживания планируемого к размещению объекта капитального строительства.
Как видно из письма N 38-117-1616 департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени "О предоставлении сведений, содержащихся в ИСОГД", документация по планировке территории, на которой располагается испрашиваемый земельный участок, в установленном законодательством порядке не утверждалась.
Ответчиком представлены сведения, согласно которым, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О правилах землепользования и застройки города Тюмени" (в редакции от 30.05.2013, действовавшей на момент принятия Департаментом решения об отказе) испрашиваемый земельный участок действительно находился в ОД-1, которая выделена для обеспечения строительства и реконструкции объектов капитального строительства с широким спектром видов их использования.
Согласно решению Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 О правилах землепользования и застройки города Тюмени" (в редакции от 29.08.2013) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения ОД-2, которая выделена для формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром функций, ориентированных на удовлетворение потребностей населения.
Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зоне ОД-2 указаны в ст. 22 Правил землепользования и застройки (в редакции от 29.08.2013), согласно которой, в зоне ОД-2 не предусмотрен вид разрешенного использования "для размещения торгового объекта, для которого требуется установление санитарно-защитной зоны".
Указанные обстоятельства не служили основанием отказа в оспариваемом решении ответчика, но влияют на решение вопроса о выборе испрашиваемого заявителем земельного участка.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность определения вариантов размещения объекта по обращению заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
При таких условиях у уполномоченного органа имелась возможность в рамках процедуры выбора земельного участка предложить обществу варианты размещения места строительства объекта торгового назначения для которого не требуется установление санитарно-защитной зоны.
Поскольку уполномоченный орган не осуществил весь комплекс мероприятий по выбору места размещения объекта строительства в соответствии с установленной статьей 31 Земельного кодекса РФ и разделом 8 Положения N 144-П процедурой, у департамента отсутствовали правовые основания для отказа обществу в осуществлении выбора и предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суд первой инстанции правомерно указал, что Департаментом в рассматриваемом случае был нарушен установленный статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения заявления общества, поскольку Департамент не выдал заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а сразу рассмотрел по существу заявление Общества о предоставлении земельного участка в аренду, отказав в предоставлении в аренду заявителю испрашиваемого им земельного участка.
Из содержания указанных выше норм права следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, связанных со строительством, осуществляется путем формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
Составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей.
Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность либо в аренду должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, для целей заключения вывода о невозможности предоставить земельный участок лицу для целей, связанных со строительством, необходимо определить четкие границы участка, что возможно лишь при составлении схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте.
Доводы подателя жалобы о том, что заявитель не обосновал размер испрашиваемого участка, апелляционный суд находит несостоятельными.
Требования к форме и содержанию обоснований примерного размера земельного участка отсутствуют в нормативных документах, в связи с чем, оно может быть выполнено в произвольной форме.
Орган, обеспечивающий выбор земельного участка, производит его на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа, осуществляющего выбор земельного участка.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность заявителя по предоставлению дополнительной информации, подтверждающей возможность размещения объекта и подключения его к сетям инженерно-технического обеспечения. Такая информация истребуется Департаментом самостоятельно у соответствующих органов.
Поэтому, отказав Обществу в выдаче схемы расположения испрашиваемого в заявлении земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, Департамент нарушил требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департаментом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.12.2013 по делу N А70-8879/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2014 N 08АП-1316/2014 ПО ДЕЛУ N А70-8879/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2014 г. N 08АП-1316/2014
Дело N А70-8879/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1316/2014) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.12.2013 по делу N А70-8879/2013 (судья Минеев О.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ГОСТ"
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области
о признании недействительным решения об отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Тюменской области, обязании совершить действия
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Горностаев Д.А. (удостоверение);
- от общества с ограниченной ответственностью "ГОСТ" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГОСТ" (далее - обшество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент) с требованиями, уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения об отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженного в форме письма N 130607004/10-2 от 07.06.2013 Департамента имущественных отношений Тюменской области "о рассмотрении заявления"; о признании незаконным бездействия Департамента имущественных отношений Тюменской области при вынесении решения об отказе в выборе земельного участка; об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области в качестве меры по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя, завершить процедуру рассмотрения заявления ООО "ГОСТ" от 13.05.2013 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением от 03.12.2013 по делу N А70-8879/2013 требования заявителя были удовлетворены. При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что Департамент при рассмотрении заявления Общества о выборе испрашиваемого земельного участка для предварительного согласования места размещения торгового объекта не осуществил весь комплекс мероприятий по выбору места размещения объекта строительства в соответствии с установленной статьей 31 Земельного кодекса РФ и разделом 8 Положения N 144-П процедурой, а также Департаментом был нарушен установленный статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения заявления общества.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что на испрашиваемом земельном участке расположены газоны, многолетние деревья, территория участка заасфальтирована, земельный участок используется как пешеходный тротуар и парковку транспорта, что свидетельствует о том, что земельный участок является участком общего пользования, на котором не допустимо возведение объектов капитального строительства.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
13.05.2013 Общество обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Герцена-ул.Орджоникидзе и предварительном согласовании места размещения торгового объекта, для которого не требуется установление санитарно-защитной зоны с приложением схемы расположения земельного участка.
