Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 12.01.2015 ПО ДЕЛУ N 3-40/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 января 2015 г. по делу N 3-40/2015


Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Г.А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействующим распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 4 октября 2012 года N 1272-р,

установил:

4 октября 2012 года распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 1272-р земельные участки категории земель лесного фонда по списку согласно приложению к настоящему распоряжению были включены в границы населенного пункта село Павловка муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан (пункт 1).
Произведен перевод земельных участков, указанных в пункте 1 из категорий земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов и установлен основной вид их разрешенного использования - "комплексная жилищная застройка" (пункт 2).
Данный правовой акт не был официально опубликован.
Прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о признании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 4 октября 2012 года N 1272-р не соответствующим закону и недействующим. В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что оспариваемое распоряжение противоречит части 4 статьи 12, пункту 2, подпункту "з" пункта 4 части 2 статьи 102, части 5 статьи 102, пункту 5 части 1 статьи 104, части 3 статьи 106 Лесного кодекса Российской Федерации. Земельные участки категории земель лесного фонда площадью 875,8463 га, включенные в границы села Павловка муниципального района Нуримановский район, относятся к категории защитных лесов и измененный вид разрешенного использования "комплексная жилищная застройка" не соответствует целевому назначению защитных лесов, поскольку вышеназванные нормы Лесного кодекса Российской Федерации содержат прямой запрет осуществления в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе размещения объектов капитального строительства. В соответствии с пунктом 1 части 19 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе принимать решение о включении земельного участка в границы населенного пункта, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, на основании произведенного перевода и включения земельных участков категории земель лесного фонда в границы населенного пункта леса, находящиеся на данных землях, приобретают статус городских лесов (пункт 2 части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации). В силу статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации городские леса подлежат включению в состав зон рекреационного назначения, их включение в состав жилищных зон действующим законодательством не предусмотрен. В нарушение части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 30 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года N 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован не был.
В судебном заседании представители Прокуратуры Республики Башкортостан - прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики Прокуратуры Республики Башкортостан Изотов И.С. и Башкирский природоохранный межрайонный прокурор Шайхутдинов Р.А. заявление поддержали, просили удовлетворить.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Калеева Н.О. просила суд отказать в удовлетворении заявления. Пояснила, что в силу пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации основанием признания недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую является нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую. Поскольку порядок включения земельных участков в границы населенного пункта соблюден, требование о признании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 4 октября 2012 года N 1272-р не соответствующим федеральному законодательству не подлежит удовлетворению.
Представители Администрации Нуримановского района Республики Башкортостан Михайлов Г.Е., Усманов А.М., Якупов И.И. поддержали возражения представителя Правительства Республики Башкортостан, просили отказать в удовлетворении заявления прокурора Республики Башкортостан.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Государственного учреждения "Нуримановское лесничество" лесные участки, включенные оспариваемым распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 4 октября 2012 года N 1272-р в границы села Павловка муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, относятся к категории защитных лесов - леса, расположенные в водоохранных зонах, и запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов. Общая площадь участка 875,8 га, из них покрытые лесом 694,9 га, нелесные земли 180,9 га. На момент принятия распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 4 октября 2012 года N 1272-р и рассмотрения настоящего гражданского дела генеральный план данного села или схема территориального планирования муниципального района не были утверждены. Данные обстоятельства не оспаривались представителями Правительства Республики Башкортостан и Администрации Нуримановского района Республики Башкортостан.
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Как следует из содержания статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 27 декабря 2009 года N 351-ФЗ, от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения Правительства Республики Башкортостан) (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) было предусмотрено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Часть 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, предусматривает исчерпывающий перечень обстоятельств, являющихся безусловными основаниями для отказа в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта.
При этом федеральный законодатель обязал исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказать в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка (пункт 1 части 19).
Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий установлены статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Однако в законодательстве имеются ограничения относительно использования лесов только их целевым назначением, а также прямой запрет на осуществление в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Так в силу части 1 статьи 102, части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Часть 5 статьи 102, пункт 5 части 1 статьи 104, часть 3 статьи 106 Лесного кодекса Российской Федерации запрещает осуществление в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе размещения объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
Анализ приведенных федеральных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что измененный вид разрешенного использования земельного участка "комплексная жилищная застройка" противоречит лесному законодательству и несовместим с целевым назначением защитных лесов.
Следовательно, Правительство Республики Башкортостан в силу пункта 1 части 19 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2009 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" было не вправе принимать решение о включении земель лесного фонда в границы населенного пункта село Павловка муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, поскольку вышеуказанными федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 4 октября 2012 года N 1272-р не может быть признано соответствующим нормам Федерального закона от 29 декабря 2009 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Лесного и Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в случае перевода и включения земельных участков категории земель лесного фонда в границы населенного пункта леса, находящиеся на данных землях, приобретают статус городских лесов на основании пункта 2 части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации.
















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)