Письмом от 07.06.2013 N 130607004/10-2 Департамент сообщил заявителю о том, что 28.05.2013 совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения торгового объекта, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования и точечное строительство на территории города Тюмени запрещено Правилами землепользования и застройки города Тюмени.
Не согласившись с полученным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Решением от 03.12.2013 по делу N А70-8879/2013 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган государственной власти, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в рассматриваемом случае заявитель оспаривает решение Департамента об отказе в выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта, согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также бездействия Департамента при принятии данного решения.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Правовая регламентация первой из названных процедур предоставления земельных участков заключается в следующем.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 3 статьи 30 Кодекса).
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6 - 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе, за исключением предоставления в собственность садовых, огородных, дачных земельных участков и земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области обеспечивает проведение работ по формированию земельных участков, указанных в абзаце первом настоящей части, включая подготовку (изготовление) схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполнение кадастровых работ, а также принятие мер по освобождению их от прав третьих лиц.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение о порядке предоставления).
Пунктом 1.2 Положения о порядке предоставления предусмотрено, что принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных предусмотренных таким Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется Департаментом имущественных отношений Тюменской области на основании соответствующих решений совместной комиссии.
В соответствии с разделом 8 Положения о порядке предоставления лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, подает в департамент заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, составленное на бумажном носителе. К заявлению прилагаются, в том числе, схематическое описание предполагаемого расположения испрашиваемого земельного участка.
Пунктом 8.11 Положения о порядке предоставления закреплена обязанность Департамента при отсутствии оснований для отказа в приеме документов обеспечить выбор земельного участка.
На основании пункта 8.13 Положения о порядке предоставления решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта принимается Департаментом в случаях, если строительство объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке не допускается в соответствии с земельным, градостроительным законодательством или иными условиями использования соответствующей территории; предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства допускается исключительно на торгах.
Из материалов дела следует, что заявление Общества с приложением схематического изображения предполагаемого расположения испрашиваемого земельного участка было представлено в Департамент.
Как следует из оспариваемого отказа, основанием для отказа послужил вывод Департамента о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земель общего пользования, а также Правилами землепользования и застройки города Тюмени запрещено точечное строительство на территории города Тюмени, кроме того, на участке расположены зеленые насаждения.
Вместе с тем Департаментом не представлено достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых, в правилах землепользования и застройки разделены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно пункту 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Правил землепользования и застройки г. Тюмени, действие градостроительного регламента, установленного настоящими Правилами, распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования города Тюмени.
Фактическое использование земельного участка для прохода не является обстоятельством, определяющим само по себе отнесение территории к местам общего пользования и препятствующим предоставлению земельного участка заинтересованному лицу для строительства.
При этом тот факт, что земельный участок не огорожен, свободен от строений, благоустроен сам по себе не придает этому земельному участку статус участка общего пользования.
В соответствии с понятием, данным в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы существующих, планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования обозначаются красными линиями.
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, ими может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары и т.п.) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Доказательств, что испрашиваемый заявителем участок расположен на территории, обозначенной красными линиями, Департаментом не представлено.
Таким образом, факт отнесения испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования Департаментом не доказан.
В силу части 1 статьи 3 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154, градостроительная деятельность на территории города Тюмени осуществляется на основании документов территориального планирования, настоящих Правил и документации по планировке территории. Соблюдение красных линий, утвержденных проектами планировки территории, является обязательным условием осуществления градостроительной деятельности на территории города Тюмени.
Таким образом, действие градостроительного регламента, установленного настоящими Правилами, распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах соответствующей территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования города Тюмени.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Департамента о том, что размещение испрашиваемого заявителем объекта на указанной территории, как точечное строительство, запрещено нормами Правил землепользования и застройки города Тюмени.
В соответствии со статьей 12 Правил землепользования и застройки г. Тюмени (в редакции Решения Тюменской городской Думы от 30.05.2013 N 1057), в случае отсутствия утвержденного проекта планировки территории размещение отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Тюмени может осуществляться с соблюдением ограничений точечного строительства, а именно следующих условий:
а) наличие необходимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с программами развития города Тюмени;
б) наличие резервных мощностей объектов инженерной инфраструктуры;
в) обеспеченность планируемого к размещению объекта капитального строительства нормативной социальной инфраструктурой, в том числе объектами детских дошкольных учреждений в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования города Тюмени;
г) наличие свободной нормативной территории для обслуживания планируемого к размещению объекта капитального строительства.
Как видно из письма N 38-117-1616 департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени "О предоставлении сведений, содержащихся в ИСОГД", документация по планировке территории, на которой располагается испрашиваемый земельный участок, в установленном законодательством порядке не утверждалась.
Ответчиком представлены сведения, согласно которым, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О правилах землепользования и застройки города Тюмени" (в редакции от 30.05.2013, действовавшей на момент принятия Департаментом решения об отказе) испрашиваемый земельный участок действительно находился в ОД-1, которая выделена для обеспечения строительства и реконструкции объектов капитального строительства с широким спектром видов их использования.
Согласно решению Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 О правилах землепользования и застройки города Тюмени" (в редакции от 29.08.2013) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения ОД-2, которая выделена для формирования местных (локальных) центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром функций, ориентированных на удовлетворение потребностей населения.
Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зоне ОД-2 указаны в ст. 22 Правил землепользования и застройки (в редакции от 29.08.2013), согласно которой, в зоне ОД-2 не предусмотрен вид разрешенного использования "для размещения торгового объекта, для которого требуется установление санитарно-защитной зоны".
Указанные обстоятельства не служили основанием отказа в оспариваемом решении ответчика, но влияют на решение вопроса о выборе испрашиваемого заявителем земельного участка.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность определения вариантов размещения объекта по обращению заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
При таких условиях у уполномоченного органа имелась возможность в рамках процедуры выбора земельного участка предложить обществу варианты размещения места строительства объекта торгового назначения для которого не требуется установление санитарно-защитной зоны.
Поскольку уполномоченный орган не осуществил весь комплекс мероприятий по выбору места размещения объекта строительства в соответствии с установленной статьей 31 Земельного кодекса РФ и разделом 8 Положения N 144-П процедурой, у департамента отсутствовали правовые основания для отказа обществу в осуществлении выбора и предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суд первой инстанции правомерно указал, что Департаментом в рассматриваемом случае был нарушен установленный статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения заявления общества, поскольку Департамент не выдал заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а сразу рассмотрел по существу заявление Общества о предоставлении земельного участка в аренду, отказав в предоставлении в аренду заявителю испрашиваемого им земельного участка.
Из содержания указанных выше норм права следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, связанных со строительством, осуществляется путем формирования в установленном порядке таких земельных участков на основании утвержденной органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановки их на кадастровый учет.
Составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей.
Наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса по возможному предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность либо в аренду должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, для целей заключения вывода о невозможности предоставить земельный участок лицу для целей, связанных со строительством, необходимо определить четкие границы участка, что возможно лишь при составлении схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте.
Доводы подателя жалобы о том, что заявитель не обосновал размер испрашиваемого участка, апелляционный суд находит несостоятельными.
Требования к форме и содержанию обоснований примерного размера земельного участка отсутствуют в нормативных документах, в связи с чем, оно может быть выполнено в произвольной форме.
Орган, обеспечивающий выбор земельного участка, производит его на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа, осуществляющего выбор земельного участка.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность заявителя по предоставлению дополнительной информации, подтверждающей возможность размещения объекта и подключения его к сетям инженерно-технического обеспечения. Такая информация истребуется Департаментом самостоятельно у соответствующих органов.
Поэтому, отказав Обществу в выдаче схемы расположения испрашиваемого в заявлении земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, Департамент нарушил требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что Департаментом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.12.2013 по делу N А70-8879/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)